Занятие по развитию речи и грамоте. «Знатоки родного языка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Колесникова Ольга Викторовна

Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект37.71 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД

                             ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 38» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА____________________

                                       443082 г. Самара ул. Пензенская 59 «а» телефон/факс 242-95-59      

                 

                   Занятие по развитию речи и грамоте

                         «Знатоки родного языка»

                         в подготовительной группе № 7

                     МБДОУ «Детский сад № 38» г.о. Самара

                               Подготовила и провела

         Воспитатель: Колесникова Ольга Викторовна

                                  Самара 2024 г.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

Задачи:

Образовательные: в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей: назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.

Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Оборудование: слайды к занятию с изображением сказочных героев и звукозаписями: Карлсон, Пятачок, Хрустальные туфельки, Золушка, Красная шапочка, Водяной, Буратино, Баба Яга, Царевна Лягушка, схемы для предложений, видео сообщение от царицы Русского языка, фишки-наградыэмблемы для детей(команды: книга и сова) по количеству детей, медали

(наклейки) для награждения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ведущий: Какое у вас настроение?

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.

Ра-ра-ра- начинается игра
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Са-са-са- под кустом сидит лиса
Ма-Ма-ма- на дворе сейчас зима
Ша-ша-ша- мама моет малыша
Ар-ар-ар- кипит наш самовар

Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь
Та-та-та- у нас в доме чистота.

21 февраля отмечается международный праздник-День родного языка, утвержденный Юнеско в 1999 году. Для России, как многонациональной страны он особенно важен, так как направлен на сохранение традиций и культуры- 193 этнических групп, проживающих на ее территории.

Ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру-соревнование, которая называется «Знатоки родного языка».

Хотите в нее поиграть?

А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)

А что такое родной язык? (Ответы детей.)

Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.

Ну вот, вы и разделились на команды.

Сова мудрая, значит вы- Мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы- Знатоки(Дети садятся полукругом за столы)

А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда по очереди будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут сказочные герои. За каждое правильное задание, команда получает -фишку. В конце игры подведем итог нашего соревнования. Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество фишек. Но сначала нужно выбрать капитана каждой команды.

                                                      Начинаем нашу игру!

1.Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой отправил вам задание, посмотрите на экран.

Дети: Карлсон.

А. Поиграем в игру «Задавалки». Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит фишку.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие бывают согласные звуки? (твёрдые – мягкие)
Назовите первый и последний звук в слове «платок».
Сколько звуков в слове «кот»?
Назовите гласный звук в слове «мак».
Сколько слогов в слове «зима».
Сколько звуков «к» в слове «кружка»?

Б. Игра «Много- один».

Окна- окно, стекла-… ,седла- … , крылья-… , перья-… , колеса-… , кольца-…, зерна-… .

Назовите последний звук во всех словах.

Дети: Звук О. Какой он? (Гласный).

Молодцы! Справились с заданием!

  1. Внимание команды! Внимательно послушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задания.

(Звучит звукозапись из мультфильма «Вини-Пух и все-все-все», голос Пятачка: «Кажется дождь начинается»)

Дети: «Пятачок».

Ведущий: Следующее задание от Пятачка.

А. Назови общим словом.

Зима, весна, лето, осень – времена года.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - дни недели.

Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы месяцы.

Груша, яблоко, банан, персик – это фрукты.

Заяц, жираф, лиса, волк – это дикие животные.

Роза, астра, ромашка, тюльпан – цветы.

Кошка, собака, свинья, корова – домашние животные.

Б. И наоборот: обобщающее понятие, а вы подбирают к нему три подходящих слова.

Домашние животные –

Одежда –

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

И с этим заданием справились! Молодцы!

  1. Ведущий достает из черного ящика туфельки.

Ведущий: Дети, что это?

Дети: Туфельки.

Ведущий: Кому они принадлежат?

Дети: Золушке.

Ведущий: Итак, следующее задание вам отправила Золушка.

А. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Педагог называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.( вопрос задается по очереди,  каждой команде)

Большой – маленький Мягкий – твердый

Жара – Холод Тяжелый – легкий

Светлый – темный Ложиться – вставать

Грязный – чистый Говорить – молчать

Добро – зло Широкий - узкий

Высокий - низкий Короткий - длинный

Быстрая – медленная Толстый- худой

Чистый- грязный Мокрый – сухой

Вперёд-назад Проиграл – выиграл

Ведущий: С заданием справились, давайте немного отдохнем!

  1. Ведущий: Чтобы узнать, от кого следующее задание, послушайте загадку:
    Бабушка девочку очень любила,
    Красную шапочку ей подарила,
    Девочка имя забыла своё,
    Ну, отгадайте, как звали её?      
    Красная шапочка.

Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны.

Воспитатель: Задание: участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.

Слова для команды «Мудрецы»

  • Дом (домик, домище)
  • Забор (заборчик, заборище)
  • Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
  • Глаз (глазик, глазище)
  • Пакет ( пакетик, пакетище)
  • Зуб (зубик, зубище)

Слова для команды «Знатоки»

  • Мороз (морозик, морозище)
  • Комар (комарик, комарище)
  • Сапог (сапожок, сапожище)
  • Сугроб ( сугробик, сугробище)
  • Хвост (хвостик, хвостище)
  • Человек (человечек, человечище) 

ФИЗМИНУТКА

Вот ученикам зарядка.

Выполняем по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево повернитесь,

Вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели-встали, сели-встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойно подышать.

  1. Послушайте песню, и отгадайте от кого следующее задание. (Водяной)

«Где спрятался звук?».

Дети определяют позицию звука «и» в словах:

Мудрецы: сани, иволга, помидор, нитки.

Определяют позицию звука «о» в словах:

Знатоки: волк, облако, метро, автобус.

  1. Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, кто из сказочных героев отправил следующее задание?
    С букварём шагает в школу
    Деревянный мальчуган.
    Попадает вместо школы
    В деревянный балаган.
    Как зовётся эта книжка?
    Как зовётся сам мальчишка?
    Дети: Буратино!

"Подбери слово": детям называют только первый слог, они должны придумать слово, начинающееся на него

  1. команда. 2 команда.

1. ма- 1. ли-

2. ры 2. зи-

3. ва- 3. си-

4. лу- 4. пи-

5. ро- 5 ки-

  1. Посмотрите на экран. Кто же из сказочных героев пользуется этим транспортом?

Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)

Задание «Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам. Если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога-во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне»

Задание дается каждой команде. Вы сначала обсудите в команде, а кто - то один пойдет и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.

«Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков»

(Знает каждый из учеников - Сколько гласных - столько и слогов.)

1-волк, слон, лев; 2-белка, лиса, заяц; 3-собака, корова, теленок.

  1. Угадайте, чей наряд мы видим на экране, тот и прислал нам следующее задание.

Летела стрела и попала в болото,

А в болоте поймал ее кто-то.

Она распростилась с зеленою кожей

И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)

1 задание «Выберите схему предложения: Зимой надо помогать птицам»

Команда получает звезду за правильный ответ

2 задание «Составить предложение по схеме» (по картине)

Команда получает звезду за правильный ответ.

  1. Ведущий: Вам сейчас будет показано видео. Внимание на экран! Последнее задание: «Видео сообщение от Царицы Русского языка». А, давайте похлопаем.

Царица Русского языка: Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями! А с моим заданием справитесь? Тогда отгадайте загадку:

Он могучий и великий,

Кучу делает открытий.

Им приятно изъясняться

И писать, и пообщаться.

Он дружить нам помогает

И на песни вдохновляет,

С ним любой вопрос решу –

Даже стих на нем пишу!

Говорить на нем привык –

Русский мой, родной…. (язык)

- Молодцы, вы ответили правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания и передаю подарки вам.

Ведущий: Ребята, на этом наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока капитаны команд подводят итоги, мы с вами разомнемся!

«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»

Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.

- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.

- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.

- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.

- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

- Платье из шелка – шелковое платье.

- Мяч из резины – резиновый мяч.

- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.

- Шуба из меха – меховая шуба.

- Пюре из картофеля – картофельное пюре.

- Сок из земляники – земляничный сок.

- Сумка из кожи – кожаная сумка.

- Стена из камня - каменная стена.

Ведущий: Слово предоставляется капитанам команд! (Объявляются победители, вручаются медали, наклейки)

Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше?

 А вы бы хотели поиграть в нее еще?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"

Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте Возраст 5-6 лет Тема занятия: «Знатоки родного языка»

Конспект занятия напрвленный на развитие фонематического слуха, умение подбирать слова на заданный звук, слова с противоположным значением....