МАДОУ №163 " Центр развития ребенка - детский сад город Кемерово план конспект организованной деятельности " На прогулке с солнышком"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Червякова Анастасия Петровна

Конспект интегрированной образовательной деятельности по обучению основам первоначальной грамоты для старшего дошкольного возраста

Цель: закрепление знаний , умений и навыков по разделу " Обучение первоначальной грамоты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 163                                                                                                                        «Центр развития ребёнка - детский сад»

Конспект интегрированной образовательной деятельности               по обучению основам первоначальной грамоты                                                                                                    для детей старшего дошкольного возраста

Провела:                                                                                                                                    Червякова А.П..,                                                                                                                                воспитатель

Кемерово, 2022

Конспект занятия по обучению основам первоначальной грамоте                                            в старшей группе.

Автор: Червякова Анастасия Петровна, воспитатель МАДОУ № 163                                         г. Кемерово, Кемеровская область

Тема:  «На прогулке с солнышком».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков по разделу  «Обучение первоначальной грамоте».

 Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления о весне и ее приметах;

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы»;

Закреплять умения называть и различать буквы, знание гласных и согласных звуков; умения подбирать слова-родственники; определять первый звук в слове, делить слова на слоги;

Развивающие: 

Упражнять  в умении придумывать слово с заданным звуком;

Развивать речевую коммуникацию, зрительное и слуховое  внимание, словесно-логическое мышление, фонематический слух, творческое мышление, мелкую моторику;

Воспитательные: 

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал:

Картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка, соловей, грач , ласточка, трясогузка, скворец, кукушка, нарисованные изображения солнца, лучей.

Музыкальное сопровождение: пение птиц, весенняя мелодия.

Раздаточный материал: лимон, карточки для определения звука в слове, фишки (красные, синие, зеленые) мяч, карандаш, листок, мольберт, конфеты на сюрпризный момент.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро, сколько гостей к нам пришло.

Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

                 Воспитатель и дети: Доброе утро, скорее проснитесь,

                  Солнцу шире улыбнитесь!

звучит аудиозапись говорящего солнышка:

«Целый день  я все гуляю, в прятки с облачком играю,

Наиграюсь, лягу спать, завтра выгляну опять,

Лучик мой веселый жаркий, будет лучшим вам подарком!»

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами  отправимся на прогулку с солнышком! (звучит фонограмма пение птиц). Будем вместе встречать лучики солнышка на пути. Найти лучики несложно, нужно лишь угадать, куда они спрятались, а помогут нам  загадки.

Вот вам первая загадка:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмеетесь и в ответ

Он засмеется тоже.

 Дети: зеркало.

Воспитатель: Молодцы! Отгадка подсказывает, где нужно искать лучик, около зеркала!

А лучик не простой, а с игрой «Словообразование».

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались  в солнечном лесу                        (звучит аудиозапись пения птиц).

У соловья звонкий голос - он какой? (звонкоголосый)

У грача чёрные крылья – он какой? (чернокрылый)

У ласточки белая грудка - она какая? (белогрудая)

У трясогузки тонкий хвост – она какая? (тонкохвостая)

У скворца желтый клюв – он какой? ( желтоклювый)

У кукушки громкий голос - она какая? (Громкоголосая)

Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в лесу  и послушали звуки леса. А, что мы можем делать со звуками?

Дети:  Мы их слышим и произносим.

Воспитатель: А с буквами?

Дети:  Мы  их видим, читаем, пишем.

Вот вам вторая загадка:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита?

Дети:  книга.

Воспитатель: Значит, лучик  будем искать  там, где у нас в группе книги!

Вот и второй лучик. Теперь сделаем с вами звуковой анализ слова. Но, какое слово солнышко приготовило для вас?

Кислый,  но на вкус  приятный,

Как хорош с чаем он называется…( лимон)

 Воспитатель: Вот он лимон - потрогайте, понюхайте его, какая у него кожица                 (дети передают лимон по кругу, из рук в руки). А теперь скорее садитесь за столы.

Мы с вами уже знаем, что слова состоят из…(звуков). Правильно! А можно ли слова разделить? Такие звуковые части называются…(слогами) Давайте разделим слово, какие способы деления слов на слоги вы можете мне назвать? (деление хлопками, притопами, сколько раз коснётся подбородок руки, столько и слогов) Вот, вы какие молодцы! Произнесите слово лимон так, чтобы мы услышали первый звук. Звук ль произносится твердо или мягко? (мягкий) Какой он гласный или согласный? Какого цвета фишкой мы его обозначим? (зеленой) Поставьте фишки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляют). Давайте проверим все справились? Сколько, всего звуков в слове лимон? (пять) Назовите согласные звуки в этом слове (ль, м, н). Сколько в слове гласных? (Два) Назовите гласные (и, о). Какой слог ударный (второй), давайте поставим знак ударения. Как мы это делаем? (позовём слово, протянем) И какой же звук  ударный? (о)

Воспитатель: А, теперь скорее в круг, руку вперед протяни, как солнечные лучики и соседа ласково назови. Солнце самое большое и доброе. А еще оно какое?

Игра «Сравни и назови».

Солнце желтое как (одуванчик)

Солнце ласковое как (мама)

Солнце румяное как (блинчик).

Воспитатель: А вот и третий лучик, у аквариума. Ребята, назовите слова на заданную букву, я бросаю мяч и загадываю букву, а вы называете слово и возвращаете мяч.

Можно называть слова с заданной буквой в начале, в середине, и в конце слова.

Чтобы найти четвертый луч, отгадайте загадку:

                                                          Он чертит и рисует,-

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети:  Карандаш! Надо искать луч там, где у нас лежат карандаши.

Воспитатель: Правильно и следующее задание нам надо выполнить с карандашом. Вот на мольберте картинки, здесь спрятались имена девочек, нужно отгадать по первым буквам предметов имена девочек:

  • кот, автобус, тигр, яблоко (Катя);
  • гусь, автобус, лодка, яблоко (Галя).

Воспитатель: Дети, скажите  сколько  слогов в именах  девочек?(два слога)

С этим лучиком еще одна игра: «Сколько слогов в слове?»

Сомы (два слога),

Щуки (два слога),

Караси (три слога),

Акула (три слога).

Молодцы  и с этим заданием вы справились.  А, как одним словом назвать эти слова?

Дети:  Рыбы.

Воспитатель: Вот и пятый лучик. На столе.

Становитесь все в круг.

Физминутка «Солнышко».

Солнце  утром рано встало. Всех детишек приласкало.

Поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»

Гладит грудку,

Массировать «дорожку» на груди снизу вверх

Гладит шейку,

приглаживать шею большими пальцами сверху вниз

Гладит носик,

кулачками растирать крылья носа

Гладит лоб,

проводить пальцами от середины лба в вискам

Гладит ушки

растирать мочки ушей

гладит руки,

растирать руки

Загорают дети. Вот!

поднять руки вверх

Воспитатель: Немного отдохнули, продолжаем нашу прогулку.

Осмотритесь, где еще луч солнца виден?

Дети:  На диване.

Воспитатель: Вот и лучик, а в нем - игра.

Я буду называть действие, а вы отвечайте, кто же их совершает.

Кто, и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья).

Кто, и что плавает? (корабль, доска, человек, собака, лодка)

Кто, и что греет? (печка, солнце, грелка…)

Кто, и что идет? (человек, дождь, снег, время…)

 Седьмой лучик  с заданием прячется в третьей кабинке.

Вот  и  седьмой луч с игрой, «Уменьшить все предметы».

Шкаф - (шкафчик),

Диван – (диванчик),

Окно – (Окошко),

Стул - (стульчик),

 Лампа – (лампочка).

Воспитатель: Ребята, мы отыскали все лучики, ответили на все их вопросы, давайте соберём наше солнышко (под весёлую музыку дети собирают солнце). Как же солнце помогает  весне? Что, оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками? (Согрело, осветило) Ребята, вы просто молодцы! Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания солнышка? Что больше всего понравилось?  Конечно же, солнышко приготовило вам угощение! Это конфеты!

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...

Конспект образовательной деятельности «Солнышко -лучистое» Романцова О.Г.., МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области»

2 группа раннего возрастаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное», «Художествен...

Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра

DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...

Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы раннего возраста «Сказка» 2020-2021

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста состоит из обязательной части, разработанной на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождени...

МАДОУ №163 " Центр развития ребенка - детский сад город Кемерово план конспект организованной деятельности " В зимнем лесу"

Конспект организованной деятельности во второй младшей группе " В зимнем лесу"Цель: Формирование знаний детей о жизни людей и диких животных в зимний период, развитие тактильных и творческих...

МАДОУ №163 " Центр развития ребенка - детский сад город Кемерово план конспект организованной деятельности " В гости к Смешарикам"

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе " В гости к Смешарикам"Раздел программы " Развитие +" : " Ознакомление с художественной литератур...

МАДОУ №171 «Центр развития ребенка детский сад Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в средней группе «Волшебная рукавичка» Воспитатель Матвеева Е.Ю. Кемерово 2024

Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей сосвойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани(прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага...