Конспект занятия в старшей группе обучение грамоте «Волшебная шкатулка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: создание социальной ситуации развития посредствам обучения грамоте
Задачи:
Формирование у детей навыков идентификации и локализации заданного звука в структуре слова.
Развитие интонационных характеристик речи.
Совершенствование фонематического восприятия, а также стимуляция воображения и креативного мышления.
Закрепление теоретических знаний о гласных и согласных звуках.
Упражнения по генерации слов с заданным звуком и их интеграции в синтаксические конструкции.
Углубление понимания слоговой структуры слова.
Ход занятия:
Воспитатель: Уважаемые участники, перед нами находится посылка, адресованная нам от бабушки Азбуки из сказочной страны Буквляндии. Давайте вскроем её и ознакомимся с содержимым.
(Дети и педагог вскрывают посылку, извлекают шкатулку и письмо.)
Воспитатель: Внимание! Шкатулка обладает магическими свойствами и открывается лишь при наличии пяти ключей. В письме бабушка Азбука оставила для нас серию загадок, решение которых приведёт нас к этим ключам. Готовы к интеллектуальному приключению?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Первая загадка гласит:
«Это дивное устройство отражает мой образ, но не является окном. Что это за объект?»
Дети: Это зеркало!
(Воспитатель извлекает ключ из-за зеркала и обращает внимание детей на его необычную форму.)
Воспитатель: Данный ключ содержит дополнительное задание от бабушки Азбуки, направленное на развитие фонематических навыков. Рассмотрим иллюстрацию с изображением цветка. Как называется этот объект?
Дети: Мак.
Воспитатель: Проведём фонетический анализ слова «мак». Сколько звуков в этом слове? Назовите первый звук.
Дети: [м] — согласный, так как его невозможно вокализировать.
Воспитатель: Второй звук?
Дети: [а] — гласный, поскольку его можно пропеть.
Воспитатель: Третий звук?
Дети: [к] — согласный.
Воспитатель: Отлично! Вы успешно справились с заданием. Полученный ключ открывает первый замок.
(Воспитатель демонстрирует процесс «открытия» первого замка.)
Воспитатель: Вторая загадка звучит так:
«Этот объект обладает обширными знаниями, но не способен говорить. Для установления контакта с ним необходимо овладеть грамотой. Что это?»
Дети: Книга.
(Дети находят второй ключ и приступают к выполнению задания.)
Задание №2:
Воспитатель: Предлагаю вам принять участие в игре «Доскажи словечко». Цель игры — помочь бабушке Азбуке восстановить забытые строки стихотворений.
«Он верен морю, как матрос, предвестник бури...»
«Чтобы меня ты повёз, мне не нужен овёс... на копытца дай резины...»
«Буквы-значки, как бойцы на парад...»
«Он большой, как мяч футбольный...»
«На ветке не птичка — зверёк-невеличка...»
«Она весну встречает — серёжки надевает...»
(По завершении задания дети открывают второй замок.)
Воспитатель: Третья загадка:
«Он имеет четыре опоры, не способен к передвижению, но может служить местом для отдыха».
Дети: Стул.
(Дети находят третий ключ.)
Задание №3:
Воспитатель: Третье задание предполагает анализ текстового материала. Прочитайте рассказ и ответьте на поставленные вопросы.
«Зина любила прыгать через верёвку. Она попросила у мамы верёвку и отправилась на полянку. Вокруг не было её подруг, и Зина начала громко звать их: «Ма-ша!, Ма-ри-на!, Та-ня!, На-та-ша!, Ва-ля!». Подружки услышали зов и присоединились к игре».
Воспитатель: Как Зина звала своих подруг?
Дети: Она произносила их имена по слогам.
Воспитатель: Почему Зина выбрала именно такой способ?
Дети: Это облегчает восприятие на большом расстоянии.
Воспитатель: Все слова можно разделить на слоговые компоненты. Давайте проведём анализ имён девочек.
(Дети используют метод тактильной опоры и хлопки для определения количества слогов.)
Воспитатель: Вы успешно справились с заданием, и третий замок открыт.
(Воспитатель открывает третий замок.)
Воспитатель: Четвёртая загадка:
«Этот инструмент позволяет создавать визуальные образы — натюрморты или пейзажи. Он остроносый, тонкий и деревянный».
Дети: Карандаш.
(Дети находят четвёртый ключ.)
Задание №4:
Воспитатель: Выполните задание, используя карандаши и тетради с прописями (или материалы для штриховки).
(Дети выполняют задание, и четвёртый замок открывается.)
Воспитатель: Пятая загадка:
«Этот объект позволяет собирать и разбирать конструкции, а также способствует развитию мелкой моторики».
Дети: Конструктор.
(Дети находят пятый ключ.)
Задание №5:
Воспитатель: Последнее задание предполагает игру «Магазин». Мы находимся в продуктовом магазине, где можно приобретать товары, содержащие определённый звук. Какие продукты вы выберете, если в их названиях есть звук [с]?
Дети: Сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свёкла, капуста.
Воспитатель: Какие продукты вы выберете со звуком [к]?
Дети: Картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Воспитатель: И наконец, какие продукты содержат звук [м]?
Дети: Молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(После выполнения задания дети открывают пятый замок.)
Воспитатель: Внутри шкатулки мы обнаружили печенье в форме букв! Можно поиграть с буквами или насладиться чаепитием.
Воспитатель: Подведём итоги занятия. Какие аспекты вам показались наиболее интересными? С какими заданиями вы столкнулись наибольшие трудности?
Вы все продемонстрировали высокий уровень знаний и умений. Ваши усилия позволили открыть все замки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Волшебная шкатулка»
Цель: создание социальной ситуации развития посредствам обучения грамоте в старшей группе
Задачи:
- Формирование у детей навыков идентификации и локализации заданного звука в структуре слова.
- Развитие интонационных характеристик речи.
- Совершенствование фонематического восприятия, а также стимуляция воображения и креативного мышления.
- Закрепление теоретических знаний о гласных и согласных звуках.
- Упражнения по генерации слов с заданным звуком и их интеграции в синтаксические конструкции.
- Углубление понимания слоговой структуры слова.
Ход занятия:
Воспитатель: Уважаемые участники, перед нами находится посылка, адресованная нам от бабушки Азбуки из сказочной страны Буквляндии. Давайте вскроем её и ознакомимся с содержимым.
(Дети и педагог вскрывают посылку, извлекают шкатулку и письмо.)
Воспитатель: Внимание! Шкатулка обладает магическими свойствами и открывается лишь при наличии пяти ключей. В письме бабушка Азбука оставила для нас серию загадок, решение которых приведёт нас к этим ключам. Готовы к интеллектуальному приключению?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Первая загадка гласит:
«Это дивное устройство отражает мой образ, но не является окном. Что это за объект?»
Дети: Это зеркало!
(Воспитатель извлекает ключ из-за зеркала и обращает внимание детей на его необычную форму.)
Воспитатель: Данный ключ содержит дополнительное задание от бабушки Азбуки, направленное на развитие фонематических навыков. Рассмотрим иллюстрацию с изображением цветка. Как называется этот объект?
Дети: Мак.
Воспитатель: Проведём фонетический анализ слова «мак». Сколько звуков в этом слове? Назовите первый звук.
Дети: [м] — согласный, так как его невозможно вокализировать.
Воспитатель: Второй звук?
Дети: [а] — гласный, поскольку его можно пропеть.
Воспитатель: Третий звук?
Дети: [к] — согласный.
Воспитатель: Отлично! Вы успешно справились с заданием. Полученный ключ открывает первый замок.
(Воспитатель демонстрирует процесс «открытия» первого замка.)
Воспитатель: Вторая загадка звучит так:
«Этот объект обладает обширными знаниями, но не способен говорить. Для установления контакта с ним необходимо овладеть грамотой. Что это?»
Дети: Книга.
(Дети находят второй ключ и приступают к выполнению задания.)
Задание №2:
Воспитатель: Предлагаю вам принять участие в игре «Доскажи словечко». Цель игры — помочь бабушке Азбуке восстановить забытые строки стихотворений.
- «Он верен морю, как матрос, предвестник бури...»
- «Чтобы меня ты повёз, мне не нужен овёс... на копытца дай резины...»
- «Буквы-значки, как бойцы на парад...»
- «Он большой, как мяч футбольный...»
- «На ветке не птичка — зверёк-невеличка...»
- «Она весну встречает — серёжки надевает...»
(По завершении задания дети открывают второй замок.)
Воспитатель: Третья загадка:
«Он имеет четыре опоры, не способен к передвижению, но может служить местом для отдыха».
Дети: Стул.
(Дети находят третий ключ.)
Задание №3:
Воспитатель: Третье задание предполагает анализ текстового материала. Прочитайте рассказ и ответьте на поставленные вопросы.
«Зина любила прыгать через верёвку. Она попросила у мамы верёвку и отправилась на полянку. Вокруг не было её подруг, и Зина начала громко звать их: «Ма-ша!, Ма-ри-на!, Та-ня!, На-та-ша!, Ва-ля!». Подружки услышали зов и присоединились к игре».
Воспитатель: Как Зина звала своих подруг?
Дети: Она произносила их имена по слогам.
Воспитатель: Почему Зина выбрала именно такой способ?
Дети: Это облегчает восприятие на большом расстоянии.
Воспитатель: Все слова можно разделить на слоговые компоненты. Давайте проведём анализ имён девочек.
(Дети используют метод тактильной опоры и хлопки для определения количества слогов.)
Воспитатель: Вы успешно справились с заданием, и третий замок открыт.
(Воспитатель открывает третий замок.)
Воспитатель: Четвёртая загадка:
«Этот инструмент позволяет создавать визуальные образы — натюрморты или пейзажи. Он остроносый, тонкий и деревянный».
Дети: Карандаш.
(Дети находят четвёртый ключ.)
Задание №4:
Воспитатель: Выполните задание, используя карандаши и тетради с прописями (или материалы для штриховки).
(Дети выполняют задание, и четвёртый замок открывается.)
Воспитатель: Пятая загадка:
«Этот объект позволяет собирать и разбирать конструкции, а также способствует развитию мелкой моторики».
Дети: Конструктор.
(Дети находят пятый ключ.)
Задание №5:
Воспитатель: Последнее задание предполагает игру «Магазин». Мы находимся в продуктовом магазине, где можно приобретать товары, содержащие определённый звук. Какие продукты вы выберете, если в их названиях есть звук [с]?
Дети: Сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свёкла, капуста.
Воспитатель: Какие продукты вы выберете со звуком [к]?
Дети: Картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Воспитатель: И наконец, какие продукты содержат звук [м]?
Дети: Молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(После выполнения задания дети открывают пятый замок.)
Воспитатель: Внутри шкатулки мы обнаружили печенье в форме букв! Можно поиграть с буквами или насладиться чаепитием.
Воспитатель: Подведём итоги занятия. Какие аспекты вам показались наиболее интересными? С какими заданиями вы столкнулись наибольшие трудности?
Вы все продемонстрировали высокий уровень знаний и умений. Ваши усилия позволили открыть все замки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»
В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...

Конспект занятия в старшей группе по подготовке обучению грамоте
Конспектр занятия для родительского собрания....
Конспект занятия в старшей группе, по обучению грамоте на тему: «Строим дом»
Программное содержание:Учить определять место звука в слове, учить делать звуковой анализ, подбирать слова к схемам; учить составлять распространенные предложения. Развивать логическое мышление, памят...

Конспект занятия в старшей группе по физической культуре и обучению детей правилам безапасного поведения на дорогах
Конспект занятия в старшей группе по физической культуре и обучению детей правилам безапасного поведения на дорогах...

Конспект занятия в средней группе по нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»
Цель: Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлят...

Конспект занятия в старшей группе по духовно- нравственному воспитанию "Шкатулка добрых дел"
Представление дошкольников о доброте как о ценном качестве человека....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова....
