Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почва-живая земля"
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Джаббарова Галия  Харрасовна

    На занятии дети знакомятся  с  понятием "почва",из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_--pochva-zhivaya_zemlya.docx294.18 КБ
    Файл krossvord_k_zanyatiyu11.35 КБ
    Файл sostav_pochvy_k_zanyatiyu499.91 КБ

    Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  

               ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  «СВЕТЛЯЧОК»

    140054  г. Котельники, Московской обл., мкр. Ковровый д. 34 тел. 559-73-44                                     ___________________________________________________________________

       Конспект  открытого занятия  по  ознакомлению

              с  окружающим   в  старшей  группе  д/с

                    на  тему : «Почва-живая  земля».

                                                                                          Подготовила: Джаббарова Галия Харрасовна

                                                     

                                                                   г.Котельники          

    ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Почва-живая земля.

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1) познакомить детей с почвой, ее составом на основе  опытов; 2)познакомить с некоторыми почвенными обитателями; 3)учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов; 4)показать в игре «волшебные  превращения» листьев в почву; 5)прививать  бережное отношение по отношению к природе; 6)развивать мелкую моторику рук, воображение.

    ОБОРУДОВАНИЕ: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; картинки с изображением почвенных  обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка);кроссворд с использованием  загадок о почвенных  обитателях; для игры-листья, стаканчики с землей (по количеству детей),наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт.; для рисования-цветные карандаши или мелки, альбомные листы.

                                                             ХОД  ЗАНЯТИЯ:    

    Сегодня на занятии  мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она  состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.

    -Что же такое почва?

    -Как вы думаете дети? (ответы детей)

    Конечно же, вы правы, почва – это земля. Все мы ходим по земле .В сухую  погоду ворчим что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит  и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

    -Вы спросите зачем?

    Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

    -Как же это происходит? Давайте с вами  вспомним.

    -Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают  листья?

    -А куда они потом деваются? (ответы детей)

    Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

    -Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

    Почва состоит: из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.

    Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

    Мы сказали, что в почве есть воздух. Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт.

    ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.

    -Какой вывод  можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)

    Еще мы говорили,что в почве есть вода,потому и растут растения.

    -Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

    Все правильно,дети.Вода попадает в почву,когда идет дождь.Она проникает в глубь и сохраняется в свободных местах.

    Есть в почве и песок с глиной.

    ОПЫТ 2: Размешаем почву в стакане с водой.Через некоторое время увидим,что на дне стакана осел песок,сверху вода помутнела из-за глины,а на поверхности плавает мусор,корешки растений – это и есть перегной.

                                                    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

    Это легкая забава-                                      (повороты туловища вправо-влево)

    Повороты вправо-влево.

    Нам известно всем давно-

    Там стена,а там окно.

                 Приседаем быстро,ловко.                      (приседания)

                 Здесь видна уже сноровка.

                 Чтобы мышцы развивать,

                 Надо чаще приседать. 

    А теперь ходьба на месте,                      (ходьба на месте)

    Это тоже интересно.

    Мы размяться все успели,

    И на место снова сели.

    Мы узнали,что в почве есть вода,воздух – значит там можно жить.

    -Скажите,пожалуйста,каких почвенных обитателей вы знаете?

    -Кто живет под землей? (ответы детей)

    1.КРОТ- небольшой зверек,живет на опушках леса,в полях,и везде ведет роющий образ жизни,поэтому его трудно увидеть.Он прорывает себе подземные ходы,чтобы охотиться на насекомых,личинок,а также для отдыха,где крот устраивает гнездо.

    2.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю свою жизнь проводит в почве.Питается останками перегнивших листьев.Все тело покрыто слизью,чтобы легче было двигаться.На поверхности можно увидеть во время дождя.

    3.МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках,большая часть,которых находится  под землей.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник,муравьи-строители-строят муравейник,муравьи-няньки-заботятся о потомстве.

    4.МЕДВЕДКА – насекомое,немного похоже на сверчка,но очень крупного.Лапы приспособлены для активного рытья,внешне они напоминают совки экскаватора.Чаще селится на огородных  участках и роет там ходы.

    5.ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек,живет на лугах,полях.День проводит в норе,а ночью выходит на поверхность.Питается корешками растений,останками перегнивших листьев и веток,останками насекомых,личинками.

    А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных  жителей».Предлагаю разгадать кроссворд.Я буду загадывать загадки,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.

    1)Маленький  рост,длинный хвост,

        Буроватая шубка,остренькие зубки,

        Под землей таится,в поле ходит покормиться. (полевка)

    2)Землеройная машина,без бензина и без шины

        Землю каждый день рыхлит,строит длинный лабиринт

        Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

    3)Мой хвост не отличишь от головы

       Меня всегда в земле найдете вы.

       А если вдруг пролился дождик

      Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

    4)Погляди на молодцов:веселы и бойки

       Волокут со всех концов,материал для стройки.

         Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

        И спешит на помощь друг,тут народ хороший.

        Без работы,хоть убей жить не может…(муравей)

    5)Скачет зверушка,не рот,а ловушка.

        Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

    Пришло время поиграть в игру.Сейчас мы увидим,как листочки превращаются в почву.

                                         ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

    Дети делятся на две команды.В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево».В одном конце помещения на полу на одной линии,но на расстоянии положить  два обруча.Это будут «норки» червяков.От каждой команды выделяется ребенок,исполняющий роль дождевого червя.Он становится в круг,здесь же,в кругу на полу находятся стаканчики с землей.В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев».Эти дети также встают в круг,в руках у них листья.На голове у детей соответствующие наголовники.Остальные участники становятся друг за другом.По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику,тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей.Потом возвращается с ним к дереву и отдает.Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.

    Послеигры дети приглашаются на свои места.Педагог подводит итог занятия.

    -Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва»,напомните мне,пожалуйста что это?из чего состоит,кто в  ней обитает?(ответы детей)

    -Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

    (не загрязнять  почву,поливать чистой водой,не разводить костры,не вытаптывать растения,оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

    -Спасибо вам,что внимательно слушали,отвечали на мои вопросы.

    -Я бы хотела предложить вам зарисовать кого-то из «подземных жителей»,который вам понравился больше всех.



    Предварительный просмотр:

                                         

    1

    2

    3

    4

    5



    Предварительный просмотр:

                                         

                                                                       

                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Наш дом – планета Земля»

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.Познако...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Наш дом – планета Земля»

    Цели:1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.2. Познакомить детей с...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»

    Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»

    Задачи:Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: ...

    Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью и развитию речи.Тема:«Земля - наш общий дом»

    Программные задачи.Ø Учить детей различать государственные символы России /флаг, герб/ среди государственной символики других стран.Ø Продолжать учить находить и обозначать на карте Россию и столицу Р...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Без воды нет жизни на земле»

    Назначение: предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для ...