Консультация для педагогов на тему«Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация по обучению грамоте

Благодаря родному языку

ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и

убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_ped_ob_gramote.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Подготовка детей к обучению грамоте»

Речь – одна из главных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку

ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и

убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

В речевом развитии ребёнка особое значение имеет возраст от  5 до  7 лет.

Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности

и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребёнок

вплотную подошёл к возрасту, завершающему становление речи (5 лет).

Становление речи означает, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

 Наряду с развитием речи, в старшем дошкольном возрасте начинается элементарное явление родного языка. Ребёнок постигает звуковое и слоговое строение слова; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога).

Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи ребёнка.

 В возрасте 5 – 7 лет круг проблем и задач речевого развития ребёнка резко расширяется. Определённым этапом в развитии речи является чтение и письмо. Физиологи и психологи единодушны в том, что старший дошкольник не готов к целенаправленному обучению письму. Здесь мы можем говорить только о подготовке к обучению письму.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи. Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих

составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким

речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция

звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувство ритма. Иными словами хорошо развитая устная речь является надёжной и необходимой базой для овладения грамотой.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и, особенно, письмо – сложные навыки, которые требуют определённого уровня развития ребёнка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребёнок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается в последствии в колоссальные трудности и даже трагедии не только для самого ребёнка, но

и для взрослых.

Речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных особенностей каждого ребёнка. Первостепенная задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму.

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой. Это – система осознанной, творческой работы каждого ребёнка под руководством и при помощи взрослого.

Подготовка к обучению письму включает в себя два основных направления.

1. Развивать руку.

2. Начать подготовку к технике письма.

Познакомимся с приёмами, которые помогут сделать сложный процесс подготовки к обучению письму интересным и занимательным.

Ниткопись.

Ниткопись – это выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены на бархатную бумагу. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и, конечно, мелкую моторику пальцев рук. Пуговицы, бисер. 

Для работы с пуговицами и бисером ребёнку понадобятся заготовки – основы из пластилина. (выкладываем слой пластилина на плотный картон разной формы и наносим контур). Ребёнок по контуру выкладывает пуговицы или бисер.

Бумажные комки. 

Для этого приёма используем бумажные салфетки. Комки скатываем между двумя ладонями (как катается шарик из пластилина). Чем большего размера нужен шарик, тем больше слоёв салфетки необходимо скрутить. Из таких комочков можно сделать: Колобка, Снеговика, Цыплёнка, Гусеницу. Бумажные шарики. 

Для этой работы нам необходимы: салфетки и раскраска. Отрывам от салфетки полоски и скручиваем маленькие шарики между двумя пальцами. Затем, когда шариков достаточно много, Клеем смазываем рисунок и выкладываем шарики. Эти приёмы помогут развить руку ребёнка. Рассмотрим приёмы, которые помогут подготовить ребёнка к технике письма.

Письмо – процесс, тесно связанный с ритмом. Чувство ритма интенсивно развивается именно в дошкольном возрасте. Поэтому до поступления в школу необходимо: учить ребёнка слышать ритм и воссоздавать его; учить фиксировать ритм посредством ритмических рисунков и читать их. Для работы в данном направлении взрослым необходимо осмыслить следующие понятия:

Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

Чувство метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

Чувство ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению длительности и пауз в изображениях.

В рамках подготовки к обучению письму ребёнка следует познакомить: с понятием «разлиновка», с разлиновкой – линейка, с дополнительными опорными линиями.

Через игровые упражнения закрепляют умения детей ориентироваться в линейке, а затем печатать в ней элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Баловнева Таслима Рафаиловна...

Консультация для воспитанников старшей группы «Подготовка детей к обучению грамоте»

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что ...

Консультация «Игры с предметами при подготовке детей к обучению грамоте»

Подсказать родителям дошкольников,  как дома организовать игры с предметами при подготовке к обучению грамоте....

Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."

Картотека игр по подготовке к обучению грамотедетей подготовительной группы....