Проект по обучению грамоте
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сафарьян Мария Евгненьевна

Проект по обучению грамоте детей долгосрочный,  рассчитан  на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект по обучению грамоте34.68 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка1

1.Теоритические  и методологические основы проекта3

2. Основные принципы построения проекта3

3. 4

Введите название главы (уровень 2)5

Введите название главы (уровень 3)6

 

1.Теоритические   и методологические  основы проекта.

       Теоретической и методологической основой программы являются:                                                                                                       - концепция Л. А. Венгера – «О развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности»;                                                                                                           - теория А. В. Запорожца – «О самоценности  дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности  –  путь амплификации»;

 - концепция Д.Б. Эльконина, основыванная на теории поэтапного формирования умственных действий;                                                                                                                                                                      -  положение  Л.С. Выготского  «О ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка»;  

 - учение Р.Е. Левиной  «О трех уровнях речевого развития  детей и психолого - педагогическом подходе в системе специального обучения».                                                                                                

     Содержание проекта  определяется основными принципами, которые для детей с общим недоразвитием речи приобретают особую значимость:

   - Принцип развития предполагает знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, и таким образом позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.

  -  Принцип опоры на сохранное звено психической функции.  В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Психическая функция предполагает участие различных анализаторов.

   - Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) отмечается, что становление умственных действий — сложный и длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно переводится в умственный план, т.е. интериоризируется.                                                                                                                                        Значимость поэтапного формирования умственных действий обусловлена и тем, что правильное чтение возможно лишь при сформированности  многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой).  Д.Б. Эльконин отметил, что  чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели.   В связи с этим формирование, например, звукового анализа и синтеза должно осуществляться постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовая схема слова), затем в плане громкой речи и, наконец, во внутреннем плане. Таким образом, постепенно происходит интериоризация  действия фонематического анализа.

   - Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом "зоны ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому). Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учетом психологических особенностей детей с общим недоразвитием речи.

-   Онтогенетический принцип. Этот принцип предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. При коррекции нарушений чтения и письма учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.

 - Принцип системного подхода.   Подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики.   Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение - взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при  сформированности  операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.

 

                                                           

     2. Основные принципы построения проекта:

-   общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

-   развитие творческой деятельности;

-  развитие личностных компетенций;

-  поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

-  развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

-  сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

- ориентация на российскую культуру (стихотворение, пословицы, загадки)

                                                                                 5. Описание проекта.

Проект по обучению грамоте детей долгосрочный,  рассчитан  на 2 года и проходит по периодам:

1  ГОД ОБУЧЕНИЯ,  I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Задачи:

Развитие фонематического слуха                                                                                                  

-развитие слухового внимания (неречевые и речевые звуки)                                                                                               -  познакомить с терминами «звук» «звуки речи»                                                                        

-выделение заданного звука из ряда звуков;                                                                              

-выделение начальных ударных гласных из слов;                                                                    

-подбор  слов с заданными гласными звуками;                                                                        

 -развивать умение определять артикуляцию звука  и давать характеристику                          

          (артикуляционные признаки гласных и согласных звуков).

 Развитие фонематического анализа                                                                                              

- введение понятия «гласный звук»;                                                                                              

- познакомить с простейшим моделированием  (гласный звук обозначаем красной фишкой);                                                                                           - знакомство с гласными звуками   [У ] [А ] [И ] [ O] ;                                                                                    

 - выделение и определение в словах первого гласного звука  (в начале слова);                      

- звуковой анализ из двух гласных (АО,УА);                                                                              

- определение  гласного звука  в конце слова под ударением (пилА,  пишУ);                                                                    

- введение понятия «согласный звук»  (согласный звук обозначаем синей фишкой);                                                                                          - знакомство с согласными звуками [П ]-[П ] [ Б]- [Б ] [Т ]- [Т] [ Д] -[Д] ;

 - определение первого согласного звука;                                                                    

- введение понятия «мягкий» и «твердый»  звук;                                                                        

-продолжаем знакомить с простейшим моделированием;                                            

 (мягкий согласный обозначаем зеленой фишкой).

Формирование слоговой структуры слова                                                                          

    - различать на слух «длинные» и «короткие» слова;                                                                

    -развивать чувство ритма (прохлопать. простукать слово);                                                              

    -познакомить с термином «слог»,  «слово»;                                                                                      

    -формировать умение  делить на слоги двусложные слова с открытым слогом (ВА-ЗА);          

     -формировать умение  делить на слоги трехсложные слова (открытый слог);      

                                                       

Развитие графо-моторных  навыков                                                                                

 -обводка, закрашивание, штриховка по трафаретам;                                                              

 -составление фигур из палочек по образцу;                                                                                        

 -рисование вертикальных/горизонтальных  линий;                                                                                    

 -рисование волнистой  / наклонной     линии;                                                                                                

 -соединение двух точек прямой линией.

     II ПЕРИОД  (декабрь, январь, февраль)

Задачи:

Развитие фонематического  анализа  и синтеза

- анализ и синтез  прямых и обратных слогов АП, ПА;                                                                                        

- определение наличия / отсутствия согласного звука в словах;                                                                            

-дифференциация согласных звуков между фонетически различными и сходными группами  [К ]-[Г ]-[Х ], [С ]- [Ш ], [З ]- [Ж];                                                                                                                                                

-знакомство с согласными звуками [Г ]- [Г ] [К ]- [К ] [Х ]- [Х ] [ В]- [В ] [ Ф]- [Ф ] [С]- [С ] [З ]- [З]      [М ]-[М ]-[Н ]-[ Н ];                                                                                                                                                      -введение понятия «глухой» «звонкий» звук, моделирование данных звуков;                                                  

-определение звонкости  –  глухости согласного                                                                                                    

-определение гласного звука  в середине слова (в односложных словах);                                                      

-определение конечного согласного звука в словах;                                                                                            

 -полный звуковой анализ односложных  слов (МАК, ДОМ),  построение звуковой модели слова;                                                                                - определение позиции согласного звука в середине слова.

Формирование слоговой структуры слова                                                                                        

 -анализ слогов (моделирование слогов);                                                                                                                

 - познакомить с понятием  «ударение», «ударный слог»;                                                                                                  

 -объединение слов в группы по количеству слогов;                                                                                                

 -односложные слова со стечениями согласных в начале слова (стул, шкаф);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Развитие языкового анализа                                                                                                           

- продолжать знакомство с понятием «слово» « предложение»;                                                                                                  

 - введение понятий слова-предметы, слова-действия, слова-признаки;                                                            

 -выделение слов;

 -предметов и слов-действий по вопросам: Кто это? Что делает?;                                                

 - составление  предложений из двух слов (девочка рисует), трех слов (мальчик читает книгу).


Формировать навык чтения слияний гласных букв                                                                 

  - формировать представление о букве, чем буква отличается от звука;                                                              

  -  уметь соотносить звук и букву;                                                                                                                          

 - ознакомление с гласными буквами А, У, О, И;                                                                                                        

 - развитие навыка составления и чтения слияний гласных букв (АУ,УА,ОИ,ИО,ИА,УО,ОУ,ИУ,УИ).

Развитие графо-моторных навыков                                                                                                  

 - продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков;                                                                                                                                                                                                                        -  составление букв из элементов;                                                                                                                        

-  развитие конструктивного  праксиса;                                                                                                            

 - усложнение штриховки(штриховка зигзагами,  наклонными линиями);                                              

 - знакомство с клеткой, обведение клеток, строчкой;                                                                                    

 -  печатание гласных букв.                        

    III ПЕРИОД   (март, апрель, май)

Задачи:

Развитие фонематического  анализа  и синтеза                                                              

  - продолжать знакомство с согласными звуками [С ]-[Ш ],[Ч ]-[ Щ ], [ С]- [З ]- [ Ц], [ Л]- [Л ], [Р ]- [Р ];      

  - дифференциация согласных звуков между фонетически различными и сходными группами;                        

 - определение позиции гласного звука в двухсложных словах (ваза);                                                                

 - определение позиции гласного звука в трехсложных словах (сухари);                                                                

 - определение позиции согласных в двухсложных словах со стечением согласных в начале слова (книга, цветок);                                                                                                                                                                - определение позиции согласных в трехсложных словах со стечением согласных в конце  слова    (карандаш, пылинка);                                                                                                                                                

 - полный звуковой анализ и синтез двух сложных слов (каша);                                                                          

  - моделирование схемы слова;                                                                                                                            

 - подбор слов по моделям (****  - каша, *** - дом);                                                                                              

  - выполнение звукового анализа без наглядной опоры (без картинки).

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Задачи:

Развитие фонематического  анализа  и синтеза

- знакомство с гласными: Ы, Э;                                                                                                                                

 -знакомство с согласным звуком: Й;                                                                                                                  

- определение позиции согласных в трехсложных словах со стечением согласных в конце  слова                

                                            (карандаш, пылинка);                                                                                                                                                

 - полный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных (фартук, лампа);              

     Развитие языкового анализа и синтеза                                                                                                                                  

-  подбор действий к объекту: Вова идет (бежит, прыгает...);                                                                                                                                                  - составление простых нераспространенных предложений по демонстрации,  по картине;                                              

 -закрепление понятий «слово», «предложение»;                                                                                  

  -графическая запись предложения из двух слов;                                                                                                  

 - формирование предложения из нескольких слов в последовательности;                                                        

   -моделирование  предложения из 3-4 слов;                                                                                                                  

  распространение предложений однородными членами:                                                                            

а) подлежащими: девочки и мальчики срывают яблоки;                                                                                          

 б) сказуемыми: девочка срывает яблоко и кладет в корзину;                                                                                            

 в) дополнениями: дети собирают огурцы и помидоры;                                                                                                  

- обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу, словом или словосочетанием;                          

- формирование конструкций с противительным союзом А при сравнении двух предметов: (помидор красный, а огурец зеленый);  

 закрепление умения правильно строить предложения                                                                                                

а) по демонстрации;                                                                                                                                                        

б) по сюжетным картинкам;                                                                                                                                            

в) по предметным картинкам.                                                                                                                                              

 - обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме;

 -распространение предложений определениями;                                                                                                                      

 - анализ  предложения без предлогов;                                                                                                                            

  - анализ предложения с предлогами;                                                                                                                                                                                                            - моделирование предложения с простыми  предлогами;                                                                                                                                                                                                               знакомство с элементарными правилами правописания:                                                                                      

а) раздельное написание слов в предложении;                                                                                                        

б) точка в конце предложения;                                                                                                                                  

в) заглавная буква в начале предложения и в собственных именах;                                                                    

 г) правописание буквы И после букв Ж Ш.

Формирование слоговой структуры слова                                                                                                                      

-  продолжать слоговой анализ односложных слов со стечениями согласных в конце  слова  (мост)                                                               - продолжать слоговой анализ односложных слов со стечениями согласных в середине  слова (карман)                                                                                                                                                                          - продолжать работу над словами со сложной слоговой структурой ( мо-то-цикл, во-до-про-вод)                                                                                              

Формировать навык чтения                                                                                                                                                  

  - знакомство с согласными буквами: Т. Д, С, З, К ,Г,Х, В, Ф, Ш, Ж;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            - упражнять в чтении закрытых слогов с пройденными буквами, открытых слогов;                                                      

 - разгадывать ребусы, кроссворды с пройденными буквами;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Развитие графо-моторных навыков                                                                                                                              

 - продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков;                                                                                                                                                                                                                                                    -  реконструирование букв                                                                                                                                              

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги;                                                                                    

  - проведение графических диктантов;

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                             

II ПЕРИОД  (декабрь, январь, февраль)

Задачи:

Развитие фонематического  анализа  и синтеза                                                                                                     

- знакомство с гласными буквами: Я, Е, Ю, Е, Ь, Ъ;                                                                                                  

 - полный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных (фартук, лампа);                                                                                 - подбирать слова с ранее выученными звуками;                                                                                                            

  - упражнять в дифференциации согласных звуков по твердости /мягкости, глухости /звонкости;        

 - упражнять в выделении этих звуков из слова;                                                                                                        

 - подбирать  слова с этими звуками.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Развитие языкового анализа и синтеза                                                                                                                                

  -  повторять  элементарные правила правописания:                                                                                        

а) раздельное написание слов в предложении;                                                                                                        

б) точка в конце предложения;                                                                                                                                

в) заглавная буква в начале предложения и в собственных именах;                                                                                                                                                                                          

 -Формирование слоговой структуры слова.                                                                                                  

Формировать навык чтения слияний гласных и согласных  букв                                                                          

 -повторение правил правописания;                                                                                                                          

 -знакомство с гласными буквами: Ы,Э;                                                                                                                  

 - знакомство с согласными буквами: Т.Д, С,З, К,Г,Х,В, Ф, Ш, Ж,                                                                        

 -узнавать буквы печатные, письменные;                                                                                                                  

-разгадывать ребусы, кроссворды с пройденными буквами;                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Развитие графо-моторных навыков                                                                                                                                

 - усложнить работу с более мелкими конструкторами, мозаиками, шнуровками;                                      

- продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков;                                                                                                                            

- печатать слоги, слова;                                                                                                                                                  

 - продолжение работы над сложной  штриховкой;                                                                                                                      

-проведение графических диктантов;  

-различные виды штриховок.

                                                                                                                                                                                                                                                                                

III ПЕРИОД (март, апрель, май)

Задачи:

Развитие фонематического  анализа  и синтеза                                                                                                  

 - совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук;                                                                            

 - совершенствовать умение дифференцировать согласные по твердости/мягкости, звонкости/глухости;      

- самостоятельно выполнять звуковой анализ слов;                                                                                                        

 - закрепить знания  о гласных и согласных звуках, их признаках;                                                                

  - упражнять детей в различении гласных и согласных звуков;

  - развитие языкового анализа и синтеза.                                                                                                                        

Формирование слоговой структуры слова                                                                                                              

 - формировать умение правильно произносить сложные слова и использовать их в речи   самостоятельно выполнять слоговой анализ сложных слов.                                                                                                  

Формировать навык чтения                                                                                                                                            

-формировать умение осознанно читать слова;                                                                                                            

- чтение слогов с гласными второго ряда;                                                                                                                

- чтение односложных и двусложных слов с мягким знаком;                                                                              

  -познакомить с правилами правописания;                                                                                                              

 а)  ча-ща пиши с буквой А;                                                                                                                                          

 б) чу-щу – с буквой У;                                                                                                                                                          

- повторение правил правописания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Развитие графо-моторных навыков                                                                                                                      

- продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков;                                                                                                                                                                                                                                                   -продолжать выкладывать буквы из палочек, мозаики, лепить из пластилина;                                                  

- проведение графических диктантов  -различные виды штриховок;                                                                      

  -закрепление сформированных навыков4                                                                                                                                                                                                                                                                    

Профилактика дисграфии                                                                                                                                                  

- совершенствовать умение трансформировать буквы;                                                                                                      

- различать правильно и неправильно напечатанные буквы;                                                                                        

 - допечатывать незаконченные буквы, с недостающими элементами;                                                                                                            - читать буквы, наложенные друг на друга;                                                                                                                                    

  - правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.                                                                                                                                                                                                     

                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "АБВГВДейка"

вВ настоящее время значительно возросло количество детей, имеющее то или иное нарушение речи.  Дислексия (нарушения чтения) и дисгрофия ( нарушение письма) становятся первопричинами плохой успева...

Проект по обучению грамоте с использованием ИКТ "От А до Я"

Исследовательский проект по обучении грамоте, расчитан на 2 года....

Проект по обучению грамоте с использованием ИКТ "От А до Я"

Проект реализовавается в течении 2-х лет...

Проект по обучению грамоте

Проект по подготовке к обучению грамоте в старшей группе....

Проект по обучению грамоте на тему « Звук С-Сь».

Проект заключает в себе коллективную (фронтальные занятия), индивидуальную работу, работу с воспитателями и родителями.Срок проекта четыре недели....

проект по обучению грамоте " Буква моего имени"

Этот проект проходил в начале года,когда  возникла потребность сделать метки на  шкафчики, дети предложили оформить личное пространство  буквами своего имени, вот так и появился этот пр...

Проект по обучению грамоте на тему « Звук С-Сь».

Проект заключает в себе коллективную (фронтальные занятия), индивидуальную работу, работу с воспитателями и родителями.Срок проекта четыре недели.Закреплять правильное произношение звука «С&raqu...