программа "Грамотейка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Пенькова Елена Владимировна

Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» (далее просто «Программа») имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramoteyka_21-22.docx68.45 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

Принято                                                                                                                    Утверждено

на педагогическом совете                                           заведующим НРМ ДОБУ«Д/с «Морошка»

Протокол от 31.08.2021г. №1                                                                                И.Г. Сарапулова

                                                                                                      Приказ от 01.09.2021г. № 80-пу

                                                                                                     

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«Грамотейка»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст воспитанников – 6 -7 лет.

                                                                                                             Руководитель:

                                                                                Пенькова Елена Владимировна

воспитатель

первой квалификационной категории

                                                                  п.Куть-Ях, 2021 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………….3

  1. Целевой раздел
  1.  Цель и задачи реализации Программы………………………………….4
  1.  Планируемые результаты………………………………………………..4
  2.  Формы педагогической диагностики…………………………………...5

  1.  Содержательный раздел

2.1. Краткое описание тем…………………………………………………….9

2.2. Методы обучения и воспитания ……………………………………….13

2.3. Формы организации занятия……………………………………………13

2.4. Алгоритм занятия………………………………………………………..13

2.5. Педагогические технологии ……………………………………………14

2.6. Дидактический материал………………………………………………..14

III. Организационный раздел

3.1. Годовой календарный учебный график ………………………………..14

3.2. Учебный план…………………………………………………………….15

3.3. Расписание занятий………………………………………………………15

3.4. Социальное партнерство…………………………………………………15

3.5. Кадровое обеспечение……………………………………………………15

3.6. Материально-техническое обеспечение………………………………...15

3.7. Информационное обеспечение…………………………………………..15

3.8. Методическое обеспечение………………………………………………15

Пояснительная записка

Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнана и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы.

 Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» (далее просто «Программа») имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Программа предназначена для работы с детьми с 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

I.  Целевой раздел

  1. 1. Цель и задачи программы:

Цель. Создание условий  для осмысленного и осознанного чтения с учетом уровня индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Задачи:

Обучающие:

  •  Учить чтению поэтапно.
  •  Формирование интереса к процессу обучения
  •  Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение
  •  Развитие звуковой культуры речи.
  •  Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
  •  Учить детей        составлять        предложения        с заданным количеством        слов, пользуясь    моделями.
  •  Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).

                     Развивающие:

  •  Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
  •  Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
  •  Обогащение словарного запаса детей
  •  Развивать коммуникативную, регулятивную функции  речи.
  •  Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи

                                           Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
  • Воспитывать культуру  речи.
  • Развитие умений говорить и слушать других людей.

                1.2. Планируемые результаты

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь): 

   Ожидаемые результаты освоения программы:

  •  повышение интереса к самому процессу чтения;
  • повышение уровня развития мелкой моторики рук;
  • повышение мотивации к школьному обучению.

Обучающийся должен знать:

1. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;

2. Определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение;

3. Знать и называть все буквы алфавита;

4. Знать пословицы, поговорки, скороговорки.

Обучающийся должен уметь: 

1. Различать гласные и согласные звуки;

2. Свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

3. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры;

 4. Выполнять звукобуквенный анализ слова;

 5. Графически обозначать звуки, слоги и слова

 6. Достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

 7. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.

8. Составлять рассказы по серии картинок.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

1. Здоровьесберегающие компетенции — умение переключаться с одного вида деятельности на другой (физминутки с четким произношением звуков, дыхательная гимнастика) и умение радоваться результатам, как своего труда, так и результатам сверстников, удивляться новому (проявление эмоций);

2.Речевые компетенции – произношение гласных и согласных звуков алфавита, умение четко произносить слова, графически изображать буквы (написание букв, слов, предложений), умение изменять слова, составлять новые;

 3.Учебно-познавательные компетенции – умение применять полученные знания, организовывать свое рабочее место, умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации, понимать инструкции и алгоритмы действия, планирования, умение доводить дело до конца, самостоятельно принимать решение;

4. Информационные компетенции – умение получать информацию, используя различные источники (ИКТ, дополнительная литература), умение задавать вопросы, искать на них ответы, умение оценивать и сравнивать;

5.Социально-коммуникативные компетенции – умение выслушать другого человека (сверстника, взрослого), рассказывать о нем, понимать его эмоциональное состояние, вести диалог, умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания с интересами других людей.

1.3. Формы педагогической диагностики

Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.

Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.

Использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

  1. Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
  2. Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
  3. Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (октябрь),
  • итоговый контроль (март)

     Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыкам чтения. При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

1. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.

 2. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.

 3.Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во   время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.

Мониторинг уровня освоения по

дополнительной образовательной программе

социально-педагогической направленности «Грамотейка»

Группа подготовительная,

возраст 6-7 лет

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Параметры оценки

1. Умение понимать роль звука в слове.

2. Умение различать слово и предложение, выкладывать схему предложения.

3. Умение делить слова на слоги.

4. Умение называть слова с заданным звуком.

5. Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме.

6. Умение вычленять ударение, определять его место в слове.

7. Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие.

8. Умение различать согласные звуки: глухие и звонкие.

9.  Умение составлять слова из 2-х, 3-х слогов и отдельных букв.

10. Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного.

Итог

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

1

2

Диагностические задания:

1. Задание: Найти звук, который заблудился.

-Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).

-На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([ш]).

-Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся  звук. (1)

• Средний: Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро. (2)

 • Низкий:  Ребёнок справился с заданием с помощью педагога.(3)

2. Педагог показывает картинку с изображением белки.

Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного предложения. 

Уровни:

• Высокий:   Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения. (3)

• Средний:  Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый

подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо.  Составляет схему. (2)

• Низкий:  Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу педагога. Схему составляет после подсказки или не составляет вовсе. (1)

3. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога. 

Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. (3)

• Средний: Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи педагога. (2)

• Низкий: Ребёнок не справляется с заданием. (1)

4. Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно выполняет задание. (3)

• Средний: Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. (2)

• Низкий: Справляется с заданием с помощью педагога. (1)

5. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:

Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Серым). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми квадратами.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. (1)

6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук. 

Поставь фишку над ударным звуком. Затем педагог переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. (1)

7. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. 

Педагог спрашивает: Какой первый звук в слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.

Уровни:

• Высокий:  Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. (1)

8. Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных. 

Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.

Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.

Слоги: па, ба, за, та, да.

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи педагога. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи педагога или не справляется совсем. (1)

9.Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа).

Собери из букв слово, чтобы не осталось ни одной лишней буквы.  Ещё ребус: манали (малина).

Уровни:

• Высокий: Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. (3)

• Средний: Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи педагога. (2)

• Низкий: Ребёнок справляется с заданием при активной помощи педагога или не справляется совсем. (1)

10. Чтение и анализ короткого текста.

Прочитай:

Текст 1. Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.

Текст 2. У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал ей сыр. Чуча рада.

Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.

Уровни:

• Высокий:   Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного. (3)

• Средний:  Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста. (2)

• Низкий: Ребёнок читает по слогам, с помощью педагога, смысл прочитанного не понимает. (1)

Уровни освоения программы

(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)

40%НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.

80% СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

100% ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый - мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.

         Результатами фиксации освоения программы является диагностическая карта

II. Содержательный раздел

2.1. Краткое описание тем

 Перспективное планирование

 Тема

Содержание

Дата проведения

1.

«В мире звуков и букв»

(мониторинг)

06.10.2021

2.

«Буква Т»

знакомство с буквой Т, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

13.10.2021

3.

«Буква П»

знакомство с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов и слов; упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, логическое мышление, фонематический анализ и синтез

20.10.2021

4.

«Буква Н»

знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление,

27.10.2021

5.

«Буква М»

познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое, восприятие,  мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память

03.11.2021

6.

«Буква К»

знакомство с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас.

10.11.2021

7.

«Буква Б»

знакомство с буквой Б,; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание

17.11.2021

8.

«Буква Д»

знакомство с буквой Д, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание;

24.11.2021

9.

«Буква Г»

знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных падежей существительных, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематическое восприятие, внимание

01.12.2021

10.

«Буква Ф»

знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас

08.12.2021

11.

«Буква В»

знакомство с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов; развивать навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

15.12.2021

12.

«Буква Х»

знакомство с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; упражнять в звуковом анализе слов, в отгадывании ребусов, пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

22.12.2021

13.

«Буква С»

знакомство с буквой С, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в образовании множественного числа в названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас.

29.12.2021

14.

«Буква З»

знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении  звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах, упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе однокоренных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое, восприятие, мелкую моторику, внимание, фонематический анализ и синтез, память

12.01.2022

15.

«Буква Ш»

знакомство с буквой Ш, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, в изменении существительных по падежам (родительный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

19.01.2022

16.

«Закрепление пройденного материала»

слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красный круг и синий квадрат) и буквами, чтение слов, написание слов условными обозначениями.

26.01.2022

17.

«Буква Ж»

знакомство с буквой Ж, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, оптико-пространственные представления, внимание, память

02.02.2022

18.

«Буква Р »

место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (орлы, нора, ура), предложения (Мама мыла Лару мылом), графические навыки, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги.

09.02.2022

19.

«Буква Ц»

Знакомство с буквой Ц, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление

16.02.2022

20.

«Буква Ч»

Знакомство с буквой Ч; напомнить, что звук Ч всегда мягкий согласный глухой. Знакомство с буквой Щ; напомнить, что звук Щ всегда мягкий согласный глухой. Составление цепочки слов, производя в данном слове только одну замену для получения нового слова.

02.03.2022

21.

«В гостях у Забавушки»

Закрепление и повторение пройденного материала во время кружковой деятельности.

09.03.2022

22.

«Путешествие в страну Букв и Звуков»

Закрепить и проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на кружке по обучению грамоте

16.03.2022

  1.  Методы обучения и воспитания

Словесные

Наглядные

Практические

Устное изложение

Показ видеоматериалов, иллюстраций

Тренинг

Беседа, объяснение

Показ приёмов выполнения заданий, упражнений, работа по образцу и т.п.

Тренировочные упражнения, тестовые задания

Анализ текста

Наблюдение

Самостоятельное выполнение заданий

  1. Формы организации занятия

                  Основные формы кружковой работы – внеурочное занятия. Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом возрастных особенностей детей и уровня их знаний по той или иной теме, полученных на занятиях. Основная форма организации кружка «Грамотейка» - занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом детей. На занятиях предусмотрено сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.  Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент.  Для снятия напряжения используются физкультминутки и малоподвижные игры.

                    В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

                    - специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;

                    - совместная деятельность взрослого с детьми;

                    - самостоятельная деятельность детей.

                    - работа в прописях и тетрадях;

                       - работа с книгой

    2.4. Алгоритм занятия

Структура занятий включает в себя обязательные этапы:

  1. Артикуляционная или речевая гимнастика.
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение.
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука,
  • определение места звука в слове,
  • подбор слов (картинок, предметов) на заданный звук,
  • сравнительный анализ звуков,
  • буква, её образ и графическое написание,
  • составление и чтение слогов с данной буквой,
  • составление слов из слогов, деление на части,
  • дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала.
  • определение наличия или отсутствия звука в словах.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия (что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка).

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Развивается умение самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности.

               2.5. Педагогические технологии:

  технология группового обучения;

 технология развивающего обучения;

  технология проблемного обучения («Назови лишнее слово», «Назови первый (последный) звук в слове», «Четвертый лишний», «Скажи одним словом» и т.д.);

 технология игровой деятельности (дидактические игры, чтение и рассказывание стихов, беседа, рассматривание картинок, многократное повторение, договаривание слова (предложения), пояснение, загадывание загадок и др.);

  коммуникативная технология обучения (приветствие, прощание, обращение, просьба о помощи, благодарность, говорить перед другими, слушать других, сотрудничать);

 здоровьесберегающая технология (кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игры со счетными палочками).

2.6. Дидактический материал

  • касса букв и слогов;
  • слоговые карточки;
  • карта-схема для звукового анализа слова;
  • тетрадь для печатания слов;
  • карандаши, ручки
  • наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
  • карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и
  • названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;

Дидактические игры:

1. «Кто внимательный?»

2. «Кто больше»

3. «Слоговое лото»

4. «Дополни слог, слово»

5. «Звуковая цепочка»

6. «Узнай звук»

7. «Слоговой аукцион»

8. «Найди слово в слове»

9. «Третий лишний»

10 «Напиши кружочками»

11. «Слушай хлопки»

12. «Что общего»

13. «Назови братца»

  1. Организационный раздел

   3.1. Годовой календарный учебный график

Содержание

Возраст детей

6-7 лет

Количество возрастных групп

1

Начало реализации программы

06.10.2021

Окончание реализации программы

16.03.2022

3

   

       3.2. Учебный план

Образовательная

Количество

Возраст детей

область/ Название программы

занятий

6-7 лет

Познавательное развитие, речевое   развитие/

«Грамотейка»

неделя

месяц

1

4

месяц

4

год

                      22

3

        3.3. Расписание занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам (среда, вторая половина дня),   продолжительностью 30 минут (15.40 – 16.10 и 16.20 – 16.50).

         3.4. Социальное партнерство

Работа по данной программе предусматривает активное участие родителей, учителя-логопеда, а также педагогов, работающих непосредственно с детьми подготовительной группы.

          3.5. Кадровое обеспечение

     Кружковую работу с детьми подготовительной группы по данному направлению ведет педагог I квалификационной категории Пенькова Елена Владимировна, в марте 2020 года прошла курсы повышения квалификации  по теме «Методические аспекты обучения чтению и улучшения техники чтения ФГОС ДОО» ООО «Институт новых технологий в образовании», г.Омск, 108 часов

  1. Материально-техническое обеспечение

Занятия по программе проводятся в помещении группы - светлое, просторное помещение с естественным и искусственным освещением, в котором находится стулья и столы по количеству обучающихся, интерактивная доска СМАРТ («Колибри»),  шкафы и полки для хранения наглядных пособий, наглядные пособия, ноутбук, раздаточные  материалы для детей. Помещение для кружковых занятий отвечает СанПин и противопожарной безопасности.

        3.7. Информационное обеспечение

  • Комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр «Волшебная поляна» (ПАК «Колибри»)
  • Интерактивный редактор и игровой центр «Сова» (ПАК «Колибри»)

       3.8. Методическое обеспечение

             Для детей и родителей

  1. Дурова Н.В. Первые шаги по ступенькам грамоты. «От звука к букве», «Читаем сами», Рабочая тетрадь дошкольника, М., «Школьная Пресса», 2011.
  2. В.В. Волина Занимательное азбуковедение, В.В. Волина - М.: Просвещение, 1994г
  3.  Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с
  4. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи ребенка / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2006. – 175 с.

Для педагогов

1. Дурова, Н. В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с

2. Колесникова, Е. В. «От звука к букве» / Е. В. Колесникова. – М. : Просвещение, 2008. – 144 с.

3. Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М. : Просвещение, 2003. – 84 с.

4. Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.

5. Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.

6. Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. –

138 с.

7. Нищева, Н. В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие / Н.В Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

8. Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» парциальная программа, СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019