Дополнительная общеобразовательная программа АБВГДейка
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ирина Петровна Новиченкова

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей как можно раньше. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №93» г.о. Саранск

Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая программа)

6aa0cf0ba0d5d7c556e72787854fbca0 

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                             

                                                    Руководитель:

                                                                        Новиченкова И. П.

                                                                   

                                                     Саранск 2020-2021 гг.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы:  познавательная.

      Новизной и отличительной особенностью программы является то, что в основе обучения лежит аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребёнка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова.  Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений на слова, слов-на слоги, слогов-на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов-в слова, слов в предложения.

Актуальность

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей как можно раньше. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Педагогическая целесообразность программы

Программа разработана с учетом основных принципов: 

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  4.  Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  5.  Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  6.  Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Методами успешной реализации программы является:

  1. Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
  2. Наглядный (наблюдение, рассматривание).
  3. Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»)

Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Цель программы:

Формирование  речевой готовности к  школе  у детей 6 – 7 лет  в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.

Задачи:

Обучающие задачи:

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;  умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов.

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.

Развивающие:

- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

- воспитание самостоятельности при выполнении заданий,

-воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Возраст детей  участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 6 – 7 лет.

Срок реализации программы составляет 1 год.

Режим организации занятий:

- общее количество часов в год составляет 16,5 часов

- количество часов в неделю составляет 30 минут

- периодичность занятий составляет 1 раз в неделю

         Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, строить смысловую картину окружающей реальности. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Планируемые результаты

Ребенок к 7 годам умеет:

  • Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
  • Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
  • Уметь различать понятия «звук», и «буква». (различать гласные-согласные звуки, твёрдые - мягкие звуки, звонкие-глухие звуки);
  • Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
  • Определять место звука в слове;
  • Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком
  • Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
  • Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
  • Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками.
  • Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
  • Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными

Формы подведения итогов реализации программы

Проведение итогового занятия-развлечения с приглашением родителей.


                           Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

   теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Звук [а] и буква А

1

30 мин

10 мин

20 мин

2

Звук [у] и буква У

1

30 мин

10 мин

20 мин

3

Звук [о] и буква О

1

30 мин

10 мин

20 мин

4

Звук [и] и буква И

1

30 мин

10 мин

20 мин

5

Звук [т] и буква Т

1

30 мин

10 мин

20 мин

6

Звук [п] и буква П

1

30 мин

10 мин

20 мин

7

Звук [н] и буква Н

1

30 мин

10 мин

20 мин

8

Звук [м] и буква М

1

30 мин

10 мин

20 мин

9

Звук [к] и буква К

1

30 мин

10 мин

20 мин

10

Звук [б], [бיִ] и буква Б

1

30 мин

10 мин

20 мин

11

Звук [д], [дיִ] и буква Д

1

30 мин

10 мин

20 мин

12

Звук [г], [гיִ] и буква Г

1

30 мин

10 мин

20 мин

13

Звук [ф], [фיִ] и буква Ф

1

30 мин

10 мин

20 мин

14

Звук [в], [вיִ] и буква В

1

30 мин

10 мин

20 мин

15

Звук [х], [хיִ] и буква Х

1

30 мин

10 мин

20 мин

16

Звук [ы] и буква Ы

1

30 мин

10 мин

20 мин

17

Звук [с], [сיִ] и буква С

1

30 мин

10 мин

20 мин

18

Звук [з], [зיִ] и буква З

1

30 мин

10 мин

20 мин

19

Звук [ш] и буква Ш

1

30 мин

10 мин

20 мин

20

Звук [ж] и буква Ж

1

30 мин

10 мин

20 мин

21

Звук [э] и буква Э

1

30 мин

10 мин

20 мин

22

Звук [й] и буква Й

1

30 мин

10 мин

20 мин

23

Буква Е

1

30 мин

10 мин

20 мин

24

Буква Ё

1

30 мин

10 мин

20 мин

25

Буква Ю

1

30 мин

10 мин

20 мин

26

Буква Я

1

30 мин

10 мин

20 мин

27

Звук [ц] и буква Ц

1

30 мин

10 мин

20 мин

28

Звук [ч] и буква Ч

1

30 мин

10 мин

20 мин

29

Звук [щ] и буква Щ

1

30 мин

10 мин

20 мин

30

Звук [л]  [л′]   и буква Л

1

30 мин

10 мин

20 мин

31

Звук [р]  [р′]   и буква Р

1

30 мин

10 мин

20 мин

32

Буква Ь

1

30 мин

10 мин

20 мин

33

Буква Ъ

1

30 мин

10 мин

20 мин

Итого:

33

Перспективный план работы кружка «АБВГДей-ка»

П/П

Тема

Содержание работы

Материалы и оборудование

Методические приемы

Работа с родителями

1/октябрь

Звук [а] и буква А

 Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формирование умения узнавать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [а] в словах. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А. Формирование умения узнавать букву А в словах.

«Мой Букварь», Пластилин, буквы для магнитной доски, предметные картинки, палочки, пластмассовые объемные буквы, прописи, цветные карандаши, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки

Картинка (Аист с буквой).

Игра «Узнай звук», «Доскажи словечко», «Кто внимательный?». Словарная работа.

Физкульминутка «Живой конструктор»

Игровое упражнение «Волшебная буква»

Нарисовать картину «Аист с буквой»

2/октябрь

Звук [у] и буква У

Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. формирование умения узнавать букву У в словах. Составление и чтение слияний АУ, УА.

«Мой Букварь», Конверты с картинками, маленький посылочный ящик, игрушечный волчонок, палочки,пластмассовые объемные буквы, прописи, цветные карандаши, бассейн с водой, утята двух цветов, салфетки.

Упражнение «Веселые утята»

Физкульминутка «Утки»

Упражнение «Подарки для утят»

Упражнение «Буквы перепутались»

Подвижная игра «Дождик»

Разучить

игру «Узнай звук».

3/октябрь

Звук [о] и буква О

Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Формирование умения узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [о] в словах. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ.

«Мой Букварь», Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, красные шнурки, картинка с изображением мальчика, пластмассовые объемные буквы, прописи, цветные карандаши, массажные мячики

Работа по словарю.

Игра «Помоги животным».

Физкульминутка «Самолет»

Упражнения с массажными мячиками

Работа в тетради

Игра «Где звук?», «Доскажи словечко».

Беседа «Как огонь к нам пришел?».

Сшить волшебный мешочек для использования его в игре.

4/октябрь

Звук [и] и буква И

Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Формирование умения узнавать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [и] в словах. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ

«Мой Букварь», Игрушка-лошадка, палочки, пластмассовые объемные буквы, ведерко, прописи, простые и цветные карандаши

Упражнение «Лесенка»

Упражнение «Слушайте внимательно»

Упражнение «Найди картинки»

Упражнение «Давай почитаем»

Упражнение «Соедини картинки и буквы»

Физкультминутка «Живой конструктор»

Работа в тетради

Придумать рассказ про букву И.

5/ноябрь

Звук [т] и буква Т

Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование навыка выделения конечного и начального звука [т] из слов. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [т]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [т]. Формирование умения делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание буквы Т. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Ознакомление с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

«Мой Букварь», Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы,  буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, прописи, цветные капрандаши, сюжетные картинки, пальчиковый бассейн

Игра «Выбери картинки»

Упражнение «Будь внимательным»

Упражнение «Что получится?»

Работа по букварю

Физкультминутка: живой конструктор

Подвижная игра «Облака»

Работа в тетради

Создать плакат о гласных буквах.

6/ноябрь

Звук [п] и буква П

Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [п]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [п]. Формирование навыка подбора слова, начинающихся со звука [п]. Деление двусложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в словах.

«Мой Букварь», Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы,  буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, прописи, цветные карандаши, сюжетные картинки, «волшебный мешочек», цветовые сигналы

Упражнение «Подними сигнал»

Упражнение «Что получится?»

Работа по букварю

Упражнение «Самый внимательный»

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»

Работа в тетради

Приготовить рассказ на тему «Всегда ли человек мог говорить»

7/ноябрь

Звук [н] и буква Н

Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [н]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [н]. Формирование навыка подбора слова, начинающихся со звука [н]. Деление двусложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги. Знакомство с буквой Н. Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в словах.

«Мой Букварь», Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы,  буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, прописи, цветные и простые карандаши, три куклы в разноцветных платьях, комплект предметных картинок для игры «Поможем куклам», цветовые сигналы по числу детей

 Упражнение «Подними сигнал»

Упражнение «Что получится?»

Работа по букварю

Подвижная игра «Козочка»

Работа в тетради

Игра «Составь и прочитай

Игра «Поможем куклам»

Беседа на тему «Накопление глагольного словаря в речи ребенка».

8/ноябрь

Звук [м] и буква М

Ознакомление с артикуляцией звука [м]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [м]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [м]. Формирование навыка подбора слова, начинающихся со звука [м]. Деление двусложных слов (мама, Тома, Тима, пимы) на слоги. Знакомство с буквой М. Конструирование и печатание буквы М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в словах. Формирование понятия о предложении.

«Мой Букварь», Прописи, простые и цветные карандаши, предметные картинки со звуком [м] в названиях, синие воздушные шары по числу детей, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы

Игра «Подними шарик»

Упражнение «Кто скорее»

Работа по букварю

Подвижная игра «Когда дождик плачет»

Упражнение «Найди букву»

Работа в тетради

Игра «Парочки»

Порекомендовать с детьми образовывать прилагательные от существительных.

9/ноябрь

Звук [к] и буква К

Ознакомление с артикуляцией звука [к]. Формирование умения выделять конечный и начальный звук [к]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [к]. Формирование навыка подбора слова, начинающихся со звука [к]. Деление двусложных слов (маки, мука, кати) на слоги. Знакомство с буквой К. Конструирование и печатание буквы К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение двусложных и односложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в словах.

«Мой Букварь», Сигналы двух цветов, прописи, магнитные палочки, простые и цветные карандаши

Упражнение «Слушай внимательно»

Работа по букварю

Подвижная игра «Облака»

Игра «Кто больше?»

Создать плакат мосогласных буквах

10/декабрь

Звук [б], [бיִ] и буква Б

Ознакомление с артикуляцией звуков [б], [бיִ]. Формирование понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [б], [бיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [б], [бיִ]. Буква Б. Конструирование и печатание буквы Б. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание буквы Б в словах.

«Мой Букварь», Наборное полотно, Магнитная доска, предметные картинки, прописи, цветные карандаши, пластилин, салфетки, синие шары по числу детей, фишки, ведро с пластмассовыми буквами

Игра «Подними шарик»

Упражнение «Кто скорее?»

Работа по букварю

П/и «Назови зверей»

Упражнение «Найди букву»

Упражнение «Подбери слова»

Беседа о значении скороговорок и их применение в детской речи.

11/декабрь

Звук [д], [дיִ] и буква Д

Ознакомление с артикуляцией звуков [д], [дיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [д], [дיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [д], [дיִ]. Буква Д. Конструирование и печатание буквы Д. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.

«Мой Букварь», «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками, синее и зеленое ведерки, наборное полотно, магнитная доска, прописи, цветные карандаши, разноцветные флажки по количеству детей, контейнер с палочками Кюизенера

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Подними флажок»

Упражнение «Кто скорее?»

Работа по букварю

Пальчиковая гимнастика «Когда дождик плачет»

Упражнение «Распутай буквы»

Познакомить с артикуляционной гимнастикой.

12/декабрь

Звук [г], [гיִ] и буква Г

Ознакомление с артикуляцией звуков [г], [гיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [г], [гיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [г], [гיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [г], [гיִ]. Определение места звука [г]. Буква Г. Конструирование и печатание буквы Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Г. Узнавание буквы Г в словах. Формирование понятий о предложении.

«Мой Букварь», Карточки для чтения с капельками на «липучках», контейнеры с кружками для языкового анализа, магнитная доска, буквы, палочки и еружки для магнитной доски, прописи, цветные карандаши, синие воздушные шары по числу детей, светофоры и фигурки гусей по числу детей

Упражнение «Озорной дождик»

Игра «Подними шарик»

Пальчиковая гимнастика «Оладушки»

Упражнение «или у бабуси»

Нарисовать картинки : грач, гусь, книга, игрушки, гамак

13/декабрь

Звук [ф], [фיִ] и буква Ф

Ознакомление с артикуляцией звуков [ф], [фיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [ф], [фיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [ф], [фיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [ф], [фיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы Ф. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Ф. Чтение слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах. Закрепление понятий о предложении.

«Мой Букварь», Пальчиковый бассейн с желудями, магнитные буквы, магнитные предметные картинки, магнитная доска, прописи, карандаши, флажки, фишки, элементы для выкладывания букв на магнитной доске, карточки-шифровки

Игра «Подними флажок»

Упражнение «Кто скорее?»

Пальчиковая гимнастика «Облака»

Игра «Шифровки»

Выучить по три фразеологизма

14/январь

Звук [в], [вיִ] и буква В

Ознакомление с артикуляцией звуков [в], [вיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [в], [вיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [в], [вיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [в], [вיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы В. Чтение обратных и прямых слогов с буквой В. Чтение слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах.

«Мой Букварь», Магнитная доска, прописи, цветные карандаши, контейнеры с деталями букв, цветок с четырьмя лепестками, паровозик, вагончики из «Играйки.Читайки»

Упражнение «Разноцветные шары»

Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]»

Игра «Пятнашки-пёс»

Игра «Волшебный цветок»

Игра «Весёлый поезд»

Приготовить костюмы для инсценировки сказки «Маша и медведь».

15/январь

Звук [х], [хיִ] и буква Х

Ознакомление с артикуляцией звуков [х], [хיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [х], [хיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [х], [хיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [х], [хיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы Х. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Х. Чтение слов с буквой Х..

«Мой Букварь», Яркие подносы с тонким слоем песка, магнитная доска, прописи, цветные карандаши, синие флажки по числу детей, фишки, элементы букв для магнитной доски, карточки- «шифровки»

Упражнение «Напиши букву»

Упражнение «Раздели на слоги»

Игра «Подними флажок»

Упражнение «Кто скорее?»

Пальчиковая гимнастика «Мы в печи варили щи»

Игра «Шифровки»

Заучить пословицы и поговорки о речи.

16/январь

Звук [ы] и буква Ы

Ознакомление с артикуляцией звука [ы]. Упражнение в узнавании звука [ы] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в различении звуков [ы] и [и] в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги. Ознакомление с буквой Ы. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование печатания буквы Ы, слогов и слов с ней. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов.

«Мой Букварь», Магнитная доска, палочки, полукркги для составления букв на магнитной доске, прописи, красные флажки по числу детей, простые и цветные карандаши, фишки, предметные картинки для организационного момента,  контейнеры с кружками и буквами «Веселый паровозик», предметные картинки для игры «Разноцветные вагоны», паровозик, вагончики из «Играйки. Читайки»

Упражнение «Слушайте внимательно»

Игра «Подними флажок»

Упражнение «Кто скорее?»

Пальчиковая гимнастика «На шоссе»

Игра «Весёлый поезд»

Игра «Разноцветные вагоны»

Приготовить рисунки на фразеологизмы.

17/январь

Звук [с], [сיִ] и буква С

Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [сיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [с], [сיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [с], [сיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [с], [сיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы С. Чтение обратных и прямых слогов с буквой С. Чтение слов с буквой С. Упражнение в определении начальных звуков в словах. Упражнение в делении данных слов на слоги

«Мой Букварь», Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие предметы, семафоры, прописи, фишки, семафорчикии шелковые бабочки

Игра «подними семафор»

Упражнение «Кто скорее?»

Подвижная игра «На коняжке»

Упражнение «Бабочка летает»

Придумать загадки о букве С.

18/февраль

Звук [з], [зיִ] и буква З

Ознакомление с артикуляцией звуков [з], [зיִ]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков [з], [зיִ]. Подбор слов, начинающихся со звуков [з], [зיִ]. Звуковой анализ слогов со звуками [з], [зיִ]. Упражнение в выделении начальных звуков с словах и их соотнесении с соответствующими буквами. Конструирование и печатание буквы З. Чтение обратных и прямых слогов с буквой З. Чтение слов с буквой В. Закрепление понятия о предложении.

«Мой Букварь», Магнитные буквы, синие и красные ведерки, магнитная доска, цветные карандаши, прописи, синие и зеленые флажки, контейнер с полосками и фишками для анализа предложений

Упражнение «Собери буквы, составь слово»

Игра «Громко хлопай»

Упражнение «Кто скорее?»

Подвижная игра «Маляр»

Упражнение «Разноцветные флажки»

Упражнение «Волшебный цветок»

Упражнение «Выложи схему»

Игра «Эхо»

Расширить словарный состав у детей на букву З. Нарисовать картинки с этой буквой.

19/февраль

Звук [ш] и буква Ш

Ознакомление с артикуляцией звуков [ш], [шיִ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове,  различать его со звуком [с]. Ознакомление с буквой Ш.  Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву.

«Мой Букварь», Предметные картинки для организационного момента, магнитные буквы, магнитная доска, прописи, фишки и цветные карандаши, светофорчики, утята, мяч

Игра «Хлопни в ладоши»

Упражнение «Кто слушает внимательно?»

Упражнение «Кто скорее?»

Упражнение «Маляр»

Упражнение «Веселые утята»

Разучить скороговорку для проговаривания ее с детьми «На дворе дрова топорами рубят. На дворе дрова у дров детвора»

20/февраль

Звук [ж] и буква Ж

Ознакомление с артикуляцией звуков [ж], [жיִ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове,  

Ознакомление с буквой Ж.  Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления».

«Мой Букварь», Магнитная доска, предметные картинки, прописи, цветные карандаши, контейнер с фишками, с магнитнами буквами и элементами буквы Ж

Игра «Домики для картинок»

Упражнение «Подними флажок»

Упражнение «Кто скорее?»

П/и «Качели»

Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам»

Приготовить историю «Откуда появился звук и буква Ж»

21/февраль

Звук [э] и буква Э

Ознакомление с артикуляцией звуков [э]. Упражнение в узнавании звука [э] в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение в делении слов на слоги. Ознакомление с буквой Э. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Формирование навыка печатания буквы Э, слогов и слов в ней. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Формирование умения конструировать и печатать новую букву.

«Мой Букварь», «Мой Букварь», Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, прописи, плоскостные изображения звезд по количеству детей, цветные карандаши, фишки, разноцветные шнурки

Игра «Зажги звезду»

Упражнение «Кто скорее?»

П/и «Пёс»

Игра «Разноцветные шнурки»

Придумать рассказ про букву Э.

22/март

Звук [й] и буква Й

Ознакомление с артикуляцией звука [й]. Закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.  Формирование навыка узнавания звука в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Ознакомление с буквой Й. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Чтение слов и предложений с буквой Й.

 «Мой Букварь», Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, прописи, цветные карандаши, предметные картинки, схема слова, полоски и зайки для определения мест звука в слове, цифры «2» и «3»

Игра «Листопад», Упражнение «Кто скорее»,

П/и «В лесу», Игра «Два и три»

Поиграть в игру «Словодел»

23/март

Буква Е

Ознакомление с буквой Е. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами, «Мой букварь», цветные карандаши, предметные картинки

Упражнение «Кто скорее», Игра «Два и три»,

Упражнение «Составь слово», «Прочитаем пары слов»,

«Прочитай слово»

Пишем букву Е.

24/март

Буква Ё

Ознакомление с буквой Ё. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами, «Мой букварь», цветные карандаши, карточки со слогами

Упражнение «Упрямый ослик»,

составление рассказа по  серии картинок «Ёжик»,

Игровое упражнение  «Составь и прочитай»

Составить рассказ про «Е и Ё»

25/март

Буква Ю

Ознакомление с буквой Ю. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами, «Мой букварь», цветные карандаши, карточки со слогами, игра «Мозаика»

Подвижное упражнение «Дубочек»,

 игровое упражнение «Составь и прочитай»,

упражнение «Закончи букву»

Разучить четверостишье про букву Ю

26/апрель

Буква Я

Ознакомление с буквой Я. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней. Совершенствование навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

Магнитная доска, контейнеры с магнитными буквами, «Мой букварь», цветные карандаши, плоскостные изображения  и цифры для игры  «Два, три, четыре»

Упражнение «Кто скорее», подвижное упражнение «

Дубочек», игровое упражнение «Два, три, четыре»

Придумать историю «Я – последняя буква алфавита»

27/апрель

Звук [ц] и буква Ц

Ознакомление с артикуляцией звука [ц]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с] и [т′]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ч. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления»

Магнитная доска, контейнеры , «Мой букварь», цветные карандаши, синие флажки, предметные картинки.

Игра «Синие флажки»,

Упражнение «Кто скорее», «Путаница», «Разноцветные линии»

Повторить о звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков.

28/апрель

Звук [ч] и буква Ч

Ознакомление с артикуляцией звука [ч]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуками [с′] и [т′]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Ц. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления»

Магнитная доска, контейнеры , «Мой букварь», цветные карандаши, синие флажки, предметные картинки, мяч

Игровое упражнение «Найди место звука», упражнение

«Светофорчики», «Кто скорее», «Составь схему»

Чтение слогов, слов и предложений с пройденными звуками.

29/апрель

Звук [щ] и буква Щ

Ознакомление с артикуляцией звука [щ]. Формирование умения выделять этот звук из ряда звуков, слогов, слов, определять его место в слове, различать его со звуком [с′]. Закрепление представлений о звонкости и глухости, твёрдости и мягкости согласных звуков. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Ознакомление с буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с этой буквой. Формирование умения конструировать и печатать новую букву. Совершенствование навыка узнавания пройденных букв в условиях наложения или «зашумления»

Магнитная доска, контейнеры , «Мой букварь», цветные карандаши, предметные картинки, материалы для определения места звука в слове

Упражнение «Четвёртый лишний», «Кто скорее»

Придумай слова со звуком Щ

30/май

Звук [л]  [л′]   и буква Л

Ознакомление с артикуляцией звуков [л]  [л′]. Закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков   [л]  [л′]   в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Л. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

Магнитная доска,  цветные карандаши, предметные картинки, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, предметные картинки, мяч

Упражнение «Подбери схему», Подвижная игра «Птичьи пятнашки»,

упражнение «Весёлый круг»

Заучивание четверостишья про звук и букву Л

31/май

Звук [р]  [р′]   и буква Р

Ознакомление с артикуляцией звуков [р]  [р′]. Закрепление представлений о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Формирование навыка узнавания звуков   [р]  [р′]   в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Ознакомление с буквой Р. Формирование навыков конструирования и печатания новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

Магнитная доска,  буквари, цветные карандаши, материалы для определения места звука в слове, конверты со словами

Упражнение «Слушай внимательно», Подвижная игра «Птичьи пятнашки»,

упражнение «Составь схему», «Пары слов»

Играть в игру «Поймай звук»

32/май

Буква Ь

Ознакомление с буквой Ь. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

Магнитная доска,  буквари, цветные карандаши, шнурочки, готовые схемы предложений

Упражнение «Волшебники», «Кто скорее», «Буква потерялась»,

«Составь предложение».

Оформление букваря

33/май

Буква Ъ

Ознакомление с буквой Ъ. Формирование понятия о том, что эта буква не обозначает звука. Формирование навыков печатания и конструирования новой буквы, чтения слов и предложений с ней.

Магнитная доска,  буквари, цветные карандаши, шнурочки, предметные картинки

Упражнение «Подбери картинку», «Про что так можно сказать?»,

«Кто скорее?»

Оформление букваря

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Формы  занятий  планируемых  по каждой теме или разделу:

- занятие;

- игры;

- беседы;

  1. Приемы и методы организации.

Эмоциональные методы:

− поощрение;

− порицание;

− учебно-познавательная игра;

− создание  ярких  наглядных  образных представлений;

− создание ситуации успеха.

Познавательные методы:

− опора на жизненный опыт;

− создание проблемной ситуации;

− выполнение творческих заданий.

Социальные методы:

− создание ситуации взаимопомощи;

− поиск контактов и сотрудничества;

− заинтересованность в результатах;

− взаимопроверка.

  1. Дидактический материал. 

Картотека дидактических, артикуляционных, речевых, подвижных игр.

Дидактические игры:

  •  «Волшебная буква»
  •  «Буквы перепутались»
  •  «Найди картинки»
  •  «Соедини картинку с буквой»
  •  «Подними флажок»
  •  «Самый внимательный»
  • «Обведи картинки»
  •  «Волшебные линии»
  •  «Подбери схему»
  •  «Шифровка»
  •  «Громко хлопай»

Артикуляционные игры:

  • - «Грибок»
  • - «Качели»
  • - «Вкусное варенье»
  • - «Маляр»
  • - «Хоботок»
  • - «Улыбка, трубочка»
  • - «Иголочка»
  • Речевые игры:
  • - «Лесенка»
  • - «Помоги животным»
  • - «Слушай внимательно»
  • - «Нади свою букву»
  • - «Живые буквы»
  • - «Волшебные цветочки»
  • - «Котенок гуляет»
  • - «Жили у бабуси»
  • - «Подбери слово»
  • - «Раздели на слоги»
  • - «Эхо»
  • Подвижные игры:
  • - «Живой конструктор»
  • - «Веселые рыбаки»
  • - «Самолет»
  • - «Облака»
  • - «Бусы»
  • - «Когда дождик плачет»
  • - «Сороконожка»
  • - «В лесу»
  • - «Жук – жучок»
  • - «Пес»
  • - «На коняшке»
  1. Техническое оснащение занятий.
  • Просторный учебный класс
  • Доска
  • Телевизор
  • Аудио диски с записями, презентации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова.  М. : Академия пресс, 1998. – 564 с.
  2. Гогоберидзе, А. Г. Преддошкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А. Г. Гогоберидзе  //  Управление в ДОУ. – 2006. ‒ №1. – С. 10-19.
  3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений 3-е изд. испр. и доп. / С. А. Козлова,                                     Т. А. Куликова.  М. : Академия, 2011. – 268 с.
  4. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 263 с.
  5. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова.  М. : Просвещение,  1991. – 329 с.
  6. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников /                            И. А. Лыкова. – М. : Сфера – Карапуз, 2009. ‒ 160 c.
  7. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста . Парциальная программа. – СПб.: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 256 с.
  8. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Подъяков. – М. : Просвещение,  1997. – 451 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт / [Электронный ресурс] // Режим доступа: standart.edu.ru

Список литературы для детей и родителей

1. Нищева, Н. В. Мой букварь. Книга по обучению дошкольников чтению / Н. В. Нищева, Худ. О. Н. Капустина. – 3-е изд., доп. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014. – 128 с.

2. Нищева, Н. В. Играйка 7. Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста / Н. В. Нищева,  Худ. О. Н. Капустина.  – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 20 с.

3. Нищева Н. В. Прописи для дошкольников / Н. В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет

Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка»  по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по обучению грамоте «АБВГДейка»

Программа дополнительного образования «АБВГДейка»  социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности...

Дополнительная общеобразовательная программа "АБВГДейка"

Развитие речи детей, подготовка к обучению в школе....

Дополнительная общеобразовательная программа "АБВГДейка"

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста Цель - подготовка детей к обучению грамоте...

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «АБВГДейка».

Цель программы: подготовка к обучению чтению детей 4-5 лет, а также занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприяти...

Дополнительная общеобразовательная программа речевого развития дошкольников " АБВГДейка" от 6 до 7 лет , и "АБВГДейка " от 5 до 6 лет.

Цель программы: Преодоление     фонетико-фонематического     недоразвития     речи,     подготовка...