экр
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи. Работа с предложением
Задачи. Совершенствовать фонетическое восприятие.
Цель: продолжать учить определять позицию звука «Р» в словах; определять количество и последовательность слов в предложении; продолжать работу над смысловой стороной слова. Развивать слуховое восприятие, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитывать активность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Психологический настрой.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Послушайте, стихотворение Федор Тютчев «осень».
«Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».
- Как вы понимаете слово «первоначальной»?
- Это значит начало осени.
- Как понимаете слов «дивная пора»?
- Удивительная.
- Как вы думаете, каким словом можно заменить слов «дивная»?
- Красивый, изумительный, великолепный.
- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?
- Лучезарные. (Хоровое и индивидуальное проговаривание)
- Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска.
- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения. Воспитатель читает первые две строчки.
- Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.
- Первоначальная, пора, короткая.
- Молодцы. А теперь поиграем в игру «Поймай звук».
«р», – хлопнуть в ладоши.
рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр
Можете ли вы назвать 2 первых звука в слове дивная? Ди - часть слова.
-Есть и другие слова, начинающие на ди-
Итак: диета, дикарь, дикобраз, диск, дирижер...
-Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года в ней говорится.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
-Ребята, а вся ли осень одинаковая? (Есть осень ранняя, золотая, поздняя).
-Великие художники и поэты по-своему любили осень и восхищались ею.
Рассматривание картин осени.
3.Физминутка.
Мы ногами топ-топ-топ, (шаги на месте)
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки в ладоши)
Мы глазами миг-миг-миг, (моргание глазами)
Мы плечами чик-чик-чик, (поочередно поднимаем плечи)
Раз сюда, два сюда, (повороты влево - вправо)
Повернись вокруг себя.
Руки кверху все подняли,
Сели - встали, сели – встали, (приседания)
Словно Ваньки - Встаньки стали.
А теперь пустились вскачь,
Словно наш веселый мяч. (подскоки на месте)
Раз - два, раз – два,
Заниматься нам пора!
4.Игра «Я – вам, вы - мне».
-Ребята, а теперь давайте поиграем в игру "Я вам, а вы мне".
Я произнесу предложение, а вы сосчитайте количество слов в нем и назовите их.
5.Игровое упражнение «Придумай предложение».
- Ребята, посмотрите, что это?
- Правильно, это схемы предложений.
- Мы с вами знаем, из чего состоят предложения?
Да, предложения состоят из слов.
- Посмотрите, сколько слов в этом предложении? / _ _.
- Правильно, в этом предложении два слова. Давайте с вами посмотрим на картинки и составим предложения, состоящие из двух слов.
Наступила осень.
Желтеет листва.
Краснеет рябина.
Падают листья.
Дети гуляют.
Трава желтеет.
Золотая осень.
- Молодцы, а теперь посмотрите на эту схему (_ _ _ .), что вы можете сказать. Из скольких слов мы будем составлять предложения?
- Правильно, из трех.
- Давайте с вами, только уже по другой картинке составим предложения, в котором будет сколько? – правильно, три слова.
Дует холодный ветер.
Часто идут дожди.
Люди спешат домой.
Темное небо хмурится.
Люди одеты тепло.
- Молодцы, ребята, а теперь посмотрите внимательно на эти две картинки и составьте предложение, в котором будет / _ _ _ _. сколько? (четыре слова).
Дети собирают осенние листья.
Осенью часто идут дожди.
Воспитатель собирает осенние листья.
Осенью часто дует ветер.
- Ребята, а кто мне скажет, сколько мы составили предложений? Много.
- Правильно, мы с вами составили много предложений, а что у нас получилось?
- Ребята, у нас получился рассказ. А о чем этот рассказ? Об осени.
6.Игровое упражнение «Составь схему предложения».
- Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача: сосчитать, сколько в нем слов и нарисовать схему.
Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:
- Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
- Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза (показ карточки).
- В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения (показ карточки).
- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.
Заключительная часть.
-Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось? Что было трудным? А тебе, Незнайка, что понравилось? Ну, приходи ещё к нам в гости.