Дидактические игры по строю грамотности (Старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Дидактические игры по строю грамотности для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Начальная школа № 200 имени Героя Советского Союза А.В. Горбатова»

 Дидактические игры по строю грамотности

(Старшая группа)

Выполнила воспитатель:

Мусина Регина Робертовна

Ульяновск

2023 г.

Морфология

Игра « Опиши картинку»

Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее, ( яблоко). воспитатель спрашивает : «какое оно?» (большое , спелое, красное, круглое, сладкое, спелое).

Для образца педагог дает описание: «полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок:

- шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (платье).

- желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (груша).

- желтый, круглый, кислый. Что это? (лимон).

Дидактическая игра « Три рейки» (по типу игры О. И. Соловьева)

Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, яблоко, груша, яйцо).

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один. Во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

« А что у тебя? (игра на слова с противоположным значением).

- У меня высокий дом. А у тебя? – А у меня низкий дом.

- У меня маленькое пианино. А у тебя? – А у меня большое.

- Про что можно сказать маленькое? (ведро, окно, блюдце)

- Про что можно сказать маленькая? (девочка, шубка, варежка)

-Про что можно сказать маленький? (мальчик, грибок, велосипед, домик)

Словообразование

Игра «Измени и скажи правильно»

Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.

Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в правильном варианте.

Речевой материал: - Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка); - Цени что? (труд, забота, дружба); - Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); - Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).

Игра «Кто самый наблюдательный»

Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.

Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе. Речевой материал: - Я вижу стол, окно, стул … - Я вижу столы, окна, стулья…

«Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение: Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого Я видел двух свинок Без шляп и ботинок. - Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).

Речевой материал: Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков), И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).

Синтаксис

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                  серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…        ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                         печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                     холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                          тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                 безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                пасмурно, ветрено…

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ

        

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

 Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

 Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников

некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников.

Игры по финансовой грамотности для старших дошкольников помогут сделать экономику понятной. И войти в сложный мир предметов,вещей и человеческих отношений опираясь на свой "жизненый опыт". Д...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 5-6 лет (старшая группа) ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ5-6 лет(старшая группа)ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...

Квест-игра «Лабиринт дорожной грамотности» (старшая группа)

Квест-игра, которая помогает продолжать расширять представления детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улицах города, о работе светофора, о правилах перехода улиц, о дорожных знака...

Дидактические игры по финансовой грамотности в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет

Обучение в игре - один из самых эффективных методов получения знаний. Игры и пособия по финансовой грамотности позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамо...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Деловая игра: «Уроки финансовой грамотности» (старшая группа комбинированной направленности № 5 «Анютины глазки»)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕДеловая игра: «Уроки финансовой грамотности»(старшая группа комбинированной направленности№ 5 «Анютины глазки»)...