Статья «Читаем, думаем, взрослеем»
статья по обучению грамоте (младшая группа)

Гончаренко Гузель Владимировна

Поэтапно продуманная и целенаправленная работа с текстами дает свои результаты: позволяет добывать ребенку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, рефлексировать, познавая окружающий мир.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chitaem_i_vzrosleem.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГОРКИ-X»

143032, Московская область, Одинцовский городской округ, поселок Горки-10, д. 15Б

ИНН 5032036104, КПП 503201001, ОГРН 1035006471500

Тел/факс: 495-634 25 05/495-634 25 06

Статья по специальности: «Педагогика»

«Читаем, думаем, взрослеем»

Составил:

Гончаренко Г.В.

                                                                                                               Содержание:

Введение……………..…………………………………………3

ФГОС. «Смысловое чтение» …………………………………4

Приемы обучения смысловому чтению………………………………………………………….5

Стратегии обучения смысловому чтению……………………8

Вопросы после текста……...………………………………….10

Заключение…………………………………………………….11

Библиография………………………………………………….12

Введение

Актуальность

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, образования и воспитания. В связи с глобализацией информатизации общества, детей с каждым годом все реже трудно застать с книгой. И хоть сейчас по статистике текстовая информатизация преобладает, никто не отменял интернет, что приводит к ряду проблем, которые указаны ниже. Если говорить о текстовой информации, то стоит учесть предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки. Исходя из всего этого теоретики и практики образования поставили необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.

Проблемы:

- дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания и т. д.

Следовательно, возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.

Цель:

Целью данной работы является изучение стратегий обучения, формирования и развития основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Задачи:

  1. рассмотреть существующие способы обучения смысловому чтению,
  2. проанализировать и определить возможные особенности каждого метода,
  3. выявить наиболее общие способы.

Основная часть

ФГОС. «Смысловое чтение»

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. То есть, это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- определением основной и второстепенной информации;

- формулированием проблемы и главной идеи текста.

Задачей образования является формирование умения читать учебную, справочную, научно- познавательную, документальную, мемуарную литературу. В зависимости от специфики учебного материала, на котором происходит обучение чтению, учитель должен научить читать разные тексты разными способами. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Приемы обучения смысловому чтению

Обучение смысловому чтению обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Работа с любым текстом предполагает три этапа: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Наиболее распространенные приемы:

«Мозговой штурм»

«Глоссарий»

«Ориентиры предвосхищения» и т. д.

«Мозговой штурм», «Прогноз по заголовку».

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Задается вопрос: какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Ассоциации записываются на доске.

Педагог может добавить различную информацию.

Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

К приемам текстовой деятельности относятся:

«Чтение вслух»

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение с остановками» и т. д.

«Чтение вслух»

Цель - проверка понимания читаемого вслух текста.

1.Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель – научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работа в парах. Один ученик задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

3 этап. Работа с текстом после чтении.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Приемы послетекстовой деятельности:

«Отношения между вопросом и ответом»

«Тайм-аут»

«Проверочный лист» и т. д.

«Отношения между вопросом и ответом»

Цель – обучение пониманию текста. Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста или в нескольких его частях. Чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель состав­ляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текст и читатель ищет его в своих знаниях.

«Тайм-аут»

Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В нее заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии.

Проверочный лист «Краткий пересказ»:

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

Стратегии обучения смысловому чтению

Для работы с текстом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям. Число стратегий и частота их использования индивидуальны.

Стратегия №1. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 2. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 3. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Вопросы после текста

Это классификация вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы:

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

«Тонкие» вопросы:

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Прием: «Дерево вопросов»

Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?

Заключение

Смысловое чтение формирует умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях развития.

Поэтапно продуманная и целенаправленная работа с текстами дает свои результаты: позволяет добывать ребенку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально- нравственный опыт и заставляет думать, рефлексировать, познавая окружающий мир.

Библиография:

  1. Проект «Приемы смыслового чтения» Авт. Дозморова Е.В., дир Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

  1. Технология вариативного обучения / под. ред. Пикан В.В./ Учебно-методическое  пособие.: УЦ Перспектива, 2008

  1. Дозморова Е.В. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики. Методическое пособие для учителей математики–Томск 2008.

  1. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – https://slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf

  1. Н.Н. Сметанникова. - https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2020/08/02/strategii-smyslovogo-chteniya-po-n-n

  1. И. В. Усачева. - http://school2100.com/upload/iblock/1f8/Bondarenko.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Читаем с детьми."

Статья рассказывает о пользе чтения и о том,  как правильно выбрать книгу, как привить ребенку дошкольного возраста любовь и интерес к чтению....

Статья: "Читайте детям книги"

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен.         Именно родители читают ребенку его...

Статья «Читаем сказки детям»

В этой статье рекомендации родителям о пользе чтения сказок детям....

Статья "Читаем детям,читаем вместе с детьми"

Роль книги в воспитании детей незаменима. Ребёнок раннего возраста пока ещё только слушатель, порой пассивный, чтобы ребёнок стал активным слушателем, взрослому необходимо приложить много усилий,эмоци...

Статья "Читайте детям сказки"

Польза от чтения художественной литератры детям дошкольного возраста...

статья "Читаем ребёнку на ночь"

Материал полезен для родителей детей дошкольного возраста и воспитателей детских садов. Из материала можно узнать, почему полезно читать ребёнку на ночь....

Статья"Читайте ребенку сказки"

Читать ли детям сказки? В каком возрасте начинать их читать? И с каких лучше начинать? Такие вопросы часто задают родители. Попробуем на них ответить в этой статье....