Консультация
консультация по обучению грамоте

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_kartiny.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»

Консультация на тему:

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства через освоение навыков экскурсовода в мини-галерее детского сада.

                                                                         

                          Подготовила:

Учитель-дефектолог Степаненко Ю.Г.

                                                    2025 г.

В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. В. А. Сухомлинский.

Несомненно, искусство положительно воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство — это одно из эффективных средств воспитания чувств, поэтому надо развивать у детей умение понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.

Известные педагоги Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Теплов считают, что детям дошкольного возраста вполне доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, если у детей не развита связная образная речь, тогда они будут испытывать трудности в выражении своих мыслей и чувств на тему произведения живописи. Эти качества и умения необходимо развивать у детей. Как определено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, основными задачами образовательной области «Речевое развитие» является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». В качестве интересного и эффективного способа развития умения детей видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события, можно использовать технологию юного экскурсовода.

Данная технология предполагает целостное воздействие на личность ребенка через восприятие искусства и действительности и строится в четыре этапа:

  1. Основное внимание уделяется развитию у детей умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами: метафорами, сравнениями, эпитетами. Происходит развитие умений детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров через разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение.
  2. Чтение и обсуждение литературных текстов, подобранных в соответствии с лексическими темами, то есть его содержание перекликается и с содержанием картин. Это позволяет сформировать у детей эмоциональное отношение к прочитанному и к произведению изобразительного искусства.
  3.  Разучивание стихотворения, которое подбирается также в соответствии с содержанием картины и прочитанного текста. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
  4. Составление рассказа по картине – заключительный этап. А затем уже дети, выступают в роли экскурсоводов при проведении экскурсий в мини-галерею детского сада перед детьми, родителями, гостями.

Ребенок экскурсовод:

Уважаемые гости! Приглашаем Вас в «Малую Третьяковку» пообщаться с прекрасным. Перед вами несколько пейзажей. Этот весенний пейзаж нарисовал художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Однажды он гулял на окраине русского села и увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Художник тоже радовался весне, прилету грачей. И он написал об этом картину, которую так и назвал «Грачи прилетели!» Художник хотел, чтобы люди, которые будут рассматривать его картину, почувствовали радость прихода весны.

Весна, весна! И всё ей радо

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

На картине изображён спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми плывущими облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Картину пересекает узкая речка с невысокими берегами. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: жёлтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами жёлтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане ещё зелёная, только начала желтеть. Всмотревшись в пейзаж можно понять, что красота осени мимолетна, того и гляди сейчас покажутся тучи и ветер оборвет золотистые листья с березок. Но художник успел запечатлеть этот прекрасный момент играющих осенних красок и передал его нам.

Бугристый склон целует воду,

Берёзки водят хоровод,

Гуляет ветер на свободе,

Расслаблен светлый небосвод.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....