Конспект занятия "Знатоки родного города"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ирина Вячеславовна Тимофеева

Итоговое занятие к проекту "Моя родина - Колпино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_znatoki_rodnogo_goroda.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия

 в старшей логопедической группе на тему:

«Знатоки родного города»

                                    (с участием родителей)

Программное содержание:

  1. Расширять представления детей о родном городе,  достопримечательностях, гербе Колпина
  2. Активизировать в речи употребление слов: определение прилагательных "Колпино – какое?"; название строительных профессий; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов: Ижора, ижорский).
  3. Учить отвечать на вопросы полными предложениями.
  4. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о колпинском гербе.
  5. Закреплять умения детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихи.
  6. Закреплять правила поведения на улице и правила дорожного движения.
  7. Продолжать обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно.
  8. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом, воспитывать любовь к родному городу.

Предварительная работа.

  1. Целевые прогулки по близлежащим улицам, на стадион, в библиотеку.
  2. Беседа о названиях улиц
  3. Беседа о правилах дорожного движения
  4. Рассматривание иллюстраций "Памятные места родного города". Обсуждение.
  5. Игра "Сказки в Колпино".
  6. Игра «Мы – строители»
  7. Оформление альбома «Город будущего».
  8. Беседа о символике города.

Наглядный материал:

  1. Фотографии с видами города Колпино на липучках.
  2. Ковролин
  3. Конверт с заданиями
  4. Разрезное изображение герба (из 4 частей)
  5. Игра «Правила дорожного движения
  6. Медали с символикой города по количеству детей в черно-белом варианте
  7. Мяч
  8. Альбом «Город будущего»

Ход занятия.

Воспитатель:   Дети, что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья). Правильно! Послушайте, я прочту вам  стихотворение о Родине:

 Что мы Родиной зовем?

   Дом, где мы с тобой растем.

   И березки у дороги,

   По которым мы идем.

   Что мы Родиной зовем?

   Солнце в небе голубом.

   И душистый, золотистый

   Хлеб за праздничным столом.

   Что мы Родиной зовем?

   Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель:   Место, где мы родились, и есть Родина. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним их. А родители нам помогут.  Дети начинают, а родители – заканчивают.

 «Нет в мире краше, Родины нашей»,

 «Человек без Родины, -  что соловей без песни»,

«Одна у человека мать, -  одна у него и Родина»,

«За морем теплее, -  а на Родине светлее»,

«На чужой сторонушке -  рад своей воронушке»,

«На чужой стороне -  и весна не красна»,

«Всякому мила  - своя сторона»,

«Везде хорошо, -  а дома лучше»,

«Своя земля - и в горе мила».  

        Танец "Колпинский вальс"

 Воспитатель:   Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить.

_ Сейчас нам дети прочтут стихи о своем родном городе.

Дети:    1.   Всю планету обойдете

      Места лучше не найдете

      Вместе дружно мы живем.

      Колпино – наш общий дом!

      2.   Город мой любимый,
Город мой родной,
Ты зеленый летом,
Осенью цветной.
Чистый, белоснежный
Ты стоишь зимой,
А весной ты нежный…
Я горжусь тобой!
Пусть ты не столица,
Но люблю тебя,
И знакомых лица радуют меня.
На большой планете
Городов не счесть,
На реке Ижоре -
Самый лучший есть
!                        (Звучит гимн Колпино)

Воспитатель:   А  сейчас мы поиграем в игру "Заколдованный город". Прежде, чем играть, я предлагаю ответить вам на некоторые вопросы:

  1. Как называется город, в котором мы живем?
  2. Как давно был основан наш город?
  3. Какие улицы города вы знаете?
  4. Как называется улица, на которой ты живешь?
  5. Какие памятные места нашего города вы знаете?
  6. Каких великих людей, прославивших наш город вы знаете?

(дети отвечают на вопросы  вместе с родителями)

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить рисунки с фотографиями.

Каждый ребенок показывает свою фотографию, рассказывает, что на ней изображено и размещает на ковролин.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какой большой и красивый наш город! И пусть засветит солнышко, чтобы  лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть. У нашего солнышка нет лучиков. Вы будете называть красивые слова о нашем городе и у солнца появятся лучики.

Дети:   Наш город красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий,  гостеприимный, чистый, зелёный, большой.

 На каждое названное ребёнком слово воспитатель выкладывает лучик .

Воспитатель:   Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом, это город, в котором мы живем.  Мы создали альбом "Город будущего». Я предлагаю его рассмотреть.

Воспитатель берет альбом, раскрывает его, видит отсутствие листов.

 - Ребята, куда-то исчезли листы из нашего альбома, и осталась одна обложка.

 Замечает конверт, разворачивает, читает  письмо.

« Я, Вреднюга, забрала ваши листочки и спрятала. Чтобы их найти, необходимо выполнить сложные задания,  посмотрим справитесь ли вы с ними.»

Воспитатель:   Ребята, нам обязательно нужно собрать альбом. Предлагаю отправиться его искать. Возможно, Вреднюга спрятала его на улицах нашего города.    

Давайте вспомним, как правильно вести себя на улицах города:

1. Громко не разговаривать, не кричать.

2. Здороваться со знакомыми людьми.

3. Не показывать пальцем.

4. Идти по тротуару.

5. Переходить дорогу только по пешеходному переходу, по сигналу светофора.  

Дети:    Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу.

А глядит всегда одним,

Ну, а мы следим за ним.

Красный – стой!

Желтый – жди!

А зеленый свет – иди!

Воспитатель:   Молодцы! Правила дорожного движения вы знаете, вести себя на улице умеете.  Если мы отправимся искать листы пешком, то это будет очень долго, может, на чем-нибудь поедем? На чем?  (Ответы детей)

- Я предлагаю поехать на мотоциклах? Кем мы будем? (мотоциклисты)

 Проводится игра «Мотоциклисты» 

(Воспитатель – регулировщик  поднимает зеленую (желтую, красную) карточку. Дети – мотоциклисты. На зеленый свет дети стоят, на желтый – прыгают на месте, на красный – бегут по кругу.)

Воспитатель находит конверт с  заданием.

1 задание  Игра «Ижорские рифмы» (подскажи словечко).

1.  Мы пришли туда всей группой,

Встали у его дверей.

Прочитали вывеску

Это был……(музей)

2.  Давным-давно великий Петр,

Решил построить русский флот.

Приехав на Ижору, он сосны увидал.

Завод он на Ижоре построить……(приказал)

3.   По городу любимому

Мы весело идем.

Шагаем дружно парами

И песенку……(поем)

4.   Навстречу детям мчатся:

Автобусы, такси.

А детям очень нравится

По городу……(идти)

Воспитатель:   Молодцы! Первый лист нашего альбома мы нашли. Отправляемся дальше.

2 задание.  Дидактическая игра «Кто что делает?» 

Воспитатель:   Ребята, чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, кто строит дома? (строители)

- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник)

Воспитатель  показывает картинки с изображением предприятий города Колпино. У детей карточки с изображением людей разных профессий. Ведущий показывает карточку с каким-либо объектом (магазином, заводом и т. д. ), а ребенок картинку с подходящей профессией (продавец, рабочий и т. д. ). Показывая картинку, ребенок называет слова-действия. Например:

- Это продавец, он продает товар, и т. д.

-  Это строитель, он строит дома.

- Какие еще здания строят строители? (библиотеки, школы, детские сады)

3 задание. Речевая игра с мячом «Подбери словечко»

Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Как называются жители нашего города? – Колпинцы. Поймавший должен ответить: «Колпинцы» - и возвращает мяч ведущему. Тот продолжает игру:

Как называется река в Колпино? – Ижора.

Как называется главный завод в Колпино? – Ижорский.

Как называется воинская часть, которая формировалась в Колпино и воевала в годы В.О.В? – Ижорский батальон.

Как называется стадион в Колпино? – Ижорец.

Физминутка

Получили мы подарки:                         Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки.                       предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро,             Дети садятся на корточки,

Без цемента и раствора.                        постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше,                  а потом встают на носки.

Есть карниз, труба и крыша.

4 задание «Собери герб и расскажи о нем»

Воспитатель:   Ребята! Вы знаете, что у каждого города есть свой герб. И у Колпино он есть.

Ребенок: Свой герб делами заслужил

Старинный город наш и славный.

Герб городу подарен был

За честь, за верный труд исправный.

Воспитатель предлагает разделиться на две команды: команда детей и команда родителей и каждой команде собрать герб из нескольких частей. Родители и дети собирают герб и рассказывают о нем. (На гербе Колпино изображены: красный столб, золотые огни и черные полосы. Красный столб – это кирпичные заводские стены; золотые огни – пламя, которое на заводе пылает и где колпинцы делают свое знаменитое железо; узкие черные столбы напоминают железнодорожный путь Николаевской дороги.

Воспитатель:   Молодцы, ребята! Молодцы, родители! Мы собрали наш альбом. Давайте, еще раз полюбуемся на наш город: как много замечательных  мест есть в Колпино сейчас, какой красивый у нашего города герб, и все это освещает наше солнышко. А вот таким мы с вами хотели бы видеть Колпино в будущем.

Дети совместно с детьми рассматривают листы альбома "Город будущего".

Воспитатель: Молодцы! Все вы очень славно потрудились, я хочу наградить вас медалями  "Знатоки родного города"!

Дети совместно с  родителями исполняют песню о Колпино.