Готовим руку к письму у дошкольников.
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

 

В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв, познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.

К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

  • Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;
  • Свет при письме падает слева;
  • Сидим прямо;
  • Ноги вместе;
  • Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;
  • Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;
  • Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;
  • Оба локтя лежат на столе.

Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма (помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника):

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.

Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.


Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки.

Упражнения на укрепление мышц руки


  1. Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.

  1. Различные виды продуктивной деятельности:

лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.

  1. Закрашивание

Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.

Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

  1. Штриховка –

эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.

  1. Срисовывание различных графических образов.

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.

  1. Выполнение пальчиковой гимнастики.

 По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаю Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.

«Веер»Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.

  1. Обводка по контуру фигур различной сложности.

Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось, есть возможность повторить это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок получает заслуженную похвалу.

Можно ещё посоветовать как мальчикам, так и девочкам, конструировать из LEGO. Там детали довольно мелкие и требуют от пальчиков расторопности. Занятия шитьём и вышиванием также отлично развивают мелкую моторику. Конечно, здесь взрослый должен быть всегда рядом, дабы ребёнок не поранился иголкой.

Привлекайте ребёнка к лепке пирожков и пельменей. В летний период дайте задание прополоть грядку от сорняков, пусть постирают свои носовые платочки или кукольную одежду – всё это тоже развивает мелкую моторику.

И так постепенно, заставляя работать пальчики, мы и подготовим руку ребёнка к письму.

Если мы будем ежедневно проводить такие упражнения, то дети научатся управлять своими руками, пальцами. Они не будут испытывать страха перед пишущим предметом, будут держать уверенно и ручку и карандаш.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры со шнурками:готовим руку к письму"

Презентация. Содержит 3 слайда, для оформления стенда в уголке логопеда....

Готовим руку к письму

6 примерных занятий для подготовки руки к письму и развитию мелкой моторики пальцев рук...

Готовим руку к письму в детском саду

Сегодня  современная школа предъявляет большие требования к детям,  поступающим в первый класс.  В прошлом году воспитатели  нашего детского сада были приглашены в школу для обсужд...

готовим руку к письму. информация для родителей.

материал содержит информацию, которую родители могут использовать в работе с детьми дома для подготовки руки к письму...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

Презентация для родителей дошкольников "Готовим руку к письму"

Будущим первоклассникам и их родителям очень важна подготовка руки к письму, это нам писать — вполне обычное непримечательное занятие, а для шестилетки письмо — это настоящий труд. Ш...

Готовим руку к письму. Прописи с загадками для дошкольников

Пальчики малыша такие неуклюжие, так мило наблюдать за их нечеткими движениями. Но мило то мило, а в школу как? Что будет у этих милых пальчиков с почерком? Мелкую моторику необходимо развивать у дошк...