Картотека игр по технологии ТРИЗ применяемых в подготовке к обучению грамоте
картотека по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Одним из эффективных средств подготовки к обучению грамоте является применение методов и приемов ТРИЗ технологий. Для этого целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приемов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по технологии ТРИЗ применяемых в подготовке к обучению грамоте
1 игра «Звуковая мозаика» (начальное ознакомление с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»)
Для проведения игровых занятий вам будет нужен картон различных цветов. Жетоны представляют собой квадраты 3 х 3 см. Кроме цветного картона, вам потребуется три листа с начерченными сетками в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Квадраты на листах такого же размера, что и жетоны.
а) Лист 3x3. Жетоны красные и синие. Объяснение. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков [К] или [К'], клади жетон красного цвета, если со звуков [С] или [С] — синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор.
Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла, кино.
б) Лист 3x3. Жетоны желтые и зеленые.
Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар-птица, золото.
в) Лист 4x4. Жетоны зеленые, красные, черные.
Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, каркать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать, кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать.
г) Лист 4x4. Жетоны синие, красные, желтые, зеленые.
Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, желать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, занимать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, жевать, клевать.
д) Лист 5x5. Жетоны черные, красные, зеленые, желтые, синие.
Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свеча, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, кран, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф.
2 игра «Что сказали звери?»
Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:
«Что сказала корова?» — мышь, утка (му).
«Что сказала кукушка?» — кот, утка (ку).
«Что сказала курочка?» — корова, ослик (ко).
Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.
3 игра «Читаем по картинкам»
На листе нарисованы или наклеены 3-4 картинки. По первым звукам изображенных на них предметов угадай слово. (Игра)
4 игра «Заколдованные буквы» (поочерёдное парное наложение друг на друга полосок бумаги, на которых нарисованы элементы букв, которые при слиянии образуют целую букву, из отгаданных букв дети могут составлять слоги, слова, фразы, предложения).
5 Игра «Замена буквы» (изменение исходного слова с помощью одной буквы); «Шифровальщики» (обратная запись и чтение слов, например, капуста – атсупак).
6 игра «Забавные превращения» (исходя из начального слова, игроки должны прийти к заданному, изменяя по одной букве, не укорачивая и не удлиняя слово, так чтобы каждый раз получалось новое, но не бессмысленное).
Мост- пост- рост
Река- рука- мука- муха- меха- межа
Почта- почка- мочка- кочка- бочка- дочка- доска- тоска
7 игра «Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее).
8 игра «Буквы – чародейки» (посередине листа или доски один из играющих пишет букву, а каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово).
9 игра Инопланетный язык (с 5 - летнего возраста).
Цель: на закрепление букв, слогов, учить детей образовывать слова из слогов, развивать речь, мышление детей.
Правила игры.
Если малыш уже освоился с буквами, можно поиграть в игру со словами. Их несколько вариантов. Самый известный — кто больше придумает слов на одну букву.
Другая игра — взрослый называет открытый слог (ка-, ми-, ру-, зо-и так далее), а ребенок придумывает слово, которое начинается на этот слог.
Ребенок может назвать слово, придуманное им на ходу. Не стоит говорить, что такого слова нет. Лучше постарайтесь придумать вместе с ребенком, что бы оно могло значить. Одобряйте проявление выдумки и фантазии со стороны малыша. Специально придумывайте слова, которых не бывает в обычной жизни. Подходит любое сочетание звуков (цоканье, бульканье, свист и тому подобное). Можно придумывать названия инопланетных зверей или разных предметов. Поощряйте любое словотворчество ребенка.
10 игра Дразнилка ( с 5-лет).
Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Правила игры:
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
В: Пылесос.
Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…
В: Мяч.
Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
В: Снег.
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
В: Когда он может быть укрывалкой?
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Д: Испарялочка, исчезалка…
В: Помидор.
Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.
Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.
В: Подразните его в этот момент!
Д: Украшалочка, украшалка.
11 игра Путаница (с 4-х лет).
Цель: закрепить умения детей находить типичные свойства объекта.
Ход игры: Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами ( например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёрзшая, стекло книжное) и просит детей восстановить порядок, т.е подобрать каждому объекту типичное свойство.
12 игра Передай другому ( с 4 лет)
Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.
Правила игры.
На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые». Картинка передаётся следующему игроку. Другой игрок называет своё слово – сочетание и передаёт другому игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Ход игры:
Ребёнок вынимает любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «тапочки тёплые» и передаёт следующему игроку и т.д.
13 игра «Слова рассыпались»- составление слов из предложенных частей, развивать умение работать в команде, умение договариваться при выборе капитана. Развитию быстроты развития мыслительных операций способствует ограничение времени на выполнение задания.
ВЕ | ША, ТУХ, ТЕР, КВА, ДРО, ТКА |
14 игра «Вычитание букв» - развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в печатании и чтении: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА,БЫК.
15 игра «Четвертый лишний» - научить видеть лишнее – букву, слог, слово, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение: по количеству слогов, букв (звуков), наличию мягких согласных и т.д;
- «Да-Нетка» - развивать системное мышление, усвоение различных понятий звук – буква – слог – слово. Например: воспитатель (ребенок) дает правильную (неправильную) характеристику букве (звуку) или называет место слова в слоге. Ответ НЕТ предполагает необходимость дать правильный ответ.
16 игра «Беру тебя в мои друзья» - развивать (отрабатывать) умения детей делить слова на слоги, постановку ударения, звуковой состав слов. Обогащать предметный и глагольный словарь. Примечание: работа проводится с изучаемой или изученными буквами.
17 игра Волшебный светофор (с 4- летнего возраста).
Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь.
Правила игры:
У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться.
Ход игры:
Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).
В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).
Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.
В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).
Живая и неживая системы.
В: Кактус. (поднимает зеленый кружок).
Д: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он может жить в комнате на подоконнике, а еще он живет в пустыне.
Воспитатель (в старшей и подготовительной группах - ребенок) поднимает красный кружок.
Д:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов.
В: Для чего кактусу колючки?
Д: Чтобы его не срывали, он так защищается.
Воспитатель поднимает желтый кружок.
Д: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в пустыне.
Воспитатель или ведущий - ребенок просит превратиться в кактусы: в цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном горшке, кактус в пустыне…
В: Дождь. (поднимает желтый кружок).
Д: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух.
Воспитатель поднимает красный кружок.
Д: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере.
В: К чему относиться дождь?
Д: К природному миру, к неживой системе.
Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета.
Д: Дождь - это много-много капелек воды. В каждой капельке живут человечки жидкости.
В: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька дождя попала на листочек. Изобразите ее.
Развитие речи. Грамматический строй речи.
В: Слово "красиво". Поднимает желтый кружок. Что можно обозначить словом "красиво"?
Д: Красивым может быть платье, красивая мама, красивое небо, красивый дом, красивая книга ….
В: Этим слово можно обозначать признак предмета. Воспитатель поднимает красный кружок.
Д: Это слово может жить в предложении, в рассказе, в книге, в речи человека…
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
Д: Это слово состоит из звуков, слогов.
Примечание: более простые слова воспитатель предлагает детям разложить на звуки индивидуально со схематическим изображением гласных и согласных звуков или на слоги.
Ознакомление с художественной литературой.
(используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения).
В: "Мойдодыр" Чуковского К.И.
Воспитатель поднимает желтый кружок.
Д: Мальчик - грязнуля - главный герой, он не умывался, а его вещи - самовар, утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр - это герои рассказа.
Воспитатель поднимает зеленый кружок.
В: Что есть в нашем рассказе: какие совершаются действия и какими героями, какое настроение у героев при этом.
Д: От мальчика убегают разные вещи: одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Мальчик хотел напиться чаю, самовар убежал. Все кружилось и вертелось и помчалось колесом.
Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту.
18 игра Теремок (с 4-х лет).
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения.
Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.
Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления.
Ход игры.
1 вариант:
Ведущий - ребенок выбрал машину.
Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?
В: Это я, машина.
Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?
В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.
2 вариант:
В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.
Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.
Живая природа и неживая природа.
Похожести у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
В: Это я, снегирь. А ты кто?
Д: А я воробей. Пусти меня к себе!
В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.
Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.
Различия у объектов живого мира.
Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).
Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.
Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.
В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.
Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.
Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.
В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе.
В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку).
Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.
Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться, и закрепляться понятия об общественных отношениях.
19 игра Маша-Растеряша (с 5 лет).
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь детей.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход игры:
Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3-4 лет
: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.Д...

Картотека игр по технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера
Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в своей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти...

Картотека игр по технологии ТРИЗ
Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспита...

Картотека игр по технологии ТРИЗ
Картотека игр по технологии ТРИЗОсновная концепция методики Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекоч...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".
Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....

