Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Грамматики»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Горбунова Оксана Викторовна

Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы, разработанной с учётом рабочей программой педагога. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности. Тема образовательной ситуации выбрана в результате обсуждения на Детском совете и технологии «Модель трёх вопросов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбунова Оксана Викторовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Конспект открытого занятия

по обучению грамоте в подготовительной группе

«В гостях у королевы Грамматики»

Воспитатель: Горбунова О.В

Стрежевой 2021г

Пояснительная записка.

На конкурс представлен конспект интегрированной образовательной ситуации в подготовительной к школе группе по теме «В гостях у королевы Грамматики».

Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы, разработанной с учётом рабочей программой педагога. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности. Тема образовательной ситуации выбрана в результате обсуждения на Детском совете и технологии «Модель трёх вопросов».

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.).

Материал, предлагаемый детям, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий.

В данном конспекте прослеживается интеграция ОО (образовательных областей). Ведущая – «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Методы и приемы, используемые в образовательной ситуации:

•        сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

•        разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Представленный конспект соответствует требованиям к структуре интегрированных занятий:

•        четкость, компактность, сжатость данного материала;

•        продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

•        взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов

большая информационная емкость материала, используемого на занятии;

•        систематичность и доступность изложения материала;

•        необходимость соблюдения временных рамок занятия.

При выборе темы и материалов мы опирались на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывали возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.

С детьми была проведена предварительная работа:

        ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики с мячиком « Суджоку»;

        проведение словесных игр на тему «Подбери слово на нужный звук», «Скажи правильно»;

        составление рассказов по мнемотаблицам на тему «Весна».

Использовались следующие формы организации детей: групповая, подгрупповая, фронтальная , в группах (работа в Центрах активности), индивидуальная.

Структура и содержание образовательной ситуации соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Характеристика частей занятия:

Вводная часть направлена на мотивацию детей.

Привлечение внимания детей на загадочное письмо, в котором приглашение от королевы Грамматики в свою страну.

Основная часть строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Наглядные методы включают в себя иллюстративный красочный материал;

Словесные: составление конструкций – простых предложений, чтение, педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия;

Практический.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы. Данные методы мы старались раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов были отобраны следующие: репродуктивный метод – образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям, речь педагога была образцом для детей: речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов, исследовательский метод – решение проблемно-игровой ситуации. Также использовались ЭОР: звуковые файлы. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика.

Третья часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.

Предложение детям обозначить свое настроение в виде смайликов.

Разнообразие используемого оборудования и материалов, позволили удерживать внимание и познавательный интерес детей. В ходе образовательной деятельности создавалась ситуация успеха для каждого ребенка. Совместное общение проходило эмоционально, соблюдались партнерские отношения (что и трактует ФГОС ДО).

Представленная образовательная ситуация была представлена педагогическому коллективу ДОУ как Открытое занятие и воспитатель получила много положительных отзывов от коллег.

Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности применяющими технологию проектной деятельности.

Цель: создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

- Закреплять умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.

- Продолжать учить детей разгадывать ребусы, совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок

- Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).

Развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать память и внимание.

3. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

4.Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей составлять и рассказывать рассказ о весне по мнемотаблице.

5. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

6. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

7. Развивать самостоятельность, инициативу

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Материалы: письмо от королевы Грамматики; круги (серединка ромашки) красного, синего и зеленого цвета; лепестки ромашки с картинками, начинающимися на гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки; магниты; предметные картинки; картинки большие с зашифрованными картинками – контурами; цифры 1,2,3 на каждого; схемы предложений; мнемотаблицы по теме «Весна»; волшебная музыка.

Ход занятия

Организационный момент. Эмоциональный настрой:

(дети заходят в группу, встают на ковер в полукруг)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поприветствуем их. (Доброе утро!)

- Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое)

-Замечательно!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

(После зарядки, обращаю внимание на окно. Там лежит конверт.)

- Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет вам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

- Давайте, ребята, вскроем конверт, и узнаем от кого пришло письмо.

(Распечатываю конверт и читаю.)

Сообщение темы занятия.

«Мои дорогие юные друзья! Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Грамматику! В Стране Грамматики вас ожидают интересные игры!»

- Вот так сюрприз, Королева Грамматика пригласила нас в гости, ну что, поедем?

-Тогда в путь.

-У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

(Звучит волшебная музыка) (воспитатель надевает шапку – ученого или диадему с буквами).

(Закрепление изученного материала).

(на экране буквы)

Вот мы и в стране Грамматике.

(появляется королева Грамматики (воспитатель одевает корону со звуками)).

Королева Грамматики:

Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в страну Грамматику! Ну что поиграем?

Прежде чем играть начнем, пальчики разомнем.

(делаем массаж рук мячиком – ежиком)

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк -

Мяч летает между рук.

Задание № 1. Звук. Игра «Ромашка» (дети делятся на команды). В динамике.

 (За ранее раздать бейджики – цвета)

Прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, какой звук обозначают красным цветом? (синим, зеленым)

(три мольберта с магнитами, на столе лепестки с картинками по 7 картинок на каждый звук, которые начинаются на гласный, согласный и мягкий согласный звуки).

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Только одно условие:

-первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. - Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.)

Индивидуальная работа.

По одному вопросу к каждой команде:

-С какого звука начинаются ваши лепестки? (с гласного звука)

-Почему ты взял именно этот лепесток? (потому что картинка на этом лепестке начинается на твёрдый согласный звук)

- Ребята, проверьте, все ли лепестки подобраны правильно?

Вывод:

 - ваша команда собирала лепестки, с каким звуком?

- почему у вашей ромашки синяя серединка?

- Сашенька, проверь, все ли лепестки ваша команда подобрала верно?

-Молодцы, ребята! Все лепестки правильно подобрали!

- Задание №2. Внимание, зеркальное отражение. Игра « Расколдуй картинку» (Работа в командах). В динамике.

  http://nafanyast.ru/wp-content/uploads/2020/08/rv2.jpg

- Ребята, посмотрите, эти картинки не простые, а волшебные Нужно сосчитать, сколько предметов спряталось в картине. Давайте «расколдуем» их.

Ребята выберите, кто будет отвечать!

Индивидуальная работа: 

Аня, покажи куклу? Алина, покажи юлу? Павлик, что показала Аня?

Вывод:

чем вы занимались? (Мы расколдовывали картинки, обводили их контур и считали их).

Задание №3. Слово. Игра «Слово превращается в цифру». За столами.

-Ребята, у вас на столах лежат таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас я будут показывать вам картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? (да). Начали.

Индивидуальная работа.

(Леша, сколько слогов в слове «Кукла»? (2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков).

Вывод:

 смотрели на картинку, считали слоги в слове, показывали табличку с цифрой.

-Молодцы, ребята! Слоги сосчитали правильно! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Грамматике.

Физкультминутка возле столов (возле столов)

Как живешь? - Вот так.

Как плывешь? - Вот так.

Как бежишь? - Вот так.

Вдаль глядишь? - Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

- Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.

Задание №4. Предложение. Игра «Заколдуй предложение». За столами.

Я произнесу предложение, ваша задача, сосчитать, сколько слов в предложении, затем выложить предложение при помощи схемы.

Индивидуальная работа: 

прочитай предложение, какое первое слово, второе, сколько слов в предложении.

Вывод:

Чем мы занимались? мы выкладывали схему предложения.

(воспитатель включает картинку – мнемотаблицу)

Задание №5. Рассказ «Составление рассказов о весне по мнемотаблице и запись схем предложения». На ковре.

(выводится на экран мнемотаблица «Весна», 9 экранов)

Индивидуальная работа – предварительная работа: все ли картинки вам понятны?

Дети по желанию рассказывают свои рассказы. (Воспитатель включает мелодию «Весны» как фон для рассказов).

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01c7/0012b2ee-9b378545/hello_html_m67887095.jpg

Вывод: мы составляли рассказ о весне. Молодцы, ребята!

Игра «Бывает – не бывает».

-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу. - Волк на дереве сидит.

- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.

Ребята, вы такие молодцы, я хочу вам подарить умные медали! Не забывайте, что были в стране Грамматике». До свидания, ребята! (воспитатель снимает диадему).

Ребята, нам пора возвращаться:

Закрываем глазки. Раз-два-три в детский садик нас веди!

(Звучит волшебная музыка)

Рефлексия.

Игра – завершение занятия.

(Повернуться к гостям)

Посмотрите вы на нас!

(руки на себя)

Мы – ребята суперкласс!

(большой палец вперед)

Дружные и смелые,

(Руки на плечи соседа)

Можем многое мы делать

(Шагают на месте)

Клеить, резать, шить, плести

(движения по тексту)

Хорошо себя вести!

(руки на плечи)

Посмотрите вы на нас,

(руки на себя)

Мы ребята суперкласс!

(большой палец вперед)

Ребята, какое у вас настроение, выберите смайлик и прикрепите его на доску с помощью магнита. Посмотрите, на доске очень много радостных смайликов, мне очень приятно, что у вас хорошее настроение!

Используемая литература.

1Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

2.Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.

3. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.

5.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.

6.Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

Приложение.

C:\Users\RY\Desktop\Рабочий стол\фото\2020-2021\открытые занятия март 21\20210324_101328.jpg

C:\Users\RY\Desktop\Рабочий стол\фото\2020-2021\открытые занятия март 21\20210324_102819.jpg

\      C:\Users\RY\Desktop\Рабочий стол\фото\2020-2021\открытые занятия март 21\20210324_102825.jpg

C:\Users\RY\Desktop\Рабочий стол\фото\2020-2021\открытые занятия март 21\20210324_103220.jpg

C:\Users\RY\Desktop\Рабочий стол\фото\2020-2021\открытые занятия март 21\20210324_103315.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, ж...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучени...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в шк...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к об...