Отчет по кружку "Читаем сами"
материал по обучению грамоте (средняя группа)

Артамонова Оксана Евгеньевна

Образовательная деятельности кружка осуществляется по авторской программе Маханевой  М.Д. «'Подготовка к обучению грамоте детей 4—7 лет»

Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет и обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 3-х лет.

 

I год обучения - подготовительный этап - ориентирован на детей 4-5 летнего возраста. Программный материал этапа рассчитан на 8 месяцев обучения (октябрь – май) и направлен на подготовку детей к овладению звуковым анализом слов.

В кружке «Читаем сами» занимались 30 человек. Организованная образовательная деятельность проводилась один раз в неделю с подгруппами детей. Длительность каждого подгруппового занятия не превышала 20 -25 минут, в течение которых детям предлагался как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний.

 Для родителей вначале года проведена презентация программы по обучению грамоте, где родители были ознакомлены с методикой обучения.

 

Организовывала обучение таким образом, чтобы дети занимались с желанием, были инициативны. Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Для снятия усталости, использовались физические минутки и пальчиковые гимнастики.

 

Программа на учебный год (4- 5 лет)

1.Развитие фонематического слуха.

-продолжать знакомить с терминами «звук» и «слово»

-знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по- разному и похоже

-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д- ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи

-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги

-познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование)

-формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные

-учить определять и изолированно произносить первый звук в слове

-учить называть слова с заданным звуком

-учить способам интонационного выделения звука в слове

-продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание

-продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения

 

2.Развитие графических навыков (рисование вертикальных, горизонтальных, округлых линий, предметов, сочетающие в себе прямые и округлые линии, штриховка различных предметов).

 

3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)

- способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук

 

4. Развитие психических процессов (задания на нахождение различий на двух похожих рисунках, работа со схемами)

 

 Основной задачей на этом этапе обучения является развитие у детей фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове, поэтому на протяжении всего курса главное место на занятиях было отведено работе со звуком, словом, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка.

На начальном этапе знакомства с грамотой вводила детей в удивительный мир звуков: звуки окружающего мира; звуки, произносимые человеком (речевые звуки).  Организуя работу со звуком, приучала детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук, правильно произносить их. Учила детей различать на слух и отчетливо произносить сходные no артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, с-ш, ж-3, л -р. Учила определять первый звук в слове. В дальнейшем я ввела названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец» – твердый согласный звук, обозначается синим кружком, маленький – мягкий согласный звук, обозначается зеленым кружком.

Большая работа проведена с детьми по ознакомлению с понятиями «слово», «слог». Обогащались представления детей о словах: (похожие по звучанию, но разные по смыслу, громкие и тихие, длинные и короткие слова), познакомила со схемой слова.                             

  При работе со слогом обращала внимание, что следует делить слова на слоги путём их «пения», протягивая слог. Дети учились делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. Дети изображали слово в виде прямоугольника, который они делили на столько частей, сколько слогов в слове, подбирали к слову схему. Дети хорошо усвоили деление слов на слоги, легко определяют количество слогов с помощью упражнений (прошагать, прохлопать, простучать карандашом).

  Прекрасным материалом для решения задач представляли увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами. Они помогали детям сформировать понятия, понимать и выполнять учебную задачу, создавать интерес в процессе обучения — а это необходимое условие для получения знаний.

   Проводя игры со словом, уточнялся, обогащался, активизировался словарь детей, дети учились правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; учились подбирать длинные и короткие, похожие по звучанию слова.

  Игры и упражнения для развития фонематического слуха предлагались на каждом занятии, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений: «Выдели слово», «Какой звук есть во всех словах»; «Поймай звук»; «Подскажи словечко»; Игра «Прошепчи слово»; «Скажи, какие звуки услышал в лесу»; «Рассели животных по  домикам»; «Разложи по корзинам»; «Расставь посуду»; «Кто в каком вагоне поедет».

  Народные песенки, потешки, также представляли собой прекрасный речевой материал. С их помощью развивался: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковая культура речи, обогащение словаря. Работали над интонацией и выразительностью речи.

  В работе кружка использовались пальчиковые игры. Они не только развлекали малыша, а еще и помогали развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.

  Все эти приёмы помогали сделать процесс обучения более доступным, увлекательным, они активизировали мыслительную деятельность детей.

  Данная система занятий, правильно подобранные формы, методы и приёмы помогли детям успешно усвоить знания, умения необходимые в дальнейшем для овладения грамотой: чтением и письмом. Таким образом, я считаю, что работа по обучению грамоте детей велась на должном уровне.

  В конце года было проведено открытое итоговое занятие, которое показало, что ребята успешно выполняют задания в связи с изученным материалом. Результатом работы кружка я очень довольна.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_kruzhku_chitaem_sami.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по работе кружка «Читаем сами»

в средней группе № 6

/ первый год обучения 2023–2024 г./

Руководитель кружка: Биушкина О.В

Образовательная деятельности кружка осуществляется по авторской программе Маханевой  М.Д. «'Подготовка к обучению грамоте детей 4—7 лет»

Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет и обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 3-х лет.

I год обучения - подготовительный этап - ориентирован на детей 4-5 летнего возраста. Программный материал этапа рассчитан на 8 месяцев обучения (октябрь – май) и направлен на подготовку детей к овладению звуковым анализом слов.

В кружке «Читаем сами» занимались 30 человек. Организованная образовательная деятельность проводилась один раз в неделю с подгруппами детей. Длительность каждого подгруппового занятия не превышала 20 -25 минут, в течение которых детям предлагался как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний.

 Для родителей вначале года проведена презентация программы по обучению грамоте, где родители были ознакомлены с методикой обучения.

Организовывала обучение таким образом, чтобы дети занимались с желанием, были инициативны. Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Для снятия усталости, использовались физические минутки и пальчиковые гимнастики.

Программа на учебный год (4- 5 лет)

1.Развитие фонематического слуха.

-продолжать знакомить с терминами «звук» и «слово»

-знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по- разному и похоже

-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д- ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи

-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги

-познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование)

-формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные

-учить определять и изолированно произносить первый звук в слове

-учить называть слова с заданным звуком

-учить способам интонационного выделения звука в слове

-продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание

-продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения

2.Развитие графических навыков (рисование вертикальных, горизонтальных, округлых линий, предметов, сочетающие в себе прямые и округлые линии, штриховка различных предметов).

3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)

- способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук

4. Развитие психических процессов (задания на нахождение различий на двух похожих рисунках, работа со схемами)

 Основной задачей на этом этапе обучения является развитие у детей фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове, поэтому на протяжении всего курса главное место на занятиях было отведено работе со звуком, словом, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка.

На начальном этапе знакомства с грамотой вводила детей в удивительный мир звуков: звуки окружающего мира; звуки, произносимые человеком (речевые звуки).  Организуя работу со звуком, приучала детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук, правильно произносить их. Учила детей различать на слух и отчетливо произносить сходные no артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, с-ш, ж-3, л -р. Учила определять первый звук в слове. В дальнейшем я ввела названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец» – твердый согласный звук, обозначается синим кружком, маленький – мягкий согласный звук, обозначается зеленым кружком.

Большая работа проведена с детьми по ознакомлению с понятиями «слово», «слог». Обогащались представления детей о словах: (похожие по звучанию, но разные по смыслу, громкие и тихие, длинные и короткие слова), познакомила со схемой слова.                              

  При работе со слогом обращала внимание, что следует делить слова на слоги путём их «пения», протягивая слог. Дети учились делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. Дети изображали слово в виде прямоугольника, который они делили на столько частей, сколько слогов в слове, подбирали к слову схему. Дети хорошо усвоили деление слов на слоги, легко определяют количество слогов с помощью упражнений (прошагать, прохлопать, простучать карандашом).

  Прекрасным материалом для решения задач представляли увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами. Они помогали детям сформировать понятия, понимать и выполнять учебную задачу, создавать интерес в процессе обучения — а это необходимое условие для получения знаний.

   Проводя игры со словом, уточнялся, обогащался, активизировался словарь детей, дети учились правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; учились подбирать длинные и короткие, похожие по звучанию слова.

  Игры и упражнения для развития фонематического слуха предлагались на каждом занятии, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений: «Выдели слово», «Какой звук есть во всех словах»; «Поймай звук»; «Подскажи словечко»; Игра «Прошепчи слово»; «Скажи, какие звуки услышал в лесу»; «Рассели животных по  домикам»; «Разложи по корзинам»; «Расставь посуду»; «Кто в каком вагоне поедет».

  Народные песенки, потешки, также представляли собой прекрасный речевой материал. С их помощью развивался: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковая культура речи, обогащение словаря. Работали над интонацией и выразительностью речи.

  В работе кружка использовались пальчиковые игры. Они не только развлекали малыша, а еще и помогали развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.

  Все эти приёмы помогали сделать процесс обучения более доступным, увлекательным, они активизировали мыслительную деятельность детей.

  Данная система занятий, правильно подобранные формы, методы и приёмы помогли детям успешно усвоить знания, умения необходимые в дальнейшем для овладения грамотой: чтением и письмом. Таким образом, я считаю, что работа по обучению грамоте детей велась на должном уровне.

  В конце года было проведено открытое итоговое занятие, которое показало, что ребята успешно выполняют задания в связи с изученным материалом. Результатом работы кружка я очень довольна.

Отчет по работе кружка

 «Читаем сами»

в средней группе № 12

Руководитель кружка: Пантюхова В. Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический отчет о проведении конкурса рисунков " Мой папа самый лучший" в МБДОУ №14 "Ласточка" 2015 - 2016 год

Задачи:– Формирование положительного эмоционального отношения детей;– Воспитывать любовь и уважение к своему отцу.   –     Обогащать детско – родительское  отно...

Отчет о реализации программы «Страна чудес» «Необычными вещами рисовать умеем сами»

Отчет о реализации программы «Страна чудес» «Необычными вещами рисовать умеем сами»...

Фото отчет "Самый длинный день-день печали и скорби"

Комплексное занятие в рамках литературно-творческого кружка " Солнышко" Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих....

Отчет о занятии «Самые-Самые. Животные рекордсмены» в рамках Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы»

Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о животных разных систематических групп, развивает познавательный интерес к изучени...

Отчет об акции по ПДД «Пристегни самое дорогое»

          Отчет об акции по ПДД                 «Пристегни самое дорогое»          ...

Отчет по проведению в подготовительной группе Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" на тему "Самые-самые"

В соответствии с планом организации и проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики на 2022 год Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДО ...