Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по обучению грамоты
    картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Здравствуйте! Уважаемые родители! Предлогаю вашему вниманию картотеку дидактическхе игр по обучению и закреплению грамоты для дошкольников. Играйте в свободное для Вас время играйте в викторины и КВН. Желаю всем интересного времяпровождения. Всем удачного дня.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kvn_po_gramote.docx20.77 КБ
    Файл igra_viktorina_po_obuch._gramoty.docx16.4 КБ
    Файл igra_kvn_po_gramot.docx177.93 КБ
    Файл kartoteka_igr_po_gramote.docx39.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в форме КВН в подготовительной к школе группе

    Игра-викторина в подготовительной группе по обучению грамоте «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят»

    Цель: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.

    Задачи:

    Образовательные:

    Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам;

    Продолжать учить детей делить слова на слоги, называть их последовательность, находить слова с заданным слогом;

    Совершенствовать умения называть слова с определенным звуком, подбирать слова с этим звуком, определять место звука в слове, называть гласные и согласные звуки, совершенствовать диалогическую форму речи;

    Закреплять знания детей в составлении предложений по картинкам.

    Развивающие:

    Развитие связной речи, фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;

    Развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов;

    Формировать познавательный интерес, воображение, инициативу.

    Воспитательные:

    Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, ответственности за команду.

    Методы и приёмы: вопрос, показ, объяснение, игровой момент

    Наглядные средства обучения: картинки с рисунками для определения слогов в словах;

    Организация детей: в кругу, за столами, в кругу.

    - Ребята, сегодня мы с вами проведём КВН – делимся на две команды, выбираем капитанов. / Дети сидят за столами по двое - 2 ряда. Каждый ряд одна команда/

    Воспитатель: Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют две команды. Приветствуем участников игры. Команда «Знайки», капитан команды Буерашина Оля. Команда «Почемучки», капитан команды Бабушкин Максим.У нас сегодня соревнуются две команды«Знайки» и «Почемучки»

    КВН – это не просто игра, а игра-соревнование. Оценивать выполнение

    заданий будет компетентное и справедливое жюри (представление жюри).

    А теперь познакомимся с правилами игры-викторины:

    Каждая команда получает задание.

    За каждый правильный ответ члены жюри будут класть звёздочку в вашу корзину.

    Команда, набравшая большее количество звёздочек, объявляется победителем нашей игры-викторины.

    Участники команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.

    Если одна команда дала неверный ответ на вопрос, право ответа передается другой команде. Ответ должен быть четкий и ясный.

    Ведущий: Ребята, вы согласны с правилами нашей игры?

    Приветствие

    Первыми приветствует соперников команда «Знайки».

    Наш девиз«Знайки» круче всех!

    Их ждет большой успех!

    С ответным словом выступает команда «Почемучки».

    Наш девиз«Почемучки» - просто класс!

    Победят сегодня вас!

    Задание№1

    Чем отличаются звуки и буквы?

    (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)

    Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные)

    Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог)

    Гласные звуки могут петь, плакать, кричать, но не желают свистеть и ворчать.

    Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

    Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог)

    Согласные звуки шепчут, шелестят, шипят, но не поют.

    Загадки

    1)Чёрные птички на белой страничке

    Молчат, ожидают, кто их прочитает (буквы)

    2)Если слоги встанут рядом,

    Получаются …. (слова)

    3)Много слов я соберу

    Меж собой их подружу

    Понятным будет изложение

    То получу я…. (предложение)

    -Что такое предложение?

    (слова, связанные по смыслу; законченная мысль; в предложении всегда о чём-то или о ком-то кому то говорится; слова в предложении должны дружить)

    Задание№2

    Перед вами на столе лежат фрукты, овощи, игрушки. Команде «Знайки» надо выбрать предметы, название которых начинается на мягкий согласный звук, а команде «Почемучки» надо выбрать предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука (дети из каждой команды по очереди подходят к столу и выбирают овощ, фрукт, согласуют свой выбор с командой)

    Задание№3 (картинки на магнитной доске)

    Выберите птицу, в названии которой 2 слога (задание для «Знайки»)

    1. Грач

    2. Дятел

    3. Воробей

    Выберите животного, в названии которого 1 слог (задание для «Почемучки»)

    1. Лось

    2. Лиса

    3. Белка

    Задание№4

    Игра «Поймай звук в ладошки»

    Давайте поможем найти звук [К] в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки (задание для команды «Знайки»)

    Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.

    Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них

    Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша (задание для команды «Почемучки»)

    Задание №5

    Какие слова отвечают на вопрос кто?

    (слова, которые называют людей и животных)

    Придумайте эти слова

    Какие слова отвечают на вопрос что?

    (слова, которые обозначают предмет)

    Придумайте эти слова

    Ребята, давайте отдохнём, а потом опять продолжим наше соревнование

    Физкультминутка «Дни недели»

    Первый – понедельник, зайка – рукодельник.

    (Дети показывают как зайчик пишет или шьёт и т. д.)

    А за ним приходит вторник, соловей - задорник.

    (Двигаются по кругу, машут руками - крыльями)

    За вторником - среда, лисичкина еда.

    (Изображают лисичек, которые кушают)

    За средой – четверг, волк глазами сверк!

    (Изображают волка)

    За четвергом к нам пятница колобком прикатится.

    (Вращают одну руку вокруг другой)

    За пятницей – суббота, баня у енота. (Умываются)

    За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье! (Выполняют любые танцевальные движения)

    Задание№6

    Звуковой анализ слова лимон для команды «Знайки»

    Звуковой анализ слова слон для команды «Почемучки»

    Команда «Знайки» будет разбирать слово, а какое, вы узнаете после того как отгадаете загадку

    Он почти как апельсин, Длинный хобот, важный вид, С тонкой кожей, сочный Головой кивает он

    Недостаток лишь один Но на нас он не сердит,

    Кислый очень, очень…. Вы узнали!Это. (Слон)

    Произнеси слово лимон, какой слышится первый звук? (л’)

    Это согласный или гласный звук? (согласный)

    Мягкий или твёрдый согласный звук? (мягкий)

    Фишкой какого цвета обозначается мягкий согласный звук? (зелёной)

    Ставим зелёную фишку в первую клеточку

    Какой слышится второй звук? (и)

    Это гласный звук, обозначаем красной фишкой, ставим красную фишку во вторую клеточку.

    Какой слышится третий звук? (м)

    Это согласный или гласный звук? Это твёрдый согласный звук, обозначаем его синей фишкой, ставим в третью клеточку.

    Какой слышится четвертый звук? (о)

    Это гласный звук, обозначаем красной фишкой, ставим красную фишку в четвертую клеточку.

    Какой слышится пятый звук?

    Это согласный звук?

    Сколько звуков в слове лимон? (5)

    Сколько согласных звуков в слове лимон? (3)

    Сколько мягких согласных звуков? (1)

    Сколько твёрдых согласных звуков? (2)

    Сколько гласных звуков в слове лимон? (2)

    Сколько слогов? (2)

    Какой слог ударный?

    Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

    Уберите первый мягкий согласный звук, гласный, третий согласный звук, четвёртый гласный. Какой звук остался? (пятый твердый согласный звук - н)

    Задание № 7.

    А сейчас у меня для вас следующее задание. Читаю скороговорку.

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Какой звук чаще всего встречается в скороговорке? (с)

    В каких словах встречается этот звук? (Саша, шоссе, сосала, сушка)

    Сейчас я буду произносить эти слова, а вы должны определить место звука «с»в слове: в начале, в середине, или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

    Задание № 8

    Составить предложение по сюжетным картинкам

    Составление предложений в два и три слова.

    По первой картинке«Девочка моет руки».

    По второй картинке«Девочка рисует птицу».

    Анализ каждого предложения:

    – Сколько слов в предложении?

    – Какое слово первое? второе? третье?

    Ребята, вот и заканчивается наша «Игра-соревнование».

    Воспитатель: Ребята! Вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на все вопросы. Вы были дружные, сообразительные, находчивые!

    - Вам понравилась игра?

    - Задания были трудные?

    Жюри подводит итоги. Музыка, песни. Награждение команд.



    Предварительный просмотр:

    Игра – викторина по обучению грамоте «Клуб Веселых и Находчивых дошколят» Старшая и подготовительная группа

    Цель: обобщение и закрепление знаний по изученным темам с элементами праздника.

    Задачи: 1. Развитие фонематического слуха, творческой активности, воображения, быстроты реакции.

    2. Закрепление умения детей в составлении и чтении слов по слогам.

    3. Развитие звуко – буквенного анализа и синтеза, логического мышления.

    4. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.

    Оборудование: 2 мольберта, квадратики для звуко – буквенного анализа, конверты со слогами.

    Предварительная работа воспитателей.

    ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Логопед: Дорогие ребята! Сегодня у нас интересная и необычная игра – викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения. Сейчас мы поиграем в интересную игру КВН. Узнаем какая команда самая дружная, самая находчивая и сообразительная.

    Врываются кот Базилио и лиса Алиса. – Так что это творится и без нас.

    - У нас игра викторина КВН.

    СКАЗ. Герои: КВН? Это как по телевизору что ли?

    - Почти. Наши ребята будут показывать свои знания, свою сообразительность.

    Сказ. Герои: Ого, ничего себе. Как интересно. А можно с вами?

    - Ребята возьмем с собой кота и лису? Тогда вы будете помогать командам.

    ВСЕМ! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют 2 команды. Приветствуем участников игры. Команда «АБВГДЕЙКИ» Капитан команды………

    Команда «Грамотейки» капитан команды……

    Работу наших команд будет оценивать компетентное жюри………

    Итоги будем подводить в конце игры. Итак начинаем нашу игру.

    1 КОНКУРС «ПРИВЕТСТВИЕ»

    Первыми приветствует соперников команда «АБВГДейки»

    Наш девиз: АБВГДейки круче всех их ждет большой успех.

    С ответным словом выступает команда «Грамотейки»

    Наш девиз: Грамотейки просто класс победят сегодня вас.

    2 КОНКУРС «Разминка»

    Буквы значки, как бойцы на парад в четком равнении построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называется всё (алфавит)

    - Сколько букв в русском алфавите (33)

    - Сколько гласных? (10)

    - Какие буквы не обозначают звуков? (ъЬ)

    - Айболиту все сперва говорили букву? (А)

    - В старом дереве дупло, но совсем как буква? (О)

    - Давно известно детям всем корова знает букву? (М)

    - Каждый барашек скажет тебе очень уж любят они букву? (Б)

    - Разделять он всех мастак, безголосый? (Ъ)

    - Для шипенья хороша в алфавите буква? (Ш)

    - Узнаешь сразу ты её: с двумя глазами буква? (Ё)

    -Хи – хи-хи ха ха-ха так хохочет буква? (Х)

    - Ходит с палочкой увы по страницам буква? (Ы)

    - Не получиться борща, если нет в нем буквы? (Щ)

    - Безголосый он добряк всё смягчает? (Ь)

    - Мы запомнили легко, номер первый буква? (А)

    - Кусок от бублика я съел и получилась буква? (С)

    - Круглой формы голова, той же формы буква? (О)

    - Скажешь ты наверняка, на турник похожа? (П)

    - Слово вкусное УХА начинает буква? (У)

    - Буква первая друзья начинает буква? (А)

    Алфавитную семью возглавляет буква? (А)

    - Это вовсе не враньё, звука нет у буквы? (Ь, Ъ)

    - Дальше всех, совсем в конце в алфавите буква? (Я)

    3 КОНКУРС. «Звуковой»

    Придумать как можно больше слов к заданному звуку

    «АБВГДейки» — Т

    «Грамотейки» — С

    ФИЗМИНУТКА

    Ритмичная музыка: дети танцуют

    4 КОНКУРС «Найди звук»

    Я буду называть слова со звуком И, а вам нужно определить, где этот звук спрятался (в начале, середине, конце)

    ИВА, ТУЧИ, ЛИСТОЧКИ, ДОЖДИ, ПОДСНЕЖНИК, ГРАЧИ, ФИАЛКА, ИНДЮК

    Прежде чем начать следующий конкурс вспомним: — Какие бывают звуки? (согласные, гласные)

    А согласные делятся на? (Твёрдые, мягкие, глухие, звонкие)

    5 КОНКУРС? Конкурс капитанов (разбор слова)

    А пока наши капитаны заняты мы с вами поиграем.

    Ск герои: А давайте поиграем в интересную игру. В неё всегда только мы выигрываем. «Нос, пол, потолок»

    6 КОНКУРС «Собери слово»

    Каждой команде даются конверты, в них находятся слоги. Из них нужно собрать слова. ВА-ЗА, МЫ-ЛО, УТ-КА, УТ-РО, ШКО-ЛА, МА-ШИ-НА, МА-Га-ЗИН

    - Ребята вы сегодня очень хорошо играли, отвечали на вопросы, вы были дружны, сообразительны, находчивы. Вам понравилась игра?

    - Задания были трудные?

    Пока жюри подсчитывает баллы у нас музыкальная пауза.

    После музыкальной паузы определяется победитель. Награждение победителей.



    Предварительный просмотр:

    КВН по обучению грамоте в подготовительной группе.

    Форма работы: КВН из смешанных команд (родители и дети).

    Задачи:

    1) общеобразовательные:

    Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;

    Совершенствовать практические умения и навыки детей.

    2) коррекционно-развивающие:

    Развивать грамматический строй речи;

    Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;

    Формирование самоконтроля за речью;

    Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

    3) воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;

    Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

    Логопед: Добрый вечер всем  взрослым, детям и гостям.

     Сегодня для подведения итогов нашей совместной работы, мы проведём игру КВН. Где вы, уважаемые родители и вы ребята, покажете свою организованность, навыки, умения, а  точнее говоря свою готовность к школе.

    КВН это игра – соревнования,это когда соревнуются две команды. Сегодня это команда детей и команда родителей.

    КВН - это когда весело и интересно;

    КВН - это клуб веселых и находчивых).

    (Звучит торжественная музыка «Мы начинаем КВН»)

    - Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН… Участвовать в нашей игре будут две команды «ЗНАЙКИ» и «ПОЧЕМУЧКИ»

    «ЗНАЙКИ» - родители,

    «ПОЧЕМУЧКИ» - дети.

    Приветствуем участников игры. Первыми приглашаются команда «ПОЧЕМУЧКИ»,  которую ведёт капитан. Встречайте! (Под музыку и аплодисменты входит первая команда).

    Встречайте их соперников – команду «ЗНАЙКИ» и их капитана. (Под музыку и аплодисменты входит вторая команда).

    Я предлагаю командам поприветствовать друг друга.          

    Команда «ЗНАЙКИ»:

    Мы команда «ЗНАЙКИ»!

    Соперникам мы шлём привет!

    И от души желаем,                

    Знать правильный ответ.

    Команда «ПОЧЕМУЧКИ»:

           Мы команда «ПОЧЕМУЧКИ»!                

           Мы на встречу к вам пришли,                    

             И смекалку и уменье

    Мы с собою принесли! 

    Приветствие прошло отлично, и первый конкурс нашей игры называется:

    1. Конкурс - Разминка

    1.К Маше зашла в гости Катя. Кто пришел?  Кто был дома?

    2. Кошка съела мышку. Кто слабее?

    3. На машину съехал снег. Кто стрелял?

    4. Витю слушал папа. Кто говорил?

    5. Сашу ударил Ваня. Кто драчун?

    6. Собаку укусила оса. Кто кусался?

    2.конкурс

    Один мягкий и свистит

    Другой твёрдый и шипит

    Третий вовсе запоёт

    Хоть кто его произнесёт… (звук).

    Какие звуки вы знаете? (Гласные и согласные.)

    Черные птички на белой страничке

    Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

    Каким цветом обозначаются гласные звуки?

    Сначала я никак не мог

    Прочесть с двух букв

    Свой первый… (слог).

    На какие звуки делятся согласные звуки?

    Звук я к звуку подберу

    И его произнесу

    Если буквы в ряд сложу

    То его потом прочту…(слово).

    Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки?

    Много слов я соберу

    Меж собой их подружу

    Понятным будет изложение

    То получу я …(предложение).

    Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки?

    3 конкурс «Звук заблудился»

    Предлагается прослушать короткие стихотворения и исправить допущенные в них ошибки.

    •        У Светланы и Лизы

    Есть и санки, есть и лызы.

    •        Что стучишь так громко дождик?

    Не забьёшь ты даже гвождик.

    •        Лежали на улице свежие доски.

    На них отдыхали ленивые коски.

    •        Миша и Маша лежали в коляске.

    Были они, безусловно, двойняски.

    •        Двое маленьких мышат

    Тоже ходят в детский шад.

    •        Грустят на пригорке

    Две стройные ёрки.

    •        Был закат и тих, и светел,

    Но потом поднялся ветел.

    •        Мама, мама, мне поверь:

    Сам убрал свою постерь.

    •        Встал Илья на тонкий лёд

    И хотел пойти впелёд.

    •        Не за рыбой охотится чайка,

    А за булкой – ну что за ленчайка!

    •        Огибает речка

    Рощу как коречко.

    1. Конкурс «Найди одинаковый звук»

    Предлагается соединить линией картинки, названия которых начинаются на одинаковые звуки.

    1. Физкультминутка

    Мы ногами — топ-топ,

    Мы руками — хлоп-хлоп.

    (Движения выполнять по содержанию текста)

    Мы глазами — миг-миг.

    (Руки на поясе. Моргаем глазами)

    Мы плечами — чик-чик.

    (Руки на поясе, плечи вверх-вниз)

    Раз — сюда, два — туда,

    (Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)

    Повернись вокруг себя.

    Раз — присели, два — привстали,

    Руки кверху все подняли.

    Сели, встали,

    Ванькой-встанькой словно стали.

    Руки к телу все прижали

    И подскоки делать стали,

    А потом пустились вскачь,

    Будто мой упругий мяч.

    (Движения выполнять по содержанию текста)

    Рад-два, раз-два,

    Заниматься нам пора

    (Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз).

    1. Конкурс капитанов

    Вопросы для 1-й команды:

    1.        Мы видим буквы или звуки?

    2.        Из чего состоит сказанное слово?

    3.        Назовите мягкий согласный звук в слове почка.

    4.        Назовите слово парк без звука к.

    5.        Кто "папа" ягнёнка?

    6.        Назовите слово, противоположное по значению слову говорить.

    7.        Как называется время суток после дня?

    8.        Какой месяц находится между мартом и маем?

    Вопросы для 2-й команды:

    1.        Мы слышим звуки или буквы?

    2.        Из чего состоит написанное слово?

    3.        Какой твёрдый согласный звук есть в слове дерево!

    4.        Назовите слово коса без звука к.

    5.        Кто "мама" жеребёнка?

    6.        Назовите слово, противоположное по значению слову спрашивать.

    7.        Какой месяц следует за февралем?

    8.        Как называется время суток между утром и вечером?

    Конкурс

    Кем вы будете, когда пойдете в школу?

    Я предлагаю вам сделать звуковую схему слова «УЧЕНИК».

    А теперь по очереди составьте предложения со словом ученик. Какое предложение вам понравилось больше всего? Давайте сделаем схему этого предложения.



    Предварительный просмотр:

    Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

      

    Игра 1. «Буквенный светофор»

    Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Выбирается водящий «светофор»), он становится в центре площадки и называет любую букву.

    Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются пере-бежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

     

    Игра 2. «Магазин»

    Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий «покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

    Дзынь-дзынь-дзынь,

    Открываем магазин.

    Заходите, заходите,

    Покупайте, что хотите.

    Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».

    Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

    Игра 3. «Слова-друзья»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

    Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).

    Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

    Игра 4. «Имена»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

    Материал: мяч.

    Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».

    Игра 5. «Какое слово хотел написать художник?»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

    Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.

    Игра 6. «Как зовут детей?»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

    Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при помощи картинок так, что первый звук

    картинки составляет букву нового слова.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что к нам на занятие пришли дети, и показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой картинке.

    Игра 7. «Телевизор»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции анализа и сравнения.

    Материал: макет телевизора, в который вставляются различные изображения (размером формата А5 с надписями, например, МАК). Внизу под телевизором кармашки, куда вставляются карточки с картинками; картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении телевизора и др.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК). После этого дети подходят к столу, берут перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый звук в слове. Затем воспитатель предлагает вставить картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре.

    Игра 8. «Помоги художнику, собери слова из картинок»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

    Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый звук которых соответствует букве слова и др.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т.к. они состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помогите художнику, возьмите по одной картинке и поставьте её под той буквой, с которой начинается слово.

    Игра 9. «Мамина сумка»

    Цель: упражнять детей в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что мама пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие. Дети называют слова: масло, молоко, морковь, помидоры, сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки.

    Игра 10. «Сестрички»

    Цель: упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ; развивать мыслительные операции, память.

    Материал: буквы или карточки с буквами, которые показывает воспитатель в процессе чтения рассказа.

    Ход игры. Воспитатель читает рассказ: «Жили-были две сестрички. Их звали так: имя одной на А (показывает карточку с буквой А), второй — на И. Как их могли звать? Дети придумывают (Аня, Арина, Алина, Алёна, Ира, Инна, Инесса и др.). Пошли они в лес за ягодами на Ч и 3 (черникой и земляникой) и за грибами на Б и П (боровиками, бабками; подосиновиками, польскими грибами.) Принесли маме, она сварила из грибов С (суп), а из ягод К и В (компот и варенье)».

    Воспитатель предлагает детям самим придумать рассказ-задание с буквами для своих друзей.

    Игра 11. «Кольца Луллия»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции.

    Материал: кольца Луллия, состоящие из двух кругов, скреплённых посредине так, что они могут вращаться. На внутреннем (малом) круге наклеены четыре разные буквы; на внешнем (большом) круге — картинки, первый звук которых соответствует букве в малом круге (по 2—3 шт.)

    Ход игры. Ребёнок берёт кольца Луллия и должен соотнести букву на малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге.

    Игра 12. «Четвёртый лишний»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.

    Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Детям необходимо определить лишнюю картинку.

    Игра 13. «Доскажи словечко»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

    Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.

    Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и выделяют первый звук в слове.

    Михаил играл в футбол

    И забил в ворота… (гол).

    У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки).

    Наша Таня громко плачет

    Уронила в речку… (мячик).

    Где обедал воробей

    В зоопарке у… (зверей).

    Шла коза по мостику

    И виляла… (хвостиком).

    Игра 14. «Загадки»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

    Материал: загадки.

    Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.

    Сидит дед, во сто шуб одет.

    Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)

    У кого глаза на рогах,

    А дом на спине? (Улитка.)

    Сам алый, сахарный.

    Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

    Зимой — белый,

    Летом — серый. (Заяц.)

    Маленький шарик

    Под лавкой шарит. (Мышь.)

    Игра 15. «Мозаика»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.

    Материал: мозаика, состоящая из четырёх частей так, что на каждой из них изображены предметы, начинающиеся на один и тот же звук, а на оборотной стороне буква и другие картинки.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что Мишка потерял свой обед и его необходимо найти. Выбирайте только те картинки, у которых первый звук [м][м"]. Дети соединяют в мозаику (МИШКА, МЁД, МОРОЖЕНОЕ, МОЛОКО). Мишка их благодарит и открывает секрет. Воспитатель переворачивает собранную мозаику, где изображена буква М. (Буратино потерял друзей: БАБОЧКА, БАРАН, БЕЛКА; шмель — одежду: ШАПКА, ШАРФ, ШТАНЫ; волк — предметы: ВЕДРО, ВЕШАЛКА, ВЕЛОСИПЕД; собака — еду: СЫР, СОСИСКИ, САЛО и др.)

    Игра 16. «Клад»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.

    Материал: картинка с изображением драгоценностей.

    Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук, спрашивая у воспитателя:

    — Этот предмет кукла?

    — Нет.

    — Ковёр?

    — Да.

    Дети находят под ковром картинку с кладом.

    Игра 17. «Где спрятались домашние животные?»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.

    Материал: пары картинок, начинающиеся на один и тот же звук (КОТ — КУБИКИ, СВИНЬЯ — СВИТЕР, УТКА — УКРОП, ОСЛИК — ОБРУЧ, ПЕТУХ — ПИРОЖНОЕ и др.).

    Ход игры. Воспитатель говорит, что домашние животные решили пошутить: они спрятались за картинками, которые стоят на наборном по-лотне. Догадайтесь, куда спрятались звери? Вот подсказка: первый звук в названии предмета на картинке совпадает по звуку с животным, которое за ней прячется.

    Игра 18. «В путешествие»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.

    Материал: два нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы: на одном — С, на другом — Ш. Картинки с изображением одежды, в которых присутствуют данные буквы (шорты, штаны, шарф, шуба, рубашка, шапка, костюм, сапоги, свитер, носки, косынка, трусы).

    Ход игры. Воспитатель говорит, что мальчики Саша и Шура отправляются в путешествие и просят нас помочь им собрать вещи. Саше в чемодан необходимо положить вещи, где есть звуки [с] и [с"], а Шуре, где есть звук [ш]. Дети берут со стола картинки, определяют, есть ли такой звук в слове, и раскладывают их по чемоданам.

    Игра 19. «Лото»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции, память.

    Материал: мешок с пластмассовыми буквами; карточка по типу лото, где на делениях размещены картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве.

    Игра 20. «Рассели животных по домикам»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и соотнесении слова с определённым звуком с буквой; развивать мыслительные операции, память.

    Материал: картинки с изображением животных, карточка по типу лото, где на её делениях изображены буквы.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что животные просят детей заселить их в домики, где изображены буквы. Потом предлагает детям взять по одной картинке со стола и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук животного на картинке соответствововал букве.

    Игра 21. «Якупила в магазине»

    Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.

    Материал: микрофон.

    Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель начинает игру с фразы «Я купила в магазине АВТОБУС». Дети передают микрофон по кругу и называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил (а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.

    Игра 22. «Аналогии»

    Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.

    Материал: мяч.

    Ход игры. Воспитатель поочерёдно бросает мяч и просит детей продолжить ряд слов, соответствующих первому звуку названного воспитателем слова. Например, СЛОН — СОБАКА, СОСИСКА, САРАФАН, САЛО, СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ, РАМА, РЫСЬ и т.д. Дети могут называть разное количество слов.

    Игра 23. «Теремок»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, память, внимание, фонематический слух.

    Материал: ТРИЗовский домик с кармашками, медальоны героев теремка (Мышь, Лягушка, Волк, Комар, Медведь) и карточки с изображением животных (муха, лиса, ворона).

    Ход игры. Выбираются герои теремка, им даются медальоны. Воспитатель, чтобы представить героев теремка, сам стучится в теремок: «Тук-тук, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?» Герои ему отвечают: «Я — Мышка-норушка, Я — Лягушка-квакушка, Я — Зайчик-побегайчик, Я — Волчишко — серый бочишко, Я — Комар-пискун, Я — Медведь-баюн». Потом остальные дети берут картинки с изображением животных и просятся в теремок со словами: «Тук-тук, теремок, это я, твой дружок, Лиса», показывая картинку героям теремка. Если первый звук в названиях совпадает, то герой приглашает: «Заходи в теремок, это Лягушка — твой дружок».

    Игра24. «Кузовок»

    Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.

    Материал: корзинка, фишки.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что у него есть кузовок, указывая на корзинку. В него можно класть те слова, в которых есть, например, звуки [к][к"] и то, что растёт в лесу (можно задать другой звук и местонахождение).

    «Я беру кузовок и кладу туда грибок». Дети сами придумывают слова со звуком (подосиновик, боровик, клюква, земляника, черника, ежевика и др.). Воспитатель поощряет их фишками. Побеждает тот, у кого больше фишек.

    Игра 25. «Азбука упала»

    Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.

    Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.

    Ход игры. Воспитатель читает стихотворение:

    Что случилось? Что случилось?

    С печки азбука свалилась!

    Больно вывихнула ножку

    И ударилась немножко.

    Соберите буквы и правильно их напишите.

    Игра 26. «Буквы спрятались»

    Цель: учить детей находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание.

    Материал: карточки с совмещённым начертанием букв; доска, мел.

    Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать на доске.

    Игра 27. «Письмо на ладошке»

    Цель: развивать зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Дети разбиваются на пары, один из них водящий, он пишет на ладони другого ребёнка — «листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем. «Лист» отгадывает, какую букву написал водящий.

    Игра 28. «Найди ошибку»

    Цель: развивать зрительное представление о букве, находить несоответствия в изображении букв; развивать память, внимание.

    Материал: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, мел.

    Ход игры. Воспитатель указывает детям на доску и говорит, что Буратино допустил несколько ошибок, когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.

    Игра 29. «Начерти в воздухе букву»

    Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, представьте, что некоторые части вашего тела превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давайте это изобразим». Пишут буквы: указательным пальцем; кистью руки; ступнёй; носом; подбородком; локтем; ухом; можно задействовать и другие части тела.

    Игра 30. «Составь букву из элементов»

    Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

    Материал: счётные палочки.

    Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов — двух длинных и одной короткой палочки — и постройте эти буквы».

    Игра 31. «Накорми птенца»

    Цель: учить составлять букву из элементов, развивать память, внимание, воображение, выразительность имитационных движений.

    Материал: карточки с изображением букв, где каждый элемент буквы выделен разным цветом; палочки, соответствующие по цвету элементам буквы на картинке.

    Ход игры. Дети делятся на команды в зависимости от количества элементов в букве (например, буква Ш состоит из 4-х элементов, значит, в команде 4 человека). Детям даётся шаблон, где изображена буква, а также цветные палочки (полоски) — это червячки, которыми птицы должны накормить птенцов. Птицы летают, потом воспитатель даёт команду: «За червячками лети!». Дети берут элементы (цветные полоски) и летят в гнездо кормить своих птенцов (выстраивают из элементов букву).

    Игра 32. «Маша-растеряша»

    Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.

    Материал: счётные палочки или хворост.

    Ход игры. Воспитатель рассказывает детям историю о том, как девочка Маша пошла в лес за хворостом, но её испугал треск в кустах. Она так сильно бежала, что весь хворост растеряла. Помогите Маше собрать его в буквы (по группе рассыпаны счётные палочки). Дети ходят по кругу и говорят слова:

    Маша по лесу гуляла,

    В лесу хворост растеряла,

    Ты Машуле помоги:

    Буквы в хворост собери.

    Дети по заданию воспитателя собирают от 2 до 5 хворостинок и составляют определённую букву.

    Игра 33. «Зашифрованная буква»

    Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

    Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.

    Ход игры. Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.

    Игра 34. «Угадай букву по описанию»

    Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут отгадывать буквы по рассказу о них. Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья, короткая, палочка всегда их скрепяет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету...»

    Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.

    Игра 35. «Реклама буквы»

    Цель: учить описывать букву по схеме, подбирать слова на заданную букву; развивать память, внимание, воображение.

    Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям прорекламировать букву на своём медальоне по следующей схеме:

    — название буквы;

    — из каких элементов состоит;

    — на что похожа;

    — какие слова с неё начинаются.

    Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».

    Игра 36. «Да-нет-ка с алфавитом»

    Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать мышление, речь.

    Материал: алфавит.

    Ход игры. Воспитатель показывает алфавит, загадывает букву. Дети должны её отгадать, задавая вопросы воспитателю по местонахождению буквы. Воспитатель может отвечать только «да» или «нет». Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» И т.д.

    Игра 37. «Теремок»

    Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

    Материал: ТРИЗовский домик, карточки с буквами.

    Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него заселяются буквы. Дети разбиваются на пары, подходят к столу, берут каждый себе по букве и ставят на одном этаже. После этого один ребёнок называет, чем схожи буквы, а второй — отличия.

    Например, буквы Т и Г. Первый ребёнок говорит: «Буква Т отличается от буквы Г тем, что у неё длиннее верхняя перекладинка, и названием». Второй добавляет: «Буква Т схожа с буквой Г тем, что обе состоят из двух элементов». И т.д.

    Игра 38. «Холодно-горячо»

    Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.

    Материал: алфавит.

    Ход игры. Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал воспитатель путём задавания ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Воспитатель отвечает «холодно», если дети ищут в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.

    Игра 39. «Магазин»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

    Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.

    Ход игры. Детям раздаются «деньги», где написаны цифры. Они приходят в магазин, берут картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Воспитатель — кассир, он определяет правильность выбора детей. (Например, у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус-та», деля при этом слово на слоги с помощью хлопков.)

    Игра 40. «Рассели животныхпо домикам»

    Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

    Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4), картинки животных.

    Ход игры. Воспитатель показывает домики и говорит, что в них разное количество окон, т.е. слогов. Детям необходимо взять по картинке и заселить животных так, чтобы животные, в названиях которых один слог, заселились в домик с одним окошком (кот, ёж, рысь); у которых два слога — в домик с двумя окошками (ли-са, бел-ка) и т.д.

    Игра 41. «Имена»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

    Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4).

    Ход игры. Воспитатель показывает детям домики и говорит, что они должны в них заселиться. В домик с одним окошком заселяются дети, в имени которых один слог, с двумя слогами — в домик с двумя окнами и т.д.

    Игра 42. «Пирамида»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать мышление, речь.

    Материал: схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше — 3 квадрата, ещё выше — 2, затем — 1; картинки с предметами на разное количество слогов.

    Ход игры. Детям раздаются картинки, воспитатель просит разложить их по квадратам пирамиды так, чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пирамиды.

    Игра 43. «Домик»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

    Материал: ТРИЗовский домик, карточки с изображением животных.

    Ход игры. Воспитатель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На первый этаж заселяются животные, в названии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д. Дети определяют количество слогов и расселяют животных.

    (См. рисунки к играм 19, 20.)

    Игра 44. «Часы»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

    Материал: часы, где вместо циферблата картинки с изображением различных предметов, и две стрелки — короткая и длинная.

    Ход игры. Воспитатель показывает детям часы и говорит, что они должны определить, какое слово короткое, а какое длинное, и поставить соответствующую стрелку. Длинное слово состоит из двух и более слогов, а короткое — из одного.

    Игра 45. «Молчанка»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Ведущий ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Когда он находит такой предмет, то останавливается и хлопает в ладоши. Дети измеряют слово при помощи хлопков, проверяя, правильно ли ведущий выполнил задание, затем ищут предметы с длинными словами.

    Игра 46. «Короткое или длинное?»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Воспитатель называет разные слова. При коротких словах дети хлопают в ладоши, при длинных — тихо стучат по коленкам.

    Игра 47. «Какие предметы в комнате?»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

    Материал: медальоны для двух команд «Мак» и «Ромашки»).

    Ход игры. Дети делятся на команды «Мак» и «Ромашки»). Участники команды «Мак» ходят по группе и ищут предметы с короткими словами, где 1—2 слога, а «Ромашки» — с длинными словами, где более 2-х слогов. Названия каждого предмета измеряют при помощи хлопков.

    Игра 48. «Буратино»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

    Материал: кукла Буратино или его изображение на картинке.

    Ход игры. Ведущий говорит, что наш друг Буратино не усвоил урок о длинных и коротких словах. Он не может никак понять, почему слово «нос» — короткое, если его нос очень длинный, и всё путает. Помогите ему определить длинные и короткие слова. Я буду называть вам слова, а вы определять, какое слово короче, а какое длиннее.

    Игра 49. «Дети, в школу собирайтесь!»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

    Материал: два портфеля, школьные принадлежности: клей, пенал, кисточка, краски, книга, азбука, ручка, линейка, пенал, точилка, каран-даш, ластик и др.

    Ход игры. Ведущий говорит: «Ребята, вы скоро пойдёте в школу, и там вам понадобятся школьные принадлежности. А какие школьные принадлежности вы знаете? (Дети называют.) У нас два портфеля, в первый мы будем собирать предметы, имеющие в своём названии два слога, а во второй — предметы, имеющие три слога». Дети по очереди берут школьные принадлежности, определяют количество слогов в словах и раскладывают предметы по портфелям. Воспитатель спрашивает, почему они не положили ни в один портфель КЛЕЙ и МЕЛ. Дети объясняют свой выбор тем, что в этих словах только один слог.

    Игра 50. «Цветы — в вазу»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

    Материал: рисунок с изображением трёх ваз. Картинки цветов: подснежник, мак, пион, роза, ирис, флокс, мимоза, медуница и др.

    Ход игры. Ведущий говорит: «Девочке Маше на день рождения подарили огромный букет из разных цветов. Маша не может поставить все цветы в одну вазу, т.к. их очень много. Она просит нас помочь ей расставить цветы в три вазы. Если название цветка состоит из одного слога, то его ставим в первую вазу, если из двух — во вторую, если из трёх слогов — в третью. Дети берут картинку с изображением цветов, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове и ставят в вазы.

    Игра 51. «Поищи слово»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить в длинных словах находить новые слова; развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

    Материал: карточки со словами: НОСОК, ВОРОБЕЙ, ЖИВОТНОЕ, МАШИНА, БАЛАЛАЙКА, ФАСОЛЬ, МАГНИТОФОН и другие или на доске эти слова написаны мелом.

    Ход игры. Ведущий говорит детям, что короткие слова очень часто прячутся в длинных. Чтобы их найти, необходимо длинное слово сказать по слогам и отыскать короткое. Например: «В слове «НОСОК» прячется слово «СОК» и т.д.

    Игра 52. «Шаг вперёд»

    Цель: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять количество слогов; развивать мыслительные операции.

    Материал: сигналы красного и зелёного цвета.

    Ход игры. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к педагогу в 4—5 метрах от него. Ведущий говорит: «Я буду говорить слова, а вы по очереди должны определять количество слогов в них. Если задание выполнили правильно, то я зажгу зелёный фонарик, и вы сделаете шаг вперёд. Если ошибётесь, то я зажгу красный фонарик, он обозначает: стой на месте. И тот, кто первый дойдёт до меня, тот и победит (может быть и несколько победителей)».

    Игра 53. «Пропустит ли Змей Горыныч звук?»

    Цель: упражнять детей в различении на слух гласных и согласных звуков; развивать мыслительные операции, фонематический слух; под-готавливать к звуковому анализу слова.

    Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии, Змея Горыныча и двух королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; мяч.

    Ход игры. Ведущий после прочтения сказки про звуки говорит: «Я буду каждому из вас бросать мяч и называть звук, а вы определять, к кому из героев относится звук. Если Змей Горыныч пропускает звук и его можно пропеть, то это гласный звук, он относится к королеве Гласной. Если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — к старшему брату Согласному в синей одежде, если звук нельзя пропеть, его Змей Горыныч не пропускает и он звучит мягко, то — к младшему брату Согласному в зелёной одежде.

    Игра 54. «Вкаком королевстве живёт звук?»

    Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

    Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии и двух королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; картинки с изображением разных предметов.

    Ход игры. Ведущий говорит детям, что им необходимо разложить картинки с предметами по королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно пропеть и он тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — к старшему Согласному в синей одежде; если звук звучит мягко — к младшему Согласному в зелёной одежде. Дети берут картинку, определяют первый звук в слове и относят к соответствующему герою.

    Игра 55. «Кубик»

    Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

    Материал: кубик, грани которого обклеены бумагой трёх цветов: красного, синего и зелёного (по две грани каждого цвета).

    Ход игры. Ведущий предлагает детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет значим в игре. Разные варианты игры:

    1. дети называют характеристику звуков. Например, выпал синий цвет на грани кубика — «Согласный твёрдый»);
    2. пробуют назвать сам звук — [р] или [к];
    3. называют слова с заданной характеристикой звука. «Синий — согласный твёрдый, например: [р] — рак или [к] — кот».

    Игра 56. «Потерялись животные»

    Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

    Материал: медальоны с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов (красного, синего и зелёного цвета).

    Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий говорит, что необходимо определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий.

    Игра 57. «Животные ищут друзей»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

    Материал: медальоны с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).

    Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных. Ведущий сообщает, что открылось бюро друзей, где каждый может вы-брать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л"] — лось [л], муха [м] —медведь [м"], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

    (См. рисунок к игре 20.)

    Игра 58. «Магазин»

    Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

    Материал: кошельки, сделанные из бумаги методом оригами по количеству играющих детей, «деньги» (квадраты из картона красного, синего и зелёного цвета); картинки с изображением разных предметов.

    Ход игры. Выбираются три продавца, возле них ставятся карточки из картона красного, синего и зелёного цвета — это кассы. Остальные дети — покупатели, они берут кошельки с деньгами из картона трёх цветов. На столе разложены картинки с изображением предметов. Покупатели подходят к столу, берут по одной картинке, определяют первый звук и его звуковую характеристику, идут на кассу, которая по цвету соответствует звуку слова (красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный — согласный мягкий).

    Игра 59. «Помогите Незнайке»

    Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

    Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных предметов.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов. Но он никак не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на гласный звук, с синим кружком — на согласный твёрдый, с зелёным — на согласный мягкий.

    Игра 60. «Моя находка»

    Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

    Материал: медальоны по количеству детей трёх цветов (красного, синего и зелёного).

    Ход игры. Дети надевают медальоны. Воспитатель говорит: «Пройдите по группе и найдите те предметы, первый звук которых по своей характеристике соответствует цвету на медальоне». Слова, начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету на медальоне, на согласный мягкий — зелёному цвету, согласный твёрдый — синему.

    Игра 61. «Радио»

    Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова.

    Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.

    Ход игры. Некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из которых пропущена одна буква, а другим детям — эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Ведущий показывает пример, берёт микрофон и говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».

    Игра 62. «Разложи пообручам»

    Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции, речь.

    Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы, обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мяг-кие (Й, Ч, Щ); на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные твёрдые и мягкие; на пере-сечении зелёного и красного обруча —гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).

    Игра 63. «Раз, два, три — парочку свою найди!»

    Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

    Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга и др.).

    Ход игры. Дети получают карточки с изображением животных. По команде ведущего «Раз, два, три — парочку свою найди!» они должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии слова. Так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л"] — лось [л], муха [м] — медведь[м"], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

    Игра 64. «Верно— неверно»

    Цель: закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.

    Материал: не требуется.

    Ход игры. Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:

    — слово «кот» начинается с гласного звука;

    — в слове «лиса» два слога;

    — слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;

    — гласный звук обозначается синей фишкой;

    — согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;

    — звук [о] согласный, его нельзя пропеть;

    — слово «малина» состоит из трёх слогов;

    — слово «часы» начинается с согласного звука [ш].

    Игра 65. «Портреты звуков»

    Цель: упражнять детей в определении звука по положению губ при его произнесении; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.

    Материал: схема гласных звуков и портреты гласных звуков по отдельности.

    Ход игры. Ведущий говорит, что у каждого гласного звука есть свой портрет, и показывает схему. Этот портрет показывает положение рта во время произношения звука. Произнося звук [а], мы широко раскрываем свой рот, звук [о] — губы напоминают фигуру овал, звук [у] — губы вытягиваются в трубочку и образуют маленький кружок и т.д. Ведущий показывает портрет гласного звука, а дети должны догадаться, какой это звук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация логопеда "Дидактические игры по обучению грамоте"

    Представлены игры, которые помогут сформировать у детей умение делить слова на слоги, определять их количество в слове....

    Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

    Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

    Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи

    Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит , что оно состоит из звуков....

    Картотека дидактических игр по обучению грамоте.

    По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов  возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания,...

    Картотека дидактических игр по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для реб...