Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Поздеева Юлия Александровна

Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»

Воспитатель: Поздеева Ю.А.

Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: Активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению грамоте.

Участники семинара - практикума : педагоги

Ход семинара – практикума.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги!

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться еще тогда, когда ребенок приходит в детский сад. С самых младших групп, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Начиная с среднего возраста детей приучают интонационно выделять звуки в словах, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения.

- Уважаемые коллеги, что такое «грамота»? (ответы)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

- Что такое обучение грамоте? (ответы)

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

В главную задачу дошкольных образовательных учреждений входит подготовка детей к школе, подготовка к обучению грамоте.

Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);

• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают

определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

- Давайте поиграем? Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

- речь это? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- формы речи – (устная и письменная)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.

- Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)

- Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.

- Давайте немножко поиграем.

Игра «Твердый – мягкий». Я буду показывать букву и цветной кружок (синий и зеленый, если я показываю зеленый кружок, то вы должны придумать слово начинающееся на мягкий звук, если синий,то на твердый.

Игра «Определи место звука в слове»

По схеме определяем нахождение звука в словах кит, кот, мак, торт, шарф, книга.

Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.

(киса, Таня, маки, труба, слоны)

Игра «Новое слово»

- Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

- А сейчас приглашаю вас в круг. Игра называется «Полслова за вами»

Бросающий громко говорит половину какого- либо слова и бросает мяч, тот кто ловит должен назвать его вторую половину (ма-ма)

Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)

На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

- Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Педагогам предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozdeeva_obuch_gr.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Филимоновский детский сад»

Слайд 2

РЕЧЬ Предложения Слова Слог Звук

Слайд 3

Речь

Слайд 4

Звуки речи бывают: гласными твёрдыми согласными мягкими согласными

Слайд 5

слышим произносим в идим пишем читаем звуки буквы

Слайд 6

«Придумай слово к схеме»

Слайд 7

«Новое слово» с о л н

Слайд 8

«Новое слово» з и м а

Слайд 9

«Слоговое лото» ( по первым слогам) ка че ли

Слайд 10

«Слоговое лото» ( по вторым слогам) ми ну та

Слайд 11

«Слоговое лото» ( по последним слогам) ма ли на

Слайд 12

Деление слов на слоги

Слайд 13

«Кому в какой дом»

Слайд 14

Предложение

Слайд 15

Помните – всё, чему мы научим ребенка, а главное, всё, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:ü  активизировать знания педагогов о звуках и буквах;ü  уточнить представления о гласных и согласных зв...

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, ...

Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"

Семинар-практикум поможет воспитателям в обучении дошкольников грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть для того...

Консультация для педагогов "Подготовка детей к обучению грамоте"

Данный матерал содержит информацию о задачах и содержании работы по подготовке детей к обучению грамоте...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем ...

Семинар для педагогов«Подготовка детей к обучению грамоте, современные подходы в контексте ФОП ДО»

Подготовка детей к обучению грамоте" Современные подходы в контексте ФОП ДО"...