Конспект НОД «Звук Л, Ль. Буква Л»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Федорова Зоя Владимировна

Конспект НОД в рамках сетевого взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fyodorova_z._v._konspekt_nod_zvuk_ll._bukva_l.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Зоя Владимировна

Учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад №41» КГО

Открытое занятие в рамках «Школы молодого логопеда»

Конспект НОД  «Звук Л, Ль. Буква Л»

Раздел: звукопроизношение и обучение грамоте.

Вид: автоматизация звуков в словах и фразах

Тема: Звук Л, Ль. Буква Л.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Период коррекционной работы: 3 период

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Закрепить правильное произношение и различение звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи; характеристика звуков по алгоритму; развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа слов; составление предложений по схеме и опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

психогимнастика; развитие слухового и зрительного восприятия; стимулирование воображения, фантазии, аналитико-синтетической формы мышления, пространственной ориентировки.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитание бережного отношения к живой природе; эмоциональное сближение детей.

Предварительная работа:

Закрепление правильного произношения звука Л на индивидуальных занятиях,  вспомнить первоцветы, названия перелетных птиц

Индивидуальная работа:

 Следить за качеством произношения звука Л,ЛЬ.

Раздаточный материал:

Набор фишек и букв по количеству детей для составления схемы слова «Примула».

Набор фишки зеленого и синего цвета и полоски-слова для определения места звука в слове,

Напечатанные слова с буквой Л,Ль.

Карандаши.

Демонстрационный материал:

Презентация «Звук Л,ЛЬ. Буква Л.

  Ход занятия:

  1. Вводная часть: Дети входят к группу перестраиваются полукругом.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Слайд:1.-Я предлагаю вам послушать одну легенду.

Согласно легенде, когда Солнце спустилось на землю оно приняло образ прекрасной девушки-Весны. Весна хотела танцевать и веселиться(вкл. муз.элементы психогимнастики - Выразительные движения. Руки поднимаются в стороны .Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается. Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены)

 Но Старуха –Зима  похитила весну  и спрятала  в своем мрачном дворце

С тех пор на земле все дети были грустными и унылыми (дети показывают эмоции с помощью невербальных средств; выразительные движения –плечи опущены, выражение печали на лице, грусть.)

Но, нашелся один смелый богатырь Иван, который решил спасти Весну. Он долго искал дворец Старухи -зимы, а когда нашел, то решил победить старуху-Зиму хитростью умом. Хотите помочь Ивану спаси Весну?...

Дети: Да!

  1. Основная часть Объявление темы занятия

тогда 1-е испытание:игра «Назови лишнее слово»

Вы должны определите, какое слово лишнее в ряду

Лужи, лужи, лыжи, лужи -(лыжи)

Лебеди, леди, лебеди, лебеди -(леди)

-Какой первый звук в слове лужи?  

-Дети: Л.

-Какой первый звук в слове лебеди?

Дети: Ль

Эти звуки Л и ЛЬ  мы с вами сегодня сравним и познакомимся с буквой  Л .

- каким символом обозначаем звуки Ли Ль?

Дети: самолеты.

- Верно! Это и будет первое нападение на замок Зимы!

Акустико - артикуляционная характеристика звуков (дети смотрят друг на друга в парах)

Два самолета  с воинами подлетают  к дворцу Старухи-зимы, изобразите как гудит большой самолет  ЛЛЛЛЛ  

Как гудит маленький самолетик   ЛьЛьЛь

Слайд(схема характеристики звуков)

-В каком положении губы?

-Где находится язык?

-Какой это звук?

Какой фишкой обозначаем звук Л?

Какой фишкой обозначаем звук ЛЬ?

Закрепление звуков Л-Ль в  чистоговорках

(дети выполняют движения за логопедом и проговаривают текст)

Повторите за богатырем движения и волшебные слова:

Ла-ла-ла –зима ушла(дети шагают и машут рукой)

Ло-ло-ло – стало нам тепло(показать как жарко)

Лу-лу-лу – весну люблю(воздушный поцелуй)

Улька-улька-улька –вот висит сосулька(как будто указываем на сосульку которая висит высоко)

Аблик –аблик – аблик  - на ветку сел зяблик (   )

Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ

-Молодцы!

Следующее испытание от старухи- Зимы

Игра «камушки-подушки»

Если в слоге или слове твердый звук Л, то покажете старухе камушек, если мягкий- то подушечки:

Ла,  ли,  аль, лу, лю, лэ, лампа, лебеди, оттепель, ласточка, сосулька, соловей, лужа, растаял, капель, ландыш, журавлик, листик, зяблик. Молодцы определили правильно, назовите богатырю названия перелетных птиц, которые встретились в этой  игре… (ласточка , соловей, лебеди, зяблик, журавлик)

Старуха-зима крепко закрыла свой дворец на замки, нам помогут снять замки перелетные птицы. Определите где находятся звуки Л,ль в словах и поставьте фишку в нужное место.

Если звук в начале слова, где поставим фишку?

Если звук в конце слова? Если в середине слова ?

(спросить ребенка, который путает право и лево)

Ласточка, лебеди, соловей (какой по счету звук л в слове соловей), журавлик (какой по счету звук Ль в слове зяблик), зяблик.

Испугалась старуха-зима, растаяли сосульки, на проталинке появилась первая…(слайд-примула)

сделайте звуковой анализ слова примула…(сравнить с образцом на слайде)

Ребята вы молодцы, справились и с этим испытанием, Весна уже очень близко, давайте позовем ее веселой песенкой.

Физпауза «Весна-красна идет»

Ребята, мы так старались. Звали весну, может что-то изменилось на нашей полянке?

(появились первые листочки, травка, буквы Л)

Чтобы Ивану-богатырю перехитрить Зиму, нужно посчитайте все буквы л на экране…

-сколько букв у вас получилось?

Назовите элементы буквы Л….

-буква решила с вами поиграть.

Поиграем с буквой Л следите глазами за буквой, головы не поворачивать…

- Молодцы….

Старуха-зима не унимается, шалит, украла из слов все буквы Л, помогите богатырю, напечатайте буквы Л  в словах и прочтите что получилось…. (ландыш, капель, сосулька, лужа, ласточка, зяблик, тепло, светло, соловей)-читают по цепочке.

Слайд – (дверь)

Вот и последняя дверь, за которой спрятана Весна, составьте предложения по заданной схеме и освободите Весну.

Слайд (на картинке слова-предметы. Которые дети прочитали)

Дети рассматривают схему предложения.

Сколько слов должно быть в нашем предложении?

Почему в схеме есть еще одно слово с большой буквой?                                       С какой буквы начинается это имя?

Есть ли в предложении короткие слова?

Дать образец предложения….

Богатырь Иван встретил на пути зяблика.

Богатырь Иван шагал по весенним лужам.

Богатырю Ивану было по весеннему тепло.

Богатырю Ивану капали на голову сосульки.

Вот и сдалась старуха-Зима, вывел богатырь красавицу Весну на белый свет. И стало кругом светло, тепло,радостно. Зачирикали перелетные птицы, распустились первые весенние цветы.

Итог: Кому мы сегодня помогли? Какое задание больше всего понравилось? Какие звуки мы сегодня сравнили? Вспомните характеристику звуков Л и ль. Какие перелетные птицы помогли открыть замки? Что было сегодня для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.

Конспект занятия для детей  седьмого  года жизни с ЗПР....

Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"

Цели:1. Чёткое произнесение звуков  в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...

Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...

Конспект НОД " Звуки Д, Дь, буква Д"

Предстадлен конспект НОД по обучению грамоте...

Конспект НОД Звуки К,Кь.Буква К в подготовительной группе для детей ОНР IIIур. речевого развития

Конспект открытого НОД по обучению грамоте с использование ИКТ  звуки К,Кь.Буква К"Поможем Крошу"...

Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У". Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У" с использованием мультимедийной презентации. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект НОД Звуки М МЬ. Буква М.

Конспект НОД Звуки М МЬ Буква М...