«Проектирование воспитательно-образовательного процесса»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Данный материал представляет опыт работы по проектированию воспитательно-образовательного процесса в детском саду.  В приложении предлагается перспективное планирование и календарный план на февраль в старшей группе, а также конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleks._s..doc38 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_v_starshey_gruppe_d.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектирование  воспитательно-образовательного  процесса»

Власова Александра Серафимовна,

воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» ОРВ

 с. Яренск, Ленского района, Архангельской области,

руководитель творческой группы в рамках работы экспериментальной площадки первого уровня по теме «Совершенствование образовательного пространства ДОУ как условие повышения качества образования»

     Процесс становления человека сложен и многогранен. Дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В современном образовании целью и результатом деятельности педагогов является ребёнок, как высшая гуманистическая ценность.

     Сегодня все дошкольные  образовательные учреждения работают в условиях свободного выбора образовательных программ. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело пользоваться инновациями, а детям – получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода детства.  

Вместо информационно-знаниевого складывается тип образования, ориентированный на развитие личности, её индивидуальности, удовлетворение её образовательной, духовной культуры и жизненных потребностей, т.е. формируется личностно-ориентированный тип образования. Гуманистические технологии ставят воспитателя в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Появляются новые развивающие программы.

     В то же время возникает противоречие между требованиями новых развивающих программ и старыми формами планирования учебно-воспитательного процесса. Наше ДОУ работает по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». В результате внедрения этой программы для нас стала актуальной проблема организации учебно-воспитательного процесса через использование метода проектов. В переводе с греческого, проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проектирование мы рассматриваем и как форму  образовательного пространства, и как метод развития творческого познавательного мышления детей. Именно метод проекта позволяет осуществить тематический принцип планирования.

   Нашей творческой группой был разработан проект «Проектирование  воспитательно-образовательного  процесса».

Цель проекта:

Совершенствование образовательного пространства дошкольного учреждения.

Задачи проекта: 

1.   Спланировать тематические недели по месяцам на учебный год.

2.   Собрать необходимый методический и практический материал по темам.

3.   Распределить изучаемый материал по всем видам деятельности детей

4.   Оформить собранный материал в форме проектной деятельности.

5.   Создать условия для реализации проекта.

6.   Развивать свободную творческую личность ребёнка,

7.   Воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Предмет экспериментального исследования:

Организация воспитательно- образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Подразумевается, что переход на тематическое планирование учебной деятельности позволит часть обучающего материала вынести в совместную деятельность воспитателя с детьми и самостоятельную деятельность детей, что приведёт к реализации деятельностного подхода и, в результате, к улучшению качества образования.

Предполагаемый результат реализации проекта:

1. Разработка перспективного планирования  воспитательно-образовательного процесса на основе принципа тематического планирования.

2. Повышение качества образования: получение необходимых знаний, соответствующих возрасту, соблюдение здоровьесберегающих технологий, сформированность умения применять полученные знания в повседневной жизни.

   В результате реализации проекта мною разработаны:

  1. перспективное тематическое планирование по всем возрастным группам (приложение 1);
  2. планы-проекты тематических недель (приложение 2);
  3. базовые конспекты занятий (приложение 3).

    Реализация проекта позволила повысить качество образования, что подтверждается сравнительным анализом результатов диагностики по всем видам деятельности в моей группе в среднем и старшем возрасте.

Уровень

2009-2010 учебный год

средняя группа

2010-2011 учебный год

старшая группа

высокий

80%

83%

норма

19%

17%

критический

1%

-



Предварительный просмотр:

                         Тематическое планирование в старшей группе детского сада.                  Приложение 1

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Транспорт +ПДД

Что выросло за лето

Школа пожарных

Подземные кладовые

Октябрь

Валеология

Что нам стоит дом построить

Кто построил этот дом

Осень

Ноябрь

Наша родина - Россия

Наш детский сад

Комнатные растения

Путешествие в страну вещей и предметов

Декабрь

Что из чего сделано

Приключения снежного колобка

Живой уголок (рыбы)

Путешествие во времени

Январь

Наше село – Яренск

Зима

Ателье

Февраль

Заглянем в бабушкин сундук

Путешествие в Арктику

Военные профессии

Моя семья

Март

Мамы разные важны

Бытовые приборы

Ранняя весна (изменения в неживой природе)

Весёлые каникулы

Апрель

Валеология

Космос

Весна (изменения в живой природе)

Растения друзья и растения враги

Май

Чудо рядом

Кем быть(производительный и непроизводительный труд)

Дорожная безопасность

Экологическое сообщество «Болото» + лето(цветы, насекомые)


Проектирование образовательного процесса в старшей группе на февраль

Февраль 1 неделя                                                                             Приложение 2

Название проекта: «Название проекта: «Заглянем в бабушкин сундук»

Цель: дать общее представление о сельскохозяйственном труде в старину (выращивание льна)

Дать представление о старинной одежде, о значении вышивки на одежде

Художественная литература

Опыты, наблюдения

Игровая деятельность

Развивающая среда

Непосредственно образовательная деятельность

Программное содержание

Словарная работа

Работа вне занятий

Работа с родителями

Русские народные сказки,

Пословицы, поговорки о труде.

Экскурсия в мини – музей детского сада -

рассматривание иллюстраций с изображением р.н. костюмов (рубаха, сарафан, кушак…),

Фольклорный праздник.

Дид. игры «Славянская семья, родство и занятия»,

-«Найди пару» (старинные и современные предметы, орудия труда)

Хороводная игра «Ходит Ваня»,

Подвижные игры:

«Ремешок»,

«Горелки»,

«Золотые ворота»

Предметы старины:

Сундук,

Сарафан,

Рубаха,

Кушак, передник,

Рушник,

Иллюстрации с изображением старинных орудий труда.

1.Познава-тельное:

«Заглянем к бабушке в сундук»

2.Рисование:

«Наша добрая матрёшка».

3.Лепка:

«Без украшений нам нельзя, их носим мама, ты и я»

4.Комплекс-ное:

«Русские традиции в национальном костюме»

1.В познавательном:

-дать представление о старинной одежде (из чего изготовлено), лён, шерсть.

-рассказать о значении вышивки на одежде.

2.В рисовании:

-воспитывать интерес к изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России.

- познакомить детей с устным народным творчеством, русской матрёшкой.

3.В лепке:

- познакомить детей с украшениями, которые носят люди в разное время.

-научить делать украшения из кожи, шерсти, пуговиц и т. д.

- воспитывать интерес к рукоделию.

4. В комплексном:

-Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку – труженику, результатам его труда,        -поддерживать интерес к национальной одежде.

-Познакомить с орнаментом(оберегом).

Изба,

лён, шерсть,

 пряха,

 сундук,

сарафан,

рубаха,

кушак,

передник,

рушник,

прялка,

грабли

 вилы,

коса, серп.

Рассматривание книги «Почемучка» о старинных костюмах, домах, орудиях труда.

-заучивание пословиц и поговорок о труде.

Рисование старинных костюмов, работа с раскрасками.

Привлечь родителей к пополнению музея д/сада экспонатами старины

                                                                                            Февраль   2 неделя

Название проекта:     «Военные профессии»

Цель: рассказать детям о защитниках Отечества, познакомить с профессиями военных: моряк, пограничник, танкист…

Сформировать представление о важности этих профессий.

Художественная литература

Опыты, наблюдения

Игровая деятельность

Развивающая среда

Непосредственно образовательная деятельность

Программное содержание

Словарная работа

Работа вне занятий

Работа с

родителями

Стихи о воинах, военной технике.

Рассказ В.Коржикова «Вот какой Пахомов»,

С.Алексеев

«Первый ночной таран»,

Л.Коваль

«Алый»,

А.Барто

«На заставе»

Изготовление самолётов техникой оригами

Иллюстрации с изображением оружия воинов времён1812года и современное. (Сравнить)

Танграмм:

«Самолёт»

с/р игра «Пограничники», «Морской десант», «Разведчики»

Иллюстрации с изображением военной техники. Географическая карта мира,

Картина «Охрана границы».

1.Познаватель-ное:

«Знакомство со службой пограничников»

2.Рисование:

«Наша Армия родная»

3.Лепка:

«Танк»

4.Комплексное:

«Летят самолёты»

1.В познавательном:

-закрепить знания детей о Российской Армии – надёжной защитнице нашей Родины.

- познакомить со службой пограничников,

-воспитывать уважение к российским воинам.

2.В рисовании:

-учить  детей рисовать на военную тематику.

3.В лепке:

-учить детей лепить танк по образцу воспитателя,

- воспитывать чувство гордости за Российскую Армию.

4.В комплексном

- воспитывать в детях чувство гордости за наших славных воинов – лётчиков,

- закрепит умение мастерить самолёт,

- развивать память , воображение.

Карта, граница, воины, военные, солдаты, офицеры, пограничники, моряки, лётчики…

Государство, пограничный столб, герб страны, контрольно- следовая полоса, собака, нарушитель границ,

Пограничник сильный, выносливый, смелый, решительный,

-рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий;

- чтение худ. литературы,

- прослушивание муз. Произведений, посвящённых Армии и защитникам Отечества.

-загадывание загадок о военной технике,

- пение песен,

-чтение стихов.

- в книжном уголке поместить иллюстрации с изображением воинов времён1812года-Кутузова, багратиона…

Изготовление подарков к Дню защитника отечества. Выставка детских рисунков на тему: «Наша Армия родная»,

Изготовление катера техникой оригами.

Разговор на тему: «Что делают солдаты»

Фотостенд:

«Мой папа –военный»,

                                                                                           Февраль 3 неделя

Название проекта: «Путешествие в Арктику»

Цель: познакомить детей с полярными районами Земли: на севере -Арктикой и Антарктикой на южном поясе.

Дать понятие о вечной мерзлоте, полярной ночи и дне.

Рассказать об особенностях жизни в условиях крайнего севера животных, птиц, людей.

Художественная литература

Опыты, наблюдения

Развивающая среда

Игровая деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Программное содержание

Словарная работа

Работа вне занятий

Работа с родителями

Ненецкая сказка «Кукушка»

Н.Сладков

«Во льдах»,

«Птичий базар»,

«Полярной ночью»,

«Разговоры во льдах»,

«Кто что умеет»,

«В тундре»,

«Молодой волк»,

«Под снегом»,

«разговоры в тундре»,

«Загадочные истории»

Г.Снегирёв

«Пингвиний пляж»

«К морю»,

«Отважный пингвинёнок»

А.Членов

«Как Алёшка жил на Севере»,

Н.Емельянов

«Окся – труженица»,

С.Маршак

«Белый медведь»

Чтение глав из книги «Уроки Почемучки»

-карта России.

-картинка «Дети Севера»,

-иллюстрации с изображением природы Севера, северного сияния, животного мира, растительности (лишайник),

-изображение чума, изделий из меха и бисера.

с/д игра:

«Полярные исследователи»,

«В зоопарке»,

«Охотник»

Строит. Игра:

«Арктическая исследовательская станция»+ «Чум»

1.Познаватель-ное:

«Знакомство с жизнью народов Севера»

2.Рисование:

«Арктический пейзаж»

3.Лепка:

«Белый медведь» (тесто)

4.Комплексное:

«Животные полярных районов Земли»

Аппликация:

«Пингвины на льдине»

1.В познавательном:

-закрепит знания детей о своей стране – России.

-дать знания о своеобразной жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

2.В рисовании:

-учить детей рисовать цв. карандашами,

- совершенствовать навыки подбора нужного цвета и составления оттенков.

- развивать чувство цвета и композиции,

-воспитывать эстетическое восприятие красивого.

3.В лепке:

-закреплять умение лепить из теста фигурку медведя в разных позах (стоя на 2х , 4х лапах),  украшать глазками(перчик),

-4.В комплексном:

-воспитывать любознательность, интерес к природе Арктики.

-познакомить с Арктикой, как частью света, её обитателями,

-развивать навыки выполнения аппликации обрывом.

-упражнять в подборе разных оттенков синего и голубого цвета

Россия, крайний север, народы севера, северное сияние, полярная ночь, тундра, лишайники, карликовая берёза, ягоды: клюква, брусника, морошка,

Белый медведь, тюлень, морж, песец, олень,

Якуты, эвенки,

Оленеводы, стойбище, чум, охота, рыболовство, нарты(сани), каюр(управляет упряжкой),

Меховая одежда:

Малица, пимы.

Арктика, Антарктида, северный полюс, южный полюс, полярная зима, лето, чайки- поморки, вечная мерзлота

Рассматривание иллюстраций с изображением различных полярных пейзажей, животных полярных областей,

-закрашивание силуэтов животных Севера штрихом в раскрасках

Рекомендации родителям:

-побеседовать с детьми о животных полярных районов Земли,

-почитать энциклопедию «Живой мир»,

-просмотреть tv передач о животных Севера(5канал)

                                                                                                    Февраль    4 неделя

Название проекта:                   «Моя семья»

Цель: расширять представление о родственных связях людей, о семье, о функциях членов семьи дома и в обществе;

Взаимопомощь членов семьи, забота о младших.

Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми дома, на работе.

Закреплять понятие об общем ходе возрастного развития человека.

Право на воспитание в семейном окружении или на попечении.

Художественная литература

Опыты, наблюдения

Игровая деятельность

Развивающая среда

Непосредственно образовательная деятельность

Программное содержание

Словарная работа

Работа вне занятий

Работа с родителями

Н.Артюхова

«Трудный вечер»

Е.Благинина

«Солнечный луч»

Рассматривание скульптурной группы «Рабочий и колхозница» В.Мухиной

Рассматривание произведений художников – иллюстраторов к стихам и рассказам о детях.

А.Ф.Пахомова

«Плохо»,

В.Осеевой

«Рассказ о неизвестном герое»,

С.Маршака «Кем быть»,

В.Маяковского

«Что такое хорошо…»

с/р игра «Дом», «Семья»,

стр. игра: «Строим дом».

Фотовыставка «Моя семья».

Иллюстрации с изображением разных семей, в том числе и животных

1.Познава-тельное:

«Я и моя семья»

2.Рисование:

«Моя семья»

3.Лепка:

«Ехать замечательно на плечах на папиных»

4.Комплекс-ное:

«Я и моя семья»

+ рисование:

«Моя семья»

1.В познавательном:

-развивать самосознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе;

- помочь ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки

-вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье;

-желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

2.В рисовании:

-продолжать знакомить детей с жанром портрета(групповым)

-учить изображать группу людей- семью, стремиться открыть веё членах привлекательные качества, известные только художнику;

--продолжать учить рисовать фигурку человека, добиваться чёткого изображения пропорций, выразительности позы;

-воспитывать  любовь к семье, заботу о ней.

3.В лепке:

Учить изображать человека, соблюдая пропорции двух фигур- взрослого и ребёнка.

-рассказать о работе художника -  скульптора.

4.В комплексном:

-рисовать свою семью, гордиться ею.

- фотографии: семья,

Родители,

Дети, животные и их детёныши,

Мир, дружба.

Пословицы:

-«При солнышке тепло, а при матери добро»

- «Нет милее дружка, чем родная матушка»,

-«Вся семья вместе и душа на месте»,

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

- рассматривание портретов, семейных фотографий, сюжетных картинок о семье;

-рисование портретов мамы, папы, друзей, автопортрет,

-чтение рассказов Н.Артюховой «Трудный вечер»,

Е.Благининой

«Солнечный луч»,

-изготовление рамок из бумаги для портретов.

Принести фотографии на фотовыставку «Моя семья»,

Изготовить «генеалогическое древо» в трёх поколениях.

        


                                                                                                                                                                                                    Приложение 3

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по рисованию в ст. гр.  «Добрые избы»

Программное содержание:

1.Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе;

2. дать представление об избе, учить детей изображать «лицо» рубленой избы

с помощью мазка – брёвнышка, украшать её оконцами.

Материал: бумага, гуашь, изображения русской деревенской избы, пословицы, р.н. музыка.

                                   

                                        Ход занятия.

1ч.Пальчиковая гимнастика: «Новый дом»

«Тук – тук – тук, тук – тук – тук!

молоток бери, мой друг!                         -ударяют кулачком о кулачок

Мы построим новый дом,                     -ставят рядышком ладошки –стены

Есть окошко в доме том,

Есть ещё одно, повыше                       -складывают указ. пальцы полочкой

                                                               Остальные соединяют крышей.

Есть труба вверху на крыше               -мизинец отставляют в сторону- труба

Дом готов, зовём гостей:

«Приходите поскорей!»                     -делают приглашающий жест.

-Сегодня мы с вами отправимся в гости в русскую деревню.

-Кто из вас был в деревне? Какие там дома?

-Издавна на Руси дома строили из дерева, из брёвен.

-Как вы думаете, почему? Да, люди жили в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.

-Дерево на Руси – материал особый. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека.( рассматривание иллюстрации с изображением деревни)

- Посмотрите, избы стоят рядышком, как сёстры прижались друг к другу.

 Как им хорошо вместе!

- Как вы думаете, почему люди сложили  такую пословицу:

«Дом построить – не шапку на голову надеть»?

- Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день.

Люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу, была  «лицом» избы.  Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у лица дома). Дом смотрел на мир окнами-глазами. Через них в избу входил солнечный свет, новости деревенской жизни. Называли их ласково – оконца и украшали наличниками. (на «лице» дома).

Были у окошек и ставенки, их закрывали на ночь.

- Как вы думаете, почему крыша была со скатом (показ), а не прямая? (чтобы вода стекала и снег скатывался ).

- Доски на крыше тоже украшали резьбой.

-Часто крышу дома украшал конь(конёк). Люди верили, что он охраняет домашний  очаг.

- Вот эта резная доска, которая украшает дом, называется «полотенце».

-Какие узоры на ней? (круги, точки, капли)

- Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?

- Как вы думаете, какие люди строили такие дома? (добрые, любящие, работящие)

 - Вы хотели бы построить деревенскую избу?

-Из чего будем строить избу? (из брёвен)

         показ способа изображения:

-кладу брёвна друг на друга. Один мазок – брёвнышко.

-когда сруб готов, что надо строить? Крышу. Какую? (чтобы был скат)

-для этого найдём самую верхнюю точку крыши, нарисуем скат, для чего?

-достраиваем  крышу мазками – брёвнышками.

Украсим её чем?- полотенцем, коньком.

- На «лице» у избы чего не хватает? Оконцев с наличниками. Нарисуем их

2ч. Физминутка. Зрительные метки.

. А сейчас вы сами нарисуйте избу, в которой вам хотелось бы жить или погостить.

. Анализ занятия.  В каком доме вам хотелось бы пожить, а в какой сходить в гости? Почему?

 На Руси семьи были большими. Вместе жили бабушка, дедушка, мама, папа и детишки (их было по5-10 человек)

«Вся семья вместе, так и душа на месте»