Игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова у дошкольников
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Рекомендованные игры и упражения для развития слоговой структуры слова способствуют успешной коррекции речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Серьёзной проблемой является увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. У большинства детей данной категории в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова. Данные нарушения мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, что препятствуют усвоению навыков звукового анализа и синтеза при обучении грамоте. В связи с этим серьёзное внимание уделяется проблеме формирования слоговой структуры слова.

В процессе отработки слов с различными типами нарушений слоговой структуры в домашних условиях рекомендуется выполнять следующие виды игр и упражнений:

  • на фонематический и слоговой анализ слов:

- игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов);

- игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются чётким произнесением слогов;

- деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее;

- ребёнок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);

- разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава и т.д.

  • на фонематический и слоговой синтез слов:

- дополнить данные слоги одинаковым слогом;

- разгадать ребусы;

- из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками:  НА    МА   ШИ

- из двух слов образовать одно – самосвал, самолет, вездеход

- взрослый медленно произносит слово по слогам, а ребёнок произносит это слово целиком и т.д.

  • на развитие фонематических представлений:

- разложить картинки под схемы слов;

- построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог);

- придумать однокоренные «родственные» слова к слову.

На уровне чистоговорок, предложений, стихов и других текстов рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом;
  • придумывание чистоговорки на заданный слог;
  • заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи;
  • чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;
  • Игра «Телеграф»: передать телеграмму, отстучав ритмическую структуру слов в предложении;
  • пропевание распевок с чёткой ритмической структурой по музыкальное сопровождение;
  • договаривание незаконченных слов в предложениях;
  • составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;
  • изменение по падежам слов сложной слоговой структуры;
  • игра «Подскажи словечко».

Успехов Вам в работе с детьми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников...

«Логопедические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».

Существует определенная зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенк...

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот ...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте  выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается  значение формирования  слоговой стр...