Отчет по кружку "Читаем сами"
материал по обучению грамоте (средняя группа)
Образовательная деятельности кружка осуществляется по авторской программе Маханевой М.Д. «'Подготовка к обучению грамоте детей 4—7 лет»
Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет и обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 3-х лет.
I год обучения - подготовительный этап - ориентирован на детей 4-5 летнего возраста. Программный материал этапа рассчитан на 8 месяцев обучения (октябрь – май) и направлен на подготовку детей к овладению звуковым анализом слов.
В кружке «Читаем сами» занимались 30 человек. Организованная образовательная деятельность проводилась один раз в неделю с подгруппами детей. Длительность каждого подгруппового занятия не превышала 20 -25 минут, в течение которых детям предлагался как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний.
Для родителей вначале года проведена презентация программы по обучению грамоте, где родители были ознакомлены с методикой обучения.
Организовывала обучение таким образом, чтобы дети занимались с желанием, были инициативны. Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Для снятия усталости, использовались физические минутки и пальчиковые гимнастики.
Программа на учебный год (4- 5 лет)
1.Развитие фонематического слуха.
-продолжать знакомить с терминами «звук» и «слово»
-знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по- разному и похоже
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д- ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи
-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги
-познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование)
-формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные
-учить определять и изолированно произносить первый звук в слове
-учить называть слова с заданным звуком
-учить способам интонационного выделения звука в слове
-продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание
-продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения
2.Развитие графических навыков (рисование вертикальных, горизонтальных, округлых линий, предметов, сочетающие в себе прямые и округлые линии, штриховка различных предметов).
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)
- способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук
4. Развитие психических процессов (задания на нахождение различий на двух похожих рисунках, работа со схемами)
Основной задачей на этом этапе обучения является развитие у детей фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове, поэтому на протяжении всего курса главное место на занятиях было отведено работе со звуком, словом, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка.
На начальном этапе знакомства с грамотой вводила детей в удивительный мир звуков: звуки окружающего мира; звуки, произносимые человеком (речевые звуки). Организуя работу со звуком, приучала детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук, правильно произносить их. Учила детей различать на слух и отчетливо произносить сходные no артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, с-ш, ж-3, л -р. Учила определять первый звук в слове. В дальнейшем я ввела названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец» – твердый согласный звук, обозначается синим кружком, маленький – мягкий согласный звук, обозначается зеленым кружком.
Большая работа проведена с детьми по ознакомлению с понятиями «слово», «слог». Обогащались представления детей о словах: (похожие по звучанию, но разные по смыслу, громкие и тихие, длинные и короткие слова), познакомила со схемой слова.
При работе со слогом обращала внимание, что следует делить слова на слоги путём их «пения», протягивая слог. Дети учились делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. Дети изображали слово в виде прямоугольника, который они делили на столько частей, сколько слогов в слове, подбирали к слову схему. Дети хорошо усвоили деление слов на слоги, легко определяют количество слогов с помощью упражнений (прошагать, прохлопать, простучать карандашом).
Прекрасным материалом для решения задач представляли увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами. Они помогали детям сформировать понятия, понимать и выполнять учебную задачу, создавать интерес в процессе обучения — а это необходимое условие для получения знаний.
Проводя игры со словом, уточнялся, обогащался, активизировался словарь детей, дети учились правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; учились подбирать длинные и короткие, похожие по звучанию слова.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха предлагались на каждом занятии, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений: «Выдели слово», «Какой звук есть во всех словах»; «Поймай звук»; «Подскажи словечко»; Игра «Прошепчи слово»; «Скажи, какие звуки услышал в лесу»; «Рассели животных по домикам»; «Разложи по корзинам»; «Расставь посуду»; «Кто в каком вагоне поедет».
Народные песенки, потешки, также представляли собой прекрасный речевой материал. С их помощью развивался: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковая культура речи, обогащение словаря. Работали над интонацией и выразительностью речи.
В работе кружка использовались пальчиковые игры. Они не только развлекали малыша, а еще и помогали развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Все эти приёмы помогали сделать процесс обучения более доступным, увлекательным, они активизировали мыслительную деятельность детей.
Данная система занятий, правильно подобранные формы, методы и приёмы помогли детям успешно усвоить знания, умения необходимые в дальнейшем для овладения грамотой: чтением и письмом. Таким образом, я считаю, что работа по обучению грамоте детей велась на должном уровне.
В конце года было проведено открытое итоговое занятие, которое показало, что ребята успешно выполняют задания в связи с изученным материалом. Результатом работы кружка я очень довольна.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по работе кружка «Читаем сами»
в средней группе № 6
/ первый год обучения 2023–2024 г./
Руководитель кружка: Биушкина О.В
Образовательная деятельности кружка осуществляется по авторской программе Маханевой М.Д. «'Подготовка к обучению грамоте детей 4—7 лет»
Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет и обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 3-х лет.
I год обучения - подготовительный этап - ориентирован на детей 4-5 летнего возраста. Программный материал этапа рассчитан на 8 месяцев обучения (октябрь – май) и направлен на подготовку детей к овладению звуковым анализом слов.
В кружке «Читаем сами» занимались 30 человек. Организованная образовательная деятельность проводилась один раз в неделю с подгруппами детей. Длительность каждого подгруппового занятия не превышала 20 -25 минут, в течение которых детям предлагался как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний.
Для родителей вначале года проведена презентация программы по обучению грамоте, где родители были ознакомлены с методикой обучения.
Организовывала обучение таким образом, чтобы дети занимались с желанием, были инициативны. Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто ввожу игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Для снятия усталости, использовались физические минутки и пальчиковые гимнастики.
Программа на учебный год (4- 5 лет)
1.Развитие фонематического слуха.
-продолжать знакомить с терминами «звук» и «слово»
-знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по- разному и похоже
-уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д- ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи
-познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги
-познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование)
-формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные
-учить определять и изолированно произносить первый звук в слове
-учить называть слова с заданным звуком
-учить способам интонационного выделения звука в слове
-продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание
-продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения
2.Развитие графических навыков (рисование вертикальных, горизонтальных, округлых линий, предметов, сочетающие в себе прямые и округлые линии, штриховка различных предметов).
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)
- способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук
4. Развитие психических процессов (задания на нахождение различий на двух похожих рисунках, работа со схемами)
Основной задачей на этом этапе обучения является развитие у детей фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове, поэтому на протяжении всего курса главное место на занятиях было отведено работе со звуком, словом, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка.
На начальном этапе знакомства с грамотой вводила детей в удивительный мир звуков: звуки окружающего мира; звуки, произносимые человеком (речевые звуки). Организуя работу со звуком, приучала детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук, правильно произносить их. Учила детей различать на слух и отчетливо произносить сходные no артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, с-ш, ж-3, л -р. Учила определять первый звук в слове. В дальнейшем я ввела названия твердых и мягких согласных звуков: большой «братец» – твердый согласный звук, обозначается синим кружком, маленький – мягкий согласный звук, обозначается зеленым кружком.
Большая работа проведена с детьми по ознакомлению с понятиями «слово», «слог». Обогащались представления детей о словах: (похожие по звучанию, но разные по смыслу, громкие и тихие, длинные и короткие слова), познакомила со схемой слова.
При работе со слогом обращала внимание, что следует делить слова на слоги путём их «пения», протягивая слог. Дети учились делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. Дети изображали слово в виде прямоугольника, который они делили на столько частей, сколько слогов в слове, подбирали к слову схему. Дети хорошо усвоили деление слов на слоги, легко определяют количество слогов с помощью упражнений (прошагать, прохлопать, простучать карандашом).
Прекрасным материалом для решения задач представляли увлекательные игры и упражнения со звуками, буквами, словами. Они помогали детям сформировать понятия, понимать и выполнять учебную задачу, создавать интерес в процессе обучения — а это необходимое условие для получения знаний.
Проводя игры со словом, уточнялся, обогащался, активизировался словарь детей, дети учились правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; учились подбирать длинные и короткие, похожие по звучанию слова.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха предлагались на каждом занятии, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений: «Выдели слово», «Какой звук есть во всех словах»; «Поймай звук»; «Подскажи словечко»; Игра «Прошепчи слово»; «Скажи, какие звуки услышал в лесу»; «Рассели животных по домикам»; «Разложи по корзинам»; «Расставь посуду»; «Кто в каком вагоне поедет».
Народные песенки, потешки, также представляли собой прекрасный речевой материал. С их помощью развивался: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковая культура речи, обогащение словаря. Работали над интонацией и выразительностью речи.
В работе кружка использовались пальчиковые игры. Они не только развлекали малыша, а еще и помогали развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Все эти приёмы помогали сделать процесс обучения более доступным, увлекательным, они активизировали мыслительную деятельность детей.
Данная система занятий, правильно подобранные формы, методы и приёмы помогли детям успешно усвоить знания, умения необходимые в дальнейшем для овладения грамотой: чтением и письмом. Таким образом, я считаю, что работа по обучению грамоте детей велась на должном уровне.
В конце года было проведено открытое итоговое занятие, которое показало, что ребята успешно выполняют задания в связи с изученным материалом. Результатом работы кружка я очень довольна.
Отчет по работе кружка
«Читаем сами»
в средней группе № 12
Руководитель кружка: Пантюхова В. Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический отчет о проведении конкурса рисунков " Мой папа самый лучший" в МБДОУ №14 "Ласточка" 2015 - 2016 год
Задачи: Формирование положительного эмоционального отношения детей; Воспитывать любовь и уважение к своему отцу. Обогащать детско – родительское отно...

Отчет о реализации программы «Страна чудес» «Необычными вещами рисовать умеем сами»
Отчет о реализации программы «Страна чудес» «Необычными вещами рисовать умеем сами»...

Фото отчет "Самый длинный день-день печали и скорби"
Комплексное занятие в рамках литературно-творческого кружка " Солнышко" Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих....
Отчет о занятии «Самые-Самые. Животные рекордсмены» в рамках Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы»
Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о животных разных систематических групп, развивает познавательный интерес к изучени...

Отчет по проведению в подготовительной группе Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" на тему "Самые-самые"
В соответствии с планом организации и проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики на 2022 год Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДО ...


