Дополнительная общеразвивающая программа "АБВГДейка"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Карелина Елена Ивановна

В. Берестов

Как хорошо уметь читать

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

"Прочти, пожалуйста, прочти!",

Не надо умолять сестрицу :

"Ну прочитай ещё страницу".

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obucheniyu_gramote.docx48.53 КБ

Предварительный просмотр:


Детский сад «Золушка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования

 муниципального образования Заводоуковский городской округ

 «Центр развития ребёнка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Золушка», филиал Детского сада «Светлячок»)

Согласовано:                                                            Утверждено:

 На заседании педагогического совета                Директор детского сада «Золушка»

 от  «____» ________________2020 г.                                    __________  Сихвардт В. А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«АБВГДЕйка»

  (подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе)

      

                                                                                                Составитель программы:                                                                                                                          воспитатель    Карелина Елена Ивановна

г. Заводоуковск

2020г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………. 3
  2. Цель, задачи………………………………………4
  3. Формы организации деятельности

дошкольников…………………………………… 5

  1. Годовой календарный график………………….. 6
  2. Содержание программы………………………… 6
  3. Организационно-педагогические условия

реализации программы…………………………. 7

  1. Планируемые результаты………………………. 7
  2. Оценочные и методические материалы……….. 8
  3. Учебно-тематический план………………….... 10
  4. Список литературы………………………..… 13

Пояснительная записка.

Актуальность.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению  грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями   в развитии, в том числе  и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей  в общении  в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются    особые требования.  Небольшие   отклонения  не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко   меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму  такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками,   и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие      требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.    Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает  в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

         Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой              носят общеразвивающий  характер, способствуют развитию психических       процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности               ребенка.

Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 5-6 лет, психологами и педагогами — экспериментальная работа по обучению грамоте. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой и Ю.И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.
         Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

        Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых,   к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения.                          Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние,            которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

        Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

        

Цель программы: создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

Задачи:

  1. Развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).
  2. Работа над чистым звукопроизношением.
  3. Развитие высоты, силы, темпа и громкости речи.
  4. Овладение непосредственно механизмом чтения.
  5. Обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.
  6. Формирование грамматического строя устной речи.
  7. Совершенствование элементарных графических умений.
  8. Формирование коммуникативных умений и навыков.
  9. Развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения).
  10. Формирование произвольного поведения.
  11. Развитие мелкой моторики.

Принципы:

  • От простого – к сложному.
  • Доступность содержания программы.
  • Систематичность и последовательность учебного материала.
  • Наглядность.
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Дифференцированное обучение.
  • Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
  • Соблюдение преемственности программного материала между детским садом и школой.

Формы организации деятельности дошкольников:

  • индивидуальная;
  • работа в парах;
  • групповая;
  • коллективная.

Во время занятий необходимо использовать различные виды деятельности дошкольников: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, творческую.

        Это позволит создать условия для поддержки детской инициативы, эмоционального комфорта воспитанников.

Планируемое количество детей – 12-15 человек.

Продолжительность занятий – до 30 минут,2 раза в неделю.

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые;
  • поисковые;
  • исследовательские.

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

04. 09. 2017г. – 31. 05. 2018г.

Продолжительность учебного процесса

45 недель

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни

Педагогическая диагностика

20. 09. 2017г. – 26. 09. 2017г.

25. 05. 2018г. – 30. 05. 2017г.

Количество занятий

2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год

Содержание программы

        Программа рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.

        Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.

        Виды работ:

- знакомство с буквой и звуком;

- характеристика звука;

- изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные):

- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;

- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);

- моделирование;

- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;

- работа над лексическим значением слов;

- слушание стихотворений, сказок;

- выполнение заданий на классификацию;

- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами,
составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте);

- пальчиковые игры;

- работа с деформированными текстами;

- анализ и синтез графических букв;

- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты)

- работа с книгой.

Организационно-педагогические условия реализации программы

         Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов 72.

        Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6-7 лет). При реализации дополнительной общеразвивающей программы по подготовке детей к школе требования к умениям и навыкам детей не предъявляются. Итоговые мероприятия по реализации программы будут: открытые занятия для родителей, детский праздник.

Планируемые результаты.

К концу года старшие дошкольники должны уметь: 

- составлять предложения;

- членить предложения на слова;

- соотносить буквы и звуки;

- называть звуки и слоги в словах;

- находить слова с определённым звуком;

- определять место звука в слове;

- проводить звуковой анализ слова;

- владеть основами плавного слогового чтения;

- пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;

- проявлять активность, самостоятельность;

- обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;

- правильно держать ручку, карандаш;

- классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Оценочные и методические материалы

        Диагностика воспитанников проводится 2 раза в год.

Р а з д е л 1.  Фонетика

  1. Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:  он произносит гласные и согласные звуки, а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

  1. Выделение гласного звука в начале слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

  1. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

М а т е р и а л   для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].

П  р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

  1. Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

М а т е р и а л  для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие звуки.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук  синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

  1. Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

М а т е р и а л   для анализа:

балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие согласные  звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике:  если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

6. Звуковой анализ слов.

М а т е р и а л   для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.

Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Р а з д е л  2. Грамматический строй языка.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.

Воспитатель предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный рассказ – 3 балла;

-рассказ с ошибками – 2 балла;

-рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие рассказа – 0 баллов.

2. Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги) .

О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.

Воспитатель из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его  (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.

Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».

Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос  «кто?», значит, это слово- предмет, обозначим его условной фишкой.

Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д.  В конце предложения ставим точку.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Месяц

1.

Знакомство с буквами А а, звуком (а)

1

Октябрь

2.

Знакомство с буквами У у, звуком (у)

1

3.

Знакомство с буквами О о, звуком (о)

1

4.

Закрепление изученных букв.

1

5.

Знакомство с буквами М м, звуками (м), (м,)

1

6.

Закрепление.

1

7.

Знакомство с буквами С с, звуками (с), (с,)

1

8.

Закрепление изученных букв.

КВН

1

9.

Составление слов. Моделирование. Игры со словами.

1

Ноябрь

10.

Знакомство с буквами Х х, звуками (х), (х,)

2

11.

Знакомство с буквами Р р, звуками (р), (р,)

1

12.

Игры с буквами и словами.

1

13.

Знакомство с буквами Ш ш, звуком (ш).

2

14.

Знакомство с буквой ы, звуком (ы)

1

15.

Знакомство с буквами Л л, звуками (л), (л,). Сравнение артикуляции при произношении звуков (л) и (р).

2

Декабрь

16.

Знакомство с буквами Н н, звуками (н), (н,).

1

17.

Игры с буквами и звуками.

1

18.

Знакомство с буквами К  к, звуками (к), (к,).

2

19.

Знакомство с буквами Т т, звуками (т), (т,).

1

20.

Составление слов. Моделирование. Игры со словами.

1

21.

Знакомство с буквами И и, звуком (и).

1

Январь

22.

Знакомство с буквами П п, звуками (п), (п,).

2

23.

Знакомство с буквами З з, звуками (з), (з,). Сравнительный анализ звуков (з) и (с) по глухости - звонкости.

2

24.

Знакомство с буквами Й й, звуком (й).

1

25.

Знакомство с буквами Г г, звуками (г), (г,). Сравнительный анализ звуков (г) и (к).

2

Февраль

26.

Знакомство с буквами В в, звуками (в), (в,). Игры с буквами и словами.

2

27.

Знакомство с буквами Д д, звуками (д), (д,). Сравнительный анализ звуков (д) и (т).

2

28.

Знакомство с буквами Б б, звуками (б), (б,). Составление слов. Моделирование.

2

29.

Знакомство с буквами Ж ж, звуком (ж).

2

Март

30.

Сравнительный анализ звуков (ж), (ш). (з).

1

31.

Знакомство с буквами Е е. Обозначение звука после согласного.

1

32.

Знакомство с буквой  Ь. Ь в конце слова.

1

33.

Составление слов. Ь в середине слова. Моделирование.

1

34.

Знакомство с буквами Я я. Обозначение звука после согласного.

2

35.

Знакомство с буквами Ю ю. Обозначение звука после согласного.

2

Апрель

36.

Знакомство с буквами Ё ё. Обозначение звука после согласного.

2

37.

Сравнительный анализ букв Е и Ё. Звуков, которые они обозначают после согласных. Моделирование.        

1

38.

Знакомство с буквами Ч ч, звуками (ч).

2

39.

Разгадывание кроссвордов. Викторина.

1

40.

Игры с буквами и звуками. Сравнительный анализ звуков (ч), (с), (ш).

1

Май

41.

Знакомство с буквами Э э, звуком (э).

2

42.

Знакомство с буквами Ц ц, звуками (ц).

1

43.

Знакомство с буквами Ф ф, звуками (ф), (ф,). Составление слов. Моделирование.

2

44.

Знакомство с буквой Ъ.

1

45.

КВН

1

        

Источники информации:

  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  2. Волика В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
  3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М., 1996.
  4. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
  6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  8. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....