Картотека игр для развития фонематического слуха.
методическая разработка по обучению грамоте

Дашкина Татьяна Васильевна

Автором представленна картотека игр для развития фонематического слуха у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССРп.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Картотека игр для развития фонематического слуха

           Кто больше слов придумает?                          Цель. Активизация словаря, подбор слов с заданным звуком                                              Оборудование. Мяч, фанты.                           Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей приду-мать слова, в которых встречается этот звук.                                              Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Пой-мавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.                                                                           

                 Отстукивание слогов                                                  Цель. Обучение слоговому анализу слов.        Оборудование. Барабан, бубен.                                    Описание игры. Дети садятся вряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова.

                        «Цепочка слов»                                                     Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, отрабатывать навыки звукового анализа слов.                                                             Описание игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.  

                           

                       «Собери цветок»                                                             Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у детей.                                                       Описание игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква или символ буквы (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ребёнок должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

                             «Речевое лото»                                                                         Цель: развивать умение выделять в словах общий звук, автоматизировать звук в словах, развивать внимание, фонематический слух.                                               Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок. Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?' Выигрывает тот, кто первый за-кроет все картинки на большой карте без ошибок.    

                «Математическая грамматика»                                          Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.             Описание игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: с + том – м + лиса – са + ица – ? (столица).

              Назови первый звук в слове                             Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.                                   Описание игры. Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

                 Крестики – нолики                                          Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.                                      Описание игры. У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

                             Поедем или нет?        

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Ребёнок по очереди вынимает из коробки картинки, называет изобра-женный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

                          Повторюшки

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.

                      Чудеса в мешке

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие дете-нышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, сло-ненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребёнку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Цель: добиться, чтобы ребёнок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.

                             «Выдели слово».                                                                Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с задан-ным звуком.

              «Какой звук есть во всех словах?»                       Взрослый произносит три - четыре слова, в каж-дом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

                        «Услышишь — хлопни».                                                   Цели: развивать слуховое внима-ние, фонематическое восприятие.                                                   Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (сло-гов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

 «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).      Цели: развивать фонематические представ-ления, внимание.                                                                                  Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

        

                                                   

  «Телевизор»        

 Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности детей.

Описание игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц – спрятанное слово.        

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

                    «Рассели животных»

 Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Описание игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш.

Картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

                        «Незнайка с кармашком»

 Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание.

Описание игры. I вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

II вариант В кармашек вставляется звуковая схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

                          «Собери букет»

 Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] – [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую – со звуком [р]». (Розовая – [р], голубая – [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Дети расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

                         

Красный — белый

Цель. Нахождение звука в словах, воспринимаемых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

                       

                           

                           «Ушки - слушки»

 Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Описание игры. Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хру-стальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

                       Звуки по кругу.

Цель. Определение места звука в слове; определение звука по твёрдости-мягкости.

Оборудование: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.

Описание игры. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант

                         

                                Что звучит?

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, моло-точек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, ему предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он ребёнка. Ребёнок отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребёнок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.

                 

        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по развитию речи, слуха, внимания

Материал взят с Интернета. Удобная картотека для оформления в родительский уголок....

Картотека игр для развития слуха

Картотека игр для развития слуха...

КАРТОТЕКА "Игры на фонематический слух, звукопроизношение, словарь и др."

КАРТОТЕКА игр "Фонетика. Словарь. Словообразование. Грамматика. Связная речь."...

Картотека по развитию фонематического слуха у дошкольников

Игровые технологии применяемые в работе с дошкольниками....

Игровая картотека на развитие фонематического слуха

Игровая картотека на развитие фонематического слуха...

Картотека игр "Развиваем фонематический слух"

Картотека игр "Развиваем фонематический слух" для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр на развитие слуха и речи у детей младшей группы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Картотека игр на развитие слуха и речи у детей младшей группы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ....