Консультация «Методики обучения грамоте».
консультация по обучению грамоте

Воскресенская Светлана Александровна

Консультация для педагогов и родителей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_obucheniya_gramote.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Методики  обучения грамоте».

В России накоплен богатый педагогический опыт по обучению чтению: стоит назвать такие имена как   "Родное слово" Ушинского  и руководство к нему (1864), Л.Н. Толстой («Новая азбука») , Д.Б. Эльконин,  В.Г. Горецкий («Букварь», «Азбука», «Русская азбука»).

В  российской школе используются следующие приёмы звукового аналитико-синтетического  способа обучения  грамоте, первоначально предложенные Ушинским:

  • нахождение заданного звука в словах;
  • подбор слов на заданные звуки;
  • расчленение слов на слоги и звуки;
  • составление слов из слогов и звуков (букв);
  • замена и перестановка звуков в односложных словах;
  • наращивание звуков в начале или конце слов и др.

Новаторской была система Эльконина. Центральным принципом Букваря Эльконина стало раскрытие перед учениками основного правила русской графики - принципа обозначения твёрдости и мягкости согласных букв при помощи букв гласных.  Так называемый позиционный принцип.

Вот как описывает его сам автор: «Видишь согласную букву — не произноси ее звукового значения, а смотри на следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если это буквы А, О, У, Ы, Э, то согласная обозначает твердый согласный звук; если это Я, Ё, Ю, И, Е, то согласная обозначает мягкий согласный звук». Поэтому в букваре Эльконина  гласные вводятся попарно:  А—Я, О—Ё, У—Ю, Ы—И, Э—Е.

Букварь Эльконина также ориентирует ребёнка на самостоятельное построение схем слова в начале при помощи фишек трёх цветов, и только затем при помощи букв.

Эльконин также предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему.

Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, - занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.

Метод целых слов

Стоит отдельно упомянуть метод целых слов. При таком подходе ребёнка учат распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В России этот метод известен как метод Глена Домана. Он практически не прижился в России в советское время.

Однако, справедливости ради, стоит отметить, что метод целых слов не стоит отвергать полностью. Его можно сочетать со слоговым чтением.

На целостном восприятии не только слова, но и текста основана  современная методика (технология)  А. Кушнира, который отмечает, что  традиционный слоговой метод ведёт к привычке проговаривания слова, которая остаётся на всю жизнь даже при чтении про себя. Таков недостаток слогового чтения.

 Сущестсвует программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Это курс для 4-6-леток, предполагается, что он - начальное звено непрерывного курса обучения грамоте – русский язык – чтение и литература для 1-11 классов». Создается в рамках образовательной программы «Школа-2100».

В большинстве классических букварей нашего времени согласные вводятся в зависимости частоты, с которой они встречаются в тексте: чем чаще встречается согласная, тем раньше она вводится в букварь. Вначале вводятся гласные А, О, У, Ы, И, затем гласные Е, Я, Ё, Ю.

Букварь Н.С.Жуковой - довольно известный на сегодняшний день классический букварь. Н.С.Жуковой вводит буквы в следующем порядке: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.

Многим известно, что проблему раннего обучения чтению предлагает по-своему решить методика Н. Зайцева. Однако ее пока стоит относить к нетрадиционным методикам обучения чтению.

Метод Николая Зайцева, который определил склад (не путать со слогом!) как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Обучение по кубикам Зайцева основано на аналитико-синтетическом методе.

Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают.

Для  гласных -"золотые" (желтые) кубики

Для согласных их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком - "железные" (серебристо-серые) и "деревянные" (коричневые) (большие и маленькие).

"Железные" - для звонких, "деревянные" - для глухих.

 Большие - для твердых, маленькие - для мягких. И большие, и маленькие кубики могут быть двойными (склееными).

"Золотые" заполняются обрезками консервной жести (можно монетками)., "железные" заполняется крышечками от бутылок, "дерерянные" заполнятся колобашками, можно обрезками твёрдого картона.

Буквы пишутся  тремя цветами: Голубой - Г - для гласных, Синий - С - для согласных, Зеленый - З - для твердого и мягкого знаков.

Такая система помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь  складами, ребенок составляет слова.

Общие рекомендации по обучению чтению.

Попробуем перечислить рекомендации для обучения чтению, которые сформулированы разными методиками, но могут быть взаимосочетаемы:

-   Единицей чтения для ребёнка является слог, по Зайцеву, склад, иногда слово.

-  Задача родителей, которые хотят подготовить ребёнка к обучению чтению - научить ребенка выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом: различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие, звонкие и глухие. Первый шаг – переключить внимание ребенка со смысловой стороны речи на звуковую.

-  Наиболее типичной ошибкой родителей является смешивание понятий буква и звук. Это может негативно отразиться в последующей учебе ребенка в школе. Чтобы этого не случилось, взрослый должен в первую очередь сам твердо усвоить, в каком случае речь идет о звуках, а в каком – о буквах. Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и нашими речевыми органами. Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем.

 

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

- Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

- Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

- Будьте последовательными в обучении чтению.

- Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

- Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

- Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

-Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...

Консультация для родителей "Ступеньки к обучению грамоте"

Консультация для родителей детей с ОНР....

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Овладение грамотой при дизартрии"

Уровень владения звуковым анализом у подавляющего большинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Дети, поступившие в массовые школы, бывают совершенно не в состоянии усвоит...

Консультация "Музыкальная грамота - нужна ли она малышу?"

Музыкальная грамота – развивает музыкальную культуру, воспитывает эстетический вкус и потребность в общении с музыкой....

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...