«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Колмакова Мария Серафимовна

     Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rekomendatsii2.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Аленушка»

Методические рекомендации

«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

Автор: Мария Серафимовна Колмакова

Жердевка

2018 год

Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам готовности ребенка  к овладению грамотой и практика работы с детьми показали, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. У большинства воспитанников дошкольных образовательных учреждений, посещающих группы общего развития, при поступлении в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Поэтому целесообразно уделять  внимание проблеме по формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма. Начиная работу по подготовке к обучению грамоте с детьми с 5 лет,  можно избежать многих трудностей при начале школьного обучения. Современная школа предъявляет к дошкольнику более высокие требования к усвоению знаний и умений,  его  интеллектуальным способностям. Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается и не может включиться в общий режим работы. Поэтому в настоящее время при подготовке детей старшего дошкольного возраста к овладению навыкам чтения и письма педагогам дошкольных образовательных организаций  целесообразно использовать более действенные, инновационные формы и методы обучения,   такие, например,  как ТРИЗ-технологии, наглядное моделирование, информационно-коммуникативные, игровые технологии, методы совместного проектирования. Используя современные формы организации подготовки дошкольников к обучению грамоте, можно сформировать обобщенные, систематизированные знания, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач и тем самым помочь дошкольникам легче перейти на школьную ступеньусвоения знаний. Поэтому своевременная  работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Цель составления данных методических рекомендаций: оказание  помощи педагогам-организаторам  работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению грамоте и создание положительной динамики  готовности к школьному обучению.

Ожидаемые результаты методических рекомендаций: овладение педагогами опытом использования инновационных форм и методов подготовки старших дошкольников к обучению грамоте может способствовать повышению мотивации дошкольников к овладению навыками чтения и письма и обеспечения ихготовности к школе.

Основная часть

В последнее время в дошкольных учреждениях внедряются в работу инновационные технологии. Поэтому главная задача педагогов дошкольного учреждения выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников.Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов.

При подготовке дошкольников к обучению грамоте целесообразно использовать следующие виды инновационных технологий: ТРИЗ-технологии, наглядное моделирование, интерактивные, информационно-коммуникативные, игровые технологии, проектирование.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологияпри подготовке к обучению грамоте позволяет воспитывать и обучать у ребенка гибкость мышления. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ-технологии при обучении навыкам чтения и письма  – это привитие ребенку радость речевых открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида деятельности дошкольникацелесообразно использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка готовности к обучению в школе. Задачи  работы педагога: развитие гибкости, подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Для решения поставленных задач можно использоватьпримерные задания для подготовки к обучению грамоте  (Приложение 1).

Интерактивные методы –работа с наглядными видео материалами (презентациями) позволяет решать задачи: активное включение ребенка в процесс усвоения материала. На занятиях целесообразно использовать интерактивные методы обучения:

- работа с наглядными материалами – мультимедийные презентации к играм, с помощью которых дети могут провести самопроверку выполненного задания, для чтения небольших текстов построчно (предложение или его часть) по цепочке, что развивает произвольное внимание и чувство работы команды с целью ознакомления с полным содержанием текста, физкультминутки и гимнастику для глаз;

- работа детей в паре с использованием взаимной проверки (оценки выполнения задания с помощью поощрения фишкой);

Таким образом, использование игр ТРИЗ-технологий и интерактивных методов организации обучения способствует хорошему усвоению представленного материала, развивает мышление, активность, навыки самостоятельной деятельности. Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, стимулирует познавательную активность.

При обучении детей старшего дошкольного возраста  можно рекомендовать метод наглядного моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.) Использование при обучении чтению и письму наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им с  легкостью овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.

Чаще всего трудности в период обучения грамоте испытывают дошкольники, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ, который является одним из главных операций над языком и более высокой ступенью развития фонематической системы.

Освоить фонематический анализ – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Как показывает практика, процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать  метод наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:

- знакомство детей с понятием “слово” и его протяженностью;

- образное представление структуры слова;

-  интонационное выделение звука в слове, определение места звука в слове (в начале, середине, конце);

- умение определять последовательность звуков в слове, количество звуков в слове

- формирование навыков анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

- графическое изображение предложений, придумывание предложений по схеме.

Процесс обучения грамоте будет легче, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение информационно – коммуникационных технологий в  работе по обучению грамоте становится все более актуальным.

Современным ребенком усваивается в большей мере та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близка ему,  вызывает положительные эмоции. Компьютер очень положителен во взаимоотношениях с ребенком, создает в процессе обучения грамоте необходимую «ситуацию успеха».

Важной задачей при подготовке к обучению грамоте дошкольников является выработка  связной и грамматически правильной речи.

Наряду с традиционными методами обучения  эффективным методом подготовки к  обучению грамоте являются компьютерные игры, созданные в программе MicrosoftPowerPoint. С их помощью можно сформировать у дошкольников ориентацию в звуковой стороне слова,  умение интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики.    Большим преимуществом применения игр – презентаций в работе с детьми по овладению грамотой является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить довольно большой объем информации. Такие игры позволяют внести в занятие новизну, развить познавательную активность, улучшить произношение, углубить интерес к языку.   Использование компьютерных презентаций, в которых ребенок   выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает  различные неожиданные эффекты, очень нравятся детям, тем самым позволяя ребенку с легкостью освоить предложенный материал. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка, что в настоящее время является огромным преимуществом (Приложение 2).

Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.

При использовании информационно-коммуникативных технологий повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. 

Практика работы с дошкольниками  показывает, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные  презентации, которые несут в себе большую пользу. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования   мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Важную роль при подготовке к обучению грамоте ребенка дошкольного возраста принимают на себя  игровые приемы и методы.

Педагогический опыт показывает, что в последнее время увеличилось число детей с речевыми нарушениями и недостаточно сформированными фонематическими процессами. Поэтому главная цель использования игровых технологий - повышение качества подготовки  к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Самой главной задачей при обучении дошкольников является организация образовательной деятельности таким образом, чтобы детям было интересно, ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно.

Как же сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, получили положительный эмоциональный настрой?

Для этого необходимо:

- разработать систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут подготовить детей к обучению грамоте;

- создать условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки детей к обучению грамоте;

- побуждать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей.

При подготовке старших дошкольников к обучению грамоте целесообразно использовать слоговые таблицы, карточки по звуковому анализу слов; игры, как фабричного производства, так и изготовленные собственными руками, кассы букв, мини-азбуки, в которых могут быть размещены слоги или короткие слова для чтения.

В процессе организованной образовательной деятельности по обучению грамоте детей  подходят такие формы организации образовательной деятельности, как  занятия-путешествия, занятия-экскурсии, КВН (Приложение 3).                                                                                    

С помощью игр можно  открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.  

Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста  по подготовке к  обучению грамоте значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать поставленные задачи, строить интересный педагогический процесс.

Игровые технологии способствуют сенсорному и умственному развитию дошкольников, помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Особую важность при подготовке детей к школьной ступени в последнее время приобретает использование таких методов, приемов, способов, которые являются наиболее эффективными для прочного запоминания и грамотного написания словарных слов.

          Сегодня в образовательном процессе особое место отводится проектной деятельности воспитанников. Проектный метод - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов в большей мере ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную или групповую, которую они выполняют в течение какого-либо промежутка  времени.
Метод совместного проектирования педагога и воспитанников помогает  решить определенные дидактические задачи, то есть, прежде всего, задачи взрослого. Проектная  деятельность, как показывает опыт работы с дошкольниками,  помогает  организовать образовательное пространство каждого ребенка.

Учебный проект при подготовке к обучению грамоте позволяет обучать  целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, например, обучения написанию букв,выявление основных причин, препятствующих успешному усвоению «трудных» букв.       

Изучив метод проектирования при обучении детей 5-7 лет грамоте, и, применив их на практике, можно прийти  к выводу, что проблема усвоения и написания буквможет быть решена.

          Проектная деятельность дошкольников - сфера, где необходимо соединить знания и умения, теорию и практику. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в старшем дошкольном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

          Совместная работа педагога и детей увлекает практически каждого ребенка. Дошкольник старается относиться к ее выполнению творчески, с интересом “добывает” материал, исследует его. Это позволяет не только развивать умения и  навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает ребенка уверенным в собственных силах.

Проведённые наблюдения при работе с дошкольниками позволяют утверждать, что работа проектной деятельности при подготовке к обучению грамоте при усвоении букв и звуков действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей старших дошкольников.

Проектный метод способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.

Все вышеперечисленные технологии, используемые при подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет позволяют достичь более значимых результатов, помочь ребенку овладеть навыками чтения и письма и тем самым успешно адаптироваться к новым школьным формам обучения в дальнейшем.

Заключение

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным средством приобщения ребенка к культурным ценностям, а также необходимым условием воспитания и обучения. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста закладывает основы успешного обучения в школе.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Как показывает практика, использование современных технологий при подготовке дошкольников к усвоению навыков чтения и письма позволяет подготовить их к школьному обучению, создать правильный эмоциональный настрой.

Следовательно, инновационные технологии – это положительная динамика при подготовке дошкольников к обучению грамоте, сбалансированное чередование специально организованных занятий с обучением в различных видах деятельности, среди которых преобладающей выступает игра, совершенствование структуры занятия подвижностью, использование информационно-коммуникативных технологий, наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций.

К концу дошкольного возраста дети в результате систематического обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Таким образом, у детей к концу обучения в подготовительной группе сформируется комплекс необходимых навыков в сочетании темпа и ритма речи с движениями глаз и руки, что позволит им более успешно адаптироваться к требованиям школьной программы.

Предложенные технологии при подготовке к обучению грамоте позволят разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

Работа по данному вопросу - это один из методов личностно-ориентированного подхода к обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и положительное отношение к процессу учения.

Список рекомендуемой литературы

  1. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Ковригина Т.Е.,Шеремет Р.Е. «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  4. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  5. Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
  7. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  8. Методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
  9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
  10. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От Ф доЯ» Колесникова Е.В.  -М.:Издательство «Ювента», 2001.-80с.
  11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  12. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
  13. Цуканова С.П.,Бетц Л.Л. //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

Приложение 1

 «Четвертый лишний» - научить видеть лишнее – букву, слог, слово, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение: по количеству слогов, букв (звуков), наличию мягких согласных и т.д;

 «Да-нет» - развивать системное мышление, усвоение различных понятий звук – буква – слог – слово. Например: педагог дает неправильную характеристику звуку или называет место слова в слоге. Ответ НЕТ предполагает необходимость дать правильный ответ ;

 «Шифры» - развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов. Упражнять в чтении (одм-дом);

 «Волшебное письмо» - развивать зрительное восприятие, закреплять представления о гласной и согласной букве;

 «Веселые истории» - активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение: (ДОМ – Дима остановил машину);

 «Путаница» - учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирая лишнее: Иду по ровной реке (дороге) ;

 «Допиши букву, слог, слово» - учить видеть образ буквы (слова) по одной его части, закреплять понятия слог, слово; развивать ассоциативное мышление:  , РО-, МО-;

 «Составь слово из слогов» - учить составлять новые слова из первых, (последних) слогов слов (картинок): МОЛОКО, БЕРЕЗА – КОЗА;

 «Вычитание букв» - развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в печатании и чтении: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА,БЫК;

 "Прочитай наоборот" – развивать зрительное восприятие, закреплять образ букв : ЛОТС, ТНИВ – СТОЛ, ВИНТ;

 «Угадай имя» - развивать быстроту мыслительных операций, умении печать и читать слова: ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА.

 «Проверь меня» - воспитатель выполняет задание, а дети проверяют его выполнение. 

Приложение 2

Игра – презентация «Найдите друга»

Игра рекомендуется для детей 5 лет.

Цель:  учить дошкольников интонационно выделять в словах первый звук и находить  слова с одинаковыми первыми звуками.

Ход игры. Педагог объясняет, что  слова, как и дети могут подружиться.  Слово ищет себе друга по одинаковому первому звуку.

Сначала дети  называют слова в первой колонке  по порядку (сверху – вниз):  

Чайник                                 Кот

Петух                                   Слон

Жук                                      Лук

Лейка                                    Жираф

Собака                                  Чашка

Курица                                  Песня

Педагог предлагает найти слову «чайник» «друга» во второй колонке. Кто нашёл, тот щелкает по картинке. Слово – картинка «чайник»  передвигается к слову – картинке «чашка», слова подружились. Игра продолжается, пока дети не найдут всем словам – картинкам друзей.

Игра-презентация « Отгадай загадки»

Игра рекомендуется для детей 5-7 лет.

Цель: учить дошкольников находить общий звук в предложенных словах.

Ход игры.Педагог предлагает отгадать загадки, представленные на слайдах. Например,

1.Косоглазый, маленький

   В белой шубке, в валенках(заяц).

2.Круглый, полосатый

с огорода взятый,

Сахарный и алый стал –

   кушайте, пожалуйста (арбуз).

После того, как дети называют отгадки, на слайде появляются рисунки-отгадки и общий звук. Игра позволяет в более интересной форме закрепить звуки и умение интонационно вычленять их.

Приложение 3

Сценарий игры-квн в подготовительной группе по обучению грамоте «Умники и Знайки».
Цель: обобщение и закрепление знаний по изученным темам.
Задачи: 

1.Развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции. 
2.Закрепление умения детей составлять слоги, читать по слогам; 
3. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, логики мышления; 
4. Воспитание  дружелюбия, коллективизма, духа соревнований. 
Оборудование: мультимедийная презентация, 2 мольберта, квадратики для звукобуквенного анализа, конверты со слогами. 
Ход образовательной деятельности: 
Воспитатель: Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро вы пойдете в школу. Очень долго вы занимались в стенах нашего детского сада: учились правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, составлять интересные рассказы. Вы научились читать, писать, думать и находить правильные ответы на самые трудные вопросы. Сегодня у нас интересная и необычная игра-КВН, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. 
Воспитатель: Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют две команды. Приветствуем участников игры. Команда «Умники» и команда «Знайки».
Воспитатель: Работу наших команд будут оценивать компетентное жюри: наши любимые родители! 
Первый конкурс «Приветствие» 
Первыми приветствует соперников команда «Умники»,
с ответным словом выступает команда «Знайки». 
Второй конкурс «Разминка» 
Буквы- значки, как бойцы на парад 
в чётком равнении построились в ряд. 
Каждый в условленном месте стоит 
И называется всё (алфавит) . 
Сколько букв в русском алфавите? 
(Тридцать три) 
Сколько гласных? (Десять) . 
Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ, Ь) . 
Айболиту все сперва 
Говорили букву … (А) 
В старом дереве дупло 
Ну совсем как буква … (О) 
Давно известно детям всем: 
Корова знает букву … (М) 

Каждый барашек скажет тебе, 
Очень уж любят они букву. (Б) 
Разделять всех он мастак, 
Безголосый … (твёрдый знак) 
Для шипенья хороша 
В алфавите буква. (Ш) 
Узнаешь сразу ты её - 
С двумя глазами буква. (Ё) 
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха! » - 
Так хохочет буква … (Х) 
Ходит с палочкой, увы, 
По страницам буква … (Ы) 
Не получится борща, 
Если нет в нем буквы … (Щ) 
Безголосый он добряк, 
Всё смягчает … (мягкий знак) 
Мы запомнили легко: 
Номер первый - буква. (не О, а А) 
Кусок от бублика я съел, 
И получилась буква … (не Л, а С) 
Круглой формы голова, 
Той же формы буква … (не А, а О) 
Скажешь ты наверняка, 
На турник похожа. (не К, а П) 
Слово вкусное УХА 
Начинает буква … (не Х, а У) 
Буква первая, друзья, 
В алфавите - это … (не Я, а А) 
Алфавитную семью 
Возглавляет буква … (не Ю, а А) 
Это вовсе не враньё: 
Звука нет у буквы … (не у Ё, а у Ь или Ъ) 
Дальше всех, совсем в конце, 
В алфавите буква … (не Ц, а Я) 
Третий конкурс  «Собери слово»

От каждой команды по 2 ребенка сложат слова

1)Кукла

    Дом

2)Ложка

    Мак

(задание выполняется не кто вперед, а кто правильно соберет слова, перед тем как сложить слово, определить с детьми количество слогов.)

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) 
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) 
В среду долго умывался, (Умываемся.) 
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) 
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) 
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) 
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) 
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) 
Вы достать хотите крышу 
Потянитесь вверх повыше — 
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.) 
Раз, два, три, 
Корпус влево поверни. 
И руками помогай, 
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) 
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.) 
И на место снова сядем. (Дети садятся.) 
Выполняем упражненье 
Выполняем упражненье, 
Быстро делаем движенья. 
Надо плечи нам размять, 
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
Выросли деревья в поле 
Выросли деревья в поле. 
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.) 
Каждое старается, 
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.) 
Вот подул весёлый ветер, 
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.) 
Даже толстые стволы 
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.) 
Вправо-влево, взад-вперёд — 
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
Он их вертит, он их крутит. 
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.) 
Четвёртый конкурс «Найдите общий звук» 
На слайде появляются картинки, дети находят общий звук в них.
Воспитатель: Прежде чем начать следующий конкурс давайте вспомним: 
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные) 
- А согласные делятся? (на твердые и мягкие, ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ) 
- Квадратиками какого цвета обозначаются гласные звуки? Согласные твердые? Согласные мягкие? 
Пятый конкурс «Придумайте слова по схеме» 
(конкурс капитанов) 

Шестой конкурс «Что лишнее»

На слайде представлены ряды букв, нужно найти лишнюю в каждом ряду (гласная, согласная, свистящая, шипящая)
Воспитатель: Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Вы были дружные, сообразительные, находчивые! 
- Вам понравилась игра? 
- Задания были трудные? 
Воспитатель: А пока жюри подсчитывает баллы, у нас музыкальная пауза! (Поют песню «Вместе весело шагать»).

Воспитатель: А сейчас наступает самый приятный и волнующий момент. Предоставляем слово жюри. 
Жюри объявляет итоги, обосновывает их, побеждает дружба! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....

Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...

Использование Лего-технологии при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОВЗ.

В материале подобраны игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием конструктора Лего....

Выступление на тему: « Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

Выступление на тему:« Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»...