Основы финансовой грамотности
проект по обучению грамоте (средняя группа)

Рыжова Наталья Владимировна

 

Образовательная область: Познавательное развитие»

Цель: в игровой форме формировать первичные представления о  денежной сфере жизни:познакомить с определениями «сбережения», «планирование расходов», «непредвиденные расходы».

Задачи:

  1. Способствовать формированию  у детей экономических понятий: «деньги», «рубль», «валюта», «иностранные деньги», «обмен»;  правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости;  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.
  2. Формировать навыки разумного финансового поведения: планирование расходов, бережливость, экономность.
  3. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками,умение рассуждать и делать выводы; расширять словарный запас детей.
  4. Создавать ситуации для активизации коммуникативно – речевой активности, детской инициативы.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам продемонстрировать свои знания.

Как люди в древности, когда еще не существовало денег, могли получить то, что они не могли изготовить или добыть сами?

Дети. Люди обменивались друг с другом, делали обмен.

Воспитатель. Правильно, роль денег выполнял товар, который люди предлагали друг другу. А что позже люди стали использовать, чтобы приобрести желаемый товар?

Дети. Люди стали использовать ценные вещи, которые они могли обменять на  нужный товар или услугу.

Воспитатель.Правильно, ценные вещи стали заменять людям деньги. Посмотрите сколько разных предметов у меня на столе. Вспомните и назовите, какие предметы заменяли людям деньги в прошлом?

На столе размещены предметы, заменявшие людям деньги в прошлом: соль, фигурки домашних животных, зерно, ткани, птичьи перья, чай, ракушки каури. А также  предметы – «ошибки». Дети дают ответы. За каждый правильный ответ воспитатель (книга)вручает «монету».

Воспитатель. Какие деньги появились первыми?

Дети. Металлические деньги, монеты.

Воспитатель. А какие деньги появились позднее?

Дети. Бумажные.

Воспитатель. Их еще называют купюры.

Воспитатель. Как вы считаете, что же такое деньги?

Дети. Это особый товар, который можно обменять на любые товары, услуги.

Воспитатель. Где взрослые берут деньги?

Дети. Зарабатывают. Получают за свой труд.

Воспитатель. Как взрослые люди стараются тратить деньги?

Дети. Экономно.

Воспитатель. Как называется сумма всех доходов и расходов семьи за определенный период времени (неделю, месяц, год)?

Дети. Семейный бюджет

Воспитатель. Как называется часть семейного бюджета, не потраченная, а сохраненная или вложенная для использования в будущем?

Дети. Сбережения, накопления.

Воспитатель. А зачем нужны сбережения?

Дети. Они нужны для того, чтобы купить что – нибудь дорогое, поехать в отпуск.

Воспитатель.  А еще они нужны на  «черный день» - вдруг случиться так, что кто – нибудь заболеет и понадобятся деньги на лекарства или еще какие – нибудь непредвиденные расходы. Недаром в народе говорят: «Береги денежку на черный день».

Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои деньги, и у них есть свое название. Как в России называется денежная единица?

Дети. В нашей стране деньги называются рубли.

Воспитатель.Для людей какой – либо страны, деньги других стран называются валютой.  Для знакомства с валютой других стран, предлагаю собрать пазлы «Карта мира» и расставить на карте флажки с названиями денег разных стран.

Дети собирают пазлы на столе, определяют расположение некоторых стран.

Воспитатель. Давайте найдем на карте Россию, поставим флажок с названием денежной единицы нашей страны.

В странах Европейского Союза (в которых входят 28 стран) – евро;

в США – доллар, в Китае – юань; в Японии – иена; в Индии – рупии; в Мексике – песо, в Испании – реал  и др.

(Дети с воспитателем находят на карте расположение страны, размещают  флажок с графическим изображением денег).

Как вы думаете, почему необходимо менять деньги, если уезжаешь отдыхать в другую страну? А где можно сделать обмен денег?

Ответы детей.

Физкультминутка «Путешествие»

Дидактическая игра «Планирование расходов в путешествии» 

На столах модель «Планирование расходов», карточки с изображением разных потребностей.

Воспитатель. Подумайте, какие расходы могут быть в путешествии?

Дети. Расходы на продукты.

Дети помещают соответствующую картинку на сектор модели.

Дети. Расходы на экскурсии, посещение музеев, театров, аттракционов.

Дети. Расходы на подарки, сувениры,

Дети.  Расходы на поездки в общественном транспорте,

Если дети выбирают расходы на неразумные потребности, идет обсуждение  выбора данной потребности. (Например: покупка велосипеда, лыж и т.д.)

Воспитатель. Часть денег осталась, это деньги на непредвиденные расходы.

Поразмышляйте, какие непредвиденные расходы могут быть в путешествии?

Как вы считаете, необходимо планировать свои расходы? Почему? Можно ли сразу покупать все что хочется?

Ответы детей.

Воспитатель:Молодцы ребята, вы научились правильно планировать расходы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekonomik.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет

Образовательная область: Познавательное развитие»

Цель: в игровой форме формировать первичные представления о  денежной сфере жизни:познакомить с определениями «сбережения», «планирование расходов», «непредвиденные расходы».

Задачи:

  1. Способствовать формированию  у детей экономических понятий: «деньги», «рубль», «валюта», «иностранные деньги», «обмен»;  правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости;  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.
  2. Формировать навыки разумного финансового поведения: планирование расходов, бережливость, экономность.
  3. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками,умение рассуждать и делать выводы; расширять словарный запас детей.
  4. Создавать ситуации для активизации коммуникативно – речевой активности, детской инициативы.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам продемонстрировать свои знания.

Как люди в древности, когда еще не существовало денег, могли получить то, что они не могли изготовить или добыть сами?

Дети. Люди обменивались друг с другом, делали обмен.

Воспитатель. Правильно, роль денег выполнял товар, который люди предлагали друг другу. А что позже люди стали использовать, чтобы приобрести желаемый товар?

Дети. Люди стали использовать ценные вещи, которые они могли обменять на  нужный товар или услугу.

Воспитатель.Правильно, ценные вещи стали заменять людям деньги. Посмотрите сколько разных предметов у меня на столе. Вспомните и назовите, какие предметы заменяли людям деньги в прошлом?

На столе размещены предметы, заменявшие людям деньги в прошлом: соль, фигурки домашних животных, зерно, ткани, птичьи перья, чай, ракушки каури. А также  предметы – «ошибки». Дети дают ответы. За каждый правильный ответ воспитатель (книга)вручает «монету».

Воспитатель. Какие деньги появились первыми?

Дети. Металлические деньги, монеты.

Воспитатель. А какие деньги появились позднее?

Дети. Бумажные.

Воспитатель. Их еще называют купюры.

Воспитатель. Как вы считаете, что же такое деньги?

Дети. Это особый товар, который можно обменять на любые товары, услуги.

Воспитатель. Где взрослые берут деньги?

Дети. Зарабатывают. Получают за свой труд.

Воспитатель. Как взрослые люди стараются тратить деньги?

Дети. Экономно.

Воспитатель. Как называется сумма всех доходов и расходов семьи за определенный период времени (неделю, месяц, год)?

Дети. Семейный бюджет

Воспитатель. Как называется часть семейного бюджета, не потраченная, а сохраненная или вложенная для использования в будущем?

Дети. Сбережения, накопления.

Воспитатель. А зачем нужны сбережения?

Дети. Они нужны для того, чтобы купить что – нибудь дорогое, поехать в отпуск.

Воспитатель.  А еще они нужны на  «черный день» - вдруг случиться так, что кто – нибудь заболеет и понадобятся деньги на лекарства или еще какие – нибудь непредвиденные расходы. Недаром в народе говорят: «Береги денежку на черный день».

Воспитатель: А вы знаете, что в каждой стране есть свои деньги, и у них есть свое название. Как в России называется денежная единица?

Дети. В нашей стране деньги называются рубли.

Воспитатель.Для людей какой – либо страны, деньги других стран называются валютой.  Для знакомства с валютой других стран, предлагаю собрать пазлы «Карта мира» и расставить на карте флажки с названиями денег разных стран.

Дети собирают пазлы на столе, определяют расположение некоторых стран.

Воспитатель. Давайте найдем на карте Россию, поставим флажок с названием денежной единицы нашей страны.

В странах Европейского Союза (в которых входят 28 стран) – евро;

в США – доллар, в Китае – юань; в Японии – иена; в Индии – рупии; в Мексике – песо, в Испании – реал  и др.

(Дети с воспитателем находят на карте расположение страны, размещают  флажок с графическим изображением денег).

Как вы думаете, почему необходимо менять деньги, если уезжаешь отдыхать в другую страну? А где можно сделать обмен денег?

Ответы детей.

Физкультминутка «Путешествие»

Дидактическая игра «Планирование расходов в путешествии»  

На столах модель «Планирование расходов», карточки с изображением разных потребностей.

Воспитатель. Подумайте, какие расходы могут быть в путешествии?

Дети. Расходы на продукты.

Дети помещают соответствующую картинку на сектор модели.

Дети. Расходы на экскурсии, посещение музеев, театров, аттракционов.

Дети. Расходы на подарки, сувениры,

Дети.  Расходы на поездки в общественном транспорте,

Если дети выбирают расходы на неразумные потребности, идет обсуждение  выбора данной потребности. (Например: покупка велосипеда, лыж и т.д.)

Воспитатель. Часть денег осталась, это деньги на непредвиденные расходы.

Поразмышляйте, какие непредвиденные расходы могут быть в путешествии?

Как вы считаете, необходимо планировать свои расходы? Почему? Можно ли сразу покупать все что хочется?

Ответы детей.

Воспитатель:Молодцы ребята, вы научились правильно планировать расходы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы финансовой грамотности»

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...