Быт русского народа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гонтова Ольга Яковлевна

Интегрированные занятия в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Gosti_v_gornice.doc37 КБ
Microsoft Office document icon Ot_zernyshka_do_bulochki.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие (Познавательное и ручной труд).

Средняя группа.

«Гости в горнице».

Автор: Гонтова О. Я., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с «Аленушка», пос. Селенгинск, р. Бурятия.

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян. Учить детей изготавливать народную куклу из лоскутков ткани разных расцветок и формы. Развивать логическое мышление, воображение, речь. Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству.

Материал: атрибуты для горницы, аудиозапись с русскими народными песнями, слайды с изображением деревянных предметов быта русских людей. Русские народные костюмы для детей.

Для ручного труда: кусочки ткани разного цвета и размера, нитки, резинки. Образцы народных кукол.

Обогащение словаря: Русь деревянная, горница, тужить, туесок, комод, сундук, ухват, прялка, ткацкий станок, кадка, бочка, корыто. Кувадка, Пеленашка, Закрутка, Барыня, Лихоманка, Вепсская кукла.

Предварительная работа: создание мини-музея в групповой комнате, шитьё народных костюмов для детей.

Ход занятия. 1 часть.

В группу входят дети в народных костюмах. В «горнице» детей встречает хозяйка.

  • Проходите, красны девицы и добры молодцы в горницу. Дети проходят и садятся на стульчики.
  • Какое красивое русское слово - горница. А что оно означает? Комната.

«Русь деревянная - края дорогие, Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют»...

-        А знаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как назывался такой дом? Изба. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.

-        Послушайте русскую пословицу:

«Домом жить - обо всем тужить». Дети, как вы понимаете русское слово - тужить? Печалиться, переживать. А о чем могли русские люди тужить и печалиться?

-        Много народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли
вырезать вот такую шкатулку (показать). А что можно в ней хранить? Из ивовых
прутиков могли сплести корзину (показать). А из бересты могли сделать вот такой
туесок (показать). В них хранили соль, сахар, крупу.

Давайте посмотрим фотографии с предметами быта русских людей.

  1. Вот деревянный комод, в который складывали одежду.
  2. А в этом сундуке хранили самую нарядную одежду.
  3. А на этой фотографии что вы видите? Скажите, а для чего нужны были скамейки? 4.- Отгадайте загадку: 4 брата, одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (стол).

5.- отгадайте загадку: не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает. А что схватит -

отдает (ухват).

6.- Отгадайте загадку: 4 коня одним поводом веду (грабли).

7.- Дети, а это что? Прялка. А для чего нужна прялка?

8.- А это деревянный ткацкий станок. На нем долгими зимними вечерами женщины

ткали разноцветные половики (показать) для того, чтобы в избе было уютно и тепло

ходить по полу, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.

9.- Отгадайте загадку: стоит попадья, 2 поясами подпоясана (кадка).

10.- Отгадайте загадку: Смастерили из досок и надели поясок,

                                          И хранит посуда эта с грядки собранное лето                                                                                                                                (бочка).

11. - А это, ребята, корыто. В него клали корм для животных.

 12. -Отгадайте загадку: 3 братца пошли на речку купаться.

2 купаются, третий на берегу валяется.

                                    Искупались, вышли, на третьем повисли

                                                                           (вёдра с коромыслом показать)

Физкультминутка:

2 часть.

-        Дети, у каждого из вас дома есть игрушки. А как вы думаете, играли ли дети на Руси игрушками? А где они их брали?

  • Родители вместе с детьми мастерили самодельные игрушки. Например, самой любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Эта кукла была предназначена для игры малышу. Но в тоже время эта самая кукла как бы оберегала малыша от каких-либо неприятностей.
  • Давайте с вами рассмотрим народные куклы, которые мастерили родители с детьми.

  1. Кувадка - это кукла, которая могла «обмануть» злых духов и тем самым защитить младенца (желтая).
  2. Пеленашка - это кукла, которую помещали над кроваткой малыша от « сглаза» не добрых людей.
  3. Закрутка - это кукла, которой играли дети (горошек).
  4. Барыня - это кукла, которой играла девочки (с косой).
  5. Вепсская кукла - это образ замужней женщины (с грудью).
  6. Бессонница - это кукла, которая «помогала засыпать» малышу (голубая юбка).

7. Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, весенней простуды. Считалось, что болезнь, увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть.

  • Дети, чтобы вы никогда не болели, давайте изготовим Лихоманку, чтобы она оберегала вас от болезней. Чтобы, играя с ней, вы были веселы и здоровы.
  • Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.

  1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  3. Нужно взять квадратный лоскут ткани - это передник. Положить его на юбку и закрепить ниткой.
  4. Возьмите квадратный лоскут ткани - это платок. Складываем его по диагонали и получаем треугольник. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Итог.




Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие (познавательное, кулинария). Средняя группа.

Автор: Гонтова О. Я., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с «Аленушка», пос. Селенгинск, р. Бурятия.

Тема: «От зернышка до булочки».

Цель: Дать детям представление об этапах возделывания пшеницы: посев, уход, сбор урожая; об условиях роста пшеницы: тепло, полив; об использовании сельскохозяйственных машин. Познакомить детей с пшеничным колоском и провести опытно-экспериментальную работу по помолу муки в кофемолке. Продолжать учить детей работать по схемам. Закреплять умения работать с тестом (из кусочка теста сделать небольшую лепешку, положить в нее начинку-сюрприз и скатать из лепешки булочку). Развивать воображение, сенсорные ощущения. Воспитывать уважение к труду хлебороба, мукомола, пекаря.

Словарная работа: зерно, колос, хлебороб, комбайн, пашня, мукомольный комбинат, корица, кофемолка.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Злаки. Какие они?» Г. А. Шорыгина.
  2. Чтение сказки «Заветное дело» Л. Кузьмин.
  3. Чтение рассказа «Колосок» Е. Пермяк.
  4. Чтение рассказа «Нынешний хлеб» В. Крупин.
  5. Чтение украинской народной сказки «Колосок».
  6. Рассматривание иллюстраций, картин.
  7. Создание в групповой комнате «Булочной».
  8. Подготовка теста по рецепту.

Материал к занятию: зерно, колоски, кофемолка; подставка, магниты, схемы; спец. одежда, духовки, противни, масло, заранее приготовленное тесто; для сюрприза – изюм, орех, мак, чернослив; чай, салфетки. «Булочная».

Ход занятия: I часть.

Дети проходят в специально подготовленную «Булочную».

Дети, что можно «купить» в нашей «Булочной»? (Дети перечисляют). Все это приготовлено из пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба.

Давайте познакомимся с пшеницей. (Дети берут в руки колоски и садятся на стульчики). У вас в руках пшеничные колоски. Это растение, которое имеет плотный стебель, с пустотой внутри. На конце стебля есть колосок с усиками. Колосок – это домик, в котором очень много комнат. В каждой комнате живет зернышко. Аккуратно достаньте зернышко и скажите, какую форму оно имеет? Зерно покрыто оболочкой, т. е. «одеждой», которая защищает его от высыхания.

Обратите внимание на эти схемы. Скажите, в какое время года сеют зерна пшеницы в землю? Что необходимо для того, чтобы зерна взошли и дружно росли? Что нужно еще для того, чтобы пшеницы было много, и в каждой семье был хлеб? Что произойдет с колосьями пшеницы, если будет греть только солнышко? Что произойдет с колосьями, если долго будут идти дожди? Если весной сеют пшеницу, то когда же ее убирают с полей?

Физкультминутка.

« Наша группа – лучший дом, побывайте в доме том!

Гости явятся едва – в печку прыгают дрова!

Печка жарко топится – угостить торопится!

Булочками, булочками – сдобными булочками!»

Дети, скажите, куда везут пшеницу с полей? Давным-давно пшеницу мололи на мельницах, а сейчас на мукомольных комбинатах. Давайте посмотрим, как из зерен получается мука. (Опыт: в кофемолке измельчить зерно до состояния муки. Предложить детям потрогать муку, попробовать ее на вкус, определить цвет муки).

II часть. Кулинарный труд «Булочка с сюрпризом». (Дети моют руки, надевают специальную одежду для  труда).

Загадка: «С корочкой душистой,

                  Румяный, золотистый.

                  К нам на стол

                  Из печки пришел?»     (хлеб)

Сегодня вы будете выполнять работу пекарей. Труд пекаря, хлебороба, мукомола очень тяжелый, поэтому к их труду нужно относиться с большим уважением.

 Утром мы приготовили тесто. А из каких же продуктов мы с вами его сделали? (Использовать схемы).

Пекари! Сегодня у нас много работы, будьте внимательны и аккуратны. Сейчас мы будем готовить булочки с сюрпризом. (Показать процесс изготовления булочки с сюрпризом).

После того, как булочка будет готова нужно положить ее на смазанный маслом противень, дать булочкам время немного постоять в теплом месте и поставить противень в горячую духовку. (Эту работу выполняет помощник воспитателя на кухне без помощи детей. Они в это время готовят групповую комнату к чаепитию).

Итог. Чаепитие. «Приятного всем аппетита».

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...