Занятие в подготовительной группе по грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Третьякова Елена Владимировна

Цель: помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Совершенствовать навыки звукового анализа слов,  определять гласные, согласные (мягкий, твердый),  место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; упражнять в составлении предложений. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_gramote.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

           Занятие в подготовительной группе по грамоте

                            Воспитатель Третьякова Е.В.

Цель: помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи: учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них. Совершенствовать навыки звукового анализа слов,  определять гласные, согласные (мягкий, твердый),  место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; упражнять в составлении предложений. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель предлагает детям пройти  за столы.

В: Ребята, давайте вспомним, что такое речь. Из чего она состоит? (Речь – это то, что человек произносит, когда разговаривает, все, что мы говорим это речь). Речь состоит из слов. Слова состоят из слогов. Слоги  - это часть слова. Когда мы произносим слоги, слова мы произносим звуки, а на бумаге звуки обозначаем буквами.

  На занятиях по обучению грамоте мы изучаем  звуки и буквы.

Скажите мне: чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

На занятии мы всегда выполняем задания, и вот сегодня мы тоже будем выполнять задания.

Предлагаю вам 1 задание.

Посмотрите на экран, малыши играли игрушками и не убрали их. Кто назовет игрушки, с которыми играли малыши?

Какой одинаковый звук слышится в названии всех игрушек?

Правильно «К». Этот звук есть в названиях всех игрушек, но слышится он в разных местах слова. Одно слово начинается со звука «К», в другом «К» в середине, третье заканчивается на звук «К».

Назовите пожалуйста  все игрушки, которые начинаются на звук «К» и запомните их (клоун, корабль, кот). Назовите все игрушки, со звуком «К» в середине слова  (мишка, ракета, пирамидка, машинка). Игрушки, которые заканчиваются на звук «К» (утенок, Лунтик, танк). А теперь  поможем малышам убрать игрушки аккуратно на место, на свои полочки. На верхней полочке разместим  все игрушки со звукам «К» в начале (повторяем название игрушек), на вторую полочку сверху расставим все игрушки со звуком «К» в середине и на нижнюю третью полочку  все игрушки со звуком «К» в конце. Расставляем игрушки (можно индивидуально).

Знаете, какая любимая игрушка у малышей? Догадайтесь? ( мультяшный герой Лунтик)

2 задание  звуковой анализ слова «Лунтик».

Из каких звуков составлено название игрушки  Лунтик

«Л» - согласный твердый  звук, обозначим его буквой ; «У» - гласный звук,  обозначим его буквой ; « Н» - согласный твердый звук, обозначим его буквой ; «Т» - согласный мягкий звук, обозначим его буквой «, «И» - гласный звук, обозначим его буквой , «К» - согласный твердый звук, обозначим его буквой.

3 задание «Зашифрованное слово».

Ребята, нужно определить первый звук в словах и по этим звукам мы составим новое слово. Назовите первое слово, выделяя первый звук – шишка «ш», арбуз – «а», рыба «р». Получилось слово «шар».

( ключ, обруч, топор – кот; волк, апельсин, зонт, ананас – ваза).

4 задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.

Воспитатель показывает на слог и спрашивает: ребята, а это слово? (дети отвечают)

Что такое слоги? (два звука рядом – гласный и согласный или согласный и гласный, без гласного звука слога не бывает, из слогов строятся слова)

На экране слоговые таблицы, воспитатель показывает, дети читают.

Ребята, у вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его. Работать вы будете в парах. Чтобы было удобно, сначала разложите все слоги и буквы, а затем складывайте слова.

Во время выполнения задания детьми, воспитатель проверяет и помогает.

физминутка

Раз-два - все вставайте

Три, четыре - приседайте,                                                                        

Пять, шесть – повернись

 Семь, восемь – улыбнись и в коленочках согнитесь.

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте                    

5 задание: короткие и длинные слова.

Воспитатель читает стихотворение:

«Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят».

Слова бывают короткие и длинные - СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).

- Ребята, назовите ещё короткие слова, которые вы знаете (кот, дом, сыр, мир, кит, шум, ум, гром, сом и т.д.).

- Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор, телевизор, магазин, хлебница, салатница, апельсин, бабочка, стрекоза  и т. д).

6 задание: игра «Найди свой домик» (рассели животных в свои домики) Слоговые домики  по Швайко.

Воспитатель:

«Животные  грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают: Как? Куда?
Помогите, детвора!»
Ребята, на этой волшебной пирамиде несколько этажей, но вот на них никто пока не живёт.
Давайте, поможем расселить в этом домике животных по этажам так, чтобы на самом верхнем этаже находились животные, название которых состоят из одного слога, ниже этажом  - из двух слогов, еще ниже, на первом этаже – название животного  из трёх слогов.


В: ребята, наша речь состоит из слов, чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

7 задание.                                                                 

Посмотрите на экран, послушайте предложение и вставьте пропущенные маленькие слова – предлоги.

Девочка    зонтиком шагает    лужам.

Теперь придумайте сами предложения с маленькими словами - предлогами.

Посчитайте сколько слов в предложении?

Назовите главные слова. (Кто? Что? И что делает?)

У кого самое длинное предложение.

Девочка в шляпе, в сапогах, с зонтиком в одной руке и с корзиной в другой руке, шагает по лужам.

Около забора растут цветы.  На заборе под дождем сидит птичка.

Девочка в плаще, в сапогах, в шляпе на голове, с корзиной в руках и с зонтиком  шагает по лужам.

В: наше занятие подошло к концу. Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

  Какое задание понравилось больше всего?

  Какое задание показалось трудным?

 Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

                                     МБДОУ «Детский сад «Сказка»»

      Конспект открытого занятия

      в подготовительной      группе

                       по грамоте

                           Воспитатель высшей категории

                                          Третьякова Е.В.

                                         г.Горняк   2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквой «М», звуками «м», «мь»Цель:Закреплять у детей знание с согласного звука [М] и его графического изображения. Развитие пр...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"КОЖЕВНИКОВА Надежда Сергеевна воспитатель      Цель занятия: помочь дошкольника освоить про...

Занятие в подготовительной группе по грамоте " Путешествие по Звуковому лесу"

В игровой форме дети закрепляют полученные знания по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

Итоговое занятие по обучению грамоте  в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор»....