МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Фокеева (Медведева) Алена Михайловна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 68»

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ 
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

        


Подготовила

Учитель-логопед:

Медведева А.М.

Нижнекамск

Среди специалистов широко обсуждается вопрос об оптимальном времени начала обучения детей чтению. Родители также имеют разные точки зрения на эту проблему. Одни родители ратуют за раннее обучение, другие считают, что обучение чтению лучше отложить до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу. В разное время знакомят детей и с буквами алфавита. Существует мнение, что, для того чтобы привить ребенку интерес к чему-либо, необходимо дождаться момента, когда он сам этим заинтересуется. В противном случае может произойти отторжение ребенком навязываемого предмета или действия. Когда ребенок начинает осваивать что-либо без особого интереса, впоследствии это может вызвать у него отвращение.
Хотя подобные суждения и имеют рациональное зерно, у них есть свои противники. Дело в том, что, ожидая проявления интереса ребенка к какому-либо действию, можно так его и не дождаться. А в случае обучения чтению этот процесс рано или поздно будет носить обязательный характер. Следовательно, отвращение к чтению при отсутствии интереса может возникнуть при любых сроках обучения. Кроме того, многие уверены в том, что интерес можно сформировать, причем формирование интереса вовсе не обязательно будет носить принудительный характер. Родителям следует постараться ненавязчиво вызвать у ребенка заинтересованность в чем-то еще не известном ему, желание узнать это получше, возвращаться к заинтересовавшему предмету вновь и вновь.

  Сторонники второго подхода считают, что у ребенка не может автоматически возникнуть интерес к тому, чего он не знает. Поэтому необходимо знакомить его с неизведанным, учить радоваться жизни, находить удовольствие в разных занятиях.

 Специалисты все чаще высказываются о пользе раннего обучения чтению. Почему советуют учить детей читать как можно раньше? Дело в том, что особенности развития ребенка говорят в пользу того, что в четыре-пять лет ему легче научиться читать, чем в шести-семилетнем возрасте. Процесс обучения в дошкольном возрасте проходит проще и менее болезненно для ребенка, чем в более старший период развития. Для пятилетнего ребенка, активно познающего окружающий мир, интересно все, что ново и неизвестно. Уже сам факт неизведанного вызывает у него интерес. В шестилетнем же возрасте интерес к чтению уже приходится возбуждать искусственно.

Обучение чтению начинается со знакомства с буквами алфавита. Многие считают, что знакомить ребенка с буквами можно еще до того, как он начал говорить слова. Аргументом в пользу такого раннего обучения служит особенность детской памяти. Возможности интеллекта ребенка таковы, что его память может принять очень большую по объему информацию. Когда в возрасте полутора-двух лет ребенок начинает говорить, он способен запомнить до десятка новых слов за раз.
Благодаря возможностям интеллекта в этом возрасте дети без особого труда запоминают буквы. И даже, как утверждают признанные мэтры, испытавшие на практике принципы раннего обучения, супруги Никитины, детям, только начинающим говорить, легче запомнить отдельные математические символы, которые во время школьного обучения воспринимаются гораздо сложнее.
Поэтому уже приблизительно к трем годам рекомендуется иметь рассыпную азбуку или карточки с набором букв. Лучше, если у вас будет два набора букв, чтобы ребенок не привыкал к форме и цвету азбуки.
Занимайтесь ежедневно, планомерно, целенаправленно. Каждый день знакомьте ребенка с новыми буквами, последовательно, от "а" до "я". Произносите звук, а не название буквы, т. е. [Н] а не [ЭН].

У дошкольника хорошо развиты ассоциативное мышление и ассоциативная память. Поэтому при знакомстве с буквами попросите ребенка обвести пальчиком букву, предложите ему пофантазировать, спросите, на что она похожа, какой предмет или животное ему напоминает.
Знакомство с буквами рекомендуется проводить по четыре буквы за одно занятие. Например, сначала покажите ребенку букву "а", а после того как он начнет ее узнавать, добавьте букву "б" и так далее, пока малыш не выучит первые четыре буквы алфавита. Затем возьмите из выученных букв одну и спросите, какая эта буква. Закрепите выученные буквы, повторяя их вразброс. После этого можно переходить к повторению букв в парах, например б-а, в-а, г-а и снова б-а, в-а, г-а; затем а-б, в-б, г-б; потом а-в, б-в, г-в и, наконец, а-г, б-г, в-г. Это упражнение имеет целью подготовить ребенка к узнаванию букв в словах.

После того как ребенок хорошо усвоил первые четыре буквы алфавита, познакомьте его со следующими четырьмя буквами.
И так до тех пор, пока не будет освоен весь алфавит. При этом необходимо сочетать изучение нового с повторением пройденного. Процесс повторения должен проходить ежедневно.

Когда ребенок познакомится со всеми буквами, каждый день тренируйтесь с ним на их узнавание. Раскладывайте буквы на столе, и пусть ребенок научится максимально быстро узнавать их, называя сначала вслух, а затем "про себя". Очень полезно между делом, к примеру во время прогулки, просить ребенка узнать в названии магазина или в журнале изученные буквы. На это не требуется много времени, и в то же время процесс изучения приобретает более непринужденный характер.

Итак, ваш ребенок уже выучил многие буквы, пусть даже пока не все. Вы можете приступать к изучению слогов. Общеизвестно, что обучение должно строиться от простого к сложному, а слог проще чем слово, хотя и не имеет смысла. Не пугайтесь, если ребенок, прочитав слог, спросит, что он означает.

Чтобы малышу было легче учиться читать по слогам, начинайте с самого простого. Ведь маленький человечек учился говорить тоже по слогам. Поэтому легче всего ему будет начать со слогов "ма", "па", "ба", "да" и т. д., поскольку они узнаваемы и напоминают ему привычные слова "мама", "папа", "баба". Поначалу, прежде чем прочесть слог, ребенок "складывает" входящие в него буквы: "м" и "а" - "ма"; "т" и "а" - "та", "д" и "а" - "да" и т. д. Традиционно при прочтении слова ребенок и далее "складывает" буквы. Однако современные методики обучения чтению предлагают сначала как следует выучить слоги и лишь только после этого переходить к прочтению слов. Начинать нужно со слогов согласный + гласный, затем, наоборот, гласный + согласный. Возможно, при таком подходе ребенок чуть дольше не начнет читать. Это не страшно. Зато потом он научится сразу узнавать слоги внутри слова и складывать их, а не буквы. Таким образом упрощается процесс узнавания слога и, соответственно, увеличивается скорость и правильность чтения. После того как вы освоили с ребенком слоги, можно переходить к прочтению трехбуквенных слов типа "лак", "лес", "лис", "лом", "луг"; "мак", "меч", "мяч", "мир"; "бак", "бум", "бык" и др. Затем можно переходить к двусложным четырехбуквенным словам типа "му-ха", "мы-ло", "ши-ло", "ре-ка", "ды-ня"; "оч-ки", "юб-ка", "ар-фа", "яд-ро" и т. д.

При обучении чтению очень важно как можно больше читать ребенку, чтобы он слушал вас и понимал. Зачастую дети, умеющие читать, делают это очень неохотно. Поэтому восприятие текста на слух играет исключительно важную роль.

Во-первых, улучшается эмоциональное восприятие чтения ребенком. Он слышит ваш голос, следит за вашей мимикой, за выражением лица - все это способствует формированию положительного отношения ребенка к чтению.

Во-вторых, когда вы в течение определенного периода времени читаете своему ребенку что-нибудь, то у него возникает необходимость в постоянном получении привычного объема информации.

Часто малыш просит почитать ему одну и ту же книжку много раз подряд. Не раздражайтесь и не огорчайтесь, что он не хочет слушать ничего нового. Это значит, что у него возникли определенные предпочтения, а следовательно, книги доставляют ему удовольствие. Само же содержание любимой книжки соответствует эмоциональному и интеллектуальному развитию вашего ребенка. Тот факт, что ваш ребенок предпочитает какую-то одну книгу всем остальным, вы можете использовать во благо. Многократное прослушивание одного и того же текста обогащает духовный мир малыша, развивает его мышление, формирует навык предугадывания.

Читая любимую книгу, периодически спрашивайте своего ребенка, о чем пойдет речь далее. Пусть он расскажет вам, а затем, продолжив чтение, вы увидите, насколько верно он помнит события, разворачивающиеся в книге. Вы также можете увеличить скорость чтения. Соответственно, от ребенка потребуется более быстрое восприятие вашей речи на слух. Навыки быстрого понимания на слух способствуют развитию в дальнейшем навыков быстрого чтения.

Очень важно, насколько интересен ребенку сам процесс обучения чтению. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы у малыша складывалось негативное отношение к книге. Зачастую сами родители виноваты в том, что ребенок умеет, но категорически отказывается читать. Не стоит беспрестанно дергать малыша, поправляя его на каждом слове. Возможно, он еще недостаточно гладко владеет приемами чтения. Однако гораздо большую значимость имеет восприятие ребенком прочитанного, чем безупречное воспроизведение текста вслух. Постоянные замечания со стороны родителей, особенно выраженные в довольно резкой форме, могут стать причиной того, что ребенок будет концентрироваться не на понимании содержания  прочитанного, а на правильности произнесения отдельного слова. Возможно, проблема в том, что ваш малыш еще недостаточно хорошо владеет своим голосовым аппаратом. Постоянная практика это исправит. Поэтому исключительно важно, чтобы ребенку нравились книги, чтобы он получал удовольствие от чтения. Чем приятнее ему будет читать, тем больше он будет читать, следовательно, тем скорее приобретенные навыки будут отработаны до автоматизма и улучшится качество чтения вслух.

Психологический настрой играет существенную роль в обучении. Читайте вместе с ребенком. Попросите его почитать вам книгу, содержание которой он хорошо знает. Пусть вас не смущает, что поначалу он будет больше вспоминать, чем читать. Постепенно, по мере овладения техникой чтения, внимание ребенка переключится с припоминания на чтение. А успех в этом деле, сознание того, что у него получается, будет только способствовать успешному продвижению вперед.

Обучение чтению воспроизведение и зрительное угадывание написанного малышом способствуют в дальнейшем овладению техникой письма. Однако не только навыки чтения являются предпосылками приобретения умения чисто и правильно писать. Здесь очень важны и другие навыки, свидетельствующие о развитии ребенка. Речь идет, прежде всего, о развитии точных движений, т. е. моторики. Существует огромное разнообразие всевозможных упражнений, нацеленных на развитие тонкой моторики у дошкольников, которые можно выполнять дома: это и изготовление различных поделок с использованием природных материалов, и вырезание, и лепка из пластилина, и моделирование с помощью конструктора и многое другое. Дети, которые до школы с удовольствием лепили, вырезали, мастерили, значительно легче и эффективнее овладевают навыками письма. Поэтому, для того чтобы ваш ребенок комфортнее чувствовал себя в школе, развивайте его моторные навыки еще в дошкольном возрасте.

Начинать можно с самых простых упражнений. Попросите ребенка нанизать бусинки на ниточку, слепить что-нибудь из пластилина; вырезайте всевозможные фигурки из бумаги и наклеивайте их. Очень хорошо укрепляют кисти рук специальные игры, например мозаика и конструктор.

Огромные возможности для развития моторных навыков предоставляет искусство оригами. Дети учатся аккуратно складывать бумагу таким образом, чтобы в итоге получилась забавная фигурка. Получившуюся фигурку можно подарить сестренке или другу, можно оставить себе на память, а можно устроить целую выставку бумажных игрушек.

Шитье также очень хорошо укрепляет мышцы кисти рук, развивает координацию, образное мышление, пространственное воображение. Кроме того, совместное шитье игрушек - прекрасное времяпрепровождение и для родителей, и для ребенка. Все, что потребуется для занятия, наверняка есть в каждом доме: кусочки кожи, лоскутки ткани, пуговицы и т. п.
Сконструируйте элементарные выкройки мягкой игрушки и попробуйте создать ее вместе с ребенком. Покажите ему основные приемы, но старайтесь сделать так, чтобы всю основную работу он выполнял сам. Ваше дело - это контролировать процесс создания игрушки и помогать советом, когда потребуется.

Как можно больше необходимо рисовать, очень полезно раскрашивание. При раскрашивании, во-первых, развиваются собственно моторные навыки. Во-вторых, вы приучаете ребенка правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве бумажного листа. В-третьих, рисование и, особенно, раскрашивание способствуют развитию аккуратности, что в дальнейшем будет способствовать чистому письму.

Занятия по обучению письму начинают с выполнения упражнений на развитие координации, умения ориентироваться в пространстве. Для развития этих навыков очень полезно выполнять упражнение "обезьянка". Суть его заключается в том, чтобы ребенок повторял движения взрослого.

Известно, что дети очень любят копировать взрослых. Так превратите подобные передразнивания в своего рода обучающую игру. В качестве базовых движений можно брать ручку, располагать перед собой книги и тетради, рисовать в воздухе элементы букв и т. д. Таким образом в игре вы учите ребенка правильно держать ручку, правильно сидеть за партой, правильно раскладывать школьные принадлежности на столе.Умение ориентироваться в пространстве в дальнейшем будет способствовать формированию у малыша умения ориентироваться в пространстве листа бумаги. После того как ребенок научился правильно сидеть за столом, располагать перед собой лист бумаги и держать ручку, приступайте к выполнению упражнений на развитие собственно навыков письма.
Рисуйте вместе с ребенком линии вверх, вниз, вправо, влево; как следует освойте направления движения ручки. Очень полезно написание "графического диктанта", когда ребенок рисует под диктовку разнообразные узоры на листе бумаги из тетради в клетку. Например, вы диктуете: клетка направо, клетка вверх, клетка направо, клетка вниз.

После того как ребенок освоил основные закономерности самых простых узоров, можно переходить к рисованию узоров более сложных, например: клетка вверх, клетка направо, клетка верх, клетка направо, клетка вниз, клетка направо, клетка вниз, клетка направо, клетка вверх, клетка направо и т. д. Если ребенок правильно понял закономерность узора, далее он будет рисовать сам. Если возникают какие-либо трудности, разберите узор вместе с ребенком, объясните ему, по какому принципу следует рисовать, чтобы получился узор.Выполнение таких "графических диктантов", разработанных Д. Б. Элькониным, очень хорошо развивает координацию дви жений руки ребенка, способствует формированию его творческих способностей, "набивает" руку для письма.

В возрасте пяти-шести лет детям очень нравится рисовать элементарные узоры на бумаге в клетку, штриховать их, закрашивать цветными карандашами. При выполнении орнаментов дети осваивают элементы, необходимые им в дальнейшем для написания печатных букв и цифр. Дети рисуют с удовольствием, их не нужно заставлять. Постарайтесь заинтересовать ребенка, покажите, как это делается.
Когда ваш ребенок уже "набил руку", освоил элементы написания печатных букв и цифр, у вас может возникнуть желание обучить его письму.

Очень важный момент: специалисты категорически не рекомендуют учить ребенка прописным буквам до школы!

Дело в том, что каждая буква имеет свою последовательность правильного написания. От того, насколько правильно и быстро научится ваш ребенок писать во время начального периода обучения, будет зависеть его успешное обучение в более старшем возрасте. Скорость письма во многом обеспечивается слитным написанием букв в слове. Для того чтобы овладеть техникой слитного письма, необходимо соблюдать последовательность написания элементов букв. Только учитель может правильно показать ребенку эту последовательность. Поэтому и возникновение запрета на обучение письменному написанию букв оправдано. Переучивать ребенка очень трудно. Вы можете рисовать буквы и слова по клеточкам, т. е. в их печатном варианте. С письменным вариантом написания можно только познакомить малыша. Покажите ему образцы букв, разберите их, пофантазируйте, на что похожа каждая буква. Сравните написание букв, выделите элементы, встречающиеся в похожих буквах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Методические рекомендации по обучению детей пересказыванию...

«Методика обучения детей дошкольного возраста лепке»

При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм пред...

консультация для воспитателей "методика обучения детей дошкольного возраста лепке"

методика обучения детей дошкольного возраста лепке.Всех возрастных груп детского сада....

«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Пересказ – это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи; - это сложна...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика обучения детей дошкольного возраста   пересказу....