Экологическое занятие
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №28 «Любавушка»
Занятие по экологическому воспитанию.
«Вода – краса всей природы»
Громова Нина Федоровна
Воспитатель МДОУ Детского сада № 28 « Любавушка»
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММНОЕ ПОДЕРЖАНИЕ:
- Создать целостное представление о воде, как о природном
явлении. - Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни,
показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде. - Уточнить и обогатить знания детей о воде и её свойствах (вода -
жидкость, не имеет запаха, без вкуса, прозрачная, не имеет
формы и т.д.) - Закреплять умение детей загадывать загадки и отгадывать их.
- Закреплять умение составлять рассказ — описание по схеме.
- Закреплять навыки словообразования.
- Расширять и активизировать словарь по данной теме.
- Закреплять познавательный интерес к изучаемой теме через
проведение опытов. - Воспитывать бережное отношение к воде.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: глобус, указка, картинки с изображением задач мирового океана, схема круговорота воды в природе, материал для проведения опытов, костюм водяного, мяч, музыкальное сопровождение.
Предварительный просмотр:
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Нас ждёт много интересного, но разговор будет очень серьезным. А вот о чем он будет, вы сейчас догадаетесь сами.
(Воспитатель берет в руки глобус)
Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, глобус. А что такое - глобус?
Дети. Глобус - это модель Земли.
Воспитатель. А какую форму имеет наша Земля?
Дети. Земля имеет форму шара.
Воспитатель. Правильно, Земля имеет форму шара, а такой видят Землю космонавты из космоса
(Показывает иллюстрацию)
Дети, скажите, а какого цвета на глобусе больше и почему?
Деги. Синего цвета на глобусе больше всего. Это потому, что синей краской изображены моря,
океаны, реки. Они покрывают большую часть Земли.
Воспитатель. Вспомните, какой океан самый большой?
Дети. Тихий океан (показывает па глобусе)
Воспитатель. Все реки, озера, моря и океаны Земли сливаются вместе и образуют один Мировой океан.
У Мирового океана пять главных задач. Давайте вместе их вспомним,
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА - это греть Землю.
Как же вода греет Землю?
Д'Л'н. 1. Солнце нагревает воду, а потом вода отдаёт это тепло Земле.
2. Это похоже на большой котёл в котельной
Воспитатель. А что было бы на Земле без этого тепла?
Дети. На Земле наступили бы сильные холода и морозы. Всё живое погибло бы от холода.
Воспитатель. Правильно. Эту задачу мы изобразим с помощью вот этой карточки
(воспитатель выставляет карточку №1) ВТОРАЯ ЗАДАЧА Мирового океана - поить Землю. Кто и что пьет воду на Земле?
Дети 1. Воду пьют люди, птицы, животные.
- Вода нужна растениям.
- Без воды всё живое на Земле погибнет от жажд.
Воспитатель. Вспомните, сколько времени человек может прожить без воды?
Дети. Человек без воды может прожить не больше 3-х дней.
Воспитатель. Правильно, дети. Без пищи человек может продержаться гораздо больше, а без воды не более 3-х дней. Вот как изображена 2-я задача
(выставляет карточку №2), ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА океана - кормить нас. Как может накормить нас вода?
Дети 1. С помощью воды люди готовят себе пищу, варят еду: суп, картошку, разные овощи,
макароны ...
- Без воды не приготовить чай, кофе, компот.
- В реках, морях и океанах живут рыбы, животные и растения. Многие из них человек
употребляет в пищу.
Воспитатель. Дети, а каких рыб вы знаете?
Дети. Карась, окунь, лещ, акула ...
Предварительный просмотр:
Воспитатель. Удивительно богат и разнообразен подводный мир. А давайте попробуем показать его с помощью наших пальчиков
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир» Посмотри скорей вокруг Что ты видишь, милый друг? Здесь прозрачная вода -Плывет морской конёк сюда! Вот медуза, вот кальмар! А это? Это рыба-шар! А вот расправив восемь ног Гостей встречает осьминог!
(воспитатель выставляет 3-ю картинку) ЧЕТВЁРТАЯ ЗАДАЧА воды - умывать нас, Кого и чего умывает вода?
Дети.
- Вода умывает людей, леса, растения, дома, города, всю Землю.
- Водой моют машины, улицы.
3. Вода стирает бельё.
Воспитатель. Правильно, дети. Без дождей, без воды всю Землю покрыл бы слой пыли и грязи, и тогда всё погибло бы (выставляет 4-ю карточку). А теперь давайте попробуем сказать об этом стихами
(воспитатель предлагает почитать стихи)
Дети. 1. Если руки ваши в ваксе.
Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг. Снимет грязь с лица и рук?
2. Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо -Человеку погибать? 3. Удивительно, не так ли? В супе, чае, каждой капле, В звонкой льдинке и дождинке, И в росинке и в снежинке Нам откликнется всегда океанская вода
Воспитатель. А какая же пятая задача Мирового океана?
ПЯТАЯ ЗАДАЧА - перевозить людей и грузы.
Проехать по суше можно не везде, а вода широкая и удобная дорога.
Как называется транспорт, который передвигается по воде?
Дети. Этот транспорт называется водным.
Воспитатель. Какой водный транспорт вы знаете?
Дети. Теплоходы, пароходы, катера, лодки, баржи, плоты ...
Воспитатель. Дети, мы с вами вспомнили главные задачи мирового океана, поговорили о значении воды. А сейчас мы вместе спустимся к речке и немного отдохнем.
Физкультминутки
К речке быстро мы спустились. Наклонились и умылись
(легкий бег)
(наклон вперед, имитирование умывания)
Предварительный просмотр:
Раз, два, три, четыре - вот и освежились! А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно!
Вышли на берег крутой
И пошли себе домой!
(имитирование плавания) (взмахивание руками) (ходьба)
А сейчас мы с вами продолжим разговор о воде. Вспомните, как в народе говорят о воде. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети. 1. Вода мельницу ломает.
- Вода землю точит, а камень долбит,
- Вода своё возьмёт.
- У воды нос остёр.
- Много снега - много хлеба.
- Много воды - много травы.
- Вода дорожку найдёт.
- Вода - краса всей природы.
Воспитатель. Молодцы дети, много знаете пословиц. А как вы думаете, вода простое вещество?
Дети. Нет. Вода особое вещество.
Вода может превращаться в пар или замёрзнуть льдом.
Воспитатель. Да, действительно, вода необыкновенное вещество. Она может из одного состояния
переходить в другое. Какие загадки вы об этом знаете?
Дети. (загадывают загадки)
- Меня ждали, меня звали,
Показался - убежали (дождь)
- Седой дедушка у ворот все глаза заволок (туман}
- В каплях все вокруг блестит,
луг алмазами покрыт (роса),
- Прозрачен как стекло,
ко не вставишь в окно (лёд).
5. С неба звездой,
В ладошку - водой (снежинка)
Воспитатель. Вот какая вода волшебница, необыкновенная.
То в сосульку превратится - то в снежинку, то в туман — то в пар!
А теперь я посмотрю, кто на прошлом занятии был внимательным. Мы рассматривали с
вами вот эту схему (показывает схему «Круговорот воды в природе»).
Кто помнит, как называется эта схема?
Дети. Эта схема называется «Круговорот воды в природе».
Воспитатель. Правильно. «Круговорот» от слова «круг». Посмотрите на схему и помогите мне рассказать о движении воды в природе.
Дети.
Работа со схемой,
Что делает солнце с водой (показывает указкой по схеме)? Солнце воду нагревает.
Воспитатель. Что происходит с водой?
Дети. Вода испаряется из морей, рек, океанов, из разных водоёмов.
Воспитатель. Во что превращается вода?
Дети. Вода превращается в пар.
Воспитатель. Что дальше происходит с паром?
Дети. Капельки пара поднимаются вверх, в небо.
Предварительный просмотр:
Воспитатель. И что они там образуют?
Дети. Образуются облака, тучи.
Воспитатель. А что с облаками происходит дальше?
Дети. Летом облака проливаются дождём, а зимой выпадают снегом.
Воспитатель. Потом опять солнце нагревает воду и поднимает её вверх и снова по кругу.
Дети, а кто хочет один рассказать о том, как происходит круговорот воды в природе?
(Дети рассказывают}
Воспитатель. (Прислушивается, затем обращается к детям) Послушайте, по-моему, кто-то идёт!..
Под звук падающей воды входит Водяной (учитель-логопед)
Водяной. Здравствуйте дети (дети здороваются)!
А меня вы узнали? Я - водяной
(кружится, показывает свои костюм)\
Я слышал здесь идёт разговор о воде!
Мне очень приятно, что вы о ней так много знаете.
А хотите со мной поиграть?
Дети. Хотим.
Дети с Водяным играют в игру «Образуй слово»
(дети образовывают слова от слова «вода», например,
водоём, водяной, водный, подводная лодка, водоканал, водопровод, водоворот,
водоросли, водоснабжение, водохранилище и др.)
Воспитатель. Водяной, а теперь мы с детьми приглашаем тебя в нашу лабораторию, где поговорим о свойствах воды (дети садятся за столы).
Что бы вспомнить свойства воды, мы проведём с вами опыты.
Водяной. А можно я тоже буду помогать?
Воспитатель. Конечно, можно.
Воспитатель вместе с детьми показывают опыты.
г
ОПЫТ №1
Воспитатель. Дети, посмотрите, что я делаю (переливает воду из одного сосуда в другой)?
Дети. Вы переливаете воду из одного сосуда (стакана) в другой.
Воспитатель. Подумайте, какое свойство воды помогает воде переливаться.
Дети, Вода - жидкая, поэтому её можно переливать.
Водяной. А как ещё можно сказать о воде. Что делает вода?
Дети. (Дети придумывают действия к слову «вода»). Вода переливается, льётся, журчит,
течет...
ОПЫТ №2
Воспитатель. Дети, а теперь ответьте мне на вопрос, какую форму имеет вода?
Дети. У воды нет формы.
Воспитатель, Правильно, но вода - особое вещество и может принять форму любого сосуда , в
который её наливают (воспитатель показывает прозрачные сосуды с водой разной формы, дети повторяют свойство}
ОПЫТ №3
Воспитатель. (Показывает два стакана: один с водой, другой -с молоком. В каждом из них чайная
ложечка). А теперь подумайте и скажите, какого цвета вода и как вы догадались?
Дети. Вода прозрачная. В стакане с водой ложечку видно, а в стакане с молоком нет.
Предварительный просмотр:
ОПЫТ №4
Воспитатель. А кто мне скажет, чем пахнет вода?
Дети. Она не пахнет, у воды нет запаха.
Воспитатель. Правильно, у воды нет запаха, но она может пахнуть тем, что в ней растворяется или содержится, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху»
(Игра «Угадай по запаху». Дети угадывают запах мяты, чеснока, укропа, ванили, кофе и т.д.
Водяной помогает проводить игру, уточняет запах мяты -мятный, запах чеснока— чесночный и т.д.)
ОПЫТ №5
воспитатель. Дети, скажите, а какая вода на вкус?
Дети. У воды нет вкуса.
Воспитатель. А как вы думаете, вода может иметь вкус?
Дети. Да, если что-то в ней растворить.
Воспитатель. Правильно. Если в воде, что-то растворить, она приобретает вкус этого вещества.
У меня 3 стаканчика с водой (показывает). На вид они не отличаются друг от друга, но Вода в них имеет разный вкус. Какой, вы догадаетесь, если попробуете.
( Игра « Угадай по вкусу». Воспитатель вызывает 3 детей)
Дети. 1. Эта вода соленная, в ней растворили соль.
- Эта вода сладкая, в ней растворили сахар.
- Эта вода кислая, в ней растворили лимонную кислоту.
Воспитатель. Дети, а сейчас я напомню вам очень серьёзное правило. Что-то незнакомое пробовать на вкус или запах нужно очень осторожно. Вы должны быть уверены, что это безопасно. Без взрослых это делать не следует, потому что это может повредить вашему здоровью.
ОПЫТ №6
Водяной. Посмотрите, я испачкал свой платочек, что же мне теперь делать?
Воспитатель. А в этом нам поможет следующее свойство воды. Как вы думаете, какое?
Дети. Вода стирает. Она растворяет грязь.
Воспитатель. Правильно. Вода растворяет грязь (опускает платок в воду, грязь растворяется, платок становится чистым), поэтому в воде стирают одежду и бельё. После стирки всё становится чистым.
ОПЫТ №7
Воспитатель. Дети, а кто знает, как ведут себя в воде разные предметы (предлагает сосуд с водой и
поднос с разными предметами: деревянный кирпичик, камушек, листок бумаги, гвоздик и др.)? Давайте покажем Водяному ещё один опыт!
Дети. ( Рассказывают и опускают предметы в воду)
- Кирпичик в воде не утонет. Он деревянный, а дерево в воде не тонет.
- Гвоздь в воде утонет, потому что он железный. А железо воде тонет.
- Камушек в воде утонет. Он тяжелый и не плавает.
- Листок бумаги не утонет. Он очень легкий и плоский.
Воспитатель. Вот видишь, Водяной, как много дети знают о воде!
Водяной. Да, молодцы дети. Мне так понравилось, давайте еще раз вспомним какая вода?
Предварительный просмотр:
Давайте придумаем определения к слову «вода». Вода, какая?
Дети. (Придумывают определения) Вода прозрачная, родниковая, морская, кипяченая, чистая,
дождевая ...
(Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение о воде)
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, море, океане и
Водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё" нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. Да, дети, без воды мы не сможем жить.
Вода - ото и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на Земле очень много, её должно хватить всем. Но это не так; пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей
планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как
люди загрязняют водоёмы. О том, как нужно беречь воду мы с вами поговорим на следующем занятии.
Водяной. Мне очень понравилось ваше занятие, и на память о нём я хочу сделать вам подарок
(Водяной дарит детям дидактическую игру)
Воспитатель. Спасибо тебе, Водяной. А теперь наше занятие подходит к концу, и я хочу и тебя, Водяной, и вас, дети, пригласить в наш бар.
(Воспитатель угощает всех фруктовыми напитками)