Главные вкладки

    Конспект организованной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим по теме "Огонь"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Чугунова Татьяна Ивановна

    Это занятие уточняет знания детей о горючих свойствах материалов и о способах возникновения и тушения огня, способствует развитию опытно-эксперементальной деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  организованной  познавательной  деятельности  детей  старшего                  дошкольного  возраста  по ознакомлению  с  окружающим.

                                          Тема: «ОГОНЬ»

    Материал: макеты бумажного, деревянного, каменного дома .Блюдце с водой, бумага, дерево, камень, лейка для тушения(по количеству детей), пинцеты(по количеству детей), аудиозапись голосов(волна, голос поросят, лес, огонь). Фигурки трёх поросят  волка. Предметы для тушения огня: вода, куртка, лопата, земля, вертолёт, телефон; пожарная машина, игрушки(звери и транспорт(имитирующие живое и неживое в природе).

    Предварительная работа: беседа об огне; как разводить костёр, где садиться у костра. Занятия-игры: « Способы тушения огня», «Отчего возникает пожар», «Кто такие пожарные?» Чтение литературы: Маршак «Пожар», « Три поросёнка», «Кошкин дом».

    Программное содержание:

    1.Дать знания о горючих свойствах таких материалов как бумага, дерево, камень.  

    2.Уточнить знания о способах тушения огня.

    3. Закрепить знания о ситуациях, которые способствуют возникновению пожара (зажжённая спичка, брошенный окурок, опрокинутая свеча, чайник на плите и т.д.)

    4. Вызвать интерес к экспериментированию, способствовать развитию опытно-экспериментальной деятельности.

    5. Закрепить умения выделять живые существа в природе.

    6. Развивать связную речь. Умение давать полный ответ  на заданный вопрос. Развивать речь за счёт придумывания прилагательных от двух существительных, придумывания описательных прилагательных.

    7. Воспитывать чувства сопереживания, доброжелательности к живому.


                                                         Ход занятия:

    ( дети сидят на ковре )

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами очутились на волшебной полянке. Я расскажу вам удивительную сказку, но как она называется, вы угадаете сами, когда отгадаете  музыкальную загадку. Слушайте (звучит музыка и голос волка).

    - Ребята, чей этот голос?

    Дети: Волка

    Звучит музыка.

    -Что напоминает эта музыка?

    Дети: Шум леса, шелест листвы.

    Звучит музыка.

    -Чьи это голоса?

    Дети: Голоса поросят.

    -Ребятки, вы догадались как называется сказка, в которой  в лесу живут волк и поросята?

    Дети: Три поросёнка.

    -Правильно, садитесь на стульчики, я вам расскажу интересную историю.

    «Жили-были три поросёнка: Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Наступила осень и поросятам надо было строить себе дом. Дом спасёт поросят от холода, от злого врага-волка. Решили поросята, что каждый будет строить себе свой дом и приступили к строительству. Наф-Наф построил себе дом из бумаги (в-ль показывает дом). Как одним словом назвать этот дом?

    Дети: Бумажный.

    -Запел Наф-Наф песенку.

    (вместе с детьми)  У меня  бумажный дом,  прочный дом, славный дом.

                                    Никакой на свете зверь не ворвётся в эту дверь,

                                    В эту дверь, в эту дверь!

    -Ниф-Ниф построил дом из деревянных брёвнышек (картинка дома). Как называется дом из дерева?

    Дети: Деревянный.

    -Запел поросёнок песенку: У меня  деревянный дом,  прочный дом, славный дом.

                                                   Никакой на свете зверь не ворвётся в эту дверь,

                                                   В эту дверь, в эту дверь!

    -Нуф-Нуф построил дом из камней. Как называется такой дом?

    Дети: Каменный.

    -Запел Нуф-Нуф песенку:  У меня  каменный  дом,  прочный дом, славный дом.

                                                  Никакой на свете зверь не ворвётся в эту дверь,

                                                  В эту дверь, в эту дверь!

       -Ребята, каждый из них думал, что его-то дом самый прочный, самый надёжный. Но вот однажды волк разузнал где живут поросята и решил их поймать.

     Замёрзший и голодный волк подкрался к домику Наф-Нафа: « Как же его выманить из домика?» думал волк и наконец придумал: «Разведу ка я огонь возле его дома, поросёнок испугается дыма и выбежит» (демонстрация поджога бумажного дома).

    -Подул сильный ветер, искра пламени перекинулась на дом и бумажный дом загорелся. Поросёнок с визгом выбежал из дома и бросился бежать.

    - Ребята, мы ведь не можем с вами оставить горящий дом, давайте его потушим. Как можно это сделать? (ответы детей).

    -Почему загорелся дом? Быстро ли горит дом из бумаги? (ответы детей).

    - Как вы думаете, куда побежал Наф-Наф? Правильно, он побежал к Ниф-Нифу, а волк  погнался за ним. Наф-Наф рассказал Ниф-Нифу о том как волк поджёг его домик, но Ниф-Ниф успокоил брата, сказав, что дом у него очень прочный. А тем временем волк развёл костёр, сильно дунул и огонь перекинулся на дом. Загорелся ли дом?

    Дети: Да.

    -Посмотрите, поросята не сразу заметили что их дом горит, они даже успели поесть, а когда почувствовали запах дыма, быстро выбежали из дома и побежали к Нуф- Нуфу, чтобы предупредить его об опасности.

    -Поросята вбежали в дом, спрятались под кровать и дрожали от страха. А Нуф-Нуф был очень спокоен и говорил своим братьям, что бояться нечего, у него прочный дом. Тем временем волк развёл костёр, дул-дул, махал-махал, а дом огня не боится. Почему не загорелся дом Нуф- Нуфа?

    Дети: Камень не горит.

    -Так волк и не поймал поросят, и ушёл ни с чем Наф-Наф и Ниф-Нуф решили остаться жить у Нуф- Нуфа. Почему?

    Дети: Своих домиков у поросят больше не было, а каменный дом самый прочный.

    -Ребята, а какой дом сгорел быстрее всего?

    Дети: Бумажный.

    -Ребята, скажите ещё раз, какие материалы горят?

    Дети: Бумага, дерево

    -А как вы думаете, если намочить бумагу и дерево, они загорятся? (предложения детей). Давайте проверим(дети самостоятельно с помощью пинцета подносят мокрую бумагу и дерево к свече).

    -Что вы увидели?

    Дети: Мокрая бумага и дерево не горят.

    -Правильно. Сухая бумага и дерево горят, а мокрые нет. А теперь давайте снова вернёмся к сказке. Когда весёлые поросята вышли из дома, они увидели , что огонь перекинулся на деревья в лесу.

    -Ребята, давайте превратимся в язычки пламени и покажем как огонь подходит к лесу.

      Физминутка (под музыку): Огонь только что родился, он слабый, неуверенный. Но вот огонь набирает  силу, растёт. Его языки колышатся то в одну, то в другую сторону, то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. Искорки огня разлетелись по всему лесу и зажгли его.

     - Опишите словами какой огонь?

    Дети: могучий, злой, жестокий, коварный, горячий, красивый…

    -Волк испугался и закричал: «Что же делать?» Поросята решили что нужно спасать всё живое.

    -Покажите ребята, а что будете делать вы, как вы будете спасать лес от огня?

    -Договоритесь кто из вас что будет делать. Главное быстро и без паники (один ребёнок вызывает МЧС, другие вооружились лопатами и засыпают огонь землёй, третьи поливают из лейки, четвёртые тушат одеждой, пятые спасают животных, шестые заливают лес водой с вертолёта).

    -Молодцы! Пожар потушен. Расскажите, как вы спасали лес? (полным предложением)

     Дети отвечают.

    -Вы молодцы, действовали очень быстро, дружно, вы спасли лес от большой беды  и теперь все звери могут возвращаться в свой  дом. Нам тоже пора возвращаться домой из сказки. Давайте нарисуем эмблемы для ребят других групп, они тоже будут знать отчего может возникнуть пожар, будут осторожны.

    Дети рисуют.