Методические рекомендации по созданию предметного пространства развивающей среды
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Щеглова Людмила Владимировна

О понятии и сущности развивающей среды, принципах построения предметно-развивающей среды. О внешнем интерьере детского сада и прилегающей территории. Предметно -развивающая среда нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx56.06 КБ

Предварительный просмотр:


« МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ



ПО



СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО





ПРОСТРАНСТВА  РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ»




                                                           

                                         План

                                       

  1. Понятие и сущность развивающей среды.

  1.  Принципы построения предметно-развивающей среды.

  1.  Внешний интерьер детского сада и прилегающей территории.

  1. Предметно - развивающая среда нашего детского сада.

  1.  Методическое  обеспечение.

1. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играя, занимается и отдыхает.

Пространство, организованное для детей в дошкольном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая  среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства:

           ГИБКОСТЬ, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

НЕПРЕРЫВНОСТЬ, выражающуюся через взаимодействие и преемственность входящих в нее элементов.

ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ, обеспечивающую решение воспитательных задач;

ОТКРЫТОСТЬ, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

УСТАНОВКУ на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью становление личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения  следующих задач:

 - создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

- предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в  максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

- вести стиль взаимоотношений, обеспечивающий любовь и уважение к  личности каждого ребенка;

- активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

- ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, эргономических, психолога – педагогических условий обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности, а именно это и лежит в основе развивающего обучения.

2. ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  СРЕДЫ.

-ПРИНЦИП  ДИСТАНЦИИ, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», который способствует установлению оптимального контакта с детьми.

- ПРИНЦИП  АКТИВНОСТИ, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

- ПРИНЦИП  СТАБИЛЬНОСТИ-ДИНАМИЧНОСТИ, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии  со вкусами, настроениями.

- ПРИНЦИП  КОМПЛЕНИРОВАНИЯ и гибкости зонирования.

- ПРИНЦИП  ЭМОЦИОГЕННОСТИ  СРЕДЫ, индивидуальной активности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

- ПРИНЦИП  ЭСТЕТИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  СРЕДЫ, сочетания привычных и неординарных элементов.

- ПРИНЦИП  ОТКРЫТОСТИ – ЗАКРЫТОСТИ,  т. е. готовности среды к  изменению, корректировке, развитию.

- ПРИНЦИП  ПОЛОВЫХ И  ВОЗРАСТНЫХ  ОТЛИЧИЙ, как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

3. Наш детский сад носит название «Ромашка» - маленькое солнышко.                                  Расположен он в тихом микрорайоне, на тенистой улочке. Березовая аллея ведет прямо к воротам дошкольного учреждения. Разнообразная зелень деревьев и кустарников делает окружающую территорию уютной и необыкновенно красивой.

Участок каждой возрастной группы окружен кустарниковыми насаждениями. Хорошо озелененные участки оказывают, положительное влияние на эмоциональный тонус и в сочетании с активной деятельностью, поддерживает состояние хорошей работоспособности детей. За самой отдаленной верандой, старших дошкольников, находится фруктовый сад и огород. В огороде высажены урожайные культуры, наиболее приспособленные к условиям местности: редис, лук, морковь, свекла, кабачки, укроп, петрушка. Чтобы ребятам  было удобно ухаживать за растениями, грядки сделаны неширокими (50 – 60 см.), длина 2 – 3 метра. Между грядками проходы (30 – 40 см.) Дети знакомятся с окружающей природой, закрепляют разнообразные понятия.

Каждый уголок территории нашего сада несет полезную информацию, будит, чувства, вызывает желание познать новое.     Казалось бы, что  новое может открыть для ребенка обыкновенная веранда, которая от времени и погоды превратилась в неприглядное, требующее постоянной  реставрации сооружение. Но мы нашли дизайнерское решение этой проблемы и превратили каждую в эстетично оформленную зону.

Особенно привлекает детишек уголок по сказкам  А. С. Пушкина:

Дерево с русалкой и котом на цепи, старик с неводом и золотой рыбкой, царевна – лебедь.

 

Всевозможные пеньки, люки, камни превратились в черепах, гномов, гусениц, божьих коровок.

                                                                     

Дети и родители подолгу любуются «озером с лягушатами», кораблем с парусом, многообразии цветов на клумбах, альпийской горкой, на которой высажены декоративные растения, живописно расположены камни разнообразной формы и цветов. В летний оздоровительный период функционирует фонтан и кафе «Парус», где в тенечке детишкам можно посидеть, отдохнуть, попить воды или сока.

А какую выдумку, фантазию и мастерство проявили воспитатели в оформлении площадок. Они продуманно разместили  на участках теневые навесы, зонты, бассейн для игр с водой, песочницы для игр с песком, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, домики, горки, лесенки. Для спокойных игр и чтения соорудили столики, детские скамейки.  На участке дети получают реальную возможность удовлетворить потребности в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнениях, трудовых процессах..

На экологической тропинке ребята узнают много нового о растительном и животном мире, о явлениях и изменениях в природе, учатся наблюдать и  экспериментировать.  Соприкасаясь с живой природой,  дети стали добрее, отзывчивее, научились  бережно относиться к окружающему. Не остались равнодушными и родители. Они стали нашими союзниками и помощниками.  Созданная развивающая среда вокруг детского сада позволила решить художественно – эстетические и оздоровительные задачи, способствовала проявлению и развитию творческих способностей детей.          фото

4.  Снаружи наш детский сад выглядит как двухэтажное здание с большими окнами.

Дошкольному учреждению 35 лет и старая планировка заставила нас задуматься о том, как рационально использовать имеющиеся площади и сделать детский сад уютным и комфортным для ребят.

Предметную среду проектируем в соответствии с программой «Детство». У нас в МДОУ работает прекрасный творческий коллектив владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Создавая среду, воспитатели  учитывают индивидуальные способности развития каждого  своего воспитанника, знают группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставят перед ними непосильной задачи. При отборе  предметного содержания развивающей среды ориентируемся на «зону ближайшего развития», (Л.С. Выгодской) рассчитываем на разные уровни развития ребенка (низкий, средний, высокий).

Дети,  переступая порог детского сада, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того какие будут эти условия во многом зависит не только  успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие. Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды.  То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко,  выразительно, побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Очень важно создать уют и доброжелательную домашнюю обстановку. Создавая среду обитания маленького человека, воспитатели становятся дизайнерами, декораторами, кукольниками, портными, художниками, конструкторами, психологами.   Каждая возрастная группа имеет свое название («Василек», «Колокольчик», «Незабудка» и т. д.)

Мы разработали свой дизайн – проект группы, исходя из того, что окружение должно воспитывать хороший вкус, создавать уют, ощущение защищенности, в тоже время не  утомлять детей и взрослых.

В композиционном приеме мы выбрали свободную систему, провели  плановое зонирование групп и раздевалок.

Известно, что выбор цвета стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников.  Красиво оформленная приемная, групповая комната, спальня, создает комфорт и уют.  При выборе цвета стен отдаем предпочтение светло- зеленому, оранжево – охровому, светло – желтому, светло – голубому тонам.

Уже при входе, на первом этаже, и поднимаясь по лестнице, родители могут рассмотреть творческие работы своих детей, извлечь легко воспринимаемую полезную информацию.

Попадая в гамму теплых тонов наших раздевалок, малыша встречают веселые клоуны, смешарики или большое солнышко – олицетворяя тепло, доброту и заботу взрослых. Утопая в разнообразии ярких цветов, малыш понимает, что это не просто раздевалка, а импровизированный кусочек лета, или цирка, а может полюбившегося ему мультфильма.

Легче пережить утреннее растование с мамой поможет стенд «    моя семья», или заждавшаяся игрушка в шкафу.

  и  «Волшебное зеркало» - даст возможность разглядеть себя, сравнить с другими.  «Лесенка настроения» оценит эмоциональное состояние в определенный промежуток времени.

Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарная мебель (модули) прочно крепится между собой и к стене. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеничное состояние и предупреждает травматизм.  Длительное время находятся дети в групповой и игровой комнатах. Поэтому очень важно создать правильную цветовую обстановку, т. к. цветовое решение, активно воздействует на детей.

Стены нашей группы окрашены в желтовато- зеленые тона, которые служат благоприятным фоном для разнообразной детской деятельности. На полу светлый линолеум с графически выделенным рисунком. Мебель из светлого дерева, светлый пол, стены создают ощущение простора и современности. .

На окнах тонкие, светло- золотистые шторы, создающие ощущение солнечного освещения. Лампы накаливания с матовым стеклом обеспечивают свет, приближенный к естественному. Они создают самый щадящий  для зрения и нервной системы эффект.

Предметно- игровая среда группы организуется таким образом,  чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования  позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Открытые стеллажные системы, ширмы не заграждают помещение, а исполняют роль разделительного пространства.  Благодаря им групповые помещения делятся на центры( зоны ).

При организации предметно – развивающей среды  советуемся с детьми о  размещение оборудования, узнаем у родителей, чем увлекается их сын или дочка, к чему проявляет склонность, какие любит игрушки.  Важно внести в обстановку те игры, материалы, игрушки, которые доставляют малышу радость и удовольствие.  Если мнение ребенка будет всегда учитываться в создание среды, группа станет для него родной, уютной, комфортной – ведь это дом, который создан и им тоже.  Условное разделение группы на зоны производится так , чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий, с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот позволяющее ощущать теплый контакт с ними.  У каждого центра свое обозначение, символы разного цвета или уголка, позволяют детям легко ориентироваться в группе.

Игра продолжает оставаться для старших дошкольников любимым видом деятельности. У детей расширяется игровая деятельность за счет накопления игрового опыта. Анализируя , опыт детей создали

ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ.  

        -бытовые (семья, магазин)

        -трудовые (строители, больница, школа, почта, моряки, космос)

         -общественные (путешествие, покорители космоса, праздники )

Имеются игрушки для сюжетной игры: куклы, фигуры животных, людей, различные персонажи в наборе с предметами, макеты. Что позволяет ребенку осуществлять игровое действие, реализуя ту или иную роль, построить свой игровой мир, управлять им, т. е. выступать в качестве режиссера.  Режиссерские игры опираются на более широкий социальный опыт – впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов, и вносят неоценимый вклад в развитие ребенка.

Большая часть оборудования для сюжетно – ролевых игр хранится в коробках с обозначенной символикой.

Для организации игры используется различная мебель, в том числе и разноуровневая (пуфики, всевозможные диванчики, стульчики, ширмы).

Их легко передвигать, комбинировать.

   

         

Для организации детского экспериментирования организован

ЦЕНТР НАУКИ – объединенный  с ЦЕНТРОМ  ПРИРОДЫ  и  ЦЕНТРОМ  РУЧНОГО  ТРУДА.

Этот уголок является украшением нашей группы.

Здесь размещается основная часть растений. Несколько красивых растений используется в качестве интерьерных украшений разных частей помещения.

На уровне глаз детей расположен небольшой аквариум, клетка с попугаем. Детям обеспечен свободный доступ к воде и клетке, они могут покормить рыбок поговорить с попугаем. В террариуме черепашка позволяет взять себя в руки, любит свободно путешествовать по групповой комнате, доставляя радость детям.

        

Мягкая мебель, (диванчик, кресло) под кронами напольных растений создают уют. Дети могут уединиться, отдохнуть, полистать любимую книгу, рассмотреть фотографии в семейном альбоме.

 

На небольшой полке оборудован уголок « ЕГО  ВЕЛИЧЕСТВО   ВРЕМЯ » с календарем  наблюдений за состоянием погоды, за растениями и животными. Книги, модели (суток, недели, месяца, года), часы разных видов помогают детям представить и запомнить разные промежутки времени. Здесь можно найти, книги о растениях и животных, настольно – печатные, дидактические игры природоведческого содержания.

На плетеной ширме – полке наряду с комнатными растениями расположен уголок труда (палочки, кисточки, тряпочки, лейки, распылитель – для удода за растениями).

Здесь же, в центре природы,

-УГОЛОК  РУЧНОГО  ТРУДА. (ПЕРЕДВИЖНОЙ)

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой, особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие.

У детей с хорошо развитыми навыками мастерства, быстрее развивается речь, т. к. мелкая моторика рук  связана с центром речи.

Мною разработан план кружка « НЕ  ОТ  СКУКИ  НА  ВСЕ  РУКИ ».

Структура программы:

  1. «фитодизайн»;
  2. «оригами»;
  3. « поделки из бросового материала»;
  4. «работа с бумагой и картоно »;
  5. « шитье »;
  6. « мягкие игрушки, куклы и марионетки ».

Цель: увлечь детей в мир творчества, помочь развить фантазию, воображение, усидчивость, мелкую моторику, технические навыки работы с различными материалами.

Для организации детского экспериментирования имеется:

ЦЕНТР  НАУКИ – ЛАБОРАТОРИЯ:  оборудование для измерения жидкости и сыпучих материалов,  лупа, глобус, детский микроскоп, увеличительные стекла, магниты, емкости  для проведения опытов и экспериментов, детская энциклопедическая литература, белый халат.

Именно исследовательская деятельность дает возможность детям развивать свою познавательную активность, формировать научное мировоззрение. Работа в лаборатории превращает детей в ученых, которые проводят опыты.

Важную роль в развитии старших дошкольников играет конструктивная деятельность.

СТРОИТЕЛЬНО - КОНСТРУКТИВНЫЙ  ЦЕНТР, оснащенный различными видами конструкторских  материалов: строительными наборами, тематический конструктор «Архитектор» пластмассовый конструктор «Лего». Имеется альбом с разнообразными образцами построек, схемами, фотографиями детских построек.

Конструирование по чертежам, схемам, фотографиям способствует развитию образного мышления и познавательных способностей.

Возможность расширить знания о родном крае и стране поможет УГОЛОК  ЮНОГО  ПАТРИОТА, где представлена символика страны (флаг, герб), портрет  президента Р.Ф., символика родного края, альбом «Москва», «Тамбов – моя маленькая Родина», карта России, глобус.

На центральной стене группы –

ЦЕНТР  ФИЗКУЛЬТУРЫ  И  ЗДОРОВЬЯ, он включает в себя:

1. Ростомер;        

2. Пособие «Проверь осанку»;

3. Наборное полотно ( алгоритм и лесенка успеха);

4. Планшет « Мое настроение »;

5 .Двигоцветик ;

6. Игры для мальчиков и девочек;

7. Здоровьецветик ;

8. Спортивное оборудование (стандартное и нестандартное).

Использование разнообразных физкультурных и спортивно – игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и состояние здоровья ребенка.

        У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддерживать и развивать.

В среду группы включена школьная атрибутика (ранцы, обучающие тетради, ручки, линейки, пеналы, колокольчики для звонка, альбомы со школьными фотографиями.)

Выделена  зона – ОБУЧЕНИЕ  ДЕТЕЙ  ГРАМОТЕ. Мною разработана учебная рабочая программа.  На стене оборудовано обучающее пособие –

« ГОРОД  КОРОЛЕВЫ  ГРАМОТЫ » .

Цель: научить детей ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков.

Обучение грамоте очень важное  направление образовательного процесса. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучение родного языка.

Уголок « ГРАМОТЕИ » хорошо оснащен методическими и  дидактическими ресурсами,  демонстрационным и раздаточным материалом.

Для организации индивидуальной работы в микрогруппах по обучению детей грамоте и подготовке руки к письму.

        

Учитываем  возрастающий интерес к книге – как источнику познаний.

В КНИЖНОМ  УГОЛКЕ, наряду с художественной литературой, представлена познавательная литература, энциклопедии. Книжный уголок находится рядом с уголком уединения. Это хорошо освещенное место со столиком, диванчиком, креслом. На книжной полке устраиваем тематические выставки по темам, изучаемым в данный период.

ЦЕНТР   ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ   МАТЕМАТИКИ   мы расположили на полке в шкафу Здесь хранятся материалы, которые дети могут вынести на удобные столы, играть на коврике, у магнитной доски, фланелеграфе. Оборудование: счетные палочки, кубики с цифрами и знаками, пазлы с арифметическими примерами, пособие на нахождение сходства и различия, головоломки, составление целого из частей, задачи – шутки, коллажи, « Танграм», « Колумбово яйцо », кубики Никитина « С. У.», дидактические игры и многое другое.

        В полное распоряжение детей предоставлена стена творчества « МОЯ  ФАНТАЗИЯ ». Малыши могут на ней писать, рисовать мелом, красками, углем. Создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. Кроме обычных материалов ( бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти, угольки). Имеются схемы – способы создания образов с помощью разнообразных техник, пооперационные схемы. Эти средства позволяют воспитывать у ребенка самостоятельность, умение определять последовательность процесса. Детские работы крепятся не только на стендах, но и подвешиваются на прищепках к нити на стене.

Уже в 3 – 4 года малыши начинают мучить родителей и педагогов вопросами о звездах и планетах. С целью вызвать интерес к планете, на которой мы живем, желание узнать больше о вселенной, в группе создан уголок « ЮНЫЙ  АСТРОНОМ ». Разработан проект на тему: «РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ О  ВСЕЛЕННОЙ ».  Имеется богатый материал о планете Земля, о планетах, созвездиях, о людях покоривших космос и изучающих его.

ЦЕНТР « ИГРАЕм В ТЕАТР ».  Очень полезно проводить с детьми словесные игры, игры – драматизации, активно использовать театрализованные игры.   Л. С. Выгодский отметил, что именно в дошкольном возрасте происходит соединение речи и мышления: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.

Для организации игры в театр имеется: большая раскладная ширма, маленькая ширма для настольного театра, стойка вешалка для костюмов, костюмы, маски, парики, зеркало, атрибуты для постановки 2 – 3 сказок, куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра. (плоскостной, кукольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо).

Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие творческих способностей, на становление личности. Развитие музыкальных способностей зависит от психолога – педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-развивающей среды.

  В группе имеется магнитофон с целью:

- использования фоновой музыки на занятиях, позволяющей  оптимизировать нервно – психическую нагрузку ребенка, повысить продуктивность его участия в учебно-воспитательном процессе;

- для слушанья;

- проведения музыкальной релаксации;

- как активный фон в играх;

- как пассивной формы музыкотерапии (перед сном).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК содержит: детские музыкальные инструменты (струнные, ударные, духовые), музыкально-дидактические игры, аудиозаписи.

        В группе есть игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующих познавательному  и математическому развитию детей:  дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логичного действия сравнения. Логических операций классификации, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий.

Например, для развития логики можно рекомендовать игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Четвертый лишний», «Найди отличие» и т. п. Так же имеются игры на развитие умений вычислительной и счетной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления.

Для развития мелкой моторики, (а это очень важно для подготовки мышц к письму) разнообразные пазлы, мозаики, трафареты, книжки-раскраски и другие материалы.

Необходимо развивать представления детей об эмоциональных состояниях людей (радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь…). С этой целью изготовлен «Эмоциональный куб», а также ворсистое полотно, на котором дети сами конструируют эмоциональные проявления людей.

Требования, предъявляемые к воспитанникам должны быть хоть чуть-чуть, но выше его сегодняшних возможностей и способностей. Игры в шашки, в шахматы реально несут большую смысловую нагрузку и лучшего стимула к личному росту нет. Эти игры способствуют развитию логического мышления, произвольного внимания, усидчивости. Тихий уголок в группе, (в спальне) с небольшим столом и двумя уютными креслами, прекрасно подойдет для этих игр.

В нашей группе мальчиков и девочек поровну и мы стараемся создать условия соответствующие их интересам. Для мальчиков приобрели: машины, разные наборы конструкторов, макет-коврик по правилам дорожного движения. Они строят дома,  мосты, арки, гаражи не только на столах, но и на полу, играют и  вместе планируют свою деятельность.

Девочки чаще играют в « семью», «Парикмахерскую», «Больницу», «Магазин» для этого выделена большая часть группы( кухонный блок, гладильная доска, утюг, ванна для купания кукол).

При организации предметно-развивающей среды необходимо поддерживать и развивать: самостоятельность, самоконтроль, самопознание, самовыражение детей. Возрастает произвольность поведения. А это  важная характеристика, свидетельствующая о готовности детей к школе.

Значимое место отводится играм с правилами. Дошкольники умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игры с правилами это: домино, лото, маршрутные игры.

        «СКОРОСТНАЯ  ДОРОЖКА  УСПЕВАЕМОСТИ» стимулирует работу детей, развивает азарт, окрыленность, желание быть первым.

В работе с дошкольниками огромное значение имеет стиль общения. Ребенок – личность, полноценный партнер. От мастерства педагога, его преданности своему делу и любви к детям, зависит развитие каждого воспитанника. Чуткость,  терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанника – главное условие разумного воспитания. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло.

Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.

                                                      Твердят: « Вначале было слово…»        

                                                       А я провозглашаю снова:

                                                       Все начинается с любви –

                                                       И озаренье и работа,

                                                       Глаза цветов, глаза ребенка –

                                                       Все начинается с любви…

                                                                                    Р. Рождественский.

МЕТОДИЧЕСЕОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. А. П. Самородова, С. В. Любимова.

«Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

           Тамбов 2009 г.

  1. Н. В. Нищева.

   «Предметно-пространственная развивающая среда в детском    саду».

Санкт-Петербург 2010 г.

  1. Л. Г.Киреева.

«Организация предметно-развивающей среды».Волгоград 2009 г.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом и разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг р...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды помогут правильно организовать развивающую среду в группе....

Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Методические рекомендации по «Организации предметно пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении»

рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающей среды...

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды в ДОО

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный пер...