Основы обучения чтения
статья по обучению грамоте

Обучение чтению – один из самых волнующих и ответственных этапов в развитии дошкольника. Это ключ к познанию мира, самостоятельности и будущим успехам в школе. Однако важно помнить: главная цель дошкольного периода – не столько научить читать бегло, сколько пробудить искренний интерес к книгам и самому процессу чтения, заложить прочную основу. Как сделать этот путь увлекательным и естественным?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_obucheniya_chteniya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Основы обучения чтения

Обучение чтению – один из самых волнующих и ответственных этапов в развитии дошкольника. Это ключ к познанию мира, самостоятельности и будущим успехам в школе. Однако важно помнить: главная цель дошкольного периода – не столько научить читать бегло, сколько пробудить искренний интерес к книгам и самому процессу чтения, заложить прочную основу. Как сделать этот путь увлекательным и естественным?

1. Фундамент чтения: не буквы, а звуки!

Прежде чем знакомить с буквами, важно развить фонематический слух – способность слышать, различать и играть со звуками речи.

  • Звуковые игры:
  • "поймай звук": "какой первый звук в слове "слон"? А последний в слове "дом"?"
  • "повторялки": придумывайте цепочки слов, начинающихся на один звук (кот-книга-кукла).
  • "звуковая дорожка": хлопайте, топайте или стучите по количеству слогов в словах (ма-ма - 2 хлопка, со-ба-ка - 3 хлопка).
  • "найди лишнее": "что не подходит: мяч, мак, стул, мост?" (лишнее "стул", так как начинается на "с", а не на "м").
  • Артикуляционная гимнастика: веселые упражнения для языка и губ ("лошадка", "блинчик", "часики") сделают речь четче и помогут в будущем правильно произносить звуки при чтении.

2. Знакомство с буквами: входим в страну азбуки

Когда ребенок слышит и выделяет звуки в потоке речи, можно плавно переходить к их графическим символам – буквам.

  • От звука к букве: называйте букву звуком, который она обозначает ("это буква, которая обозначает звук [м], а не "эм"!"). Это критически важно для слияния звуков в слоги позже.
  • Мультисенсорный подход:
  • Зрение: яркие кубики (заец, никитин), магнитные буквы, плакаты, карточки.
  • Осязание: лепка букв из пластилина, выкладывание из пуговиц, крупы, веревочек; рисование на песке, манке; пальчиковое рисование букв.
  • Движение: "нарисуй букву в воздухе", "пройди по начерченной букве как по дорожке", "изобрази букву телом".
  • Слух: песенки про алфавит, стихи с. Маршака, б. Заходера о буквах.
  • От знакомого и любимого: начните с букв имени ребенка, мамы, папы. Ищите знакомые буквы на вывесках, упаковках любимых продуктов, названиях мультфильмов.

3. Слияние в слоги: магия чтения!

Этот этап часто вызывает трудности. Важно сделать его понятным и наглядным.

  • Метод "бегущей дорожки": используйте таблицы или кубики. Ставим букву м (говорим [м]), подносим к ней букву а ([а]) и показываем, как "бегунок" (палец ребенка) быстро "пробегает" от м к а, соединяя звуки в слитное [ма].
  • Игра в паровозик: "буква м ([м]) – это вагончик, он тянет за собой вагончик а ([а]). Когда они едут вместе очень быстро, получается слог ма!".
  • Простые слоги сначала: начинайте с открытых слогов (согласный + гласный: ма, па, но, лу) и только потом переходите к закрытым (ат, ом, ун) и слогам со стечением согласных.
  • Чтение своих первых слов: как только ребенок освоил несколько слогов, сразу складывайте их в простые слова: ма-ма, па-па, со-к, ра-ма. Радость от узнавания знакомого слова – мощнейший стимул!

4. Основные методики: инструменты в ваших руках

  • Традиционный (звукобуквенный, аналитико-синтетический): постепенное изучение букв и звуков, слияние в слоги, чтение слов и предложений. Требует системности. Основа большинства школьных программ.
  • Кубики зайцева: обучение чтению целыми складами (не всегда слогами: м-а, с-о-к, п-ар-к). Яркие, различающиеся по цвету, размеру, звучанию кубики. Дети поют склады, играют. Эффективно, но требует освоения методики родителем.
  • Карточки домана (глобальное чтение): показ целых слов на карточках с постепенным увеличением словарного запаса. Развивает зрительную память, но может упускать фонетическую сторону. Часто используется для раннего знакомства со словами.
  • Методика монтессори: использует тактильные материалы (шершавые буквы), подвижный алфавит. Девиз: "помоги мне сделать это самому". Акцент на самостоятельной работе ребенка в подготовленной среде.

Важно! Не обязательно строго следовать одной методике. Лучший подход – эклектика: брать лучшее, что подходит именно вашему ребенку, и комбинировать с играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет

Рабочая программа "Обучение чтению"  дополнительной  платной  услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана  в соответствии с требо...

Звуковой состав слова, как основа успешного обучения чтению старших дошкольников в школе.

Ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова....

Основы обучения дошкольника чтению и письму.

Как правильно учить ребёнка читать и писать? Могут ли родители исправить речь ребёнка? Как помочь ребёнку , если он забывает , путает , неправильно пишет слова? На эти вопросы , вы найдёте ответ в дан...

Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...

Эффективные игровые приемы и средства для развития навыка языкового анализа у детей с ЗПР, как основы начального обучения чтению

Проблема подготовленности ребенка к школьному обучению в последнее время стала более острой, так как в нынешнее время в первых классах практикуется обучение детей с шести лет. Эти первоклассники, а те...

Психологические основы начального обучения чтению

Прежде чем подойти к созданию новой методики обучения начальному чтению, Д. Б. Эльконин подверг психологическому анализу сам процесс чтения. Что является основным в процессе чтения? Казалось бы, конеч...

Консультация для воспитателей по обучению чтению на тему: «Формирование навыка послогового чтения у дошкольника, как один из этапов обучения грамоте».

Данная разработака представлена для воспитателей и учителей-логопедов, работающих в садах. Предлагаю рассмотреть важный вопрос: стоит ли обучать детей чтению до школы? И с чего нужно начать это обучен...