Консультация
консультация по обучению грамоте
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
Консультация на тему:
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада.
Подготовила:
Учитель-дефектолог Степаненко Ю.Г.
2025 г.
В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. В. А. Сухомлинский.
Несомненно, искусство положительно воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство — это одно из эффективных средств воспитания чувств, поэтому надо развивать у детей умение понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.
Известные педагоги Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Теплов считают, что детям дошкольного возраста вполне доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, если у детей не развита связная образная речь, тогда они будут испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств на тему произведения живописи. Эти качества и умения необходимо развивать у детей. Как определено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, основными задачами образовательной области «Речевое развитие» является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». В качестве интересного и эффективного способа развития умения детей видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события, можно использовать технологию юного экскурсовода.
Данная технология предполагает целостное воздействие на личность ребенка через восприятие искусства и действительности и строится в четыре этапа:
- Основное внимание уделяется развитию у детей умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами: метафорами, сравнениями, эпитетами. Происходит развитие умений детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров через разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение.
- Чтение и обсуждение литературных текстов, подобранных в соответствии с лексическими темами, то есть его содержание перекликается и с содержанием картин. Это позволяет сформировать у детей эмоциональное отношение к прочитанному и к произведению изобразительного искусства.
- Разучивание стихотворения, которое подбирается также в соответствии с содержанием картины и прочитанного текста. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
- Составление рассказа по картине – заключительный этап. А затем уже дети, выступают в роли экскурсоводов при проведении экскурсий в мини-галерею детского сада перед детьми, родителями, гостями.
Ребенок экскурсовод:
Уважаемые гости! Приглашаем Вас в «Малую Третьяковку» пообщаться с прекрасным. Перед вами несколько пейзажей. Этот весенний пейзаж нарисовал художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Однажды он гулял на окраине русского села и увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Художник тоже радовался весне, прилету грачей. И он написал об этом картину, которую так и назвал «Грачи прилетели!» Художник хотел, чтобы люди, которые будут рассматривать его картину, почувствовали радость прихода весны.
Весна, весна! И всё ей радо
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
На картине изображён спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми плывущими облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Картину пересекает узкая речка с невысокими берегами. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: жёлтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами жёлтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане ещё зелёная, только начала желтеть. Всмотревшись в пейзаж можно понять, что красота осени мимолетна, того и гляди сейчас покажутся тучи и ветер оборвет золотистые листья с березок. Но художник успел запечатлеть этот прекрасный момент играющих осенних красок и передал его нам.
Бугристый склон целует воду,
Берёзки водят хоровод,
Гуляет ветер на свободе,
Расслаблен светлый небосвод.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....