Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа "АБВГДейка"
    методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

    Карелина Елена Ивановна

    В. Берестов

    Как хорошо уметь читать

    Как хорошо уметь читать!

    Не надо к маме приставать,

    Не надо бабушку трясти:

    "Прочти, пожалуйста, прочти!",

    Не надо умолять сестрицу :

    "Ну прочитай ещё страницу".

    Не надо звать,

    Не надо ждать,

    А можно взять и прочитать!

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_obucheniyu_gramote.docx48.53 КБ

    Предварительный просмотр:


    Детский сад «Золушка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования

     муниципального образования Заводоуковский городской округ

     «Центр развития ребёнка – детский сад «Светлячок»

    (Детский сад «Золушка», филиал Детского сада «Светлячок»)

    Согласовано:                                                            Утверждено:

     На заседании педагогического совета                Директор детского сада «Золушка»

     от  «____» ________________2020 г.                                    __________  Сихвардт В. А.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

    «АБВГДЕйка»

      (подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе)

          

                                                                                                    Составитель программы:                                                                                                                          воспитатель    Карелина Елена Ивановна

    г. Заводоуковск

    2020г.

    Содержание

    1. Пояснительная записка…………………………. 3
    2. Цель, задачи………………………………………4
    3. Формы организации деятельности

    дошкольников…………………………………… 5

    1. Годовой календарный график………………….. 6
    2. Содержание программы………………………… 6
    3. Организационно-педагогические условия

    реализации программы…………………………. 7

    1. Планируемые результаты………………………. 7
    2. Оценочные и методические материалы……….. 8
    3. Учебно-тематический план………………….... 10
    4. Список литературы………………………..… 13

    Пояснительная записка.

    Актуальность.

    В настоящее время проблема подготовки детей к овладению  грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями   в развитии, в том числе  и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей  в общении  в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются    особые требования.  Небольшие   отклонения  не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко   меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму  такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками,   и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

    Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие      требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.    Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает  в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

             Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой              носят общеразвивающий  характер, способствуют развитию психических       процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности               ребенка.

    Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 5-6 лет, психологами и педагогами — экспериментальная работа по обучению грамоте. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой и Ю.И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.
             Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

    Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

            Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых,   к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения.                          Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние,            которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

            Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

            

    Цель программы: создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

    Задачи:

    1. Развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).
    2. Работа над чистым звукопроизношением.
    3. Развитие высоты, силы, темпа и громкости речи.
    4. Овладение непосредственно механизмом чтения.
    5. Обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.
    6. Формирование грамматического строя устной речи.
    7. Совершенствование элементарных графических умений.
    8. Формирование коммуникативных умений и навыков.
    9. Развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения).
    10. Формирование произвольного поведения.
    11. Развитие мелкой моторики.

    Принципы:

    • От простого – к сложному.
    • Доступность содержания программы.
    • Систематичность и последовательность учебного материала.
    • Наглядность.
    • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
    • Дифференцированное обучение.
    • Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
    • Соблюдение преемственности программного материала между детским садом и школой.

    Формы организации деятельности дошкольников:

    • индивидуальная;
    • работа в парах;
    • групповая;
    • коллективная.

    Во время занятий необходимо использовать различные виды деятельности дошкольников: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, творческую.

            Это позволит создать условия для поддержки детской инициативы, эмоционального комфорта воспитанников.

    Планируемое количество детей – 12-15 человек.

    Продолжительность занятий – до 30 минут,2 раза в неделю.

    Методы:

    • словесные;
    • наглядные;
    • практические;
    • игровые;
    • поисковые;
    • исследовательские.

    Годовой календарный учебный график

    Продолжительность учебного года

    04. 09. 2017г. – 31. 05. 2018г.

    Продолжительность учебного процесса

    45 недель

    Режим работы

    2 раза в неделю во второй половине дня

    Выходные

    Суббота, воскресенье, праздничные дни

    Педагогическая диагностика

    20. 09. 2017г. – 26. 09. 2017г.

    25. 05. 2018г. – 30. 05. 2017г.

    Количество занятий

    2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год

    Содержание программы

            Программа рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.

            Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.

            Виды работ:

    - знакомство с буквой и звуком;

    - характеристика звука;

    - изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные):

    - чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;

    - выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);

    - моделирование;

    - обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;

    - работа над лексическим значением слов;

    - слушание стихотворений, сказок;

    - выполнение заданий на классификацию;

    - игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами,
    составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте);

    - пальчиковые игры;

    - работа с деформированными текстами;

    - анализ и синтез графических букв;

    - подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты)

    - работа с книгой.

    Организационно-педагогические условия реализации программы

             Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов 72.

            Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6-7 лет). При реализации дополнительной общеразвивающей программы по подготовке детей к школе требования к умениям и навыкам детей не предъявляются. Итоговые мероприятия по реализации программы будут: открытые занятия для родителей, детский праздник.

    Планируемые результаты.

    К концу года старшие дошкольники должны уметь: 

    - составлять предложения;

    - членить предложения на слова;

    - соотносить буквы и звуки;

    - называть звуки и слоги в словах;

    - находить слова с определённым звуком;

    - определять место звука в слове;

    - проводить звуковой анализ слова;

    - владеть основами плавного слогового чтения;

    - пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;

    - проявлять активность, самостоятельность;

    - обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;

    - правильно держать ручку, карандаш;

    - классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

    Оценочные и методические материалы

            Диагностика воспитанников проводится 2 раза в год.

    Р а з д е л 1.  Фонетика

    1. Дифференцирование гласных и согласных звуков.

    Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:  он произносит гласные и согласные звуки, а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

    -полный ответ – 3 балла;

    -анализ с ошибками – 2 балла;

    -ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

    -отсутствие ответа – 0 баллов.

    1. Выделение гласного звука в начале слов.

    О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

    Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

    К р и т е р и и   о ц е н к и:

    -полный ответ – 3 балла;

    -анализ с ошибками – 2 балла;

    -ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

    -отсутствие ответа – 0 баллов.

    1. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

    М а т е р и а л   для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].

    П  р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

    Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

    К р и т е р и и   о ц е н к и:

    -полный ответ – 3 балла;

    -анализ с ошибками – 2 балла;

    -ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

    -отсутствие ответа – 0 баллов.

    1. Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

    М а т е р и а л  для анализа:

    нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

    О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие звуки.

    Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук  синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

    К р и т е р и и   о ц е н к и:

    -полный ответ – 3 балла;

    -анализ с ошибками – 2 балла;

    -ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

    -отсутствие ответа – 0 баллов.

    1. Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

    М а т е р и а л   для анализа:

    балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

    О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие согласные  звуки.

    Анализ проводится аналогично предыдущей методике:  если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

    К р и т е р и и   о ц е н к и:

    -полный ответ – 3 балла;

    -анализ с ошибками – 2 балла;

    -ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

    -отсутствие ответа – 0 баллов.

    6. Звуковой анализ слов.

    М а т е р и а л   для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.

    О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.

    Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

    К р и т е р и и   о ц е н к и:

    -полный ответ – 3 балла;

    -анализ с ошибками – 2 балла;

    -ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

    -отсутствие ответа – 0 баллов.

    Р а з д е л  2. Грамматический строй языка.

    1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

    О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.

    Воспитатель предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.

    К р и т е р и и   о ц е н к и:

    -полный рассказ – 3 балла;

    -рассказ с ошибками – 2 балла;

    -рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;

    -отсутствие рассказа – 0 баллов.

    2. Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги) .

    О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.

    Воспитатель из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его  (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.

    Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».

    Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос  «кто?», значит, это слово- предмет, обозначим его условной фишкой.

    Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д.  В конце предложения ставим точку.

    К р и т е р и и   о ц е н к и:

    -полный ответ – 3 балла;

    -анализ с ошибками – 2 балла;

    -ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

    -отсутствие ответа – 0 баллов.

    Учебно - тематический план

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Месяц

    1.

    Знакомство с буквами А а, звуком (а)

    1

    Октябрь

    2.

    Знакомство с буквами У у, звуком (у)

    1

    3.

    Знакомство с буквами О о, звуком (о)

    1

    4.

    Закрепление изученных букв.

    1

    5.

    Знакомство с буквами М м, звуками (м), (м,)

    1

    6.

    Закрепление.

    1

    7.

    Знакомство с буквами С с, звуками (с), (с,)

    1

    8.

    Закрепление изученных букв.

    КВН

    1

    9.

    Составление слов. Моделирование. Игры со словами.

    1

    Ноябрь

    10.

    Знакомство с буквами Х х, звуками (х), (х,)

    2

    11.

    Знакомство с буквами Р р, звуками (р), (р,)

    1

    12.

    Игры с буквами и словами.

    1

    13.

    Знакомство с буквами Ш ш, звуком (ш).

    2

    14.

    Знакомство с буквой ы, звуком (ы)

    1

    15.

    Знакомство с буквами Л л, звуками (л), (л,). Сравнение артикуляции при произношении звуков (л) и (р).

    2

    Декабрь

    16.

    Знакомство с буквами Н н, звуками (н), (н,).

    1

    17.

    Игры с буквами и звуками.

    1

    18.

    Знакомство с буквами К  к, звуками (к), (к,).

    2

    19.

    Знакомство с буквами Т т, звуками (т), (т,).

    1

    20.

    Составление слов. Моделирование. Игры со словами.

    1

    21.

    Знакомство с буквами И и, звуком (и).

    1

    Январь

    22.

    Знакомство с буквами П п, звуками (п), (п,).

    2

    23.

    Знакомство с буквами З з, звуками (з), (з,). Сравнительный анализ звуков (з) и (с) по глухости - звонкости.

    2

    24.

    Знакомство с буквами Й й, звуком (й).

    1

    25.

    Знакомство с буквами Г г, звуками (г), (г,). Сравнительный анализ звуков (г) и (к).

    2

    Февраль

    26.

    Знакомство с буквами В в, звуками (в), (в,). Игры с буквами и словами.

    2

    27.

    Знакомство с буквами Д д, звуками (д), (д,). Сравнительный анализ звуков (д) и (т).

    2

    28.

    Знакомство с буквами Б б, звуками (б), (б,). Составление слов. Моделирование.

    2

    29.

    Знакомство с буквами Ж ж, звуком (ж).

    2

    Март

    30.

    Сравнительный анализ звуков (ж), (ш). (з).

    1

    31.

    Знакомство с буквами Е е. Обозначение звука после согласного.

    1

    32.

    Знакомство с буквой  Ь. Ь в конце слова.

    1

    33.

    Составление слов. Ь в середине слова. Моделирование.

    1

    34.

    Знакомство с буквами Я я. Обозначение звука после согласного.

    2

    35.

    Знакомство с буквами Ю ю. Обозначение звука после согласного.

    2

    Апрель

    36.

    Знакомство с буквами Ё ё. Обозначение звука после согласного.

    2

    37.

    Сравнительный анализ букв Е и Ё. Звуков, которые они обозначают после согласных. Моделирование.        

    1

    38.

    Знакомство с буквами Ч ч, звуками (ч).

    2

    39.

    Разгадывание кроссвордов. Викторина.

    1

    40.

    Игры с буквами и звуками. Сравнительный анализ звуков (ч), (с), (ш).

    1

    Май

    41.

    Знакомство с буквами Э э, звуком (э).

    2

    42.

    Знакомство с буквами Ц ц, звуками (ц).

    1

    43.

    Знакомство с буквами Ф ф, звуками (ф), (ф,). Составление слов. Моделирование.

    2

    44.

    Знакомство с буквой Ъ.

    1

    45.

    КВН

    1

            

    Источники информации:

    1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
    2. Волика В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
    3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М., 1996.
    4. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.
    5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
    6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
    7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
    8. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
    9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

    Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

    Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

    Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

    Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

    Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

    ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

    Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования

    дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования...