Реализация задач речевого развития в рамках ФОП ДО
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Жукова Анна Владимировна

Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 07.02._rech_a.v._zhukova_-_kopiya.docx25.35 КБ
Файл 07.02_zhukova.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего вступления «Реализация задач речевого развития в рамках ФОП ДО».  Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем общего образования. Одним из важных направлений работы воспитателя в контексте реализации ФОП ДО является речевое развитие.

    Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

В Федеральной образовательной программе (ФОП) дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» предусматривает:

  • владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса;
  • развитие грамматически правильной речи
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • развитие интереса к фольклору и художественной литературе, развитие навыков слушания и понимания произведений различных жанров, развитие образности речи и словесного творчества;
  • формирование предпосылок к обучению грамоте.

  Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. 

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте на слайде

Пригласить участников для мастер-класса.

Арт. Гим.

Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

  1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. А согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык. 

"Телевизор сломался": педагог показывает артикуляцию звука, дети

называют его, и наоборот.

"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, остров):

"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых

начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

В начале обучения детям можно предложить фигурки птицы, где голова указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.

Дети поднимают нужную часть (Аист, стена, пар)

Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками с флажком.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером в синей одежде, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером в зеленой одежде.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить

внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка

улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков

используются символы: кирпич - твердый, подушка - мягкий, колокольчик -

звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Коллеги, давайте поиграем в интерактивную игру «Друг гномика».  Скажите, с каким гномиком вы подружите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я подружу МИШКУ с гномом в зеленой одежде, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий». 

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Коллеги продолжим играть

Звукобуквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА, так, как вы на занятиях будете играть с ребятами.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков.

Попробуйте теперь самостоятельно сделать звукобуквенный анализ слова МОРОЗ. 

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ… Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.

- Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

И я вам предлагаю слепить из пластилина графическое обозначение первой буквы вашего имени.

Перейдем к вспомогательным методикам обучения чтению.

Теремки Вячеслава Вадимовича Воскобовича

Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге.  Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова.

Буквы на гранях непростые, у каждой свой образ. Например, гласные звуки представляет шут. В позе буквы а – арлекин. Если шут представляет букву о – он орлекин, у – укрелкин и тд. Это сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интереснее, чем со знАком.

 

Кубики Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

  • Ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чтение и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ.
  • Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Работу с предложением разберем на примере игры «Живые слова»

Работа с графической схемой предложения.

Кот ест рыбу.

А теперь посмотрите на «полоски» — это прямоугольники, которые обозначают слова. Одно слово – один прямоугольник. Как вы думаете, почему есть прямоугольники с выступом слева? (Участники высказывают своё мнение). Да, выступ на прямоугольнике слева обозначает заглавную букву. Всем нам известно, когда пишется заглавная буква.

А что обозначает маленький кружок? (Участники высказывают своё мнение). Это точка, которая ставится в конце предложения и графической записи предложения.

Итак, предложение Вы составили, давайте запишем его графически.

(Участники выкладывают схему предложения. Педагог поясняет, что

 прямоугольники важно выкладывать на расстоянии друг от друга, что бы ребёнок видел раздельность написания отдельных слов). Сосчитайте, пожалуйста, сколько слов в Вашем предложении? Назовите первое слово? Второе? Третье? Есть ли точка в вашем предложении? Сколько слов с заглавной буквы? Назовите эти слова?

Заключение

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация задач речевого развития в рамках ФОП ДО Подготовила: Воспитатель Жукова Анна Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №72 «Калинка» г. Калуги Необособленное Структурное Подразделение «Солнечный зайчик» 2024 г.

Слайд 2

В Федеральной образовательной программе (ФОП) дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» предусматривает: владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной речи развитие диалогической и монологической речи; развитие интереса к фольклору и художественной литературе, развитие навыков слушания и понимания произведений различных жанров, развитие образности речи и словесного творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте.

Слайд 3

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: С 3 до 4 лет С 4 до 5 лет С 5 до 6 лет с 6 до 7 лет Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане Знакомить детей с тем, что из слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разный по длительности звучания. Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове. Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделать словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием последовательности. Составлять схемы предложения. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Составлять схемы слова. Знакомить детей с буквами: читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

Слайд 4

Практическая часть

Слайд 5

Гласные звуки

Слайд 7

Согласные звуки

Слайд 10

Звуко-буквенный анализ

Слайд 11

Звуко-буквенный анализ

Слайд 13

Методика Монтессори

Слайд 14

Теремки Воскобовича

Слайд 15

Кубики Зайцева

Слайд 16

Работа с предложением Кот ест рыбу.

Слайд 17

Владею достаточным количеством информации по подготовке к обучению грамоте Владею не достаточным объемом информации по подготовке к обучению грамоте Не владею информацией по подготовке к обучению грамоте

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации задач речевого и социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы "Любимые игрушки"

Материал подготовлен с целью способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста как средства общения, обогащения активного словаря, развития любознательности и эмоциональной отзывчивости....

Проект "Преобразование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы ДОУ в рамках реализации ОО «Речевое развитие»

Известно, что проблема речевого развития на сегодняшний день стоит остро. Поэтому мы решили преобразовать пространство старшей группы, направив его на развитие субъектной позиции ребенка в области реч...

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскому языку» в старшей группе на тему: «С чего начинается РОДИНА?»

Организованная образовательнаядеятельность по образовательной области «Речевое развитие»в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскомуязыку» в старшей группе ...