Звук "М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дондокова Дарима Бимбаевна
  • уточнение знаний о звуках [М], [М'];
  • упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;
  • знакомство с буквами М, м;
  • учить читать обратные и прямые слоги;
  • продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_m.docx18.53 КБ
Файл zvuk_p.docx18.42 КБ
Файл zvuk_e.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

   ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

                                                      «ЗВУК И БУКВА «М»

                                                  Подготовительная группа  

Цели:

  • уточнение знаний о звуках [М], [М'];
  • упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;
  • знакомство с буквами М, м;
  • учить читать обратные и прямые слоги;
  • продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:  цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого  сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

                                                         Ход занятия:

I Организационный момент:

ВоспитательРебята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?

(Медвежонок ). Это девочка, зовут её Мила.

Воспитатель: Медвежонок Мила очень хочет сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

Воспитатель: Тогда, проходите, занимайте свои места. И Мила присядет рядом с вами. А мы начинаем наше занятие.

II. Повторение изученного материала:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?( Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.)

Воспитатель: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

Дети: А, О, У, Ы, Э, Л.

Воспитатель: Они какие?

Дети: А, О, У, Ы, Э – гласные, Л –согласный.

Воспитатель: Как они произносятся? Все ли одинаково? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема слова. Из каких звуков оно состоит? ( Из гласных.)

Воспитатель: Сколько их? ( Два.)  Подберите короткие слова для этой схемы.(Ау! Уа! Иа!)

III. Усвоение нового материала:

1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

                     Пьёт бензин, как молоко,

                     Может бегать далеко.

                     Возит грузы и людей.

                     Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

(показывается машина – игрушка)

Воспитатель: Прыг – скок, прыг – скок,

                     Разыгрался колобок,

                     Выше Ани скачет

                     Наш весёлый …  (Мячик.)

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (Машина, мяч.)

Воспитатель: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина- [М].  Мммяч-[М']

Воспитатель: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2. Уточнение артикуляции звука.

Воспитатель: Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

 А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)

Воспитатель: Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Воспитатель:  А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает?  (Губы.)

3. Характеристика звуков.

Воспитатель: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)

Воспитатель: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (Согласные.) А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?

 Значит звуки [М] и [М'] какие? (Звонкие.)

Воспитатель: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим.) А мягкие? (Зеленым.)

Воспитатель: Вот посмотрите на наших Звуковичков. У синего Звуковичка какая картинка?  (Машина.)  Какой первый звук в этом слове? ( [М]) А так как машина у синего Звуковичка, значит звук [М] какой? (Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.)

Воспитатель: А у зеленого Звуковичка, что нарисовано на картинке?  (Мяч.)

 Какой первый звук? ( [М']) Он какой : твердый или мягкий? (Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.)

Воспитатель: Итак, давайте подведём итог. Звуки  [М] и [М'] какие?  (Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)

4) Игры на развитие фонематического слуха

Воспитатель: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий».  У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю карточку, если мягкий – зелёную.

( Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)

Воспитатель: А теперь вы назовите  овощи со звуками М или Мь.(Морковь, помидор.)

Воспитатель: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками. (Смородина, мандарин, малина, лимон.)

Воспитатель: Я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»

 Вы должны определить место звука в слове: в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(Дети берут карточки и цветные квадратики)

Воспитатель: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. 

 

                                      Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики                То по кругу побегут,

Прыгают как мячики.              То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают,                    И давай опять скакать.

Ножками топают.                     Ну никак их не унять!

6. Знакомство с буквами М м .

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и Мь. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква.)

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Воспитатель: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов? Сложите её из палочек. А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

Воспитатель: Посмотрите на ленту букв. Как здесь написана буква М? (В сине-зелёном квадрате, т.к. она может быть твердой и мягкой, со значком «колокольчик», т.к. М – всегда звонкая).

Воспитатель: А теперь поработаем с вами в тетрадях (Работа в рабочей тетради «От А до Я» Е.В.Колесниковой. )

VI. Итог. Обобщение.

Воспитатель:  Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются?

 Молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе «Звуки [п],[п’]. Буква П».

Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П.

Образовательные задачи:

1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п‘].
2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);
3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4) закрепить в речи детей понятие «слог»;
5) совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
6) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».

Ход занятия

I. Организационный момент:

— Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).
— Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и

Пак. Они познакомят нас новым звуком.

II. Знакомство с новой темой.

— Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?

Дети: Да, поможем!
-А теперь внимательно слушаем загадки:
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)

Дети: Это Паук.
— Следующая загадка:
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться,
Собрались все в стайки …. (Птицы)

Дети: Птицы.
— Продолжаем.
Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)

Дети: Поезд.
— Молодцы, и последняя загадка:
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Дети: Поросёнок.
— Молодцы, ребята!

Игра “Какой одинаковый звук спрятался в словах? ”
А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

Дети: Звук [п].
Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)
К нам сегодня не случайно в гости пришли куклы Пак и Пик. Как вы думаете почему? (в именах кукол есть звуки П и П’)
У кукол сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.
Пак — как паровоз: “П – п – п! ” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П — П
А Пик тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’
— Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».
И у них совсем испортилось настроение.
Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.
Давайте поднимем ему настроение и поиграем с ним.

3. Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись! ”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)
— Что делают губы при произнесении звука П?
Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро.

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?
Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы) .
Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)
Расскажем о звуке П.
Пак и Пик — в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?

Дети: В слове Пак звук [п] твердый, а в слове Пик — мягкий.
— Почему в слове Пик звук [пь] мягкий?

Дети: Звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и]. Он всегда делает согласные мягкими.
— Правильно. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
Как вы думаете, какой характер у звука П?
Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П — П – П мы его обозначаем синим цветом
А звук П’ – П’ – П’ согласный, глухой, мягкий, ласковый. Мы его обозначаем зеленым

IV. Выделение звуков на слух: Игра «Сигнальщики».

Воспитатель произносит слова— паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.
Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.
— Молодцы, ребята.

Игра «Место звука в слове»

Выделение звука П в словах.

Пак и Пик приготовили еще одну игру «Место звука в слове»

Дети называют картинку и определяют место звука П в словах (в начале слова, в середине и в конце слова)
паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата, шляпа…

V. Игровое упражнение «Дополни предложение».

Воспитатель читает предложения, дети дополняют последнее слово, чтобы оно начиналось на звук [п] или[п‘].

— На огороде выросли красные … (помидоры)
— Мама испекла вкусный … (пирог)
— Мальчик на почте отправил … (письма)
— Полина сняла … (пальто).

VI. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.

— Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.
— П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])
— Он какой? (Согласный, мягкий)
— Каким цветом обозначим? (Зеленым)
— П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
— И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Ск. всего звуков в слове ПИЛА? ( Всего 4 звука)
— Ск. гласных? (2)
-Назовите их: ([и],[а])
-Ск. согласных? (2)
— Назовите их. ([пь, л])

VII. Физкультминутка.

Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

VIII. Знакомство с буквой П.

— Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п‘] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.
— Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).
— На что она похожа?

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!
— Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
— Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.
— Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

IX. Чтение слогов и слов.

Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.

Слова: ПАПА, ПАУК. (Дети читают ).

X. Итог занятия.
— С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘] и буквой П.
— Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
— А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.



Предварительный просмотр:

Тема: Звук [э], буквы Э, э.

Цель: Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.

Задачи:

Образовательные: Продолжить знакомство со звуком [э] и буквами Э.э; звуковой анализ слов.

Развивающие: Развивать навыки звукового анализа. Развивать зрительную память. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля. Воспитывать умение слушать своих товарищей

Словарная работа: страус эму.

Индивидуальная работа с Арсаланом - учить давать полные ответы.

                                       Ход НОД

1.Орг. момент
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.

2. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

3. Ребята, сейчас у нас  вами занятие  обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

-Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)

-Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются  гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) 

-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Вспомните стишок про гласные звуки.

Гласные тянутся
песенкой звонкой, 
могут заплакать 
И закричать. 
В темном лесу 
Звать и аукать, 
Но не умеют 
Свистеть и ворчать. 

-Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

-Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т,  В,…)

-Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)

Вспомните стишок про согласные звуки.

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть, 

Но не хочется им петь

4. Сообщение темы.
- К нам в гости пришла девочка Эля
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы?
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук Э?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию, и будем искать слова со звуком Э.
5. Речевая зарядка.
- По дороге мы поиграем в «повторялки»
ЭМ-ЭК ЭС-ЭТ ЭМ-ЭП ЭК-ЭХ

ЭП-ОП -АП     УП-ЭП-ОП           ИП-УП-ЭП
ИП-ЭП-АП       ЭП-АП-ЭП          ОП-УП-ЭП
6. Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Услышь звук»

 Дети хлопают в ладоши, когда слышат  звук [Э].

А, у, э, и, о, э, у, э, эх, эс, оп, эш, ум, ти, лэ, это, он, эхо, эскимо, жук, эстафета, магазин, экскурсия.
Выделение звука в словах.
- Идет Эля по улице  и видит едет ...(экскаватор)  Для чего нужен? Кто работает на экскаваторе? Посчитайте, сколько слогов в слове экскаватор?

7.Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.  (Дети выполняют упражнения глазами).
8. Образование сложных слов.
Идет Эля дальше и подходит …. - К чему подходит Эля?
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный) Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей?
- Какие еще части есть у дома? В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?
9. Физминутка
10
. Звуковой анализ.
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк.  - Каких животных вы видите в зоопарке?  (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить.  Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
-Это страус ЭМУ.
- Составьте схему этого слова.  Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Последний? Сколько слогов в слове?

11. Работа с предложениями.
- На нашем пути магазин. Что в нем продают? (электроприборы)

- В этом слове есть звук Э?
- Почему их так называют?
- Эля купила в магазине ... Что она купила?
- Для чего она купила холодильник? Для чего нужны остальные электроприборы?
12. Знакомство с буквой.
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э].
- На что она похожа?
• Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун — буква Э!
• Над полями в синеве пролетает буква Э
Это ласточка весной возвращается домой.

13.Пальчиковая гимнастика
14. Написание буквы в воздухе.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева  направо, вниз,  закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют  за мной.)

15. Итог и оценка деятельности детей.
- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами.
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.
- Какие электроприборы продавались в магазине?

16. Рефлексия.

— Ребята, в корзине у Эли лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

— Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты