Творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Примеры твроческих задач, сказочных  и по художественным произведениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_zadachi.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Творческие задачи для детей                        старшего дошкольного                                                           возраста                                                 Как осмотреть заповедник большому количеству людей  и не навредить флоре и фауне  Воробьишко провалился в тонкую трубу. Как его извлечь?

  Что надо сделать, чтобы сапоги не скользили в гололёд?

  Как срезать розу и не уколоться?                                                                        Браконьеры убивают носорогов ради их рога. Как уберечь носорогов от браконьеров

 Однажды ребята пошли в лес, заблудились и попали в руки к черту. «Я всё могу, - сказал чёрт, - и отпущу вас, если вы придумаете, что я не могу». Что придумали ребята?

 У злого гнома есть волшебная палочка. С помощью неё гном делает злые дела. Если отнять у гнома палочку, он умрет, но умрет и тот, кто возьмет эту палочку. Как быть?

  Надо размешать сахар в стакане с горячим, чаем, а ложечки нет. Что делать?

 В лесу много насекомых, а вы забыли защитный крем. Что делать?                                 Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

 Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (расчёску, ручку,          блокнот…)

  Буратино уронил золотой ключик в воду. Как ему его достать?

 Как достать сосульку с крыши?

 Как найти друзей в незнакомом городе?

 Как отыскать грибы в ночное время?

 Как почистить лук без слёз?

              Как сделать горькое лекарство сладким?

 На улице идёт дождь, а вам хочется гулять. Что делать?

 Как найти иголку, упавшую на ковёр?

 Что подарить другу, если у него всё есть?

  Какие предметы бывают и мокрыми и сухими одновременно?

  Какие предметы бывают и горячими и холодными одновременно?                                         Ленивцы очень медленно двигаются и у них слабые мышцы. Как им защитить себя от  хищников?

                                        Шуточные задачки

 На двух руках 10 пальцев. А сколько пальцев на 10 руках? /50/

 Как предохранить кашу от подгорания с помощью пистолета? /перемешивать пистолетом/

  Может ли дождь лить два дня подряд? /нет, т.к. за днем идет ночь/

  В корзине лежит 5 яблок. Как их разделить между 5 детьми, чтобы одно яблоко осталось в корзине? /одному дать яблоко в корзине/

 Назовите пять дней подряд, не употребляя числительных и названий дней недели. /Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра/.

 За чем во рту язык? /за зубами/

  За чем охотник носит ружье? /за плечами/

 Как можно пронести воду в решете или дырявом ведре? /заморозив/

 Что за обедом всего нужней? \рот/

 Из какой посуды нельзя есть?/из пустой/

 Кто со всеми говорит, а его не видно? /эхо/

                                                          

 

       

 

 

 Любовь Фёдоровна Воронкова.

                                                           «Что сказала бы мама?»

   Мальчик Ваня            пошёл с друзьями на луг за щавелем                увидел Васятку, которого кусали пчёлы              спас Ваню, но его покусали пчёлы.                                                                 Мораль: «Друг познаётся в беде».                                                                                          «Мал, да удал!»                                                                          «Бесстрашным любое дело по плечу».                                                                                 Творческая задача.

шаг 1.Предварительное описание проблемной ситуации.

  1. неясность ситуации
  2. набор объектов

Мальчишки пошли в лес.

Какие могут возникнуть ситуации?

Шаг 2.Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.

  1. выявление основных объектов, их признаков
  2. Как быть? Что делать?

Встретили там мальчика Васятку, которого кусали пчелы.

Как быть? Что делать?

Шаг 3.Построение модели конкретной задачи.

  1. формулировка противоречия.

Ваня должен спасти Васятку и не должен, так как его тоже могут покусать пчелы.

Шаг 4. ИКТ

  1. сам объект делает то, что мы хотим

Ваня не боится пчел.

Шаг 5.Выявление ресурсов объекта.

  1. в конкретное время, в конкретное место задействовать конкретные ресурсы.
  1. Позвать Васяткиных родителей
  2. Одеть специальный костюм, в котором пчелы не будут кусать его.
  3. Сказать мальчику, чтобы он бежал домой.

Шаг 6.Формулировка подзадач

  1. из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация

          (формулировка следующей задачи)

  1. Родители далеко
  2. Костюма нет
  3. Мальчик не слышит, что его зовут

Шаг 7.Рефлексия

  1. Какую задачу мы решали?
  2. Как мы это делали?
  3. Зачем?

 

                                          Евгений Андреевич Пермяк.

                                             «Самое страшное».      

                  Вова             всех обижал               остался «один одинешенек».  

 Мораль: «Как ты к другим относишься, так и к тебе будут относиться»                                                «Самое страшное остаться одному»                                                                 «Кулаками махать—друзей потерять».  

                                                Творческая задача.

шаг 1.Предварительное описание проблемной ситуации.

  1. неясность ситуации

набор объектов

  1. Мальчик Вова всех вокруг обижал.
  2. Какие могут возникнуть у него проблемы?

Шаг 2.Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.

  1. выявление основных объектов, их признаков

Как быть? Что делать?

  1. Вова остался один одинешенек, все от него отвернулись.
  2. Как быть, что делать?

Шаг 3.Построение модели конкретной задачи.

формулировка противоречия.

  1. Вова хочет с кем-нибудь поиграть, поговорить но не может , так как от него все отвернулись.

Шаг 4. ИКТ

сам объект делает то, что мы хотим

  1. С Вовой все сами захотят играть

Шаг 5.Выявление ресурсов объекта.

в конкретное время, в конкретное место задействовать конкретные ресурсы.

  1. Предложить ребятам интересные игрушки
  2. Предложить что-нибудь сладкое  
  3. Извиниться перед ребятами

Шаг 6.Формулировка подзадач

  1. из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация

          (формулировка следующей задачи)

  1. У ребят есть свои игрушки
  2. Сладости негде взять, так как бабушка тоже обиделась
  3. Вове больше никто не верит

Шаг 7.Рефлексия

  1. Какую задачу мы решали?
  2. Как мы это делали?
  3. Зачем?

 

                                        Михаил Александрович Андрианов.

                                                      «Плохой пример заразителен».

 Кабан            захотел жить как свинья            звери его выгнали из леса        Кабан понял свою ошибку и вернулся в лес                                                                                                         Мораль: «Плохой пример заразителен».

                                         «С кем поведёшься от того и наберёшься».

                                         «Бесплатный сыр только в мышеловке».

                                                           Творческая задача.

шаг 1.Предварительное описание проблемной ситуации.

  1. неясность ситуации

           набор объектов

  1. Свинья пригласила к себе в гости кабана, рассказав, как ей хорошо живется у человека.
  2. Какие проблемы могут возникнуть у кабана?

Шаг 2.Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.

  1. выявление основных объектов, их признаков

Как быть? Что делать?

  1. Кабан стал дружить со свиньей и его прогнали из леса.
  2. Как быть, что делать?

Шаг 3.Построение модели конкретной задачи.

формулировка противоречия.

  1. Кабана прогнали звери из леса, но ему хочется вернуться, так как он узнал чем заканчивается бесплатная еда у человека.

Шаг 4. ИКТ

сам объект делает то, что мы хотим

  1. Кабан снова будет жить в лесу.

Шаг 5.Выявление ресурсов объекта.

в конкретное время, в конкретное место задействовать конкретные ресурсы.

  1. Попросить прощения у зверей
  2. Снова стать таким же как прежде

Шаг 6.Формулировка подзадач

  1. из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация

          (формулировка следующей задачи)

  1. Друзья не хотят принимать его обратно
  2. Ему понравилось быть таким

Шаг 7.Рефлексия

  1. Какую задачу мы решали?
  2. Как мы это делали?
  3. Зачем?

                                         Русская народная сказка                                                                                          «Хаврошечка».

    Хаврошечка         много трудилась       потеряла свою подругу –коровушку             была за всё награждена.

                                 Мораль: «Как проживешь, так и прослывешь»                                                                        «По заслугам и награда».

                                                              «Терпенье и труд всё перетрут».

                                                            Творческая задача.

шаг 1.Предварительное описание проблемной ситуации.

  1. неясность ситуации

           набор объектов

  1. У Хаврошечка была одна подруга- коровушка.
  1. Какие могут возникнуть проблемы?

Шаг 2.Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.

  1. выявление основных объектов, их признаков

Как быть? Что делать?

  1. Коровушку мачеха приказала заколоть. Что делать, как быть?

Шаг 3.Построение модели конкретной задачи.

формулировка противоречия.

  1. Коровушку хотят заколоть, а Хаврошечка не хочет, так как она любит ее.

Шаг 4. ИКТ

сам объект делает то, что мы хотим

  1. Коровушку не будут колоть

Шаг 5.Выявление ресурсов объекта.

в конкретное время, в конкретное место задействовать конкретные ресурсы.

  1. Можно коровушку спрятать
  1. Можно убежать вместе с ней
  1. Позвать кого-нибудь на помощь

Шаг 6.Формулировка подзадач

  1. из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация

          (формулировка следующей задачи)

  1. Спрятать негде
  1. За Хаврошечкой наблюдают сестры
  1. У Хаврошечка больше нет друзей

Шаг 7.Рефлексия

  1. Какую задачу мы решали?
  2. Как мы это делали?
  3. Зачем?

 

Решение сказочных задач с детьми старшего дошкольного возраста

Сказка «Колобок»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Колобок не захотел остаться с дедом и бабой, покатился в путешествие

-Какие опасности его подстерегали

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-Колобок никогда ни с кем не общался, ни с кем не был знаком

-Как ему быть?

-Что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-Колобок был смелый, хотя ни с кем никогда не встречался

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-Ребята, а что может сделать колобок, чтобы лиса сама не захотела его есть?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Может сам себя посыпать перцем

-Как только ему угрожает опасность, сразу появляется защитная оболочка, и он становится каменным, и можно сломать зубы

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-Если он посыпает себя перцем, то сам начнет чихать, что делать?

-Защитная оболочка не всегда срабатывает, что делать?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?

Сказка «Маша и медведь»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Собралась Маша в лес по грибы да по ягоды.

-Какие проблемы могут у нее возникнуть?

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-Потерялась Маша в лесу

-Как ей быть?

-Что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-Когда отправляешься в лес, нужно быть внимательной, запоминать, где идешь, какие деревья насажены

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-Что можно сделать, чтобы лес сам помогал выйти из него?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Как только люди попадают в лес и начинают блуждать, деревья все слышат, выстраиваются вдоль тропинки, и можно спокойно выйти из него.

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-Но деревья не слышат и не могут помочь людям, что делать?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?

Сказка «Волк и семеро козлят»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Остались козлята одни дома

-Какие проблемы могут у них возникнуть?

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-Ушла коза в лес, козлята остались одни дома.

-Как им быть?

-Что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-Когда остаетесь одни дома, дверь чужим нельзя открывать, это бывает опасно.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-Ребята, что можно сделать, чтобы волк сам не хотел есть козлят?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Накормить волка, если волк сытый, он не будет есть козлят.

-Закрывать козлят снаружи, и они не смогут открыть волку.

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-А если волк ел и ел, и все равно остался голодным, что тогда делать?

-Если закрыть козлят снаружи, то волк сам может открыть дверь, что тогда делать?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?

Сказка «Теремок»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Когда теремок стоит в поле один.

-Какие проблемы могут у него возникнуть?

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-И вот остался теремок один, в большом поле.

-Как ему быть?

-Что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-В поле живут животные и маленькие, и большие, а домик один и маленький.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-Ребята, что можно сделать, чтобы домик вмещал в себя разных животных, больших и маленьких?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Теремок сделан из резины, если в него входит большой зверь, теремок растягивается.

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-А если резина высохла, теремок перестал растягиваться, что делать?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?

Сказка «Снегурочка»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Когда живут старые бабка с дедом?

-Какие проблемы могут у них возникнуть?

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-Решили баба с дедом внучку-помощницу себе сделать.

-Как им быть?

-Что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-Решили баба с дедом сделать себе внучку, да старые они уже.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-Ребята, что можно сделать, чтобы снег сам не таял?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Можно уехать на крайний север, там всегда зима.

-А можно вместо сердца вставить маленький холодильничек, когда солнце пригревает, начинает работать холодильник, холодильник и снег не тает.

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-Баба с дедом часто болеют, и им вреден климат севера, что тогда делать?

-Когда солнце сильно пригревает, холодильник может не сработать, что тогда делать?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?

Сказка «Репка»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Когда сажают люди на огороде посевы?

-Какие посевы могут у них возникнуть?

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-Посадил дед репку.

-Выросла репка большая, пребольшая.

-Стал дед репку из земли тащить, вытянуть не может.

-Что делать деду?

-Как быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-Выросла репка большая, на всех хватит, но как ее теперь вытащить?

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-А что можно сделать, чтобы репка сама из земли выскочила?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Нужно сильно поливать репку, она будет расти, в земле ей места будет мало, корни вылезут наружу, и репку можно будет легко вытащить.

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-А если корни не вылезут, что тогда делать?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?

Сказка «Красная шапочка»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Когда красная шапочка отправилась к бабушке?

-Какие проблемы могут у нее возникнуть?

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-Чтобы попасть к бабушке, нужно пойти через лес.

-Как быть красной шапочке?

-Что делать?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-Страшно красной шапочке, но очень хочется увидеть бабушку.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-Что можно сделать, чтобы волк сам не захотел есть бабушку и красную шапочку?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Можно наделить волка добротой, и он будет цветы собирать и песни петь.

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-А если в лес заглянет чужой волк, что тогда?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?

Сказка «Гуси-лебеди»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Когда родители уходят по делам, а дети остаются одни дома.

-Какие проблемы могут возникнуть у них?

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-Родители уехали на базар, строго настрого наказали Машеньке беречь братца.

-Что делать Машеньке?

-Как быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-Машеньке очень хотелось поиграть, побегать с друзьями, но нужно приглядывать за братцем.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-Что можно сделать, чтобы братец сам не хотел, чтоб его украли?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Можно дать поиграть ему мячик, а в мячик поместить пищалку, как только что-то случится, братец  выпустит мяч, и пищалка сработает.

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-А если мячик много раз падал, и пищалка сломалась, что делать?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?

Сказка «Курочка ряба»

Шаги алгоритма

Пример

Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации

-неясность ситуации

-набор объектов

-Жил себе дед да баба.

И была у них курочка ряба.

-Какие проблемы могут у них возникнуть?

Шаг 2. Вычленение их проблемной ситуации конкретной задачи

-выявление основных объектов, их признаков

-Как быть? Что делать?

-Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, золотое.

-Что делать деду с бабой?

-Как быть?

Шаг 3. Построение модели конкретной задачи

-формулировка противоречия

-Яичко было золотое, дед не мог разбить, и баба не могла, мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.

Шаг 4. ИКР

Сам объект делает то, что мы хотим

-Что можно сделать, чтобы яичко, падая, не разбилось?

Шаг 5. Выявление ресурсов объекта

-в конкретное место, в конкретное время задействовать конкретные ресурсы

-Намазать яичко прочным клеем.

Шаг 6. Формулировка подзадач

-из конкретного решения убирается ресурс и обостряется ситуация (формулировка следующей задачи)

-Если у бабы с дедом нет клея, что тогда делать?

Шаг 7. Рефлексия.

-Какую задачу решали?

-Как мы это делали?

-Зачем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические задачи для детей старшего дошкольного возраста

В этом материале дается подборка математических задач  для детей старшего дошкольного возраста на сложение и вычитание в стихотворной форме. Также этот материал целесообразно использовать в своей...

Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»

Проблема экологического  образования  и воспитания  детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен  ярко выраженный интерес к окружающей...

Картотека занимательных задач для детей старшего дошкольного возраста

Картотека занимательных задач для детей старшнго дошкольного возраста...

«Психофизиологические особенности и задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Психофизиологические особенности и задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста»....

Картотека занимательных задач для детей старшего дошкольного возраста

Картотека занимательных задач для детей старшнго дошкольного возраста...

Математические задачи для детей старшего дошкольного возраста

презентация для работы по математике в старшей группе....