экр
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Персональный сайт воспитателя Самигуллиной Галии Радифовны
Звуковая культура речи. Работа с предложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи. Работа с предложением

Задачи. Совершенствовать фонетическое восприятие.

Цель: продолжать учить определять позицию звука «Р» в словах; определять количество и последовательность слов в предложении; продолжать работу над смысловой стороной слова. Развивать слуховое восприятие, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе.

Ход занятия.

Психологический настрой.

Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!

Послушайте, стихотворение Федор Тютчев «осень».

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

- Как вы понимаете слово «первоначальной»?

- Это значит начало осени.

- Как понимаете слов «дивная пора»?

- Удивительная.

- Как вы думаете, каким словом можно заменить слов «дивная»?

- Красивый, изумительный, великолепный.

- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?

- Лучезарные. (Хоровое и индивидуальное проговаривание)

- Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска.

- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения. Воспитатель читает первые две строчки.

- Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.

- Первоначальная, пора, короткая.

- Молодцы. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». 

 «р»,  – хлопнуть в ладоши.

 рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр

Можете ли вы назвать 2 первых звука в слове дивная? Ди - часть слова.

-Есть и другие слова, начинающие на ди-

Итак: диета, дикарь, дикобраз, диск, дирижер...

-Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года в ней говорится.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

-Ребята, а вся ли осень одинаковая? (Есть осень ранняя, золотая, поздняя).

-Великие художники и поэты по-своему любили осень и восхищались ею.

Рассматривание картин осени.

3.Физминутка.

Мы ногами топ-топ-топ, (шаги на месте)

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки в ладоши)

Мы глазами миг-миг-миг, (моргание глазами)

Мы плечами чик-чик-чик, (поочередно поднимаем плечи)

Раз сюда, два сюда, (повороты влево - вправо)

Повернись вокруг себя.

Руки кверху все подняли,

Сели - встали, сели – встали, (приседания)

Словно Ваньки - Встаньки стали.

А теперь пустились вскачь,

Словно наш веселый мяч. (подскоки на месте)

Раз - два, раз – два,

Заниматься нам пора!

4.Игра «Я – вам, вы - мне».

-Ребята, а теперь давайте поиграем в игру "Я вам, а вы мне".

Я произнесу предложение, а вы сосчитайте количество слов в нем и назовите их.

5.Игровое упражнение «Придумай предложение».

- Ребята, посмотрите, что это?

- Правильно, это схемы предложений.

- Мы с вами знаем, из чего состоят предложения?

Да, предложения состоят из слов.

- Посмотрите, сколько слов в этом предложении?       / _ _.

- Правильно, в этом предложении два слова. Давайте с вами посмотрим на картинки и составим предложения, состоящие из двух слов.

Наступила осень.

Желтеет листва.

Краснеет рябина.

Падают листья.

Дети гуляют.

Трава желтеет.

Золотая осень.

- Молодцы, а теперь посмотрите на эту схему (_ _ _ .), что вы можете сказать. Из скольких слов мы будем составлять предложения?

- Правильно, из трех.

- Давайте с вами, только уже по другой картинке составим предложения, в котором будет сколько? – правильно, три слова.

Дует холодный ветер.

Часто идут дожди.

Люди спешат домой.

Темное небо хмурится.

Люди одеты тепло.

- Молодцы, ребята, а теперь посмотрите внимательно на эти две картинки и составьте предложение, в котором будет / _ _ _ _.     сколько? (четыре слова).

Дети собирают осенние листья.

Осенью часто идут дожди.

Воспитатель собирает осенние листья.

Осенью часто дует ветер.

- Ребята, а кто мне скажет, сколько мы составили предложений? Много.

- Правильно, мы с вами составили много предложений, а что у нас получилось?

- Ребята, у нас получился рассказ. А о чем этот рассказ? Об осени.

6.Игровое упражнение «Составь схему предложения».

- Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача: сосчитать, сколько в нем слов и нарисовать схему.

Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения: 

  1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
  2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза (показ карточки).
  3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения (показ карточки).

- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.

Заключительная часть.

-Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось? Что было трудным? А тебе, Незнайка, что понравилось? Ну, приходи ещё к нам в гости.