Развитие речи с помощью игровых форм деятельности.
статья по обучению грамоте (старшая группа)
статья по речевому развитию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 716.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи с помощью игровых форм деятельности.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, последующего речевого и языкового развития.
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое, поэтому проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной.
Для педагогов не секрет, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, именно наглядность вызывает у ребенка интерес к деятельности, обогащает мотивы деятельности, создает эмоциональный положительный фон процесса обучения, тем самым повышает речевую активность. «Игра развивает язык, а язык организует игру». Кроме того, игра вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
В своей работе важно использовать нетрадиционные речевые упражнения и игры, такие как занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-фантазии, занятия-путешествия, проблемные и игровые ситуации.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» - уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда. Поэтому обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности - одна из важнейших задач педагога. В своем детском саду "Теремок" с. Красная Башкирия мы с педагогами используем как на занятиях, так и в режимных моментах, в совместной деятельности с детьми различные игровые методы, приемы, пособия и материалы промышленного производства и сделанные своими руками для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, пальчиковых игр, игр для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства со звуками и буквами.
Игровое пособие «Речевой куб» способствует тому, что занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте проходят в веселой, занимательной и доступной форме. «Речевой куб» представляет собой куб, на каждой грани которого расположены кармашки, в которые можно размещать различный речевой материал. Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
Пособие «Волшебные диски» - подобие кругов Луллия - серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте. Удобное в использовании. Пособие окажет помощь педагогу в формировании у детей слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.
Лепбук «Говорушки» - многофункциональное, направленное на поддержку детской инициативы пособие для игры с буквами, слогами, загадками, скороговорками, различными игровыми упражнениями для развития связной речи и обучения чтению.
Пособие «Яблоня - груша» на занятиях превращается в волшебную поляну, на которой происходят различные чудеса. Экран разделен на две части, к которым изготовлены сюжетные и предметные картинки на липучках, цветные круги и квадраты, буквы, слоги. Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры. Составление букв и цифр из разноцветных верёвочек, растений, животных, предметов.
Многофункциональные дидактические пособия «Веселый поезд» и «Гусеница» не только стимулируют познавательную активность, но и помогают развивать фонематический слух и навыки звукового анализа слова.
Развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Педагоги МАДОУ детский сад "Теремок" с. Красная Башкирия Абдуллина З.У., Давлетшина Р.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрова обучающая ситуация по развитию речи "На помощь мы спешим...""
В связи стем, что я углубленно работаю над темой "нравственно-этическое воспитание дошкольников" и предлагается данная игровая обучающая ситуация по развитию речи , где закреплятся такие нравств...
Игрова обучающая ситуация по развитию речи "На помощь мы спешим...""
В связи стем, что я углубленно работаю над темой "нравственно-этическое воспитание дошкольников" и предлагается данная игровая обучающая ситуация по развитию речи , где закреплятся такие нравств...

Развитие умственных способностей у детей с нарушениями речи с помощью игровых приемов
представлены задания по лексическим темам...

План по самообразованию в средней группе на тему "Развитие дошкольников с помощью игровой деятельности"
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т...

Памятка и консультация для родителей по развитию речи детей в игровой форме
Неординарные занимательные задания и игры в повседневной жизни помогут вашему ребенку расширить возможности развития речи...

Конспект занятия по развитию речи с помощью игровых технологий плана-схемы и мнемотаблиц на тему «Весна в лесу»
Конспект занятия по развитию речи с помощью игровых технологий плана-схемы и мнемотаблиц на тему «Весна в лесу»Цель: закрепить знания детей о диких животных с помощь...






