Проект «Юный финансист»
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кунчевская Ольга Ивановна

Проект «Юный финансист»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_finansisty.docx76.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Юный финансист»

      Тема проекта:  «Юный финансист»

      Тип проектапознавательно-творческий

Участники проекта : воспитатель, дети 5 – 7 лет, родители воспитанников

Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые

Сроки реализации проекта: долгосрочный 

1. Описание проекта

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»«подарить»«положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Актуальность

В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочее.  Дети стараются  подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мной учитывались несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через  базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.

Задачи проекта:

Общеобразовательные:

- познакомить детей с денежной сферой жизни,

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно-необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать,

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению,

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений,

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам,

- научить соотносить понятие надо, хочу и могу,

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги,доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.

-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе,

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

 - активизировать коммуникативную деятельность детей,

- стимулировать интерес к изучению мира финансов,

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью,

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успехов в жизни,

 - обеспечить психоло-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

Формы работы:

  • деловые и сюжетно-ролевые игры;
  • тематические занятия;
  • беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора);
  • экскурсии;
  • ИКТ презентации;
  • просмотр мультфильмов;
  • обсуждение;
  • дискуссия;
  • коллекционирование;
  • чтение художественной литературы;
  • игровые ситуации;
  • решение проблемных ситуаций;
  • продуктивная  деятельность.

Предварительная работа:

  • прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;
  • решение ситуативных задач по финансовой грамотности;
  • просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;
  • чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;
  • обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.

Материально-техническое обеспечение:

  • методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры»;
  • компьютер, интерактивная панель
  • презентации;
  • обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»);
  • книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»,  Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»).

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

 - чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

 - знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 - понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

 - осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

 - освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

 - научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

 - освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

 - заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»  позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.

Продукт проектной деятельности:

Этапы работы по проекту

  1. этап – подготовительный
  • Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. Анализ состояния воспитательно –образовательного процесса детского       сада по экономическому  воспитанию.
  • Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Разработать перспективный план.
  • Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта.
  • Выявить интересы, потребности, запросы родителей.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию.
  • Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности.
  • Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
  • Распределение развивающей среды по зонам.
  • Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности.

II этап – основной

Работа с детьми:

  • Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности  ведется во всех воспитательно–образовательных блоках:

         - в непосредственно образовательной  деятельности,

         - в совместной деятельности воспитателя с детьми,

   - в самостоятельной деятельности детей.

Работа с родителями:

  • Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросахи ответах»
  • Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой»
  • Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
  • Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников».
  • Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе.

Работа с педагогами:

  • Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»
  • Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.

         III этап –заключительный

         Работа с детьми:

  • Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений.

Работа с родителями:

  • Подведение итогов совместной работы
  • Показ занятия по развитию финансовой грамотности детей.
  • Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей

Работа с педагогами:

  • Выступление на методических семинарах. 
  • Ознакомление с результатами работы и данными диагностики.
  • Проведение открытого мероприятия

План проекта

Тема

Содержание/мероприятия

Технология, формы и методы

Сентябрь

Тема 1. «Без труда нет жизни на земле»

1

Труд-основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо семьи, близких, друзей, домашних питомцев. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это

плохо. Виды домашнего труда.

Технология «Клубный час», беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка

«Наша семья», тематический стенд о труде

2

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать- получать вознаграждение за выполненную работу

Технология «Клубный час», беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка,

конкурс проектов «Трудиться полезно и честно»

3

Все работы хороши, выбирай на вкус

Профессии. Продукты труда: товары и услуги

Социо-игровая технология (работа в малых группах), игра «Что создается трудом», викторина

«Угадай профессию», загадки о профессиях

4

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут трудиться

Технология «Клубный час», читаем, обсуждаем, разгадываем загадки,

рисуем

Октябрь

1

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» мини-

спектакль

Закрепляем понятия: трудиться, работать, зарабатывать

Интерактивный мини-спектакль

2

Труд во благо

Закрепление материала

Технология «Ситуация месяца».

Диагностировать знания и умения детей

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

3

Как

придумали деньги

Деньги - мера оценки труда, универсальное средство обмена

Технология «Клубный час», читаем,

обсуждаем, разгадываем загадки, рассказ

4

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег. Изготовление денег: печатка, чеканка

Социо-игровая технология (работа в малых группах), беседа, исследование, чтение, игра

«Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Эволюция денег»

Ноябрь

1

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия. Считай деньги  в своем кармане, а не в чужом

Технология «Клубный час»,

2

Где живут

деньги

Денежку бережем. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Приучать ребенка к аккуратному обращению с деньгами, обозначить основные места хранения денег дома и вне его

3

«Зайкина находка» мини-

спектакль

Закрепляем понятие «деньги»

Закрепить понятие деньги с помощью интерактивного мини- спектакля

Тема 3. Покупаем, продаем, обмениваем

4

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности

Объяснить дошкольникам понятия потребность и желание

5

«Желания Волчонка- Зубастика» мини-спектакль

Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать.

Закрепить понятия потребности и желания с помощью интерактивного мини-спектакля

Декабрь

1

Где покупают и продают разные товары

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Объяснить дошкольникам где можно приобрести различные товары и услуги

2

Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеем, вырезаем, лепим.

Создать условия для проявления творческих способностей

3

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара и формируем цену

Формировать у дошкольников понимание того, что каждый товар имеет стоимость и цену

4

Выгодно- невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Сформировать у дошкольников понимание того, что такое выгодно и невыгодно

Январь

1

«Русская ярмарка»

игра-праздник

Ярмарка и ее атрибуты: шуты, скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, торговцы, ремесленники, хороводы, русская пляска.

Используем деньги группы, придуманные раннее.

Познакомить детей с ярмаркой , ее атрибутами, русским фольклором, приобщить к народной культуре и традициям

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим

2

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, тратить их необходимо с пользой, относится к ним бережливо.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам

Формировать у дошкольников понимание, что деньги нужно тратить разумно

3

«Хочу и могу» мини- спектакль

Учимся различать понятия хочу и могу. Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных

возможностей по их осуществлению

Научить дошкольников различать понятия хочу и могу

Февраль

1

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Сформировать у дошкольников понимание, что такое копить и сберегать

2

«Наша мастерская» творческое

занятие

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

Закрепить у дошкольников понимание, что такое трудиться и какой результат труда может быть получен

3

Мини- спектакль

«День рождения»

Узнаем, что о подарках нужно думать заранее, подарки нужно подбирать или мастерить с умом

Интерактивный мини-спектакль

4

Досуг

«Сберегаем и экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам

Диагностика знаний и умений детей

Март

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

1

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять- взять что-то взаймы на время, одолжить-дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем»

2

Долги

Знакомство с рассказом В.Осеевой «Долг»

Чтение, обсуждение

3

Мини- спектакль

«Долг платежом красен»

Закрепляем понятия «одалживать», «долг», «должник»,

«занимать».

Интерактивный мини-спектакль

4

Досуг «Долг и ответственнос

ть»

Закрепление материала.

Технология «Ситуация месяца». Диагностика знаний и умений детей

Тема 6 «Учимся планировать»

5

Все по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления плана. Закладываем основы планирования.

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

Апрель

1

Ставим цели

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели

Ситуационные задачи, игра «Наши цели»

2

Сделал дело –

гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи

3

Досуг «Наш план!»

Закрепляем понятие «план», «планировать»

Диагностика знаний и умений детей, применение технологии «Ситуация месяца»

Тема 7 «Богатство и бедность»

4

Наше богатство

Формируем представления о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи

Читаем и обсуждаем сказки «Ум и богатство», конкурс проектов «Наше богатство»

Май

1

Творческое занятие:

«Жадность и щедрость»

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество, как щедрость, изображаем при помощи рисунков

Читаем и обсуждаем «Жадность» Аким Яков, «Жадина» Эмма Мошковская

2

Мини- спектакль

«Бережливые друзья»

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками. Он всегда увлечен процессом творчества и обладает таким качеством, как здоровое отношение к деньгам

Интерактивный мини-спектакль

3

Сюжетно - ролевая игра «Семья. Все зарабатывают деньги»

Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

Объяснить дошкольникам понятия бережливости, трудолюбия

4

Сюжетно- ролевая игра

«Магазин»

Закрепление материала

Диагностика знаний и умений детей, применении технологии «Ситуация года»

   

Работа с родителями:

Для  реализации Проекта были определины планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей.

Родители

Педагоги

Мотивационно-ценностный компонент

Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью формирования целостной картины мира у дошкольников

Осознают необходимость взаимодействия с семьей

Когнитивный компонент

Знают психофизические особенности детей

Владеют знаниями об образовательных потребностях родителей; умеют оценивать эффективность методов и приемов, которые применяют родители в семье

Деятельностно-поведенческий компонент

Реализуют методы и приемы для формирования финансовой грамотности дошкольников, активно взаимодействуют с педагогами

Учитывают интересы, запросы и потребности родителей, умеют использовать нетрадиционные формы организации и методы активизации родителей

Рефлексивный компонент

Самостоятельно обдумывают ситуации, удовлетворены работой педагогов

Формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями

Сентябрь:

Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах»

Октябрь:

Создание поделки на тему «Расходы семьи».

Изготовление атрибутов для игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница».

Ноябрь:

Экскурсия в сберегательный банк города.

Декабрь:

Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)

Январь:

Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат.

Февраль:

Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»

Март:

Консультация для родителей «Что такое долг?», «Как познакомить детей с понятием «Долг».

Апрель:

Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

Изготовление товара – мороженого и его реклама.

Май:

Итоговое мероприятие «Детско-родительские финансовые

Литература:

1. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

4. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

5. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

Приложение

Консультации для родителей:

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

До школы. 

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

  1. Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

  1. Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

  1. В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

  1. Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные финансисты"

Разработка проекта по финансовой грамотности для детей средней группы....

Проект "Юный финансист"

Проект для подготовительной  группы "Юный финансист"...

Проект «Юные финансисты»

 Методическая разработка  «Юные финансисты» включает следующую информацию:―актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,―принципы ре...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Проект «Юные финансисты»

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.Проект«Юные финансисты»Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об эк...

проект "Юный финансист"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неот...

презентация педагогический проект "Юный финансист"

Презентация педагогический проект "Юный финансист"...

паспорт проекта "Юный финансист"

паспорт проекта "Юный финансист"...