Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Данилова Ольга Ивановна

Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_my-zemlyane.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

п\н №

                  Тема

                     Цели и задачи

            Содержание

Материал для работы

1

2

3

4

5

1

Человек – друг природы

6 сентября 2010 год

Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух, любовь и бережное отношение к окружающим; определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира, закрепить правила ухода за ними;

показать Землю как общий дом для всех людей, вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Чтение стихотворения

« Мой дом – Земля».

Дидактическая игра «Живое-неживое»

Дидактическая игра «Стань юным другом природы»

Глобус,  плакат «Строение человека», фотовыставка детей «Я расту»,  картинки живой и неживой природы, фланелегаф,  карточки-схемы: тепло, воздух, вода, питание, любовь близких.

2

Какие бывают животные

20 сентября 2010 год

Познакомить детей с классификацией мира животных. Научить правильно определять принадлежность животного к той или иной группе. Отметить характерные признаки каждой выделенной группы животных. Развивать мышление, стимулировать интерес к познанию мира живой природы. Воспитывать ценностное отношение к природе своего края. Развивать технику выразительных движений в воспитании эмоций через отображение животного мира.

Рассматривание  картинок с изображением насекомых, животных и рыб.

Рассказ воспитателя о животном мире.

4 картонных домика – символа; листы бумаги с точками – контурами изображения зверей.

3

Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды

4 октября 2010 год

Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного, интересного. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Игровые моменты

Рассматривание картин с изображением реки, озера, моря, пустыни.

Глобус

Схема круговорота воды в природе.

Предметные картинки с сюжетами использования воды.

Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

              Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией,

                              по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)

1

2

3

4

5

4

У кого день рождения

18 октября 2010 год

Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе;

устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения животных (холодно, глубокий снег, тяжело добывать пищу);

закреплять знания детей о приспособленности животных к среде обитания;

закреплять знания о жизни диких животных в лесу (лиса, заяц, еж, белка, медведь);

продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Игровые моменты

Игрушки: медведь, лиса, заяц, еж, белка.

Продукты: яблоко, морковь, мед, кедровые орешки.

Картинки животных.

Дерево с дуплом.

Корзинка.

Клубок ниток.

Волшебная коробочка.

5

Земля - наш общий дом

8 ноября 2010 год

Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.

Расширять представления детей о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде.

Рассматривание иллюстраций  - обитатели планеты Земля.

Игровые моменты.

Рассказ воспитателя о планете Земля.

Глобус, экологические знаки, иллюстрации зайца, лося, волка и их следов, стаканчики, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.

6

Кладовая Земли

22 ноября 2010 год

Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых. Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе. Продолжать совершенствовать умения детей объединяться в минигруппы, включаться в коллективную работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, задавать вопросы, придерживаться правила очередности высказывания свого мнения. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.

Рассматривание иллюстраций – полезные ископаемые.

Опыты

Три картинки о значении Земля (планета, суша, почва), карта Карагандинской области, карточки с символами полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых,

1

2

3

4

5

7

Космическая гостья

6 декабря 2010 год

Закрепление классификаций живой, неживой природы с использованием условных обозначений; обобщение представлений детей о космосе.

Развитие творческих способностей, воображение памяти, внимания, коммуникативных навыков.

Воспитание у детей уважения и любви к нашей планете Земля, к живой и неживой природе.

Игровые моменты

Картинки с изображением живой, неживой природы.

8

Планета Земля в опасности

20 декабря 2010 год

Закрепить с детьми знания о природе,  нашей планете;  дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы; опытническим путем закрепить знания о воздухе; развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление; воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность;

Рассказ воспитателя о планете Земля.

Опыты «как увидеть воздух? Как услышать воздух?»

Игра «живая или неживая природа»

Игра « сделай шаг»

9

Приключения Дюймовочки

10 января 2011 год

Закрепить знания детей о строении растений, умение называть их части. Дать понятие о классификации растений (деревья, кустарники, травы).

Уточнить знания детей о разнообразии листьев и стеблей растений (как дикорастущих, так и комнатных).

Учить описывать комнатные растения и узнавать их по описанию. Дать понятие о том, что растения нуждаются в нашем внимании и заботе.

Совершенствовать сенсорное восприятие, умение идентифицировать запахи.

Наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулке.

Рассматривание картинок с изображением деревьев, кустарников, садовых цветов и трав.

Физминутка, включающая упражнения на эмпатию.

Игровые моменты

Дидактический материал “Найди своё дерево”.

Картины-схемы с условными обозначениями трёх групп растений (деревья, кустарники, травы).

 Листья разных пород деревьев.

Бумага. Принадлежности для рисования.

1

2

3

4

5

10

Аптека на подоконнике

24 января 2011 год

                         

Закрепить и систематизировать знания о растениях (лекарственных, садовых и дикорастущих);

Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, каланхоэ, кислица, лавр), познакомить и исследовать их лечебные свойства.

Познакомить и научить рассаживать комнатные растения отводками.

Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.

Опыты с водой

Рассказ воспитателя о «волшебных» свойствах лекарственных растений.

Кукольный спектакль за ширмой.

                   

серия открыток “Лекарственные растения”;

плакаты “Комнатные растения”, “Размножение растений”;

дидактические игры “Кузовок”, “Вершки и корешки”;

11

Волшебница капелька

7 февраля 2011 год

Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека; прививать бережное отношение к воде.

Сюрпризный момент.

Рассказ воспитателя о важности воды в жизни живых существ.

Капли воды, изготовленные из бумаги, три ёмкости для опыта, воронка, фильтровальная бумага, фломастеры, ножницы. Трафареты рыб, простой карандаш, цветной картон, клей, заготовка панно «речка». Плакат: для чего и где нужна вода, кисточки, салфетки.

12

Знакомство со свойствами воздуха

21 февраля 2011 год

Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о свойствах воздуха: воздух заполняет всё пустое пространство, принимает форму заполняемого предмета, имеет вес, он бесцветен, без запаха.

Знакомство со свойствами воздуха

Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о свойствах воздуха: воздух заполняет всё пустое пространство, принимает форму заполняемого предмета, имеет вес, он бесцветен, без запаха.

13

Экологические пирамиды

14 марта 2011 год

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.  Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Рассказ воспитателя о пищевых цепочках в живом мире

Игровые моменты.

Дидактический материал «Живая пирамида».

14

Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!

28 марта 2011 год

Воспитать у детей положительное отношение к природе;  дать некоторые знания об обитателях леса; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; формировать логическое мышление, разнообразное представление о природе; учить детей видеть красоту леса и радоваться ею; воспитывать бережное отношение к обитателям леса.

 

Рассматривание иллюстраций; чтение рассказа

Рассказ “Весна пришла” Скрябицкого

фонограмма “Шум леса”.

фонограмма “Пение птиц”.

15

Удивительные деревья

11 апреля 2011 год

Учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья; учить сравнивать их, находя общие признаки: у всех деревьев есть крона, ветви, ствол, корни; уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у оснований деревьев, так как начинается сокодвижение; дать понятие об экосистеме “лес”.

Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову.

воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью; развивать любовь к родной природе, желание любоваться окружающим миром; практическими делами охранять и беречь лес.

Рассматривание иллюстраций разных деревьев.

Наблюдение на участке детского сада.

Опыт «Летающие семена».

Игровые моменты

Загадки о деревьях.

Семена клена, фасоли.

16

Красная книга – сигнал опасности

25 апреля 2011 год

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Воспитание бережного отношения к природе, желание беречь и защищать природу.

Рассказ воспитателя о Красной книге нашей страны.

Рассматривание иллюстраций животных и растений  нашей страны, занесенных в Красную книгу.

Дидактический материал « Растения и животные Красной книги»

17

Лес в жизни человека

16 мая 2011 год

Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом;

закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение в лесу, развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Беседа о лесе и о его роли в жизни человека.

Ветки хвойных деревьев, иллюстрации лиственных деревьев

18

Живая природа

23 мая 2011 год

Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Игровые моменты

Стихотворение о природе.

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы, леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Примечание:

Все занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности  ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Если создать определенную развивающую среду, приобрести необходимое оборудование, подобрать необходимую методическую литературу, проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение – мы воспитаем новое поколение с новым экологическим мышлением.