Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
картотека по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Тараданчик Елена Васильевна

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

 

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_formirovanie_zvukovoy_kultur_rei.docx84.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека 
    игр и игровых упражнений
    по формированию звуковой культуры речи

                                                    Учитель-дефектолог Тараданчик Е.В.

    http://old.eduvluki.ru/data/detsad/2/251/251.jpg

    Дидактическая игра «Детский мир»

    Задачи:

    1. Познакомить детей с термином «слово»
    2. Расширять представление о многообразии слов
    3. Учить вслушиваться в звучание слов
    4. Совершенствовать отчетливое произношение слов

    Правила:

    Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.

    Игровые действия:

    Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети.

    Игровые атрибуты:

    фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»

    Сюжет игры:Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и «купить» игрушку.

    Дидактическая игра «Зоопарк»

    Задачи

    1. Продолжать знакомство детей со звучащим словом.

    2. Расширять представления детей о многообразии слов.

    3. Совершенствовать отчетливое произношение слов.

    Правила:

    Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой.

    Игровые действия:

    Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»

    Игровые атрибуты:

    Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные»

    Сюжет игры:

    Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут там встретиться.

    Дидактическая игра «Магазин»

    Задачи:

    1. Продолжать знакомить детей с термином «слово»
    2. Расширять представление о многообразии слов
    3. Совершенствовать отчетливое произношение слов

    Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.

    Игровые действия:

    Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.

    Игровые атрибуты:

    Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин»

    Сюжет игры:

    Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.

    Дидактическая игра «Назови пару»

    Задачи:

    1. Расширять представление о значении слов
    2. Сравнение слов по звучанию
    3. Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.

    Правила:

    Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки.

    Игровые атрибуты:

    Мяч, предметны картинки слов-«друзей».

    Сюжет игры:

    Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга».

    Дидактическая игра «Звуковые часы»

    Задачи:

    1. Расширять представление о словах

    2. Познакомить детей с протяженностью слов

    3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)

    Правила:

    Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов.

    Игровые действия:

    Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не уполтребляет.

    Игровые атрибуты

    Пособие «Звуковые часы» (с изображением предметных картинок слов (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)

    Сюжет игры:

    Ведущий рассказывает, что слова бывают длинные и короткие, и все слова можно измерить хлопками или шагами. Предложить детям измерить слова и отметить протяженность слов стрелочкой.

    Дидактическая игра «Жуки»

    Задачи:

    1. Обучить интонационному выделению звука в слове

    2. Знакомить детей с термином «звук»

    3. учить называть слово на заданный звук

    Правила:

    Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку.

    Игровые действия:

    Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж»

    Игровые атрибуты:

    7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки

    Сюжет игры:

    Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».

    Дидактическая игра «Найди звуки»

    со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)

    Задачи:

    1. Освоение интонационного выделения звука в слове

    2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

    Правила:

    Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку.

    Игровые действия:

    Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

    Игровые атрибуты:

    Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»

    Сюжет игры:

    Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук.

    Дидактическая игра « Назови слова»

    Задачи:

    1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове

    2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках

    3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук

    Правила:

    Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.

    Игровые действия:

    Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук)

    Игровые атрибуты:

    Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки с на звуки с-сь, к-кь, м-мь.

    Сюжет игры:

    Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.

    Дидактическая игра «Построим дом»

    Задачи:

    1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове

    2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках

    3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук

    Правила:

    Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ» . За правильно названное слово ребенок получает фишку.

    Игровые действия:

    Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

    Игровые атрибуты:

    Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ»

    Сюжет игры:

    Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»

    Дидактическая игра «Звуковые часы»

    Задачи:

    1.Закрепление действия интонационного выделения звука в слове

    2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук

    3. Развитие умения определять первый звук в слове

    Правила:

    Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей.

    Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку.

    Игровые действия:

    Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук.

    Игровые атрибуты:

    Пособие «Звуковые часы», фишки.

    Сюжет игры:

    Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью стрелки слово на заданный звук.

    Дидактическая игра «Какой звук пропущен?»

    Задачи:

    1. Развивать фонематический слух

    2. Учить вслушиваться в звучание слов

    3. Упражнять в выделении недостающего звука

    Правила:

    Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети получают фишку.

    Игровые действия:

    Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен.

    Игровые атрибуты: фишки, предметные картинки.

    Сюжет игры:

    Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти.

    Дидактическая игра «Рыбалка»

    Задачи:

    Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

    Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Возраст: от 4 до 5 лет.

    Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных картинок.

    Правила:

    1.В игру могут играть от одного до восьми детей.

    2. Играть по очереди.

    3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые карточки.

    Игровые действия:

    1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере.

    2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]).

    3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной картинкой на заданный звук.

    4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным звуком. В конце игры подводится итог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

    Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...

    Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

    Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...

    "Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи"

    Картотека составлена для воспитателей групп детей среднего возраста....

    Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

    Картотекаигр и игровых упражненийпо формированию звуковой культуры речи...

    Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

    Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...

    Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа

    ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....

    Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

    Представлены игры для младшего дошкольного возраста...