Буклет по обучению грамоте
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Телкова Алина Владимировна

Основной целью программы по обучению грамоте дошкольников  является выработка у детей умения ориентироваться  в звуко-буквенной системе родного языка и на этой  основе – развитие интереса и способностей к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет по обчению грамоте192.31 КБ

Предварительный просмотр:

Задание: составьтеC:\Users\zav\Desktop\som.jpg

звуковые схемы для словC:\Users\zav\Desktop\syr.jpg

C:\Users\zav\Desktop\Без названия (1).jpg

C:\Users\zav\Desktop\sani.jpg

C:\Users\zav\Desktop\ryba.jpg

C:\Users\zav\Desktop\lisa.jpg

C:\Users\zav\Desktop\utka.jpg

Основной целью 

программы

по обучению

грамоте дошкольников

 является выработка у детей умения ориентироваться

 в звуко-буквенной системе родного

языка и на этой

 основе – развитие интереса и

способностей к чтению.

C:\Users\zav\Desktop\Без названия.jpg

Консультация для родителей по теме «Звуковой анализ слова» (подготовка к обучению грамоте).

    Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:

     Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает - ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных звуков: А О И У Ы Э

    Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный- нужно сравнивать звуки по их произношению. Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык (например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-мешают зубы). ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем пропеть- например, звуки:  «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»-губы, «з»-язык).C:\Users\zav\Desktop\Без названия (1).jpgC:\Users\zav\Desktop\Без названия (1).jpg

     Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими. Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание на губы. При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются (произнесите слова «кино», «пальто»), а при произнесении согласного звука

мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:

ЗВУКИ «Ч», «Щ», «й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ

ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.

     Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит ли наше горлышко, или громко песенки поет (чувствуем вибрацию голосовых

связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова: «СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук «з»- горлышко вибрирует).C:\Users\zav\Desktop\Без названия (1).jpg

    Для примера, рассмотрим звуковой анализ слова КНИГА.

Сначала нужно определить количество слогов в слове (их можно прохлопать, прощелкать пальцами).

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

1.мы должны определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно («К» «НЬ» «И» «Г» «А»), одновременно вести указкой под схемой.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий – зеленый.

В работе это выглядит так:

Книга - .К» «НЬ» «И» «Г» «А»

1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.

2ой звук «НЬ» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой

3ий звук «И» - гласный, обозначается красной фишкой

4ый звук «Г» - твердый согласный, обозначается синей фишкой

5ый звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.

Вопросы и задания:

1.Какие гласные в слове книга?(«и», «а»)

2.Какой ударный звук? («и»)

3.Произнеси слово с ударением («книиига»)

4.Какой мягкий согласный? («нь»)

5.Какой 2ой твердый согласный? («г»)

6.Какой первый согласный звук? («к»

ИГРЫ СО СЛОВАМИ.

Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребёнок проявляет сообразительность и внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.

Игра «Кто больше назовёт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).

Игра «Кто больше назовёт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).

Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме». Сначала нужно объяснить ребёнку, что такое рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу «пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Использование приёмов мнемотехники при обучении грамоте"

     Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерност...

Буклет "Как подготовить ребёнка к школе по обучению грамоте"

В буклет внесены задания, игры на нахождения звуков и логопедические стихи с помощью , которых детям легче запоминаются звуки....

Буклет - памятка для родителей "Обучение грамоте по средствам игр и упражнений"

В дошкольном возрасте очень важно развивать фонематический слух. В буклете предложена небольшая часть игр с родителями в домашних условиях....

Буклет для родителей "Обучение грамоте и развитие фонематического слуха"

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:Наша речь состоит из предложений.Предложение - это законченная мысль.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - эт...

Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...

Буклет «Дидактические игры по обучению грамоте»

Буклет«Дидактические игры по обучению грамоте»...

Буклет_-_Шпаргалка_для_родителей._Обучение_грамоте_и_развитие_фонематического_слуха

Шпаргалка_для_родителей._"Обучение_грамоте_и_развитие_фонематического_слуха"...