Многофункциональная дидактическая игрушка "Гусеница Жужа" для обучению грамоте детей с ТНР
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
В данной статье представлен опыт работы учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности в МБДОУ ЦРР – детский сад №89 «Парус города Якутска». Ключевой момент статьи заключается в разработке и внедрении многофункционального пособия «Гусеницы Жужи» как эффективного инструмента для коррекции речевых нарушений и обучения грамоте. Пособие, созданная с учетом возрастных и психологических особенностей детей, помогает педагогу заинтересовать детей, повысить их мотивацию к занятиям и оказать помощь в подготовке детей к школьному обучению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 518.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №19 «Василек»
городской округ «Город Якутск»
СЕМЕНОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА
«Гусеница Жужа»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К АВТОРСКОЙ МНОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКЕ
ЯКУТСК
2025
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. У многих детей отмечается системное недоразвитие всех сторон устной речи, они испытывают значительные трудности при формировании представлений о языковых единицах и специфике их функционирования: фонемах, лексемах, грамматических формах и конструкциях, закономерностях реализации высказываний.
При поступлении в школу неполноценность устной речи детей с речевой патологией проявляется в сложностях овладения письменной речью, обусловленных недостаточной сформированностью предпосылок к усвоению звукового анализа: обучающиеся не могут выделить звуки из анализируемых слов; не дифференцируют или смешивают звук с акустически парным звуком; затрудняются в определении звукового состава слов, поэтому, на письме и при чтении преобладают фонологические замены. Кроме несформированности звукопроизношения и различения звуков у будущих первоклассников встречаются нарушения слоговой структуры слов: перестановки, пропуски или добавления звуков, слогов, особенно в словах сложной слоговой структуры со стечениями согласных и большим количеством слогов. Несформированность слухового восприятия снижает контролирующую функцию речи, затрудняет формирование коммуникативной функции.
Анализируя процесс освоение грамотой детей с ТНР на протяжении нескольких лет, мы можем выделить основные особенности, которые важно учитывать в ходе ежедневных занятий по обучению грамоте:
– нарушение звукопроизношения у детей (свистящих, шипящих и сонорных звуков);
– недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза и фонематического восприятия (ребенок не выделяет в слове первый и последний звук, испытывает трудности в различение на слух звуков, не может осуществлять звуковой анализ слова);
– нарушения развития психических процессов, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики (нарушение слухового, зрительного внимания, памяти, мышления).
Учитывая вышеперечисленные особенности детей с ТНР важно на занятиях заинтересовать и привлечь детей. Обучение грамоте для дошкольников с ТНР, это сложный процесс и чтобы он был интересным и увлекательным, мы решили изготовить многофункциональную игрушку, которая станет помощником педагога. Такой игрушкой стала «Гусеница Жужа», которую мы используем в работе с детьми каждодневно.
Многофункциональная логопедическое игрушка «Гусеница Жужа» разработана с учетом особенностей детей дошкольного возраста, как склонность к подражанию, наглядно-действенные формы мышления и как игры ведущего вида деятельности. Логопедическая игрушка помогает детям повысить интерес к логопедическим занятиям по обучению грамоте, скорректировать речевые нарушения, развивать зрительное внимание, мелкую моторику, координацию и точность движения. Педагогу позволяет достигать максимальной эффективности в коррекционном процессе. Использование игрушки позволяет достигать содержание нескольких образовательных процессов. Преимущества гусеницы «Жужи»:
- интерактивная – дает возможность взаимодействовать в режиме диалога в системе «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок»;
- яркая – разноцветье красок радует глаз ребенка, повышает эмоциональный тонус и интерес ребенка;
- оригинальная - необычность игрушки привлекает внимание детей;
- экологически безопасная – изготовлена из натуральных материалов;
-многофункциональная – используется в непосредственно образовательной деятельности, а также в развлечениях и в интерьере.
Многофункциональная логопедическая игрушка представляет собой персонаж - мягкую набивную гусеницу, которая собирается по принципу «конструктора» в соответствии с заданными целями. Для изготовления логопедической игрушки были использованы вязальные нитки из хлопка. Голова представляет собой наполненную синтепоном и поролоном объемный круг связанный из хлопковой нитки желтого цвета. Для изготовления языка и рожек, туловища были использованы рисовые нитки из красного, зеленого и синего цвета, шары для туловища наполнены шарами из пенопласта. Все части тела гусеницы крепятся к друг другу липкой лентой. К этому пособию для каждого ребенка был изготовлен «экран» точная копия гусеницы Жужи. Экран выполнен из ламинированной бумаги и кружочков синего, красного и зеленого цвета на обратной стороне кружочков и экрана закреплены липучки круглой формы.
С гусеницей Жужой можно заниматься как во время групповых занятий по обучению грамоте, так и индивидуальных формах работы. Поскольку формирование навыков звукового анализа и синтеза у каждого ребенка происходит индивидуально и требует многократных повторений, необходимо, чтобы игрушкой пользовались как можно чаще.
В играх с гусеницей педагог задает вопросы от ее лица, подсказывает, подбадривает и поощряетдетей. Гусеницу можно использовать в качестве сюрпризного момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи детей». Ребенок может надеть язык гусеницы себе на руку, другой рукой открывать и закрывать рот гусенице, потрогать язык и узнать, где находится кончик языка, боковые края, спинка и корень (сначала на гусенице, а потом на себе). Гусеница Жужа может наглядно продемонстрировать технику артикуляционной гимнастики. Например, на индивидуальных занятиях по постановке звука [С], логопед придает язычку гусеницы необходимый артикуляционный уклад, язык лежит в форме «блинчика» за нижними зубами.
Итак, рассмотрим варианты игр с «Гусеницей Жужой»:
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: научить детей находить место звука в слове ( в начале, середине или в конце).
Ход игры: перед началом игры педагог с ребенком собирает гусеницу из трех шаров. Педагог объясняет, что первый шар означает начало слова, средний – середину слова и третий шар конец слова. Педагог дает картинку с изображением апельсина и просит назвать изображенный предмет. Ребенок называет и определяет место звука «А» в слове.
Игра «Собери самую длинную гусеницу»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, мышления, умение четко отвечать на поставленный вопрос.
Ход игры: эту игру можно проводить на уроке знакомства с новой буквой. Педагог задает вопросы, а дети дают ответы, в которых слова начинаются на изучаемую букву. Например (буква М) за каждый правильный ответ дети получают фишки с помощью которого, собирают на экране гусеницу. Побеждает тот, ребенок у которого гусеница длиннее всех.
-Что ты любишь из еды?
(Мороженое, молоко, мед)
-Куда ты любишь ходить?
(В музей)
-Где вы будете отдыхать летом?
(На море)
-Какой вид транспорта предпочитаете?
(машина «Москвич»)
-Какие вывески с названиями магазинов, учреждений, можно встретить на улице?
(Музей. Мебельный магазин. Молоко. Мясо.)
-Какие профессии вы знаете?
(Музыкант, медсестра)
-Какие города вы знаете?
(Москва)
-Какие имена вы знаете?
(Марат, Маша, Мальвина, Миша).
Игра «Самый внимательный»
Цель: учить различать гласные и согласные звуки; развивать внимание, фонематический слух.
Ход игры: гусеница Жужа предлагает детям найти одинаковый звук в словах. Перед детьми вывешивают на доске 4 картинки с изображением груши, абрикос, апельсина и тыква. После того, как дети назовут звук, педагог просит дать характеристику этому звуку. Например: груша, абрикос, тыква, апельсин. Педагог спрашивает, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук «А» - это гласный звук, его отмечаем красной фишкой. Затем педагог, спрашивает какая картинка лишняя из этих четырех картин (Тыква потому что это овощ, а все остальные это фрукты).
Игра «Сколько в слове слогов»
Цель: развитие фонематического и слухового восприятия, умения определять количество слогов в слове.
Ход игры: гусеница Жужа предлагает детям узнать из скольких слогов состоят слова. Количество правильных слогов дети должны указать на экране фишками любого цвета.
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.
Ход игры: гусеница Жужа называет ребенку слово и просит сосчитать количество звуков в нем. Ребенок который назвал правильный ответ, собирает гусеницу по количеству правильного ответа.
Например: кот (3 шарика), мама (4 шарика) и т.д.
Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов
Игра «Угадай слово»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.
Ход игры: педагог загадывает детям загадку, например: «Нет моей походки тише, и меня бояться мыши». Отгадавший слово ребенок, выходит и собирает отгаданное слово на самой гусенице Жуже.
Игра «Два брата»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки.
Ход игры: педагог записывает на доске слово «ЛИСА». Дети должны на своих экранах подобрать звуковую схему этого слова. (Например, у звука [Л] есть брат, если после звука стоит гласная буква «волшебница» («волшебными гласными звуками», мы называем гласных, которые дают мягкость согласному, который стоит за ним [Я], [Е], [E], [И], [Ю]). Дети записывают на экранах схему заданного слова.
Игра «Узнай слово»
Цель: развивать зрительное внимание, навыки звуко-буквенного разбора слова.
Ход игры: ребенку предлагается четыре картинки с изображениями и четыре схемы. Ребенок должен правильно сопоставить слова со схемами и составить интересные предложения с этими словами.
Игра «Запиши слово»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки.
Ход игры: гусеница Жужа предлагает ребенку фишки, например, 2 синие и 2 красные из которых ребенок на экране должен составить слова и дать характеристику этому слову. Например: слова «мама» состоит из 4 букв, 4 звуков, 2 слогов, в этом слове 2 твердых согласных и 2 гласных звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ
Презентация на тему: "Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ"...

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательные диски» (для детей старшей и подготовительной к школе группы)
Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для восп...

Презентация "Использование мультимедийных презентаций и дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста "
Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям с...

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Поле чудес»
Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для восп...
Наглядно - дидактическое пособие для обучения грамоте детей «Весёлый самолёт»
Авторское наглядно - дидактическое пособие для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста «Весёлый самолёт» (диплом победителя I место в региональном конкурсе «Лучшее...

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе
В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...







