Программа "Лучик"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Ботвина Людмила Леонидовна

Программа "Лучик" направлена на формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре, истории и жизни русского народа, приобщение к истокам  русской народной культуры, знакомство с особенностями истории и культуры Вятского края. Программа прошла экспертизу в Кировскои институте повышения квалификации и переподготовки работников образования в 2007 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l_u_ch_i_k.doc475 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     
                                                                    Ботвина Людмила   Леонидовна

                                                                      -   воспитатель МДОУ - д/сад        

                                                                     комбинированного  вида «Сказка»

                                                                     п. Демьяново  Подосиновского    

                                                                     района  Кировской   области

           

              « Л  у  ч  и  к »

                               авторская   программа

  приобщения  детей к истокам  русской народной культуры

                                   

                                                   

                                                     2006 год

Программа «Лучик» содержит опыт работы МДОУ д./сада «Сказка»

п. Демьяново Подосиновского района, Кировской области  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Программа рекомендуется для работы с детьми 4 – 7 лет в дошкольных учреждениях и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования.

                                       «Велика святорусская земля, а везде -  солнышко»

Солнце, согревающее всё живое лучами, русский народ величал самыми разными именами. Оно является для него добрым и многомилостливым, праведным и вечным. Посылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами, оплодотворяя не только землю, но и недра земли, оно, в  то же время, грозный судья и каратель всякой тёмной силы – нечисти.

Лучик солнца сможет осчастливить своими благодеяниями детей наших. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На наш взгляд именно система знаний, представленных в программе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Цель программы:

                                    Формировать у детей первоначальные представления о  

                                     культуре, истории и жизни русского народа.                                                                                                

Задачи: 

  1. формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  2. формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  3. Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.

Ожидаемый результат:

  1. сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
  2.  применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
  3. Творческая активность и самостоятельность старших дошкольников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.

Принципы построения программы:

  1. Мы по солнышку живём,

Мы за солнышком идём.

Планомерности – планирование  работы на основе русского земледельческого календаря «Круглый год», помогающего упорядочить её и дающего возможность освоить ориентиры во времени, используемые  нашими  наблюдательными и мудрыми предками.

  1. Систематичности – 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.
  2. Учёта возрастных особенностей:

средние группы – работа через сказку, старшие и подготовительные – через драматизацию и  настольный театр.

  1. Учёта половых особенностей:  девочки – украшают кокошники,

     мальчики – доспехи.

  1. Наглядности –  обстановка и оборудование горницы.
  2. Познавательной активности – практическое исследование в старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
  3. Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование сквозное: изодеятельность,  физическая культура и др.

  1. Комплексности в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также  интегрированности специфически дошкольных  видов  деятельности и областей знаний (особенно на занятиях как организованной форме обучения с  включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной  информации по проблеме и др.).

       Содержание программы включает:

Фольклор как  богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.

Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и  как  яркая форма отдыха.

  1. Народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
  2. Русская народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества. При изготовлении игрушек дети приобретают навыки работы с материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
  3. Русские народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

     Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – занятия. Поэтому целесообразно, не перегружая детей, гармонично  вплести содержание данной парциальной программы в базисную.

Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно – исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.

Кроме того, здесь весьма желательна слаженная работа всех участников образовательного процесса: педагога по народной культуре, группового воспитателя,  музыкального руководителя, физрука,  руководителей кружков. Важно «заразить» ею и родителей.

Для организации занятий в данном д/саду создана горница. В ней собраны предметы русского  народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу русского народного быта, но и талант  предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное – попробовать себя в роли  носителей  русской народной культуры.

Виды и формы  проведения занятий разнообразны:

  1. познавательные беседы,
  2. встречи с интересными людьми,
  3. практические занятия,
  4. театрализованные представления,
  5. экскурсии,
  6. викторины,
  7. досуги, развлечения, праздники,
  8. целевые прогулки по улицам посёлка,
  9. мини-выставки,
  10. посиделки.

Принципы построения занятий помогают решению задач программы в соответствии с местными условиями и особенностями детей:

  1. отбор знаний, наиболее доступных и актуальных для ребёнка данного возраста;
  2. непрерывность и преемственность ОП;
  3. дифференцированный подход к детям, учёт их психологических особенностей, возможностей и полоролевых интересов;
  4. рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и  двигательных нагрузок;
  5. развивающий характер обучения, основанный на детской познавательной активности;
  6. деятельностный подход.

     Особенностью занятий является то, что дети знакомятся не с бутафорскими аналогами, а только со старинными, поистине уникальными,  подлинниками  предметов быта.  Все они есть в нашей горнице.

     Посещая горницу, воспитанники знакомятся с ее обитателями: бабушкой Валей, дедушкой Васей, внучкой Машенькой, котом Мурлушей. Все они - большие куклы, выполненные в стиле рукотворной народной игрушки.   Хозяйка горницы – педагог по народной культуре, всегда одетая в русский национальный костюм, и её гости - дети воспринимают обитателей живыми, настоящими. Этот приём позволяет познакомить детей с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями.

         Предлагаемое  сквозное планирование помогает увидеть систему работы  в каждой возрастной группе по определённой теме,  наиболее точно  определить задачи, выстроить структуру занятия. Кроме того, подобрать необходимые приёмы и методы.

   На основе полученных  знаний и умений, а также наблюдений за живой и, так называемой, неживой природой, (п.ч. даже валуны, коими богата земля Подосиновская, это весьма колоритные природные образования с особым значением в укладе селянина), дети получают возможность проявить самостоятельность и творческий подход в изодеятельности. На занятиях по ИЗО и художественному труду придерживаемся принципов народного искусства: повтор, вариации, импровизации.

   Принципы предполагают:

  1. повтор – рисование на основе изделия мастера (образца);
  2. вариация – рассматривание нескольких изделий и выбор по желанию ребёнка;
  3. Импровизация – придумывание своего узора на основе полученных знаний, самостоятельный выбор цвета, материала, формы, сюжета, составление композиции.

В своём большинстве программа предусматривает в занятиях по изодеятельности именно детскую импровизацию.

На занятиях по физической культуре разучиваем новые и закрепляем уже знакомые  русские народные игры. А на музыкальных - слушаем русские народные песни и колыбельные,  водим хороводы,  поём частушки, знакомим с русскими народными инструментами.

В средней группе  занятия по народной культуре мы строим на основе хорошо знакомых детям с раннего возраста сказках,  учим новые  потешки, заклички,  отгадываем загадки.   Занятия посещают персонажи  этих фольклорных произведений: петушок-золотой гребешок, курочка-ряба и др. Постоянными гостями являются куклы-зернушки (театр зернушек), это с их участием мы рассказываем и показываем сказки. Дети  здесь знакомятся с предметами быта, их названиями и основными частями, с их назначением и со способами действия  с ними.

В старшей группе  основное  место на занятиях занимает более широкий спектр народных сказок, а также  пословиц, поговорок, примет, считалок. Дети  5 -6 лет  называют и  демонстрируют   способы действий со старинными  предметами  (например, такими как валёк, ухват и т.п.), участвуют в викторинах, пересказе, драматизации сказок; учатся понимать и объяснять содержание пословиц и поговорок.

В подготовительной группе мы продолжаем знакомить детей с предметами быта, подводим детей к выводу об исторической преемственности с современными аналогами  (камень – сковорода – чугунный утюг – утюг на углях – электрический утюг). Кроме того, здесь дети встречаются с местными мастерами - умельцами  по работе с берестой,  сосновым  корнем (корневушки). Дети  с огромным интересом наблюдают за  работой этих народных  умельцев: как они умеют делать красиво, прочно, добротно…                                                                        

                                                                  Того, кто душу вкладывает в труд,

                                                                   Кто делу отдаётся с пылом страсти,

                                                                   В  народе уважительно зовут

                                                                  Старинным и прекрасным словом

                                                                                                                        Мастер!

          Постепенно подводим детей к пониманию зависимости места проживания людей и созданных ими  предметов быта: в лесной местности – даже посуда деревянная, а  в местах, богатых глиной, - глиняная и т.д.   В этой группе широко  используем познавательные беседы, развивающие мышление ребёнка и помогающие осмысленному восприятию им каких-либо исторических событий.

Характерной особенностью работы в этом возрасте  является знакомство детей с народными праздниками. На посиделках  затеваем  хороводы, игры. Наши питомцы проживают собственные представления о празднике, как о содержательном отдыхе после большого труда.

Завершает изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники в ритме народного календаря. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого календарного периода.

         Основными критериями результативности являются:

  1. Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа:

        – задаёт  познавательные вопросы (почему? зачем? как?);

       – знает  различные источники информации;

            – владеет элементарными навыками их использования для                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          реализации своих познавательных интересов и  потребностей;

          – обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя                                                                                                                                                                                                   рассуждение «потому что»;

           – стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и                                                      представлений.

  1. желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
  2. умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика).

  1.  Проявляет интерес к русской национальной культуре.
  2. Умеет играть в русские народные игры.
  3. Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички.

Узнает героев русского народного фольклора, произведений изобразительного искусства.

  1. Принимает осмысленное участие в русских народных праздниках, знает название праздника, некоторые его традиции.
  2. Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
  3. Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
  4. Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

            Примерное планирование занятий по приобщению детей

                        к русской народной культуре в средней группе

  1. «Во саду ли в огороде».
  2. «Снегурушка».
  3. «Бычок – чёрный бочок».
  4. «Выросла репка большая – пребольшая».
  5. «Милости просим, гости дорогие».
  6.  Весёлые козлята.
  7.  Весёлая ярмарка.
  8.  Глиняная сказка.
  9.  Петушок золотой гребешок.
  10.  Вот, какой я петушок!
  11.  Кузьминки.
  12.  Сошью Маше сарафан.
  13.  Эх, лапти мои.
  14.  «У медведя во бору».
  15.  Здравствуй, зимушка-зима.
  16.  Добрый доброте научает.
  17.  Мурлуша в гости к нам пришёл.
  18.  Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю.
  19.  Мороз, мороз, не морозь мой нос!
  20.  Труд человека кормит, а лень  портит.
  21.  Волшебные спицы.
  22.  В гостях у бабушки.
  23.  Маленький, да удаленький.
  24.  Шутку шутить – людей насмешить.
  25.  А вот скалка – рубля не жалко.
  26.  Водичка, водичка умой моё личико.
  27.  Нет милее дружка, чем родная матушка.
  28.  Хозяйкины помощники.
  29.  Весна, весна, поди, сюда!
  30. « Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая!»
  31.  Благовещение.
  32.  У бабушки в деревне.
  33.  Волшебный сундучок.
  34.  Фока воду кипятит и как зеркало блестит.
  35.  Пришла весна.
  36.  Пасха.


Примерное планирование обучающе-познавательной деятельности в средней группе.

Тема

Задачи

Содержание

ИЗО

Игра

«Во саду ли, в огороде»

Расширять знания детей о родной природе через знакомство с русским фольклором: загадки, потешки.

Разучивание потешки «Бычок».

  1. Потешка «Бычок».
  2. Корзина с овощами
  3. Загадки об овощах
  4. Игра «Чудесная корзина»

«Овощи» -

оттиск печаткой из картофеля, круги разной величины, (.дорисовывание)

«Огородная-

хороводная»

«Снегурушка»

Знакомство детей с волшебным сундучком – сказок. Воспитывать интерес к фольклору, через сказку (показ настольного театра – кукол-зернушек).

  1. Рассматривание сундучка сказок, из чего сделан сундучок, как украшен.
  2. Показ русской народной сказки «Снегурушка» (театр кукол - зернушек)

Сундучок – «тычок».

«У медведя во бору»

«Бычок – чёрный бочок»

Знакомство с русской народной сказкой «Бычок чёрный бочок».

Уточнить знания детей о предмете обихода – корзине, её назначении, материале из которого  сделана (лоза ивовая)

  1. Создание проблемной ситуации с корзинкой.
  2. Чтение сказки.
  3. Показ бычка, рассматривание.
  4. Повторение потешки «Бычок»

Аппликация «Корзинки» украшение корзинки растительным узором.

«Купи бычка»

«Милости просим, гости дорогие!»

Знакомство с горницей, её обстановкой и обитателями: дедушка Вася, бабушка Валя, внучка Машенька. Воспитывать положительные эмоции.

  1. Рассматривание предметов в горнице.
  2. Знакомство с дедушкой, бабушкой, внучкой.
  3. Игра с матрёшками
  4. Ритуал прощания.

Декоративное рисование

«Скатерть – самобранка»

рисование пальчиками.

Р. н. игра «Каравай».

Никита – репорез -

«Выросла репка большая – пребольшая»

Знакомство детей с бытом русского народа в: рассказ   в доступной форме о традиции дёргать репу на Никиту – репореза, печь пироги с репой и варить репную кашу.

  1. Драматизация сказки «Репка».
  2. Угощение репой.
  3. Рассказывание сказки детьми (настольный театр зернушек)
  4. Заучивание р. н. загадки о репе.

Рисование «Репка».

Игра « Гуси-гуси».

«Весёлые козлята»

Продолжать знакомить детей с русским фольклором: сказкой, с «капустницей» – периодом, когда на Руси было принято рубить капусту и заготавливать её на зиму.

  1. Сказка.
  2. Потешки «Идёт коза рогатая», «Водичка-водичка»
  3. Рубка капусты, рассматривание корытца, сечки

Рисование «Корытце».

Хоровод «Кто у нас хороший».

«Весёлая ярмарка»

Познакомить детей с дымковской игрушкой, дать возможность полюбоваться разнообразием персонажей. Воспитывать интерес к народной игрушке.

  1. Рассматривание игрушек.
  2. Рассказ о ярмарке.
  3. Чтение стихов об игрушках.

Роспись силуэтов дымковских игрушек.

«Карусель» - р.н. игра.

«Петушок – золотой гребешок»

 

Показать детям как белят дымковские игрушки: мелом, разведенным на молоке. Развивать интерес к дымковскому промыслу. Познакомить со сказкой «Глиняный паренёк»

  1. Беление игрушки воспитателем.
  2. Р.н. игра «Петушок»
  3. Рассказывание сказки «Глиняный паренёк»

Беление «Петушок».

Игра «Лиса в курятнике».

«Вот какой я петушок»

       (итоговое)

Закрепить знания детей о дымковской игрушке.

Познакомить детей с дымковской росписью: элементы узора, их цвет.

Развивать чувство ритма, композиции.

  1. Рассматривание дымковской игрушки
  2. Назвать элементы узора.
  3. Назвать, какие краски нужны для росписи.
  4. Наблюдение за росписью петушка.
  5. Похвали петушка, чтение потешки.
  6. Расскажи о понравившейся игрушке.

Роспись петушка.

Р.н. игра «Петушок».

«Кузьминки» - итоговое групповое развлечение.

Закрепить знания детей об осени через хороводы, загадки, пословицы. Рассказать детям о народных приметах и обычаях, связанных с днём Кузьмы и Демьяна. Разучить р.н. игру «Кузнецы», познакомить с пальчиковой игрой «Кашка - малашка», повторить хороводы

«Огородная, хороводная»

  1. Пословица «Осень – жируха со злюкой зимой борется»
  2. Беседа об окончании осенних забот.
  3. Хоровод  

«Огородная, хороводная».

  1. Р.н. игра «Кузнецы»
  2. Пальчиковая игра «Кашка - малашка»
  3. Загадки о гармошке, дудочке.

Лепка «Горшочек».

«Кузнецы» - р. н. игра

«Сошью Маше сарафан»

Познакомить детей с традиционной русской одеждой. Показать её красоту и практичность, зажечь искорку интереса к истории русского народа: как одевались люди.

  1. Рассмотреть одежду на куклах.
  2. Потешка «А тари-тари-тари»

Аппликация «Украсим сарафан»

Игра  «Кот и мыши».

«Эх, лапти мои»

Познакомить детей с самой распространённой обувью русского народа – лапти. Формировать потребность в познании рукотворного мира

  1. Вспомнить, какую одежду носили на Руси, на примере одежды обитателей горницы.
  2. Показ лаптей
  3. Рассматривание их.
  4. Рассказ и показ способа обувания в лапти.

Ручной труд «Коврик» плетение коврика из полосок (основа готовая)

Р.н. игра «Лапти».

«У медведя во бору»

Знакомство детей со сказкой «Маша и медведь», продолжать знакомить детей с предметами быта людей: берестяной короб, рассказать о его назначении.

  1. Рассматривание берестяного короба.
  2. Чтение сказки.
  3. Примерить короб, показать, как одевается

Лепка «Избушка медведя».

Игра «У медведя во бору».

«Здравствуй зимушка-зима»

Познакомить детей с р.н. фольклором о зиме: загадки, пословицы, приметы, сказки. Закрепить через фольклор знания детей о природных явлениях зимой, о жизни домашних животных и зверей в  зимнее время года.

  1. Загадка о зиме, снеге, морозе.
  2. Приметы
  3. Сказка «Зимовье зверей»
  4. Закличка «Мороз, мороз»

Коллективная аппликация «Деревья в лесу».

Игра «Два мороза»

«Добрый  добру научает»

Продолжать развивать интерес  к быту в русской деревне, (воду в дом носили в вёдрах на коромысле). Воспитание честности и правдивости.

  1. Рассматривание коромысла.
  2. Рассказ сказки.
  3. Показать, как носили воду на коромысле.
  4. «Добрый   доброте  научает, злой – на зло наставляет».

Рисование «Ведро»

 Игра  «Лиса и зайцы».

«Мурлуша в гости к нам пришёл»

Познакомить детей ещё с одним обитателем горницы: котом Мурлушей. Разучить игру «Кот и мыши».

  1. Знакомство с котом Мурлушей.
  2. Игровое упражнение «Похвали Мурлушу»
  3. Р.н. игра «Кот и мыши»

Рисование по готовому силуэту «Мурлуша»

(тычок – кисть).

Игра «Кот и мыши».

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»

Познакомить с празднованием Нового года. Разучить колядку «Щедровочка»

  1. Заучивание колядки «Щедровочка»
  2. Р.н. игра «Бабка Ёжка».

Рисование «Снег, снег кружится»

Игра «Два Мороза»

«Мороз, мороз, не морозь мой нос!»

Познакомить детей с р.н. закличкой «Мороз, мороз, не морозь мой нос». Рассказать о традиции дарить подарки на Новый год. Дать возможность вспомнить новогодние развлечения, забавы, подарки.

  1. Заучивание заклички.
  2. Рассказ о традициях дарить подарки.
  3. Рассказы детей о новогодних забавах.

Аппликация-обрывание «Снег на крыше, на крылечке»

Хоровод «Что вы любите зимой».

«Труд человека кормит»

Познакомить детей с предметами обихода: веретено, прялка. Воспитывать интерес к р. н. сказкам. Формировать представления о трудолюбии, справедливости.

  1. Рассматривание веретена, прялки.
  2. Рассказывание сказки «Золотое веретено»
  3. «Труд человека кормит, а лень портит».

Рисование «Разноцветные клубочки» (карандаш)

Игра «Стадо».

«Волшебные спицы»

Познакомить детей со спицами и вязанием на них. Уточнить знания детей о том, откуда берётся шерсть, шерстяные изделия. Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Загадка
  2. Рассматривание одежды из шерсти
  3. Р.н. игра «Пастухи».
  4. Имитация движений (прядение, скручивание, мотание в клубочки)

Аппликация «Рукавички»

(узор из геометрических фигур)

Игра «Пастухи»

«В гостях у бабушки»

Продолжить знакомить детей с культурным наследием: фольклором – сказкой. Закрепить знания о предметах русского быта. Воспитывать трудолюбие.

  1. Загадка о веретене
  2. Рассказывание сказки
  3. «Хаврошечка»    
  4. Пение частушек.

Коллективная работа

Рисование + аппликация

«Яблонька»

Хоровод «Ходит Ваня»

«Маленький да удаленький»

(итоговое)

Продолжить знакомства с р.н. сказками. Уточнить знания детей о предметах русского быта, сделанных из дерева.

  1. Рассказывание сказки «Жихарка».
  2. Ищем предметы быта из дерева, называем их.
  3. Мини викторина по сказкам «Узнай сказку по отрывку».

Рисование «Ложка»

(роспись).

«Лиса в курятнике»

Шутку шутить – людей насмешить.

Продолжать знакомить детей с культурным наследием: фольклором – дразнилками, скороговорками, докучными сказками. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

  1. Кот Мурлуша рассказывает докучную сказку.
  2. Дразнилки «Андрей-воробей» и «Рёва-корова»
  3. Р.н. игра «Кот и мыши»
  4. Скороговорки – «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали»

Оригами «Кораблик»

(подарок папам)

Игра «Кот и мыши».

А вот скалка – рубля не жалко.

Познакомить детей с предметами обихода – скалкой. Воспитывать желание слушать р.н. сказку. Закрепить в памяти детей потешку «Тень- тень - потетень.

  1. Рассматривание скалки.
  2. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».
  3. Пальчиковая игра «Тень-тень-потетень».

Аппликация «Снеговик»

(обрыванием)

Игра «Лиса и зайцы».

«Водичка, водичка, умой моё личико»

Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом людей. Познакомить с рукомойником, его назначением. Повторить потешку «Водичка, водичка …»

  1. Вспомнить потешку.
  2. Рассматривание рукомойника, его частей, уточнить их название и назначение.
  3. Игр.упр.«Мыльные пузыри».

Декоративное рисование «Рукомойник».

Хоровод «На дворе метели студёные».

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Познакомить детей со сказкой «Самая красивая мама». Выучить пословицу «Нет роднее дружка, чем родная матушка». Побуждать детей рассказывать о маме, воспитывать доброе, заботливое отношение к взрослым.

  1. Чтение сказки В.А.Сухомлинско-го «Самая красивая мама».
  2. Заучивание пословицы о маме.
  3. Рассказы детей «Мамочка любимая»
  4. Назови ласково маму.

«Цветы для мамы»

(бумагопластика)

Р.н. игра «У Маланьи у старушки»

Хозяйкины помощники.

Знакомить детей с предметами быта – корытом, стиральной доской. Закрепить знания детей о коромысле, ведре. Рассказать и показать детям способ действия с этими предметами.

  1. Сказка бабушки Вали.
  2. Показ и рассматривание коромысла и вёдер.
  3. Показ и рассматривание корыта и стиральной доски.
  4. Мы стираем.

Рисование по трафарету хозяйкины помощники.

«Каравай» - р.н. игра

«Весна, весна, поди сюда»

Рассказать детям о старинных обычаях встречи весны. Познакомить с загадками о весне. Разучить закличу «Весна красна».

  1. Заучивание заклички.
  2. Заучивание пословицы «Зима весну пугает, да всё работает»
  3. Загадки о весне, ручье.

Лепка «Птичка».

«Дятел» - р. н. игра

Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая

Познакомить детей с народным праздником и с традициями русского народа. Привлекать детей к изготовлению соломенного чучела – Масленицы.

  1. Р.н. игра «Каравай»
  2. Песня «Блины»
  3. Изготовление соломенного чучела.
  4. Чтение сказки «Солнце и блины»,

«Соломенная масленица»

Лепка «Вот блины мои готовы»

Хоровод «Шёл медведь по лесу»

Благовещение

(развлечение)

Продолжать знакомство детей со старинными обычаями встречи весны.

Закрепить в памяти закличку о весне. Воспитывать желание принимать участие в русских народных играх.

  1. Заучивание заклички «Весна Красна»
  2. Заучивание заклички «Жаворонушки – перелётушки»
  3. Р.н. игра «Птицы»
  4. Подарки: птички из бумаги или печенье жаворонки.

«Воробушки на солнышке»

(тычком кисти по готовому силуэту)

«Филин» - р.  н. игра

У бабушки в деревне

Познакомить детей с загадками о домашних животных. Закрепить знания детей о домашних животных, их повадках. Привлечь всех детей к участию в р.н. игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

  1. Загадки о  коте, петушке, гусе.
  2. Р.н. игры

«Кот и мыши», «Петушок», «Гуси».

Рисование «Петушок» - ладонью

«Петушок»- р. н. игра

Волшебный сундучок

(итоговое)

Познакомить детей с волшебным сундучком сказок. Активизировать знания детей о русских народных сказках,   желание слушать и узнавать по отрывкам, рисункам, куклам, предметам обихода.

  1. Кот Мурлуша
  2. Сундучок с куклами зернушками.
  3. Отрывки из сказок.
  4. Рисунки детей подг. гр. по сказкам.

Декоративное рисование «Сундучок»

 (печатанием)

Хоровод «Шёл медведь по лесу».

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Продолжать прививать интерес  к быту русской деревни. Закреплять знания детей о современной и старинной посуде. Учить разгадывать загадки.

  1. Загадка о самоваре
  2. Рассматривание самовара
  3. Чаепитие.

Рисование «Ай качи. качи,

качи, глянь баранки, калачи»

Хоровод «Кто у нас хороший»

«Пришла весна»

Повторить закличку «Весна, весна». Познакомить детей с лоскутным шитьём. Учить составлять коллективную аппликацию из ткани на тему «Весна».

  1. Повторить закличку  «Весна»
  2. Рассматривание ковра, покрывала из лоскутов.
  3. Аппликация «Весна»

Из готовых форм.

Рисование «Бабочка»

Хоровод «Мы на луг ходили»

Пасха

 Познакомить детей через сказку с р.н. праздником «Пасха». Рассказать об обычае красить и расписывать яйца, дарить их с пожеланиями добра и здоровья.

  1. Рассказывание сказки «Курочка ряба»
  2. Пляска детей по желанию.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Пение частушек дедом.
  5. Украшение яйца детьми.

Рисование «Пасхальное яйцо» (крашенка).

Игры с яйцами

«Катание с горки»


      Примерное планирование занятий по приобщению детей

              к русской народной культуре в старшей группе.

  1. Гуляй, да присматривайся.
  2. Вершки да корешки.
  3. Семенов день.
  4. Никита-гусятник.
  5. Народная вышивка.
  6. В гости к Терёшечке.
  7. Весёлая ярмарка.
  8. В воде купался, а сух остался.
  9. Ходят гуси вереницей.
  10. Об осени одни поминки.
  11. Бабушкин сундук.
  12. В гостях у бабушки (женский костюм).
  13. Лапти.
  14.  В гостях у дедушки (мужской костюм).
  15.  Проказы старухи зимы.
  16.  Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна.
  17.  Гончары.
  18.  Новогодняя ёлка.
  19.  Пришла коляда – открывай ворота.
  20. Таню, Танечку, Танюшу поздравляем мы сейчас.
  21. Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
  22. Кукла-скатка.
  23. Валентинов день.
  24. Богатыри земли русской.
  25. Чудесный сундучок.
  26. Нитки и ткачество.
  27. Кружевной воротник.
  28. Ой, ты масленица.
  29. Чудесный сундучок.
  30. Никитин день.
  31. Благовещение.
  32. Вербное воскресение.
  33. Гуляй, да присматривайся.
  34. Пасха.
  35. Кукла-засыпанка.
  36. Ковёр-самолёт.


Примерное планирование обучающе - познавательной деятельности в старшей группе.

            Тема

         Задачи

       Содержание

             ИЗО

                     ИГРА

Гуляй да присматривайся.

(экскурсия)

Уточнить знания детей о приметах осени через дидактическую игру, заучивание заклички. Познакомить детей с народными поговорками, приметами сентября.

  1. Загадки.
  2. Поговорки
  3. Приметы
  4.  Дидактическая игра «С какого дерева листок»
  5. Закличка «Осенушка-осень».

Рисование «Лес, точно терем расписной». (тычок, кисть)

Р.н. игра «Чёрный петух»

Вершки да корешки.

Закрепить знания детей об овощах, способах их употребления. Продолжать загадывать загадки. Воспитывать желание слушать русские народные сказки.

  1. Загадки.
  2. Сказка «Мужик и медведь»
  3. Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Рисование  «Вершки и корешки» (дорисовывание).

Р.н. игра «Огородник».

Семёнов день.

Рассказ о Семёновом дне, народных приметах и обычаях. Воспитывать желание участвовать в р. н. играх, умение отгадывать загадки.

  1. Загадывание загадок:

                   муха,

                    комар,

                    блоха,

                    таракан.

  1. Рассказ сказки.
  2. Игры детей.

Рисование «Дождик»

(воскографика)

Р.н. игра «Муха».

Народная вышивка.

Познакомить детей с искусством вышивки. Восхищаться многообразием предметов прикладного искусства, любить его, испытывать уважение к народным мастерам.

  1. Рассматривание вышивки: полотенце,

      дорожка,

      подушка - думочка,

      фартук

  1. Обратить внимание на цвет, элементы узора (растительные узоры)

Рисование + аппликация

«В саду горит огонь рябины красной»

(листья вырезать, ягоды – пальцем)

«Кружева».

Никита-гусятник.

Познакомить детей с явлением природы – отлётом гусей в тёплые края, его причины. С особенностями и повадками этих птиц, русским фольклором.

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Сказка «Гуси - лебеди»
  3. Беседа о причинах отлёта птиц.

Рисование «Гусь» (ладонь)

«Гуси-лебеди».

В гости к Терёшечке.

(развлечение)

Продолжать знакомить детей с русским обрядам – капустницей. Воспитывать желание участвовать в русских народных играх, слушать сказки, отгадывать загадки.

  1. Рассказывание сказки
  2. Русская народная игра «Баба Яга».
  3. Загадывание загадок
  4. Рубка капусты.

Аппликация «Избушка»

«Баба  Яга»

Весёлая ярмарка

Рассказать детям об истории возникновения дымковской игрушки. Воспитывать желание знакомиться и гордиться игрушкой, созданной нашими земляками. Развивать эстетическое и эмоциональное восприятие.

  1. Рассматривание игрушек
  2. Чтение стихов о дымковской игрушке.
  3. «Гуси на прогулке» - игра .
  4. Словесная игра «Назови игрушку».

Рисование «Ярмарка»

«Карусели»

В воде купался, а сух остался.

Дать детям возможность пронаблюдать процесс изготовления игрушки «Гусь»  скульптурным способом. Закрепить знания детей о процессе заготовки глины.

  1. Наблюдение за изготовлением игрушки.
  2. Р.н. игра «Гуси-гуси»
  3. Игровое упражнение «Гуси».

Лепка «Гусь»

Игра «Гуси-гуси».

Ходят гуси вереницей.

(итоговое)

Закрепить знания о дымке. Рассказать детям о современных способах беления дымковской игрушки.

  1. Соберу картинку, расскажу об игрушке.
  2. Беление игрушки,
  3. Рассматривание узора на дымковской игрушке.
  4. Уточнить цвет
  5. Наблюдение за работой.

Роспись игрушки «Гусь»

Бабушкин сундук.

Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Закреплять знания детей о современной мебели. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком, с его формой, функциональным назначением.

  1. Словарная игра «Назови мебель»
  2. Рассматривание сундука.
  3. Заучивание пословицы «Всякому молодцу ремесло к лицу».
  4. «Была бы охота – заладится работа».

Рисование «Укрась сундук»

Р.н. игра «Кузнецы».

Кузьминки об осени одни поминки.

(итоговое развлечение)

Обобщить знание об осени через загадки, поговорки, пословицы. Продолжить знакомство с праздником «Кузьма – Демьян». Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с этим праздником. Загадывание загадок, повторить р. н. игры «Кузнецы», «Куры и ворон». Воспитывать желание водить хороводы и петь частушки.

  1. Рассказывание сказки.
  2. Пальчиковая игра «Кашка - малашка»
  3. Р.н. игра «Кузнецы»
  4. Р.н. игра «Куры и ворон»
  5. Загадки о гармошке и дудочке.
  6. Пение частушек.

Рисование «Горшок»

«Куры и ворон»

Бабушкин сундук

(женский костюм).

Показать различие девичьей и женской одежды. Развивать художественный вкус, творческое воображение

 ( на примере вышивки)

  1. Рассматривание сарафана
  2. Рассматривание рубахи.
  3. Головные уборы.
  4. Примерка костюма девочкой.

Рисование «Красная девица»

(русский костюм).

Игра «Золотые ворота».

Лапти.

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта, (материале, назначении)

  1. Проблемная ситуация с р.н. костюмом с современной обувью.
  2. Рассматривание лаптей.
  3. Показ способа носки (онучи – лапти)
  4. Вспомнить загадку.
  5. Игра «Лапти».

Ручной труд – плетение «Коврик»

Из полосок без основы.

Р.н. игра «Лапти».

Бабушкин сундук (мужской костюм)

Познакомить с русской народной одеждой мужчин. (Рубаха-косоворотка, штаны – порты, кушак-пояс). Отразить красоту, пользу, прочность.

  1. Рассматривание рубаха, порты, картуз.
  2. Примерить костюм мальчику.

Русский костюм

«Добрый молодец».

«Бояре»-игра

«Проказы старухи зимы»

Развивать интерес детей к природе родной страны, через сказки, загадки, заклички.  Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

  1. Пословицы о декабре, зиме.
  2. Загадки о снеге, морозе, льде.
  3. Сказка К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
  4. Закличка «Ты, мороз, мороз!»

Аппликация «Белый снег пушистый в воздухе кружится» (обрывание).

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

Познакомить детей с предметами обихода – прялкой. Показать способ прядения на прялке. Закрепить желание играть в русские народные игры. Воспитывать трудолюбие и справедливость (сказка).

  1. Наблюдение за прядением на прялке.
  2. Рассматривание прялки и веретена.
  3. Сказка «Золотое веретено»
  4. Игра «Прялица».

Рисование «Укрась прялку».

«Прялица»-р. н. игра

Гончары

Познакомить детей с гончарным промыслом.  Учить детей по внешнему виду различать кринку, творожницу, носоватик. Воспитывать бережное отношение к труду гончаров.

  1. Путешествие в город мастеров.
  2. Дидактическая игра «Назови правильно».
  3. Знакомство со старинной глиняной посудой: носоватик, творожник, кринка.
  4. Игра «Горшки».

Вырезывание из бумаги «Творожница» «Кринка».

Лепка «Кружка» - ленточный способ.

«Горшки»- р. н. игра

Новогодняя ёлка

Зажечь искорку интереса к жизни народа на Руси в разные времена. Дать представление о традиции встречи  Нового года. Наряжение ёлки на Новый год.

  1. Беседа о праздновании Нового года.
  2. Сказка
  3. «Новогодняя ёлка».
  4. Коллективная аппликация «Ёлочка нарядная».

«Сапожок» - вырезывание по трафарету и роспись.

«Пустое место».

«Пришла коляда – открывай ворота».

Познакомить детей с рождественскими праздниками, колядованием.  Разучить колядки, изготовление аналогов для украшения ёлки.

  1. Рассказывание воспитателем о рождестве.
  2. Разучивание колядок.
  3. Р.н. игра «Скакалка»
  4. Вырезывание.

Вырезывание ангелов по трафарету.

«Украсим ёлку».

«Два мороза»

«Татьянин день».

Познакомить с Татьяниным днём через игры, конкурсы, аттракционы. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа.

  1. Рассказ о Татьянином дне.
  2. Конкурс эрудитов.

«Назови цвет»

«Назови ласково».

  1. Конкурс знатоков «Бытовые приборы – помощники».
  2. Аттракцион «Узнай друга».

Рисование «Цветы» - Городецкая роспись.

Хоровод «Ходит Ваня».

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

  1. Чтение р.н. сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»,
  2. Беседа по сказке – что,  значит, быть друзьями?
  3. Вспомнить пословицы о дружбе.
  4. Игра «Дрозд».

 

Кляксография «Мои друзья».

«Дрозд».

«Кукла-скатка».

Познакомить детей с куклой, имеющей для  наших предков обереговое  значение, охранительную силу. Помочь детям уловить дух русского костюма, его колорит, яркость и  содержательность одновременно. Воспитывать доброжелательное отношение к рукоделию наших бабушек.

  1. Рассматривание корзины рукоделия.
  2. Рассматривание куклы-скатки.
  3. Воспитатель делает куклу.
  4. Дети участвуют в подборе одежды.
  5. Рассказ об обереговом значении куклы.

Изготовление кукол-скаток.

«Жмурки».

«Валентинов день»

(групповой праздник)

Познакомить детей с неизвестным, но очень интересным и своеобразным праздником, его традициями и обычаями. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

  1. Рассказ о празднике (католическом)
  2. Игра «Подари улыбку».
  3. «Собери яблоко».
  4. «Меткие стрелки».
  5. «Хозяюшки».
  6. «По камушкам».
  7. «Всё мы делим пополам».
  8. Дарение «валентинок ».

Ручной труд «Валентинки».

(из картона)

«Дрозд».

«Богатыри».

Расширять кругозор детей на основе  исторического материала, картины, доступного пониманию детей. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время.

  1. Рассказ воспитателя о защитниках земли русской.
  2. Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова.
  3. Беседа по картине, обратить внимание на одежду, доспехи, оружие.

Рисование  «Доспехи»

(мальчики),

«украшение кокошника»

(девочки).

«Петушиный бой».

«Чудесный сундучок»

(итоговое)

Уточнить знания детей о старинных предметах быта. Знакомство с чудесным сундучком – «сундук загадок». Учить отгадывать загадки и находить отгадки в горнице. Воспитывать желание играть в русские народные игры «Отгадывание».

  1. Рассматривание чудесного сундука.
  2. Загадывание загадок: самовар, часы, пила, утюг, стол.
  3. Р.н. игра «Отгадывание».

Аппликация «Чашка с блюдцем» (из бумаги, сложенной вдвое).

«Попрыгунчики».

«Нитки и ткачество».

Продолжать знакомство детей с особенностями труда людей в деревне. Расширить знания и словарь по теме «Нитки. Ткачество». Обогащать опыт детей; развивать зрительные и тактильные анализаторы. Воспитывать интерес к русской истории.

  1. Наблюдение за прядением ниток.
  2. Рассматривание веретена, прялки.
  3. Загадки о веретене и прялке.
  4. «Смотай клубочек»
  5. Дидактическая игра «Для чего нитки нужны»

Рисование «Узор на полотенце»

«Иголка, нитка, узелок».

«Кружевной воротник»

Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности.

  1. Выставка кружева.
  2. Наблюдение за вязание кружева
  3. Игра «Узнай узор и назови его».
  4. Рисование «укрась воротник».

Портрет  «Мамочка любимая»

«Пирог», «Кружева».

«Ой, ты, масленица».

Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле.

  1. Закличка «Масленица».
  2. Русские народные игры: «Пирог», «Крута гора», «Петушиный бой», «Горелки».

Рисование по сказке «Соломенная Масленица».

 «Крута гора».

«Чудесный сундучок».

(итоговое)

Продолжить знакомство с чудесным сундучком. Закреплять знания о предметах обихода в деревне.

  1. Загадки: зеркало, шапка, лапти.
  2. Игра «Отгадывание».
  3. Составляем кроссворд.

 Аппликация «Сундучок».

(растительный узор из бумаги, сложенной гармошкой).

«Отгадывание».

«Никитин день»

Познакомить детей с днём Никиты – это праздник озёр, рек, ручьёв, которые олицетворяют сказочный образ Водяного. Продолжить знакомство детей с русским фольклором: сказкой, игрой, обрядами.

  1. Рассказывание об обрядах, связанных с этим днем (гостинец водяному)
  2. Р. н. игра «Озеро, ручеёк».
  3. Сказка «Никитин день».
  4. Р.н. игра «Водяной».

Аппликация «К нам весна шагает быстрыми шагами»  (обрывание).

«Водяной».

«Благовещение»

Познакомить детей с празднованием одного из любимых народных праздников: третьей, решающей встрече весны – Благовещенье.

  1. Рассказ о празднике.
  2. Игра «Смех».
  3. Загадки о птицах.
  4. Р.н. игра «Жаворонок».
  5. Игра «Воробушек».

Лепка «Птицы».

Рисование «Птица» - Городецкая роспись

Аппликация «Птичка-невеличка».

(из геометрических фигур).

«Жаворонок» - р. н. игра

«Вербное воскресение»

Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и р.н. игре.

  1. Рассматривание веток вербы.
  2. Рассказ о лечебной силе веток.
  3. Р.н. игра «Займи место».
  4. Угощение: печенье, «барашки»  (с вербными почками)

Рисование «Ветка вербы».

«Ручеёк».

«Гуляй, да присматривайся

(итоговое)

Продолжить знакомство с культурным наследством: сказкой. Знакомить с народными приметами весны.  Закрепить знания детей о характерных признаках весны.  Разучить закличку о весне «Жаворонушки».

  1. Вспомнить приметы весны (на основе наблюдений)
  2. Познакомить с народными приметами.
  3. Чтение сказки «Как весна зиму поборола».
  4. Заучивание заклички «Жаворонушки».

Рисование «Одуванчики».

«Воробей».

«Пасха».

Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры.

  1. Приметы на пасху.
  2. Закличка «Солнышко-вёдрышко».
  3. Р.н. игра «Верба, вербочка».
  4. Р.н. игра «Чьё яйцо дольше прокрутится?» «Катание яйца с горки».

Роспись «Пасхального яйца»  (писанка).

 Игры с яйцами.

 «Солнышко-вёдрышко».

«Кукла-засыпанка»

Показать детям способ изготовления Куклы-засыпанки, (по способу Куклы-Скатки).Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа, через колыбельные песни. Воспитывать положительные эмоции.

  1. Показ куклы-засыпушки.
  2. Рассматривание, обследование.
  3. Показ способа изготовления.
  4. Пение колыбельных песен.

Кляксография «Солнышко-вёдрышко».

«Займи место».

«Ковёр самолёт»

  1. Изделие из лоскутов.
  2. Показ способа изготовления.

Аппликация «Ковёр- самолёт», (из ткани)

Р.н. игра «Солнышко-вёдрышко».


Примерное планирование занятий по приобщению детей к          русской народной культуре в подготовительной группе.

  1. Восенушка - осень,  сноп последний косим.
  2. Соломенное царство.
  3. Народная вышивка.
  4. Никита гусятник.
  5. Покров – натопи избу без дров.
  6. Капустница.
  7. Параскева - грязнуха.
  8. Дымка.
  9. Кузьма-Демьян.
  10. Кони глиняные мчатся.
  11. Что за конь.
  12. Корневушки.
  13. Волшебная глина.
  14. Николин день.
  15. Новогодняя ёлка.
  16. Пришла Коляда накануне Рождества.
  17. Пришла Коляда накануне Рождества.
  18. Емельяны - перезимники.
  19. Крещение.
  20. Русский народный костюм.
  21. Валентинов день.
  22. Богатыри земли русской.
  23. Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна.
  24. Кружевные шляпы.
  25. Масленица.
  26. Кукла-скатка.
  27. Алексей с гор потоки.
  28. Благовещение.
  29. Чудесный сундучок.
  30. Грач на горе – весна на дворе.
  31. Пасха.
  32. Егорий храбрый.
  33. Засыпушка.
  34. Береста.
  35. А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
  36. Лекарственные растения.


Примерное планирование обучаще - познавательной деятельности в подготовительной группе.

Тема

Задачи

Содержание

 ИЗО

 Игра.

«Никита гусятник».

Продолжить знакомство с Никитиным днём, с явлением природы – отлётом гусей в тёплые края, с особенностями и повадками этих птиц, русским фольклором.

  1. Гуси летят – зиму на хвосте тащат.
  2. Рассказ о водонепроницаемости пера, лапы не чувствуют холода.
  3. Рассматривание щепной птицы.
  4. Р.н. игра «Гуси-гуси».

Конструирование из бумаги «Гуси».

Р.н. игра «Гуси-гуси»,

«Волк и гуси».

«Восенушка- осень – сноп последний косим».

(экскурсия, итоговое)

Систематизировать знания о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах, через пословицы, приметы, старинное название месяца. Закрепить знания о природных явлениях, дарах природы, повторить закличку.

  1. Сентябрь – руин, хмурень, златовест.
  2. Приметы сентября.
  3. Пословицы о сентябре.
  4. Повторение заклички «Восенушка – осень…»
  5. Р.н. игра «Пирог».

Зарисовка колосьев.

Дидактическая игра «Что из чего сделано»,

«Огородник воробей».

Соломенное царство».

Показать детям красоту, прочность, пользу изделий из соломы (шкатулки, панно, шляпы). Научить детей делать куклу - стригушку.

  1. Мини-выставка «Соломенное царство».
  2. Рассматривание соломы.
  3. Изготовление куклы из соломы «стригушка».

Аппликация из соломы.

Настольная р.н. игра «Соломинки».

«Народная вышивка»

Продолжить знакомство с русской народной вышивкой. Дать представление о композиционном построении узора (растительный орнамент). Познакомить с символами в орнаменте вышивки: знаки обереги (кресты, ромбы, прямые линии). Дать представление о значении цвета в вышивке.

  1. Знакомить с историей промысла.
  2. Знакомить с материалом и инструментами (нитки мулине, игла, пяльца)
  3. Рассказ о символике цвета, знаки-обереги.

Узор для украшения дорожки, подушки-думочки.

Русский народный костюм. Мальчики – рубаха, девочки – сарафан.

«Нитка, иголка, узелок».

«Кружева».

«Покров – натопи избу без дров».

Познакомить детей с русским народным праздником Покров, с его обычаями и обрядами народными приметами. Продолжать отгадывать загадки, участвовать в русских народных играх.

  1. Поговорки о Покрове.
  2. Р.н. игра «В углы».
  3. Загадки о грибах.
  4. Р.н. песня «Я по рыночку ходила».
  5. Частушки.

Конструирование «Кокошник».

(головной убор невесты).

«В углы».

«Капустница»

(групповое развлечение – посиделки)

Закрепить знания детей о веселых русских вечеринках – капустнице. Расширить знания о р.н. традициях через загадки, р.н. игры, скороговорки.

  1. Р.н. игра «Капуста».
  2. Рубка капусты (корыто, сечка).
  3. Скороговорки.
  4. Загадки об овощах.
  5. Угощение капустой.

Симметричное вырезывание «Сечка».

Р.н. игра «Капуста».

«Параскева - грязнуха»

Способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм, традициям через совместную деятельность.

  1. Поговорка «На грязнуху не бывает сухо».
  2. Рассказ о традициях, связанных с этим днём.

Рисование «Что нам осень подарила».

«Корзинки».

«Кузьма-Демьян» (групповое итоговое развлечение).

Уточнить знания детей об осени и осенних явлениях через пословицы и загадки. Продолжить знакомство с праздником «Кузьма- Демьян». Напомнить об обрядах и обычаях, народных наблюдениях, связанных с этим праздником. Воспитывать желание отражать впечатления об услышанном в рисунке.

  1. Сказка о Кузьме-Демьяне.
  2. Пословицы о празднике.
  3. Р.н. игра «Курочки».
  4. Хоровод «Прялица».
  5. Частушки.

Силуэтное вырезывание «Флюгер Петух».

 «Курочки»

«Дымка».

Продолжить знакомство детей с дымковской игрушкой, мастерами-игрушечниками. Учить отличать дымку от других игрушек. Воспитывать чувство гордости за мастеров-земляков «Мы вятские».

  1. Рассматривание игрушек.
  2. Игра «Будь внимателен».
  3. Рассматривание книги И.Я.  . Богуславской  «Дымковская игрушка»
  4. Сказки детей о дымковской игрушке.

Роспись силуэтов дымковской игрушки.

«Салки на одной ноге».

«Кони глиняные мчатся».

Формировать чувство национальной гордости за замечательные, красочные игрушки, созданные мастерами земляками. Показать лепку коня из целого куска глины, (скульптурный способ).

  1. Рассматривание дымковской игрушки «Конь».
  2. Показ способа лепки.
  3. Чтение стихов о дымковской игрушке.

Лепка из глины «Конь».

«Лошадка».

Беление и роспись «Конь».

«Что, за конь!»

(итоговое)

Закреплять знания детей о дымковской игрушке, о дымковском промысле. Дать возможность пронаблюдать роспись игрушки, прививать чувство красоты и восхищения работой дымковских мастериц.

  1. Уточнить элементы росписи.
  2. Рассказать о символике в цвете.
  3. Наблюдение за росписью игрушки «Конь».

Роспись дымковской игрушки.

«Шлёпанки»  с мячом.

«Корневушки».

(встреча с мастером)

Познакомить детей с историей народных ремёсел, на основе плетения из корня, приобщать к традициям родного края. Дать возможность понаблюдать за работой мастера.

  1. «Корневушки».
  2. Показать красоту, пользу, прочность.
  3. Рассмотреть корни сосны, инструменты.
  4. Наблюдение за работой мастера.

«Зимний лес» печатание с помощью засушенных листьев.

«Два Мороза».

Катание с горок.

(Екатерина - санница)

Волшебная глина.

1 занятие

Продолжить знакомство детей со старинной глиняной посудой. Закрепить название посуды. Учить различать современную и старинную посуду: зрительно, тактильно, на слух. Показать детям взаимосвязь формы и назначения посуды. Воспитывать интерес к быту русской деревни.

  1. Дидактическая игра «Раздели».
  2. «Узнай на ощупь», «Узнай по звуку».
  3. «Назови посуду».
  4. Р.н. игра «Горшки».

«Кринка» монотипичекая роспись.

Лепка «Кружка»

Способом кругового налепа.

Р.Н. игра «Горшки».

Показ лепки «Кружка»

2 занятие.

«Николин день»

Познакомить детей с праздником «Николин день». Разучить игру «Пирог». Повторить игру «Прялица». Воспитывать желание познать традиции русского народа.

  1. Приметы на Николин день.
  2. Сказка о Николе-угоднике.
  3. Р.н. игра «Пирог».
  4. Хоровод «Прялица».

Рисование «Зимний пейзаж» - река, лёд.

«Букет для Снегурочки»

«Прялица», «Пирог».

«Новогодняя ёлка»

Продолжить знакомство детей с традицией встречи Нового года, напряжением ёлки. Зажечь искорку интереса к жизни народа на Руси в разное время. Дать представление о праздновании Нового года в других странах.

  1. Сказка о ёлке.
  2. Рассказ о праздновании Нового года в Америке, Финляндии.

«Хоровод»  Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой.

«Кривой петух».

Пришла Коляда накануне Рождества"

Продолжать знакомство детей с рождественскими праздниками, святочными гаданиями. Учить украшать рождественское печенье «Козульки».

  1. Рассказ о Рождестве.
  2. Разучивание колядок.
  3. Разучивание дразнилок.

«Зимняя ночь»

«Бояре».

«Катание с горок».

Вызвать интерес и желание  участвовать в празднике.

  1. Знакомство с гаданием.
  2. Идём колядовать.

«Снежинки»

воскография.

«Ангел мой надо мной»

Р.н. игра «Медведь с цепью».

«Емельяны  перезимники»

В доступной форме через игру, сказку познакомить детей с днём Емельяна. Продолжать развивать интерес к жизни русского народа, его традициям.

  1. Рассказ об обычаях дарить подарок крестнику в Емельянов день.
  2. Сказка « По - щучьему велению».
  3. Р.н. игра «Емеля».

Вырезание «Ажурный зимний лес».

Р.н. игра «Емеля».

«Крещение»

Продолжить знакомство детей с русскими народными традициями. Воспитывать желание принимать участие в разговоре о народных приметах, обычаях.

  1. Пословицы и поговорки о крещении.
  2. Рассказ воспитателя об очистительной, охранительной силе крещенской воды.

Декоративное рисование

(растительный узор)

«шаль»

«Подушечка».

Русский народный костюм

(итоговое)

Закрепить знания детей о русском народном костюме. Рассказать о цвете, оберегах в одежде и украшениях. Показать в одежде триединство мира. Дать возможность понять зависимость использования одежды от сословия людей. (Крестьяне – лапти, богатые люди – сапоги)

  1. Рассматривание женского костюма.
  2. Рассматривание мужского костюма.
  3. Уточнить отличие женского костюма от девичьего.
  4. Цвет, обереги в одежде, украшения, польза, прочность, красота.
  5. Кроссворд.

Вырезание силуэта.

Роспись: мальчики -

«Рубашка», девочки – «Сарафан».

«Ласковый платочек».

Валентинов день (групповое развлечение)

Продолжить знакомство с  днём Святого Валентина, его традициями и обычаями. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание участвовать в играх-соревнованиях.

  1. Беседа о празднике.
  2. «Выбери пару и подари улыбку».
  3. «Собери яблоко».
  4. «Назови героев сказок» (трудолюбивых, добрых)
  5. Турнир «Меткие стрелки»
  6. Одень младенца.
  7. «Во имя прекрасных дам»
  8. Танец соединённых сердец.

Рисование  «Валентинки».

Рисование «Портрет зимы»  (холодный тон).

«Подушечка».

«Богатыри земли русской»

Расширять кругозор детей о защитниках земли русской через исторические события, картину, былину. Развивать интерес к жизни народа в разное историческое время. Воспитывать патриотов.

  1. Беседа о защитниках земли русской.
  2. Рассмотреть картины (доспехи, оружие).

Рисование

Мальчики – «доспехи»,

Девочки – «щит»

«Петушиный бой»

«Кулачный бой».

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна».

Дать детям возможность проникнуться чувством красоты, совершенства предметов обихода – прялка, созданных трудом человека. Красота и польза неотделимы в изделиях мастеров.

  1. Рассматривание прялки и загадка о ней (корневуха, разборная)
  2. Напомнить процесс прядения.
  3. Рассматривание в книге «Роспись» (лопасть, донце, стойка, серёжки, маковка, яблоко)

Конструирование «Прялка» - мальчики.

Роспись «Прялка» - девочки.

«Прялица».

Кружевные шляпы.

Донести до детей чувство красоты и совершенства предметов, созданных трудом человека. Воспитывать желание беречь предметы рукотворного мира, воспроизводить образы кружев в изодеятельности.

  1. Мини-выставка «Кружева».
  2. Рисование «Кружевные шляпы».

Рисование портрет

«Мамочка любимая».

«Кружева».

«Масленица» (групповое развлечение)

Продолжить знакомство со старинным народным  праздником  Масленицей, с ритуальной едой на Масленице – блином – символом солнца. Показать смысл прощёного воскресенья – просить прощения, не держать обид – святой обычай на Руси.

  1. Знакомство с праздником – Масленицей.

Понедельник – встреча

Вторник – заигрыш

Среда – лакомка

Четверг – широкий четверг

Пятница – тёщины вечерки,

Суббота – золовкины  посиделки,

Воскресение – прощёное воскресение.

Кукла «Стригушка» из соломы.

«Солнышко-вёдрышко».

«Перетягивание каната»

«Кукла-скатка».

Закрепить знания детей о кукле, имеющей обереговое значение. Воспитывать доброжелательное отношение к рукоделию наших бабушек. Воспитывать желание делиться знаниями о русском народном костюме.

  1. Беседа о кукле-скатке.
  2. Уточнить ее обереговое значение, (безликая кукла).
  3. Наблюдение за изготовлением куклы.

Изготовление кукол-скаток.

«Ловля птиц на лету».

«Алексей с гор потоки».

Познакомить детей с праздником «Алексей с гор потоки». Рассказать о смысле поговорок, начало весенних забот. Привлечь детей к участию в р. н. играх.

  1. Беседа о празднике.
  2. Р.н. игра «Кораблик» - мальчики, «Родничок» - девочки.
  3. Докучная сказка.
  4. Загадки о весне, снеге.
  5. Р.н. игра «Ручеёк».

Коллаж «К нам весна шагает»

«Кораблики», «Ручеёк».

«Благовещение» (групповое развлечение)

Продолжить знакомство с русским народным праздником  - Благовещенье. Рассказать детям о традиции: выпускать из клеток птиц на волю, они возвещали Богу о доброте своих освободителей. «Благовещение – птиц на волю отпущение»

  1. Беседа о празднике.
  2. Загадки о птицах.
  3. Игра «Ай да птица, что за птица».
  4. «В воробья».
  5. «Солнышко - вёдрышко».
  6. Печенье «жаворонки».

Лепка из теста «Жаворонки».

«Ай да птица, что за птица».

«Чудесный сундучок».

(итоговое)

Продолжить знакомство с чудесным сундучком. Обобщать знания о предметах русского народа – быта, (прялка, утюг, лампа). Подчеркнуть преемственность с современными аналогами.

  1. Загадки об утюге, лампе, прялке.
  2. Беседа о современных аналогах.

Коллаж «Деревенька моя».

«Ручеёк»

«Грач на горе – весна на дворе».

Закрепить знания детей о встрече весны, о русских обычаях. Вспомнить знакомые потешки, заклички о весне, птицах. Воспитывать желание принимать активное участие в р. н. играх.

  1. Беседа о встрече весны на Руси – хороводы, песни, заклички.
  2. Вспомнить приметы весны, пословицы о весне.
  3. Разучить закличку «Приди, весна».
  4. Р.н. игра «Жаворонок», «Воробей».
  5. Печенье «Жаворонки».

«Веснянка» - бумагопластика.

«Жаворонок».

«Пасха».

(групповое развлечение)

Продолжить знакомство со Святым Воскресением Христовым – Пасхой. Рассказать о ритуальном угощении на Пасху. Воспитывать желание участвовать в р. н. играх.

  1. Беседа о р.н. празднике Пасхи.
  2. Игра «Солнышко-вёдрышко».
  3. Рассказ о пасхе и куличе.
  4. Р.н. игры с яйцами.

Роспись «Пасхальное яйцо» (писанка)

Игры с яйцами.

Егорий храбрый.

Познакомить детей с весенним праздником – Егорьев день. Рассказать о Георгии Победоносце – покровителе земледелия и пастушества на Святой Руси. Разучить игры, связанные с этим днём.

  1. Рассказы о празднике.
  2. Легенда о Святом Георгии.
  3. Р.н. игра «Пастух и стадо».
  4. Хоровод «Земелюшка-чернозём».

Кляксография  «Весенние цветы»

«Лошадки»  

«Пастух и стадо».

Кукла - засыпушка.

Продолжить знакомство детей с русской народной игрушкой - куклой-засыпушкой. Напомнить детям об обереговом значении кукол в жизни ребёнка в крестьянской семье. Учить придумывать сказочные персонажи для настоящего театра. Развивать интерес к жизни русского народа.

  1. Рассматривание куклы-засыпушки.
  2. Изготовление куклы, придумывание детьми образа.
  3. Р.н. игра по желанию детей.

Изготовление кукол-зернушек.

«Корзинки».

Береста.

(встреча с мастером)

Знакомство детей с культурой крестьянского быта, историей народных ремёсел на примере берестяного промысла. Познакомить с мастерами, умельцами посёлка. Подводить детей к пониманию необходимости беречь окружающую среду.

  1. Рассказ о берёзе.
  2. Загадки о берёзе.
  3. Р.н. игра «Лапти».
  4. Рассматривание берестяных изделий: короб, оберег, лапти, бусы, вазы.

Плетение из бересты «Бусинка»

Рисование  «Во поле берёза стояла».

Хоровод «Берёза».

Чудесный сундучок.

(А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»)

Познакомить детей со старинными способами глажения белья.

(Камень – сковорода, валёк – утюг,  утюг на углях – электрический утюг.) Проследить преемственность старинного способа глажения с современным.

  1. Беседа о необходимости глажения.
  2. Рассматривание старинных предметов  быта и способов пользования ими.
  3. Создание проблемной ситуации.

Рисование  «Утюг».

Вырезание и роспись «Валёк».

Р.н. игра «Горелки».


ЛИТЕРАТУРА

1.Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989г. Изд-во «Правда».

2.Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005г., АСТ - Астрель.

3.Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ – Принт.Москва 2001г.

4.Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001г. «Сфера».

5.Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство- Пресс» 2000г. Санкт-Петербург.

6.Перминова Н. «Дымковская расписная», ВВКИ 1979г. Горький.

7.Ветошкина Н.В. «Надежда» 1999г. Киров.

8. «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.

9. Радынова О.П. « Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995г.

10. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва

       «Просвещение» 1984г.

11.Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985г.

12.Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка», Ленинград «Художник  РСФСР» 1988г.

13. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972г.

14.Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва «Просвещение» 1984г.

15.Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988г.

16. Русские: семейный и общественный быт. Москва, «Наука» 1989г.