НОД "Предложение"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ключникова Надежда Викторовна

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе тема "Предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_1.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 384 г. Челябинска»

_________________________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454000,  г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности  

по речевому развитию в подготовительной к школе группе №8

Тема: «Предложение»

                                                                 Выполнил: воспитатель

                                                                                          Ключникова Н. В.

                                                                                         (Высшая

                                                                                         квалификационная

                                                                                         категория)

        

        

2019 г.


Задачи: 

  1. дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; знакомить с предложением;
  2. учить выделять на слух предложения из высказывания;
  3. учить членить предложения на слова, рассказ на предложения;
  4. упражнять детей в умении делить слова на слоги;
  5. закреплять    соотношение звук — буква;
  6. развивать фонематическое восприятие (гласные звуки);  
  7. закреплять знания графических изображений букв;
  8. развивать воображения, образного мышления, мелкой моторики руки;
  9.  продолжать учить концентрировать внимание.

Словарная работа

Активизация: схема, предложение, гласный звук, слова.

Обогащение: столяр, рассказ.

Предшествующая работа: 

  • Упражнения «Делим слова на слоги», «Звуко-буквенный анализ слов», «Составь предложение со словом...», «Найди гласный звук в слове»,
  • Изготовление детьми схем слов и предложений,
  • Изготовление дидактической игры «Разрезные буквы».

Оборудование. 

  • Аудиозапись «АБВГДейка» и вальса, магнитофон.
  • Ширма с названием страны и буквами.
  • Записка от Злодейки Вредности.
  • Элементы гласных букв (вырезанные детьми), конверт с надписью «Разрезные буквы».
  • Картинки с односложными словами (4 чел. по 2 картинке): дом, лук, стул, дым, кот, зонт, суп, нож.
  • Картинки с двусложными словами (4 чел. По 2 картинке): репа, бусы, небо, пила, трава, роса, туча, белка.
  • Доска, магниты, фломастеры.
  •  Схемы слов (нарисованные детьми): 4 -  с 1 слогом, 4– с 2 слогами.
  • 2 конверта с наклеенными на них схемами слов, 1-предложений.
  • 12 бумажных полосок (схема предложения).

Ход:

Звучит запись «АБВГДейка».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое «АБВГДейка»? (Предположения детей). Скажу вам по секрету, так называется страна Букв и Звуков. А хотите побывать в этой стране? (Ответы детей: да).

Воспитатель: В круг большой становитесь. Глаза закрываем и за мной повторяем.

А б в г  д е ю я,

Буквы, слоги и слова,

Гласные-согласные,

Вокруг себя обернитесь

В волшебной стране АБВГДЕЙка очутитесь.

Глаза открываем. Вот мы и очутились в стране Букв и Звуков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой здесь бардак. Как будто ураган пронесся. А вот и  записка. Прочитаем ее.

«Как хачу, так и читую. Как хочу, так и пышу. Не люблю порядок. А люблю я безпорядок. Буквы все я разкитала, по деталям разломала. И порятку не бывать. Будут все, как я четат. Злодейка Вредность».

Воспитатель: Ребята, что будем делать? Поможем стране Букв и Звуков? С чего начнем? Конечно, порядок наведем, буквы все мы соберем.

Дидактическая игра «Собери буквы».

Дети собирают с ковра детали, подходят к столам и из них собирают буквы.

Воспитатель: Какие буквы получились? Прочитаем их. (Ответ детей: а, о, у, ы, и, э.). Скажите, к какой группе звуков они относятся? (Ответы детей: гласные.). Назовите характеристику гласных звуков. (Ответы детей: при их произнесении воздушная струя не встречает преград.) Буквы, которые мы собрали, уберем в папку. Чтобы теперь уже не смогли разлететься в разные стороны.  Посмотрите, здесь еще и картинки разбросаны. Соберем картинки. Смотрите, как их много. Нужно разложить их в папки. Чтобы выполнить быстрее, работать будем в парах. Разделитесь на пары. Напомните мне, пара- это сколько человек? (Ответ детей: 2.) Пройдите за столы. Каждой паре достается по 4 картинке. Один ребенок берет себе картинки, в названиях которых есть только 1 гласный звук, а чтобы вам не забыть, вам поможет схема.  А второй ребенок из пары берет картинки, в названиях которых 2 гласных звука. Вот ваша схема. Если один из вас сомневается, другой может помочь.

Дидактическая игра «Найди гласный звук» (работа в парах).

Я вижу, задание все выполнили. Подойдем к каждому столу и проверим правильность выполненного задания.

Воспитатель: Ребята, задание вы выполнили правильно. Картинки с двумя гласными звуками и схемами уберем в конверт. А вот с другими картинками мы еще поиграем. Напомните мне, сколько гласных в этих словах? (Ответ: один.) Да, правильно. А теперь мы предмет, который изображен на картинке, назовем ласково.  Посчитаем, сколько теперь станет гласных.

   Например, было слово куст, а ласково скажем- кустик, стало сколько гласных? (Ответ детей: 2) Теперь вы скажите ласково про свой предмет, который изображен на вашей картинке. Но картинке есть не у всех. Ребята, у кого были картинки со словами с 1 гласной, у вас были 2 картинки. Поделитесь с тем ребенком, с кем вы работали в паре. Теперь у каждого есть картинка? Тогда начинаем изменять слова. (Дети садятся на стулья).

Дидактическая игра «Измени слово».

Воспитатель: Скажите, в словах, которые у нас получились сколько гласных стало? (Ответ детей: две гласные). Что мы изменяли? (Ответ детей: слова).

Воспитатель: Мы сейчас работали со словами. Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово стул. Ребята, представьте себе стул. Какой у тебя стул, Катя? А у тебя, Аня? А у Ромы какой стул? (Ответы детей.) При произнесении этого слова, мы сможем сказать, какой это стул (высокий или низкий, новый или старый, детский или взрослый); где он находится (дома или в саду, в магазине или лежит сломанный на свалке); кто на нем сидит? (Ответ детей: нет.)

   Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом. Например: Столяр изготовил деревянный  стул. Ребята, столяр - это кто? (Ответы детей: Столяр – это человек, который делает мебель.) Из дружных слов получилось предложение. Только с помощью предложений мы можем сообщать другим людям различные сведения.

Скажите, что вы узнали о стуле из этого предложения. (Кто изготовил стул, из какого материала сделан стул?)

Предложения мы будем обозначать   длинной   полоской   бумаги (показ   бумажной   полоски).

Упражнение «Составь предложение».

 Воспитатель: У каждого из вас есть картинка. Составьте предложение с этим словом. Всем, кто составил предложение, получит длинную полоску бумаги.

А мы с вами продолжаем составлять предложения. Теперь уже не с одним словом, а с двумя словами.

Подвижная игра «Найди друга»

 Пока звучит вальс, вы танцуете, как только музыка остановилась, вы находите себе друга и беретесь за руки. У каждого из вас по 1 картинке, вас стало двое, вам надо придумать предложение уже со своими двумя словами.

Итак, послушаем, какие предложения у вас получились. Картинки уберем в конверт «Картинки с изображение предметов с одной гласной». Чтобы был порядок в стране Букв и звуков.

 Вы назвали предложения. Скажите, можно ли ваши предложения объединить их в один рассказ? (Ответ детей: нет.) Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

Упражнения «Выдели предложения из высказываний на слух».

Воспитатель: Рассказ-это несколько предложений, связанные между собой по смыслу. Предложения в рассказе дружат между собой.  В рассказах одно предложение от другого отделяется паузой (короткой остановкой). Послушайте коротенький рассказ.

Столяр изготовил деревянный стул. (Пауза.)

Стул привезли в магазин. (Пауза.)

Папа купил для мамы стул. (Пауза)

Мама сидит на новом стуле.

Воспитатель: Сколько предложений вы услышали? (4) Повторите первое предложение. О чем оно вам рассказало? Во втором? В третьем? В четвертом?

Сколько предложений в этом рассказе? Сколько схем выложим по этому рассказу? (Ответ детей: 4)

Упражнение «Выделение слов из предложения».

Воспитатель: Это рассказ. А рассказ из чего состоит? (Ответ детей: предложений). А из чего состоят предложения? (Ответ детей: из дружных слов). Каждая линия-это отдельное слово.

Посмотрите, какую схему я нарисую по первому предложению. Еще раз послушайте: Столяр изготовил деревянный стул. Сколько слов в этом предложении? (Ответ детей: 4). На полоске бумаги я нарисую 4 линии, столько слов в этом предложении.

   Разделимся на три команды. 1 команда нарисует на своей схеме предложения столько линий, сколько во втором предложении. Вторая команда – сколько слов в третьем предложении. Ну, а третья команда - сколько слов в последнем четвертом  предложении. Еще раз проговариваю рассказ, а вы запоминайте свое предложение. Каждая линия — это отдельное слово. Сколько слов в предложении, столько линий на полоске. 1 Команда-сколько слов в вашем предложении? Вторая команда? Третья команда? Все правильно выполнили задание. Эти схемы уберем в конверт с названием «Схемы для составления предложений».

Воспитатель: Посмотрите вокруг, больше ничего не раскидано? Порядок стал в стране Букв и Звуков? Надеюсь, в страну больше не вернется Злодейка Вредность. Порядок навели, теперь можно возвращаться в наш детский сад.

В круг становитесь. Глаза закрываем, за мной повторяем.

А б в г  д е ю я,

Буквы, слоги и слова,

Гласные-согласные,

Вокруг себя обернитесь

В детском саду очутитесь.

Глаза открываем. Вот мы и очутились в нашей группе в детском саду. Подведение итога. Скажите, где мы были? Что делали в стране Букв и звуков? Что нового узнали?