Практические рекомендации «Профилактика дисграфии»
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зимина Алина Зарифовна

Буклет Практические рекомендации  «Профилактика дисграфии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimina_buklet_profilaktika_disgrafii.docx195.42 КБ

Предварительный просмотр:

  • сравнение букв написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, различные стили)
  • называние букв, подчеркнутых дополнительными линиями
  • написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы
  • выделение букв, наложенных друг на друга
  • узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись (различный шрифт)
  • реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.

Игра с пластилином. Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые далее можно использовать для тактильного исследования. Определение с закрытыми глазами на ощупь буквы. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, испечь из них печенья.

Игра со счетными палочками или мозаикой. Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозаики.

Ниткография. С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели или бархатном картоне.

Буквы из проволоки. Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке.

Занятия на прогулке. На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

 Игра с красками и водой. Рисование больших ярких букв красками. Цветными мелками на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша.

Словесные игры. Придумайте слово, которое начинается на последнюю букву заданного слова. Постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву.

Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно - эстетическому развитию детей №10 «Улыбка»

Практические рекомендации

тема:

 «Профилактика дисграфии                      у дошкольников»

https://www.mrsjudyaraujo.com/wp-content/uploads/vectorstock_21161302-1002x1024.jpg

Разработала:

учитель-логопед

I квалификационной категории

Зимина Алина Зарифовна

                      .


Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Симптомы дисграфии:

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении,
  • недописыванием или добавлением элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот),
  • зеркальным написанием букв, цифр.

О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма.

Как известно, любую «болезнь» (нарушение) легче предупредить, чем «лечить». 

Поэтому ведение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей 5 – 7 лет необходимо.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее.

Варианты кинезиологических упражнений.

 «Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин. в день.

Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажеров разной степени твёрдости и остроты.

Игры для профилактики дисграфии     Игры – раскраски.

  • раскраски с кодированием цвета (цифрами или символами)
  • раскрашивание по образцу;
  • раскраски наоборот (нужно раскрасить только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
  • раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
  • штриховки – дорисовки.
  • соедини точки (по цифрам, по символам и т. д.) и т. п.

Игры с буквами

(аналогично с цифрами)

  • нахождение букв среди ряда других (даётся текст и нужно найти и зачеркните все буквы А (или любую другую)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ».

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.Среди этих ситуаций особо...

Методические рекомендации «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

Рекомендации "Профилактика простудных" заболеваний"

Рекомендации "Профилактика простудных" заболеваний"...

Рекомендации "Профилактика простудных заболеваний"

Рекомендации "Профилактика простудных  заболеваний"...

Рекомендации: «Профилактика нарушения зрения у детей»

Рекомендации: "Профилактикка нарушения зрения у детей"...