Знакомим детей с буквами
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Памятка для родителей. Последовательность знакомства с буквой. Требования признакомстве с буквой. Игры на отработку знания букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_detey_s_bukvami.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С БУКВАМИ

Характеристика и образ буквы соответствуют самому значку, а не словам, которые на эту букву начинаются. Для маленького ребенка недостаточно сказать «А – автобус». У ребенка среднего дошкольного возраста еще не сформировались ассоциации, которые есть у взрослых. Мир детей – это особый мир, со своими представлениями, поэтому знакомить ребенка с буквами надо с помощью доступных ему понятий. Занимаясь с ребенком, представляйте каждую букву, как нового друга. Вырежьте из разрезной азбуки красочные буквы, наклейте их на плотный картон. Можете приобрести магнитную азбуку и прикреплять буквы к металлической поверхности, например к холодильнику. Есть мягкий конструктор с буквами, который можно намочить и играть в ванной. Их можно вынуть из своего «домика», потрогать, поиграть.  Можно нарисовать красивые и яркие буквы на кусочках картона – сделать карточки. Буквы должны стать реальными. Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. Изучая буквы, дети играют с ними. Буквы «оживают» и становятся такими же любимыми, как мишки и куклы.

Учтите несколько моментов:

  • При знакомстве с буквой, следует называть не ее алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который буква обозначает (м, б). Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат в речи - не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» - четко и отрывисто, когда это согласные, и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и». Если вы нарушите это простое правило, ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто не будет понимать, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «эм-а-эм-а». Объяснить ему потом разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.
  • Графическое обозначение букв следует изучать в печатном варианте.
  • Целесообразно время от времени вспоминать с ребёнком, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем (на письме звук обозначается буквой). 
  • Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
  • Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
  • Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
  • Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так? Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
  • Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп усвоения информации (а, тем более, знаковой системы) индивидуален для каждого ребенка.
  • Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
  • Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Последовательность работы с буквой

  1. Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа), подбор слов, которые начинаются с этой буквы. У букв должны быть имена или названия, как у всех окружающих предметов. Буква «Ж» очень похожа на жука, она тоже умеет жужжать. Букву «Т» можно взять в руки и постучать как топориком, потому что буква «Т» похожа на топорикк. У буквы «У» такие же рожки, как у улитки. Читайте звук, а не название буквы: «Посмотри, это буква «М» (а не «эМ»), это буква «Н» (а не «эН»)». На этом этапе подбирается предмет, на который похожа буква и который ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО начинается на эту букву (О – обруч, Т –топорик, П- перекладина) (см. «Букварёнок» Г.Юдина). При таком подходе дети никогда не перепутают даже внешне похожие по написанию буквы, потому что у каждой свой неподражаемый облик. Ребенок запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком.

(Мы на занятиях даём характеристику звуку\звукам, для которого нужна эта буква. Например: «Буква «М» нужна для звуков «М» и «МЬ». Какой звук  «М»? (губы мешают звуку, значит согласный, губы не улыбнулись, значит твёрдый), Какой звук «МЬ»? (согласный мягкий). Значит буква «М» - согласная.» Звуковой домик будет синий или зелёный.

  1. Выделение ее элементов. Обращайте внимание ребенка на элементы буквы, например: «Р» состоит из палочки и дуги. Попросите провести пальчиком по элементам буквы.

  1. Прорисовывание буквы. Рисовать (печатать) букву сначала лучше по пунктирной линии, потом по основным точкам, потом самостоятельно. Сразу определите размер букв для самостоятельной прорисовки (например, 2 клетки высотой, 1-2 клетки шириной в тетради в крупную клетку).

  1. Игры с буквой.

ИГРЫ С БУКВАМИ

Мозаика. Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

Архитектор. Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Узнай букву. Узнавание и обводка букв, написанных точками.

Что неправильно. Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

Прятки. Карточки с буквами частично закрываются, и ребёнок должен узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

Путаница. Узнавание букв, написанных с наложением.

Игра с пластилином. Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Вместе с ребенком можете вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

Игра со счетными палочками или мозаикой. Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.

Ниткография. Выложите с ребенком букву из шнурка или верёвочки

Занятия на прогулке. На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками и водой. Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисовать на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения. Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Можно играть наоборот – ребёнок рисует, а взрослый угадывает (здесь лучше использовать палочку с йодом и рисовать давать на руке, чтобы можно было понять, что не так, если ребёнок ошибется).

Рисуем буквы в воздухе. Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на своё отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, Ф, Х, Ш.

Буквы из круп. Застелите стол, на листе бумаги, нарисуйте букву, помажьте клеем ПВА путь ребенок аккуратно посыпет ее крупой. После высыхания стряхните лист бумаги. Проведите пальчиком по букве.

Рисование  на песке, крупе. Удобно на подносе рисовать пальчиком, спичкой, трубочкой от сока. Минимум вложений, максимум удовольствия.

Учим буквы с помощью обычных игрушек. Задание – раздать определенные буквы определенным игрушкам. Сначала без привязки к первому звуку слова (т.е. мама просит дать кукле букву у, а лисичке букву М), потом (когда буковок знают уже много) сначала определяем первую букву в слове, потом отдаём эту букву игрушке (кукле –К, лисичке –Л).

 Раскраски с буквами. Не оставляйте малыша раскрашивать одного. Еще раз проговорите букву. Предложите ему на выбор карандаши, фломастеры, мелки. Раскрасить одну-две буквы за раз будет достаточно. Не давайте раскраску для свободной игры, пусть она стоит на полке, помимо того, что ребенок запомнит букву, параллельно будет развиваться моторика руки и воображение. Выбирайте «правильную» раскраску с крупным изображением без мелких деталей. Картинки добрые. Веселые, интересные, вызывающие положительные эмоции у малыша. Предложите несколько раскрасок на выбор.

Магнитная азбука. Обычно в комплекте продается пособие, в котором приводятся рекомендации как легче усвоить материал. Пишите имена бабушек, дедушек и т.д.    «Посмотри, буквами твое имя выглядит так». Повесьте азбуку на уровне глаз ребенка.

Выкладывание из конструктора. Простор для маминой фантазии. Пусть веселый паровозик привозит детальки, а малыш пробует сам сделать букву, уточняйте, сколько деталек Вам понадобится для буквы. Букву можно выложить на полу или соединить в виде 3д модели. Ненавязчиво поправляйте. Если буква будет клониться или одна сторона буквы будет длиннее другой, в следующий раз все получится.

Вырезаем и клеим на картон. Аппликация - благодатная тема для развития творчества малыша. Дети развивают креативный подход, мелкую моторику рук, сосредоточенность, аккуратность, выдержку, самостоятельность. Направляйте малыша в «правильное русло», постоянно контролируя количество клея на кисточке. Поинтересуйтесь, какого цвета букву он хотел бы клеить. Нарисуйте и вырежьте ее, может попробовать вырезать и ребенок. Придумайте сюжетную композицию с буквой, например А идет к С, и несет ей цветы.

Спрятать букву на картинке. Берёте любую раскраску с мелкими деталями и подобранной по цвету ручкой подрисовываете буквы. Больше 10 штук «не прячьте», малышу надоест.

Найди такую же среди других. Для этого задания потребуются изображения букв написанных от руки или с помощью трафарета. Во всем этом многообразии нужно найти заданную букву, это упражнение хорошо закрепляет образ в памяти. Объясните малышу, что искать букву нужно просматривая строчку слева направо, чередуя их сверху вниз. Это задание, в котором развивается внимание без дополнительной стимуляции на другие познавательные процессы. Упражнение поможет в формировании зрительного «сканирования» листа бумаги.

Я знаю много букв. Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву. А найдет ли он букву на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?

Ищем буквы. Задание - найти определенные буквы на рекламных объявлениях, магазинных и дорожных вывесках, названиях улиц, афишах...

Новый помощник. Если у вас дома есть компьютер, сядьте с малышом перед клавиатурой, и пусть он нажмет на какую-нибудь клавишу - напечатает строчку из одних и тех же букв. Потом строчку других. Наберите крупным шрифтом несколько простых слов и попросите малыша найти на клавиатуре буквы, из которых они состоят. Наберите его имя разными способами: прописными буквами, жирным шрифтом или курсивом.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ

Ярлыки.

Хорошая подготовка к овладению чтением - запоминание целостного образа слова. Для этого сделайте таблички с названиями знакомых ребенку предметов и расположите их в соответствующих местах его комнаты. Например, можно использовать слова "шкаф", "стол", "стена", "окно" и т. д.

Истории про то, как буквы подружились.

Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв. Например:

«Буква К увидела издали свою старую знакомую – букву У – и помахала ей "ручкой" (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли вместе погулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки – "ку-ку, ку-ку". Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть её сами. Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом еще и еще раз... Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда им на помощь пришла буква А. Она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У. Получилась совсем другая песенка – АУ...»

Так можно придумать множество историй – насколько хватит вашей фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.

Лучше подбирать сочетание букв, которые имеют определенное значение, - короткие слова или звукоподражания.

Например:

АУ – кричат в лесу, когда заблудились;

ИА – кричит ослик;

ОХ – говорят, когда что-то болит;

НО – погоняем лошадь;

БИ – гудит машина.

Веселый лифт. Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Столбик будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

Тренировка удержания порядка следования букв.

  • Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.
  • Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

РАЗВИВАЕМ НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей. Помогут игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, сравнивать форму деталей; мозаики различной степени сложности, головоломки-пазлы, картинки, в которых нужно отыскивать спрятанные формы, вообще любые игры, развивающие наблюдательность.

Умение располагать элементы в последовательности. Помогут игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку, но именно слева направо. Например, можно дать малышу наборы предметов одинаковой формы, но незначительно различающиеся по размеру, и попросить его расположить их по порядку слева направо.

Развитие восприятия звуков на слух. Помогут следующие упражнения:

- Определение первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Заметьте, именно звуков! Так, называя звуки в слове «дуб», ребенок последним называет «П» а в слове «окно» первым назовет «А» Не поправляйте его. Ваша задача - отработать различение звуков в слове.

- Называние всех звуков (не букв!) в слове по порядку (слово в 3-4 звука, не больше!)

- Называние всех слов, начинающихся на определенный звук, например на звук «С» (не «СЬ»!) (на первом этапе знакомства с БУКВОЙ мы играем в похожую игру, но уже называем слова, начинающиеся на показанную БУКВУ (т.е. слова на букву «М» - это и мышка, и мишка)

- Выстраивание звуковой цепочки: СлоН - НогА - АвтомобиЛЬ - ЛягушкА - АпельсиН и т. д.

- Поиск рифмы к заданным словам. Вы задаете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор - забор).

Во все игры, кроме последней мы играли. Эти игры можно отыгрывать как со звуками, так и с буквами. Главное, сначала проговорить с ребёнком с чем играете (с буквами или со звуками) и при игре с буквами желательно называемые буквы демонстрировать)

Для большего интереса малыша сделайте ему дневник (обклейте его героями любимых сказок) или карту достижений, где будут записаны результаты.

Не уставайте хвалить малыша за любые, даже незначительные успехи. Постоянно напоминайте ему, какой он умный и замечательный. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься насильно. Как только Вы увидите, что он устал, отвлекается, отказывается отвечать, немедленно прекратите занятие. В противном случае они принесут не пользу, а вред.

Самое ценное, что вы можете дать ребенку в процессе таких занятий, - привить вкус к игре, к работе со словом, показать, что это занятие доставляет массу удовольствия и каждый раз приносит новые открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомим детей с буквами.

Последовательность работы на занятии при знакомстве детей дошкольного возраста с буквами....

Консультация для родителей "Как знакомить детей со звуками и буквами"

Данная консультация поможет родителям детей старшего дошкольного возраста,если ребёнок заболел, но не хочет пропустить знакомство с новой буквой. В данной статье можно найти подсказки и рекомендации, ...

Тема: «Знакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э»

Цель: Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.Задачи:Образовательные: Продолжить знакомство со звуком [э] и буквами Э.э; звуковой анализ слов.Развивающие: Разви...

Консультации для родителей «Как знакомить детей с буквами»

Консультации для родителей«Как знакомить детей с буквами»        Основная задача консультации – помочь ребенку в изучении букв....