Консультация для родителей "Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте у дошкольников".
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Школа-это новый и важный этап в жизни вчерашнего дошкольника и его родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_did_igr_po_obucheniyu_gramote.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте у дошкольников»

Школа — это новый и важный этап в жизни вчерашнего дошкольника и его родителей. В современной школе требования к первоклассникам очень высоки. Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе — умение читать.

На самом деле, обучением чтению нужно заканчивать работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Многие дети воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии» -  считал детский психолог Д. Б. Эльконин.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слове, определять последовательность звуков в слове, членить предложение на слова. На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти представления в общие понятия, находить между ними сходные и различные признаки, сливать их в одно общее суждение» (Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения).

Как сделать, чтобы занятие было интересным, чтобы детям не было скучно, как приковать неустойчивое внимание к занятию и сделать обучение увлекательным, занимательным, интересным? Ведь интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Для этого с детьми надо на занятиях играть.

Игра — один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Интерес к обучению в значительной степени повышает прочность знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, памяти и других процессов. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Дети должны быть подготовлены к игре. Игра должна быть доступной, условия понятные, простые, не многоступенчатые.

Педагог направляет и корректирует игру на всем ее протяжении. Эмоциональность воспитателя, заинтересованность его в результатах игры, определяют эффективность проведения игры. Во время игры, педагог может подбирать более сложный и более легкий материал для слабых и сильных детей, осуществляя индивидуальный подход. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой, с тем, чтобы дети чувствовали равноценность своего участия.

По мере усвоения той или иной игры, ее можно многократно повторять, увеличивая количество заданий, меняя словарный материал или вводя новые правила. Так, например, про проведении игры «Разноцветные домики», дети сначала дифференцируют гласные и согласные звуки, позже — твердые и мягкие согласные, затем глухие и звонкие согласные. При проведении игры «Магазин» меняются чеки-схемы (от простых к более сложным).

Большую роль играет дух соперничества. Можно предложить более сильным детям помочь более слабым. И, как обязательное условие, выявление победителей, подведение итогов, награждение команды победителя.

Предлагаемые игры построены с постепенным усложнением игровых и учебных задач. Обучение звуковому анализу и синтезу строится в определённой последовательности:

‒ Определение наличия или отсутствия звука в слове

‒ Определение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

‒ Определение последнего звука в слов

‒ Определение любой позиции звука в слове

‒ Определение количества звуков в слове, их последовательность ‒          Определение количества слогов в слове.

‒ Синтез звуков и слогов в слове

 ‒ Полный звуко-слоговой анализ слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте у дошкольников.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное пов...

«Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте у дошкольников» (Из опыта работы)

Не секрет, что в первый класс современные дети приходят читающими. Обучением чтению нужно заканчивать работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. Звукобуквенный анализ базируется на четких...

Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте у дошкольников.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократн...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей   на тему:«Профилактика дисграфии у детей  старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...