Конспект занятия в старшей группе обучение грамоте «Волшебная шкатулка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Федоренко Татьяна Александровна

Цель: создание социальной ситуации развития посредствам обучения грамоте

Задачи:

  1. Формирование у детей навыков идентификации и локализации заданного звука в структуре слова.

  2. Развитие интонационных характеристик речи.

  3. Совершенствование фонематического восприятия, а также стимуляция воображения и креативного мышления.

  4. Закрепление теоретических знаний о гласных и согласных звуках.

  5. Упражнения по генерации слов с заданным звуком и их интеграции в синтаксические конструкции.

  6. Углубление понимания слоговой структуры слова.

Ход занятия:

Воспитатель: Уважаемые участники, перед нами находится посылка, адресованная нам от бабушки Азбуки из сказочной страны Буквляндии. Давайте вскроем её и ознакомимся с содержимым.

(Дети и педагог вскрывают посылку, извлекают шкатулку и письмо.)

Воспитатель: Внимание! Шкатулка обладает магическими свойствами и открывается лишь при наличии пяти ключей. В письме бабушка Азбука оставила для нас серию загадок, решение которых приведёт нас к этим ключам. Готовы к интеллектуальному приключению?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Первая загадка гласит:

«Это дивное устройство отражает мой образ, но не является окном. Что это за объект?»

Дети: Это зеркало!

(Воспитатель извлекает ключ из-за зеркала и обращает внимание детей на его необычную форму.)

Воспитатель: Данный ключ содержит дополнительное задание от бабушки Азбуки, направленное на развитие фонематических навыков. Рассмотрим иллюстрацию с изображением цветка. Как называется этот объект?

Дети: Мак.

Воспитатель: Проведём фонетический анализ слова «мак». Сколько звуков в этом слове? Назовите первый звук.

Дети: [м] — согласный, так как его невозможно вокализировать.

Воспитатель: Второй звук?

Дети: [а] — гласный, поскольку его можно пропеть.

Воспитатель: Третий звук?

Дети: [к] — согласный.

Воспитатель: Отлично! Вы успешно справились с заданием. Полученный ключ открывает первый замок.

(Воспитатель демонстрирует процесс «открытия» первого замка.)

Воспитатель: Вторая загадка звучит так:

«Этот объект обладает обширными знаниями, но не способен говорить. Для установления контакта с ним необходимо овладеть грамотой. Что это?»

Дети: Книга.

(Дети находят второй ключ и приступают к выполнению задания.)

Задание №2:

Воспитатель: Предлагаю вам принять участие в игре «Доскажи словечко». Цель игры — помочь бабушке Азбуке восстановить забытые строки стихотворений.

  1. «Он верен морю, как матрос, предвестник бури...»

  2. «Чтобы меня ты повёз, мне не нужен овёс... на копытца дай резины...»

  3. «Буквы-значки, как бойцы на парад...»

  4. «Он большой, как мяч футбольный...»

  5. «На ветке не птичка — зверёк-невеличка...»

  6. «Она весну встречает — серёжки надевает...»

(По завершении задания дети открывают второй замок.)

Воспитатель: Третья загадка:

«Он имеет четыре опоры, не способен к передвижению, но может служить местом для отдыха».

Дети: Стул.

(Дети находят третий ключ.)

Задание №3:

Воспитатель: Третье задание предполагает анализ текстового материала. Прочитайте рассказ и ответьте на поставленные вопросы.

«Зина любила прыгать через верёвку. Она попросила у мамы верёвку и отправилась на полянку. Вокруг не было её подруг, и Зина начала громко звать их: «Ма-ша!, Ма-ри-на!, Та-ня!, На-та-ша!, Ва-ля!». Подружки услышали зов и присоединились к игре».

Воспитатель: Как Зина звала своих подруг?

Дети: Она произносила их имена по слогам.

Воспитатель: Почему Зина выбрала именно такой способ?

Дети: Это облегчает восприятие на большом расстоянии.

Воспитатель: Все слова можно разделить на слоговые компоненты. Давайте проведём анализ имён девочек.

(Дети используют метод тактильной опоры и хлопки для определения количества слогов.)

Воспитатель: Вы успешно справились с заданием, и третий замок открыт.

(Воспитатель открывает третий замок.)

Воспитатель: Четвёртая загадка:

«Этот инструмент позволяет создавать визуальные образы — натюрморты или пейзажи. Он остроносый, тонкий и деревянный».

Дети: Карандаш.

(Дети находят четвёртый ключ.)

Задание №4:

Воспитатель: Выполните задание, используя карандаши и тетради с прописями (или материалы для штриховки).

(Дети выполняют задание, и четвёртый замок открывается.)

Воспитатель: Пятая загадка:

«Этот объект позволяет собирать и разбирать конструкции, а также способствует развитию мелкой моторики».

Дети: Конструктор.

(Дети находят пятый ключ.)

Задание №5:

Воспитатель: Последнее задание предполагает игру «Магазин». Мы находимся в продуктовом магазине, где можно приобретать товары, содержащие определённый звук. Какие продукты вы выберете, если в их названиях есть звук [с]?

Дети: Сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свёкла, капуста.

Воспитатель: Какие продукты вы выберете со звуком [к]?

Дети: Картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Воспитатель: И наконец, какие продукты содержат звук [м]?

Дети: Молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(После выполнения задания дети открывают пятый замок.)

Воспитатель: Внутри шкатулки мы обнаружили печенье в форме букв! Можно поиграть с буквами или насладиться чаепитием.

Воспитатель: Подведём итоги занятия. Какие аспекты вам показались наиболее интересными? С какими заданиями вы столкнулись наибольшие трудности?

Вы все продемонстрировали высокий уровень знаний и умений. Ваши усилия позволили открыть все замки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Волшебная шкатулка»

Цель: создание социальной ситуации развития посредствам обучения грамоте в старшей группе

Задачи:

  1. Формирование у детей навыков идентификации и локализации заданного звука в структуре слова.
  2. Развитие интонационных характеристик речи.
  3. Совершенствование фонематического восприятия, а также стимуляция воображения и креативного мышления.
  4. Закрепление теоретических знаний о гласных и согласных звуках.
  5. Упражнения по генерации слов с заданным звуком и их интеграции в синтаксические конструкции.
  6. Углубление понимания слоговой структуры слова.

Ход занятия:

Воспитатель: Уважаемые участники, перед нами находится посылка, адресованная нам от бабушки Азбуки из сказочной страны Буквляндии. Давайте вскроем её и ознакомимся с содержимым.

(Дети и педагог вскрывают посылку, извлекают шкатулку и письмо.)

Воспитатель: Внимание! Шкатулка обладает магическими свойствами и открывается лишь при наличии пяти ключей. В письме бабушка Азбука оставила для нас серию загадок, решение которых приведёт нас к этим ключам. Готовы к интеллектуальному приключению?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Первая загадка гласит:

«Это дивное устройство отражает мой образ, но не является окном. Что это за объект?»

Дети: Это зеркало!

(Воспитатель извлекает ключ из-за зеркала и обращает внимание детей на его необычную форму.)

Воспитатель: Данный ключ содержит дополнительное задание от бабушки Азбуки, направленное на развитие фонематических навыков. Рассмотрим иллюстрацию с изображением цветка. Как называется этот объект?

Дети: Мак.

Воспитатель: Проведём фонетический анализ слова «мак». Сколько звуков в этом слове? Назовите первый звук.

Дети: [м] — согласный, так как его невозможно вокализировать.

Воспитатель: Второй звук?

Дети: [а] — гласный, поскольку его можно пропеть.

Воспитатель: Третий звук?

Дети: [к] — согласный.

Воспитатель: Отлично! Вы успешно справились с заданием. Полученный ключ открывает первый замок.

(Воспитатель демонстрирует процесс «открытия» первого замка.)

Воспитатель: Вторая загадка звучит так:

«Этот объект обладает обширными знаниями, но не способен говорить. Для установления контакта с ним необходимо овладеть грамотой. Что это?»

Дети: Книга.

(Дети находят второй ключ и приступают к выполнению задания.)

Задание №2:

Воспитатель: Предлагаю вам принять участие в игре «Доскажи словечко». Цель игры — помочь бабушке Азбуке восстановить забытые строки стихотворений.

  1. «Он верен морю, как матрос, предвестник бури...»
  2. «Чтобы меня ты повёз, мне не нужен овёс... на копытца дай резины...»
  3. «Буквы-значки, как бойцы на парад...»
  4. «Он большой, как мяч футбольный...»
  5. «На ветке не птичка — зверёк-невеличка...»
  6. «Она весну встречает — серёжки надевает...»

(По завершении задания дети открывают второй замок.)

Воспитатель: Третья загадка:

«Он имеет четыре опоры, не способен к передвижению, но может служить местом для отдыха».

Дети: Стул.

(Дети находят третий ключ.)

Задание №3:

Воспитатель: Третье задание предполагает анализ текстового материала. Прочитайте рассказ и ответьте на поставленные вопросы.

«Зина любила прыгать через верёвку. Она попросила у мамы верёвку и отправилась на полянку. Вокруг не было её подруг, и Зина начала громко звать их: «Ма-ша!, Ма-ри-на!, Та-ня!, На-та-ша!, Ва-ля!». Подружки услышали зов и присоединились к игре».

Воспитатель: Как Зина звала своих подруг?

Дети: Она произносила их имена по слогам.

Воспитатель: Почему Зина выбрала именно такой способ?

Дети: Это облегчает восприятие на большом расстоянии.

Воспитатель: Все слова можно разделить на слоговые компоненты. Давайте проведём анализ имён девочек.

(Дети используют метод тактильной опоры и хлопки для определения количества слогов.)

Воспитатель: Вы успешно справились с заданием, и третий замок открыт.

(Воспитатель открывает третий замок.)

Воспитатель: Четвёртая загадка:

«Этот инструмент позволяет создавать визуальные образы — натюрморты или пейзажи. Он остроносый, тонкий и деревянный».

Дети: Карандаш.

(Дети находят четвёртый ключ.)

Задание №4:

Воспитатель: Выполните задание, используя карандаши и тетради с прописями (или материалы для штриховки).

(Дети выполняют задание, и четвёртый замок открывается.)

Воспитатель: Пятая загадка:

«Этот объект позволяет собирать и разбирать конструкции, а также способствует развитию мелкой моторики».

Дети: Конструктор.

(Дети находят пятый ключ.)

Задание №5:

Воспитатель: Последнее задание предполагает игру «Магазин». Мы находимся в продуктовом магазине, где можно приобретать товары, содержащие определённый звук. Какие продукты вы выберете, если в их названиях есть звук [с]?

Дети: Сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свёкла, капуста.

Воспитатель: Какие продукты вы выберете со звуком [к]?

Дети: Картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Воспитатель: И наконец, какие продукты содержат звук [м]?

Дети: Молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(После выполнения задания дети открывают пятый замок.)

Воспитатель: Внутри шкатулки мы обнаружили печенье в форме букв! Можно поиграть с буквами или насладиться чаепитием.

Воспитатель: Подведём итоги занятия. Какие аспекты вам показались наиболее интересными? С какими заданиями вы столкнулись наибольшие трудности?

Вы все продемонстрировали высокий уровень знаний и умений. Ваши усилия позволили открыть все замки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»

           В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...

Конспект занятия в старшей группе по подготовке обучению грамоте

Конспектр занятия для родительского собрания....

Конспект занятия в старшей группе, по обучению грамоте на тему: «Строим дом»

Программное содержание:Учить определять место звука в слове, учить делать звуковой анализ, подбирать слова к схемам; учить составлять распространенные предложения. Развивать логическое мышление, памят...

Конспект занятия в старшей группе по физической культуре и обучению детей правилам безапасного поведения на дорогах

Конспект занятия в старшей группе по физической культуре и обучению детей правилам безапасного поведения на дорогах...

Конспект занятия в средней группе по нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»

Цель: Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлят...

Конспект занятия в старшей группе по духовно- нравственному воспитанию "Шкатулка добрых дел"

Представление дошкольников о доброте как о ценном качестве человека....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова....