Примерный перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya____________________sentyabr.docx | 88.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЯ Сентябрь
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые по- ручения (в природе, хоз.-бытовой) |
1 нед. | «Земля - кормилица» Цель: расширять представления детей о природном объекте – земля. Продолжать знакомить с различными видами почв. Рассказать о плодородных почвах Кубани. Воспитывать любовь к зем-ле, желание трудиться на ней. | Наблюдения за окультуренными участками земли и заброшенными; удобренными, политыми и засохшими. | Целевая прогулка к эксперименталь-ным участкам земли. | Уборка сухих листьев и веток; подметание дорожек; удаление сорной травы на огороде; уход за питомца-ми уголка природы и за растениями. |
2 нед. | «Дары Земли – матушки и Осени – красавицы» Цель:Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия ( у злаков). Познакомить с технологиями заготовки плодов на зиму;изготовления хлеба (современная и старокубанская). | Наблюдение за растениями на огороде (заключительный этап) | Уборка урожая свёклы, моркови. Посадить дерево груши. | |
3 нед. | «По грибы да по ягоды» Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных.Рассказать о прави- лах сбора растений.Обогащать сло- варь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются на Кубани. Воспиты- вать бер. отн. к природе. | Поиск грибов на участке д/с, рассматривание, уничтожение ядовитых. | Пересадка цветущих растений с участ- ка в уголок природы. | |
4 нед. | «Человек – часть природы» Цель: сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Показать, что природа влияет на человека, а человек – на природу. Познакомить с клеточным строением организма. | Наблюдения за людьми (детьми, персоналом ДОУ, родителями),за их внешним видом, характером, интересами, поступками. | Уборка участка от опавших листьев , подготовка огорода к будущим посевам. |
Чтение художественной литературы | Игры | Общение | Развлечения | Сбор материала для гербария |
Б.Житков «Что я видел» («Баштан», «Сад») Г.Ганейзер из книги «География в картинках» Кубанские пословицы и поговорки о земле и о труде, “Наш дом родной,наш общий дом…» | «Вершки и корешки» «Придумай загадку» «Каких листьев больше?» «Узнай по описанию» | Беседа «Ранняя осень на земле» Беседа о труде работника сельского хозяйства. (расте- ниеводов), Эксперимент «Сила тяготения». | Сбор листьев березы, липы, акации | |
Ю.Тувим «Овощи», Я.Тайц «Послушный дождик», Э.Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», А.Амосов «Андрюха» Н.Некрасов «Славная осень» А.Марков «Осень», Л.Толс- той «Косточка», «Мужик и огурцы», «Колосок» укр.сказка. Д.Тихомирова «Два колоска» | С-р «Семья»-«Летние заготовки» Дид. «Кузовок», «Вершки и корешки», «Откуда хлеб пришел?», «Когда это бывает?», «Фрукты и овощи». Хороводная игра «Жнец» | Беседа «Путешествие колоска» Беседа «Могут ли овощи принести вред нашему здо- ровью?» | Сбор листьев моркови, зонтиков укропа, петрушки. | |
З.Александрова «В грибном царстве», Я.Тайц «По грибы», В.Сутеев «Под грибом», П.Потемкин «Мухомор», Л.Толстой «Де-вочка и грибы», «Черемуха» «Яблони», | Загадки о грибах, С-р «Семья» - «Прогул-ка в грибной лес», «Семейный обед из грибных блюд». Дид. Съедобное – несъедобное», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото», «Грибная грамота», «Сыроежкины ловишки» | Рассказ воспитателя о дрожжевых, кефирных, плесневых грибах. | Сбор семян растений для подкормки птиц зимой и для поделок. | |
Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом…» С.Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц…» | «Кто я?», «Садовник», «Кто как на свет появился?» “Части тела» | Беседа о живой и неживой природе Беседа “Кто такой человек». | Сбор осенних цветов для гербария. |
ЭКОЛОГИЯ Октябрь
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Царица – водица» Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды; познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях.Развивать речь, мышление.Воспитываь бережное отношение к природе. | Моделирование «Как рождается речка». Наблюдения за растениями. | Экскурсия на водоём «Перед долгим сном» Цель: Развивать у детей умение на-блюдать за осен-ними приметами на реке. | Перекопка земли у кустарников, Уборка участка от опавших листьев. |
2 нед. | «В гостях у морского царя» Цели: продолжать знакомить детей с животными и растениями подводного мира морей и океанов. Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира. | Наблюдения за туманом, дождём, облаками. Экспериментирование «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Ц:выяснить способ- ность магнита притягивать некоторые предметы. | Уход за комнатными растениями, питомцами уголка природы. | |
3 нед. | «Речные обитатели водоёмов Кубани» Цели: продолжать знакомить детей с рыбами рек и озёр. Учить отличать морскую и речную рыбу; закреплять знания о других обитателях водоёмов ( лягушках, пиявках, раках); обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. | Наблюдения за признаками золотой осени. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме. | Посев и выращивание зеленого корма для питомцев. изготовление гербария. | |
4 нед. | «Зачем человеку желудок» Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом пищеварения – желудком. Раскрыть функции и значение желудка для организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Наблюдения за продолжительностью дня; за птицами и насекомыми; за распространением семян. | Изготовление кормушек для подкормки птиц зимой. |
Чтение художественной литературы | Игры | общение | Развлечения | Сбор материала для гербария |
Т.А.Шорыгина «Родник» Н.Рыжова «Вы слыхали о воде?» Е.Серов «Град» А.Барто «Дождь» Г.Ладонщиков «Лёд» Н.Некрасов «Мороз» Я.Аким «Облака» Н.Михайлова «Пар» «Из недр земли забил родник» | Подв.игра «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух», «Ручеёк» | Беседы «Путешествие капельки», «Источники загрязнения воды. Меры охраны», Экспериментирование «Почему не тонут корабли?» | Загадки о различных агрегатных состояниях воды | Сбор метелок камыша |
О.Г.Зыкова «Камбала» , «Морской петух», «Рыба-прилипала», «Осётр», «Акула», «Скат». И.В.Переверзева «На море» Г.Х.Андерсен «Русалочка» | С-р игра «Отважные мореплаватели» Дид. игра «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний» | Беседа «Путешествие по глобусу», «Где живут капли воды в д/с» | «Покровская ярмарка» | Сбор семян различных растений, каштанов. |
И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука». В.Гаршин «Лягушка – путешественница» И.В.Переверзева «Рыбалка» О.Г.Зыкова «Сом», «Окунь», «Карась», «Ёрш» | С-р игра «На рыбалке», Дид.игры «Узнай по описанию», «Мама и её малыш», «Сложи картинку», «Кто это по-терял?» Под. игра «Удочка» «Лягушки и цапля» | Беседа «По щучьему велению» Беседа «Где зимуют лягушки». | Сбор листьев клена, ясеня, рябины. | |
Н.Носов «Мишкина каша», «Огурцы», пословицы и поговорки о еде, К.Ушинский «История одной яблоньки», К.Паустовский «Тёплый хлеб» | С- р игра «Скорая помощь» Дид. игры «Что здесь лишнее?», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?». | Опыты «Свойства воды», Беседа о том, кому нужна вода.Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком. | Сбор шишек ели, сосны, туи. |
ЭКОЛОГИЯ Ноябрь
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Воздушный океан» Цели: уточнить и расширить знания де-тей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер»,причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию. | Наблюдения за окрашиванием листьев в цвета осени, за игрой ветра с листьями, за направлением и силой ветра. Наблюдение за трудом людей осенью в парке. | Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме?» | Изготовление вертушки для наблюдений за ветром. |
2 нед. | «Перелетные птицы» Цели: расширять представления о перелетных птицах. Развивать логическое мышление – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Знакомить с народными приметами. Воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой. | Наблюдения за птицами, за их поведением; за продолжительностью дня. | Развешивание кормушек для птиц, уборка участка от листьев, сухих веток деревьев. | |
3 нед. | «Проводы осени» Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить замечать красоту осенней природы. | Наблюдение за травянистым покровом земли; за местами, которые выбрали насекомые для зимовки. | Посещение выставки «Осенние пейзажи» | Уход за растениями и животными уголка природы. |
4 нед. | «Как и для чего человек дышит» Цели: познакомить детей с дыхательной системой человека. Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеческому организму. | Наблюдения и опыты с воздухом; за температурой воздуха в помещении и на улице; за чистотой воздуха. | Поддержание чистоты на участке (бумажки, веточки); подкормка птиц. |
Чтение художественной литературы | Игры | Общение | Развлечения | Сбор гербария |
Т.А. Шорыгина «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок». Г.Скребицкий из книги «Четыре художника» «Осень». | «Найди своё дерево», «Лист, лети ко мне!» «Игра с листочками» (ритмопластика), игровое упражнение «Листопад – хорошо, листопад – плохо.» | Беседа «Путешествие семечка», Экспериментирование «Почему дует ветер?» | Сбор семян различных растений (деревьев, кустарников, трав). | |
В.Бианки «Синичкин календарь», Е.Благинина «Улетают, улетели…», «Стрижи» Г.Ладонщиков «Загрустил воробышек», считалки, скороговорки о птицах. И.Крылов «Кукушка и петух», Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | «Когда это бывает?», «Чей силуэт?», «Кто лишний?», «Кто где живёт?», «Разрезные картинки», «Перелётные – зимующие», | Беседа «Крылатые помощники», Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране». | Сбор перьев птиц. | |
И.Бунин «Листопад», Е.Благинина «Лист качается узорный…», А.С.Пушкин «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало», Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое…», И.Соколов-Микитов «Листопадничек» | Кроссворд “Осень», «Осень спросим», «Ботаническое лото», «Вершки-корешки», «Разрезные картинки» | Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!..», Беседа «Для чего дереву листья?» | Сбор букетов из листьев деревьев и оставшихся цветов. | |
знакомство с народными приметами по высоте неба, по форме облаков, по поведению птиц. «Кукушка» ненецкая сказка, «Хроменькая уточка» укр.сказка. Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок» | «Кто чем дышит?», «Воздушный футбол», «Кто счастливый?», «Морской бой», «Волшебные экранчики» | Беседа «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов». Опыты “Свойства воздуха» | Сбор скорлупы грецкого ореха и др. орехов |
ЭКОЛОГИЯ Декабрь
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Зимушка – зима» Цели: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащать и активизировать словарь; развивать умение подбирать образные выражения к описанию зимней природы. | Наблюдения за погодой. Выделение характерных признаков зимы. Окучивание снегом кустов и деревьев. | «Вот и к нам пришла зима» Экскурсия в парк. Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой. | Изготовление альбома «Глубина снега», Следить за чистотой участка и порядком в групповой комнате. |
2 нед. | «Русский лес. Этажи леса» Цели: закреплять знания детей о понятии «лес»; знакомить с разновидностями лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, лесных ягодах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Дать понятие «этажи леса». Познакомить с лесами, покрывающими кубанскую землю. | Наблюдение за снегом, измерение глубины снега и зане-сение результатов в альбом. Рассматривание льда на лужах. | Расчищать дорожки от снега, скалывать подтаявшую корку льда. Подкармливать птиц. | |
3 нед. | «Русский лес. Жители различных этажей леса». Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т.д. Поощрять в детях познава-тельную активность. | Наблюдение за жизнью птиц, за их поведением. Рассматривание следов на снегу и определение кому они принадлежат. | Ухаживать за животными уголка природы, участвовать в ремонте книг и игрушек. | |
3 нед. | «Если хочешь быть здоров» Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной сре-ды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании. | Наблюдения за высо-той неба, за осадка-ми, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега. Измерять t воздуха, глубину снега. | Поддерживать чистоту в группе и на участке, посыпать дорожки песком, своевременно пополнять кормушки для птиц. |
Декабрь
Чтение художественной литературы | Игры | Общение | Развлечения | Сбор гербария |
С.Маршак «Сыплет,сыплет снег охапками…», «Двенад- цать месяцев», А.Фет «Мама! Глянь-ка из окош-ка-…», Т.А.Шорыгина «Зимний лес», «Зима», «Когда дубраве лучше живётся»,А.Пушкин «Зимний вечер» | Дид.игра «Найди ошибку», «Чей силуэт? ритмопластика «Снежинки», Стр.игра «Снегоуборочная техника» | Беседа «Зимние приметы». Беседа «Почему зимой идет снег?» Экспериментирование «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?» | ||
Т.А.Шорыгина «Прогулка в лес», «Лесные этажи», «В чаще бора», «Берендеево царство», «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Лиственница», «Кедровые орешки», О.Дмитриев «Что такое лес». | Дид. игры «Что где растёт?», «С чьей ветки детки?», «Съедобное-несъедоб ное», «Ботаническое лото», «Кто больше назовет». С-р игра «В лес за ягодами», «В лес за дровами». | Рассказ воспитателя о еловом и сосновом лесе; о пихтовом и кедровом; о дубовом, берёзовом, осиновом и смешанном лесе. | ||
Г.Снегирёв «Про птиц», Н.Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клест», «Кедровка», «Глухарь», Г.Ладонщиков «Что мы видели в лесу», Т.А.Шорыгина «Рябина», В.Бианки «Купание мед-вежат», И.Крылов «Стре-коза и муравей» | Дид. игры «Отгадай мой домик», «Кто как зимует», «Перелет-ные-зимующие», «Чей хвост», “Что будет, если…», составление пищевых цепочек. Под.игра «Лесорубы» | Беседа «Как животные приспособились к зиме». Рассказ воспитателя «Линия жизни». | «Клуб знатоков леса». Цель: формировать у детей умение применять на практике полученные знания о лесе и его обитателях. | |
В.Катаев «Цветик – семицветик», П.Бажов «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка» (сокр) | «Хорошо – плохо», «Назови одним словом», «Угадай, чей голосок», «Ассоциация», С-р игра «Служба спасения» | Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», Беседа «Для чего человек ест». |
ЭКОЛОГИЯ Январь
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Животные и растения уголка природы» Цели: закреплять знания детей о животных и растениях, обитателях живых уголков; закреплять названия животных и растений, условия их содержания в группе д/с или дома; уходе за ними. Учить определять объект по описанию, самим рассказывать о нём. Воспитывать бережное отношение к растениям, животным, рыбкам, желание заботиться о них. | Наблюдение за морской свинкой. Наблюдения за t воздуха, направлением ветра, за долготой дня. | Экскурсия на дом к воспитателю Рекало Т.С. Цель: наблюдение за аквариумными рыбками; сравнение их по цвету, форме, величине; знакомство с названиями рыб и условиями жизни. | Ежедневная подкормка птиц; ремонт кормушек. |
2 нед. | «Домашние и декоративные птицы» Цели: расширять знания и представления детей о домашних и декоративных птицах; развивать воображение и фантазию; обогащать словарный запас, умение сравнивать, анализировать и делать обобщения. Воспитывать внимательное отношение к природе, умение глубоко чувствовать её красоту. | Наблюдение за попугаем. Наблюдение за поведением птиц на кормушке; за состоянием снега. |
| Уборка снега на участке, заливка дорожки для катания. Уход за питомцами. Посадка зеленого корма. |
3 нед. | «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души» Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом зрения – глазом. Раскрыть функции и значение органов зрения. Учить беречь своё зрение. | Наблюдения за деревьями (рассматривание трещин на коре после сильных морозов; почек); рассматривание следов от человеческой обуви на снегу. Обратить внимание детей на реакцию глаз в пасмурную погоду и в солнечный зимний день. | Расчистка дорожек от снега; стряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников. Подкормка комнатных растений и уход за ними. |
Январь
Чтение художественной литературы | Игры | Общение | Развлечения | Сбор гербария |
Е.Благинина «Огонёк», «На моём окошке…», В.Бианки «Рыбий дом», М.Пришвин «Ребята и утята», Н.Носов «Карасик», загадки, скороговорки | Дид.игры «Из чего можно вырастить растение?», «Кто чем питается», Чей хвост?», «Путаница», «Рыба, птица, зверь», «Снежный ком», «Линия жизни», «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки». | Рассказ воспитателя о красноухой черепахе. Беседа о комнатных растениях. Рассказ воспитателя о способах размножения комнатных растений. | ||
Л.Толстой «Птичка», Т.А.Шорыгина «Мурзик, иди сюда!», «Песенка о попугае», «Розовый какаду», «Певунья-канарейка», «Почтовая голубка», «Кривая уточка», «Цыплёнок Чик и кот Федот», «Чёрный петух»(легенда), О.Донченко «Петрусь и золотое яичко» | «Линия жизни», «Сложи картинку», «Зоологическое лото», «Летает-не летает», «Что напутал художник», «Рыба, птица, зверь» С – р игра «Птичница», «Зоомагазин». | Беседы о домашних птицах (гусь, утка, курица, индейка, цесарка), Беседы о декоративных птицах (голубь, канарейка, попугай). | ||
И.Крылов «Мартышка и очки», «Филин и осёл», Л.Толстой «Слепой и молоко», «Отчего в темноте видно?», «Осязание и зрение». | С-р игра «На приёме у окулиста» Гимнастика для глаз «Глаза могут не только смотреть», «Есть ли у глаз помощники», «Что я вижу одним глазом?» | Экспериментирование «Волшебные стёклышки» Ц: познакомить детей с приборами для наблюдения – микро-скопом, лупой, биноклем, подзорной трубой. Беседа «Органы чувств человека» |
ЭКОЛОГИЯ Февраль
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Животный мир полярных районов земли» Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы. | Наблюдения за продолжитель-ностью светового дня, за температурой воздуха. | «В царстве снега и льда» - экскурсия на водоем. Ц: раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки. Обобщить знания о том, как приспособились к зиме речные обитатели. | Подкормка птиц, посыпание дорожек песком; посадка лука на зелень. |
2 нед. | «Животный мир жарких стран» Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей. | Наблюдения за осадками, за силой ветра. | Окучивание снегом кустов и деревьев; уход за питомцами уголка природы. | |
3 нед. | «Домашние животные» Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве. | Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. | Уборка сухих веток на участке и бумаг. Устройство «грядки на подоконнике» | |
4 нед. | «Самая быстрая улитка в мире» Цели: познакомить детей с важным органом чувств – ухом. Дать понятия об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Наблюдения за птицами( отметить оживление в их поведении), обратить внимание детей на явление «февральские окна». | Расчистка дорожек от снега. Уход за комнатными растениями – посадка черенков. |
Февраль
Чтение художественной литературы | Игры | Общение | Развлечения | Сбор гербария |
Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Н.Сладков «Разноцветная земля», Г.Снегирёв «След оленя», С.Маршак «Ледяной остров», А.Членов «Как Алёшка жил на Севере», Н.Емельянова «Окся-труженица», Улуро Адо «Рассказы Юко» | «Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Чей силуэт?» «Хищники и травоядные». С-р игра «Полярные исследователи» | Рассказ-беседа «Ледяная зона», «Север – царство льда и снега» | ||
Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню», стихи об африканских животных, Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Откуда взялись броненосцы», Н.Сладков «Разноцветная земля», М.Пляцковский «Колючка на ужин» | «Зоологическое лото», «Разрезная картинка», «Пищевые цепочки», «Кто где живёт», «Хищники – травоядные» С –р игра «Путешествие на юг». | Беседа «Корабль пустыни» | ||
Л.Горькова «Посмотри на рысака…», потешки, поговорки, загадки, р.н.сказка «Зимовье зверей», Братья Гримм «Бременские музыканты» К.Ушинский «Бодливая корова», Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». И.Крылов «Собака и лошадь» | С-р игры «Ветлечебница», «Животноводы». Дид.и. «Найди ошибку», «Зоологическое лото», «Кто что ест». | Беседа «Домашние животные – друзья человека», Беседа «Обитатели скотного двора» | ||
Народные приметы, Народный календарь, Э.Мошковская «Уши», Е. Бахдуренко «Уши и язык» | С – р игра «На приёме у ЛОРа», «Определи своего товарища по голосу» | Итоговая беседа о зиме. Рассказ воспитателя о том, как общаются глухонемые люди. |
ЭКОЛОГИЯ Март
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Как поссорились март и февраль» Цели: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне). | Наблюдения за таянием снега: обратить внимание на то, что в разных местах снег тает по-разному. Наблюдение за птицами. | Разбрасывание снега на темные места дорожек, чтобы быстрей растаял. | |
2 нед. | «Кубанское поле» Цели: расширять и пополнять знания детей о экологической системе – поле. Закреплять знания о растениях, выращиваемых людьми на полях; о значении этих растений для человека. Рассказать о весенних работах людей в поле. | Наблюдения за солнцем, температурой воздуха. Сравнивать t нагревания светлых и тёмных вещей. Наблюдение за талыми водами. | Подкормка птиц. Пересадка комнатных растений. | |
3 нед. | «Степная зона» Цели: дать детям первоначальное представление о степной зоне, растительном и животном мире степи, их приспособительских особенностях, научить выстраивать пищевые цепочки, дополнять ответы друг друга. Обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к природе. Развивать любознательность. | Наблюдения за почками на деревьях; за поведением птиц. | Посев семян томатов, перца болгарского, бархатцев для выращивания рассады. | |
4 нед. | «Колыбельная из двух слов» Цели: дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце. Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму. | Наблюдения за весенним небом, за облаками, за первыми цветами – крокусами . Наблюдения за всходами рассады. | Уборка участка от прошлогодне-го мусора, подметание дорожек. |
Март
Чтение художественной литературы | Игры | Общение | Развлечения | Сбор гербария |
И.Токмакова «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды»,Е.Серова «Подснежник», Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», М.Исаковский «Пробилась зелень полевая…» | «Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?», «Сравни и найди отличия». | Беседа «Смена дня и ночи», Беседа «Ранняя весна». Рассматривание картин И.Левитана «Март» и И.Грабаря «Февральская лазурь» | ||
Н.Юсупов “Голубь и пшеничное зерно», Ю.Круторогов «Дождь из семян», Л.Кон «Книга о растениях» (Рожь. Пшеница). Я.Дягутите «Руки человека», Б.Житков «Баштан» | «Узнай растение», «Ботаническое лото», «Пищевые цепочки». | Рассказ воспитателя о технологиях изготовления хлеба, различных круп, сахара, растительного масла. | ||
А.Плещеев “Сельская песня», В.Берестов «Песенка весенних минут», А.Боске «Зернышко» Л.Воронкова «Золотые ключики», А.Блок «На лугу», М.Пришвин «Золотой луг». | «Третий лишний», «Разрезная картинка», «Часть и целое», «Ботаническое лото» | Беседа о животных и птицах, населяющих степные районы Земли. | ||
Г.Шалаева «Сердечно – сосудистая система», «Кровь». | измерение своего пульса в покое и после физ. упражнений. | Беседа – эксперимент «Сердце и сосуды». |
ЭКОЛОГИЯ Апрель
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Шестиногие малыши» Цели: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следст-венные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. | Наблюдения за солнцем; измерять тень от дерева в одно и то же время дня. | Экскурсия в парк «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» Ц: систематизиро-вать знания детей о признаках наступившей весны. | приведение в порядок клумбы перед беседкой. Выращивание рассады. |
2 нед. | «Космос. Вселенная. Звёзды.» Цели: уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к труду космонавтов. | Дать задание на дом: наблюдать за луной(новолуние, полнолуние). Рассматривание почек на деревьях и кустарниках. | Уборка участка от опавших прошлогодних листьев, сухих веток. Заботиться о питомцах уголка природы. | |
3 нед. | «Дарьюшкины сказки» Цели: продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений; через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность, учить находить выход из сложившейся ситуации; помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле. | Рассматривание альбома «Лекарственные растения», Рассматривание растения мать-и-мачехи у водоёма. | Труд на огороде: посадка семян моркови, гороха, фасоли. | |
4 нед. | «Скелет и мышцы человека» Цели: познакомить детей со строением и значением скелета и мышц. Методом самообс-ледования выяснить, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета. Развивать способность анализировать свои тактильные и мышечные ощущения. Продолжить формирование представлений о том, что любые знания человек может приобрести самостоя-тельно путем наблюдения реальных объектов, явлений и событий. | Наблюдение за птицами и за появлением первых насекомых. Наблюдения за небом, солнцем, ветром, t воздуха. | Окапывание деревьев, обрезка сухих веток на кустах смородины. Уход за растениями и животными уголка природы. Подкормка рассады. |
Апрель
Чтение художественной литературы | Игры | Общение | Развлечения | Сбор гербария |
И.Крылов «Стрекоза и муравей»,Л.Квитко «Жучок», Н.Романова «Что узнал дождевой червяк», В.Драгунский «Он живой и светится», В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» Т.А.Шорыгина «Ты сачком их не лови», «Катя и божья коровка», Л.Толстой «Шелко-вичный червь» | «Узнай насекомое», «Да – нет», «Разрезные картинки», «Найди лишнее», «Подбери слово», «Игра в слова». Стр. и с-р игра «Пасека». | Беседа «Что мы видим вокруг», Беседа «Детство» бабочки или «Гусеница – это насекомое?», «Вредные» насекомые. Зачем они нужны? «Муравьи-санитары леса» | ||
А.Шмыгина «Космонавты», Н.Носов «Незнайка на Луне» (главы из книги), А.Митяев «12 апреля. День космонавтики», В.Бороздин «Первый в космосе», Ю.Марцикявичус «Солнце отдыхает», Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега» | «Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты», «Кто знает, тот отвечает», Строительная игра «Космодром». | Рассказ воспитателя о вращении Земли. Рассказ о звёздах и созвездиях. Опыт «Звёзды светят постоянно» «Спутник Земли – Луна» | ||
«На лугу растут: ромашка…» Н.Павлова «Желтый, белый, лиловый», С.Худяков «Реснички», Г.Новицкая «Ромашки» | «Хорошо – плохо», «Узнай и назови», «Живое – неживое», «Ботаническое лото». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. | ||
Е.Пермяк «Торопливый ножик». П.Воронько «Мальчик Помогай», Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». | «Зачем человеку руки?» Ц: познакомить детей со значением рук при помощи игры и эксперимен-тирования. «Сколькими способами может пе-редвигаться человек» игра-конкурс. | Рассказ воспитателя «Что могут делать руки и ноги?», «Что нужно делать, чтобы укреплять свою костно-мышечную систему». | «Что лучше: руки или ноги?» Ц: продолжать работу над форми-рованием понятий о значении рук и ног для человека. Учить фантазировать; поиграть, развлечь детей. |
ЭКОЛОГИЯ Май
Дни недели | Занятия | Наблюдения | Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Весенние заботы птиц» | Наблюдать за появлением перелётных птиц (скворец, соловей); за их заботами; слушать их пение. Наблюдение за тем, как капает сок с берёзы . | Посадка цветоч-ных семян (бархатцы, пету-нья, астра), Уход за питомцами уголка природы. | |
2 нед. | «Сады в цвету» Цели: уточнять и расширять знания детей о экосистеме создаваемой руками человека – сад. Закреплять названия садовых деревьев; развивать логическое мышление, умение строить причинно-следственные связи. Познакомить с понятием «виноградник». Обогащать словарь детей. Воспитывать активную любознательность, любовь к природе. | Рассматривание молодых листочков на берёзе, липе. Наблюдение за тенью от дерева и измерение её. Наблюдение за погодой. | Целевая прогулка к посаженному осенью дереву груши. Ц: понаблюдать за изменениями, произошедшими с ним (принялось или нет). | Высадка рассады томатов на ого-род, прополка грядок с луком и горохом. Уход за растени-ями и животными уголка природы. |
3 нед. | «Познакомимся со своей кожей» Цели: познакомить детей с внешним строением кожи; уточнить представления о значении кожи; развивать желание экспериментировать; формировать умение объяснять полученные данные. | Наблюдение за высотой неба, за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днём или вечером. | Поддержание порядка на участке, на огороде. Полив растений (по необходимости) | |
4 нед. | «Строим экологический город» Цели: уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | Наблюдения за растениями, за птицами, насекомыми. Наблюдение за грозой. Сравнить различные виды дождя:кратковре-менный, затяж-ной, грибной, сле-пой, ливневый. | Прореживание рассады цветов и заполнение ею других клумб, оформление клумбы перед д/садом. |
Май
Чтение художественной литературы | Игры | Общение | Развлечения | Сбор гербария |
И.Крылов «Кукушка и петух», рассказы Н.Сладкова, Г.Снегирёв «Ласточка», «Скворец». М.Горький «Воробьишко», С.Михалков «Орёл», «Зяблик», Г.Скребицкий «Появились синички». | «Укрась дерево перелётными птицами,(зимующими)» «Чьё гнездо?», «Чем заняты скворцы?» «Зоологическое лото», загадки, «Да – нет», | Рассказ воспитателя о дятле, о голубе, о вороне, о соловье, о кукушке. Рассказы детей из личного опыта. | Засушивание нарциссов. | |
З.Александрова «Белая черёмуха», С.Есенин «Черёмуха», р.н.сказка «Хаврошечка», Л.Толстой «Яблони», «Мудрый старик», А.Плещеев «Мой садик», В.Жуковский «Черёмуха». | «С какого дерева лист?», «Что где растет?», «Четвёртый лишний», «Ботаническое лото», «Свари компот и варенье», «С какого дерева цветок?». | Рассказ воспитателя «Труд садоводов». Беседа «Куда отправляются созревшие фрукты», Беседа «Откуда взялось яблочко?». | Сбор лепестков тюльпанов. | |
С-р игра «Как правильно сделать перевязку?» Игра-конкурс «Какими способами можно очистить кожу?» | Рассказ воспитателя «Система, управляющая всеми органами нашего тела» (о нервной системе). Рассказ «Почему кожа бывает разного цвета?» | |||
«Если ты сорвёшь цветок…» «Наш дом родной, наш общий дом -…», Сказка «Спор» | «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта», «Дом, в котором я хотел бы жить!». | Беседа «Почему исчезают животные?» Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». |
ЛИТЕРАТУРА Сентябрь
Л.Н.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. «Фрукты и овощи» (д.и.) с.48
2. «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху» (д.и.) с.51
3. Загадки с.51
4. «Могут ли овощи приносить вред нашему здоровью» (б) с.52
5. «Вершки – корешки» (д.и.) с. 52
6 «Сыроежкины ловишки» (п.и.) с. 165
7. «Ранняя осень на земле» (б) с. 118
8. «Человек – часть природы» (з) с. 59
9. «Грибная грамота» (и) с. 137
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ» часть 1.
1. «Дары Земли – матушки и Осени – красавицы» (з) с.36
2. «По грибы да по ягоды» (з) с.31
3. Загадки с.42
4. П.Потёмкин «Мухомор»
5. З.Александрова «В грибном царстве» с. 45
6. С.Погореловский «Вот он – хлебушко душистый» с.46
7. И.Лопухина «В булочной у нас баранки» с.47
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2.
1.»Путешествие колоска» (б) с.163
2.Д.Тихомирова «Два колоска» (стих) с.164
Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки» Экология для малышей.
1.»Земля – кормилица» (з) с.25
2.»Дождевой червяк» (сказка) с.28
Т.А.Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма».
1. С.Кирсанова «Что значишь ты без трав и птиц» с.166
2.Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом» с.173
3. Беседа о живой и неживой природе с.180
4. «Кто такой человек» с.118.
Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
1. «Сила тяготения» с. 47
ЛИТЕРАТУРА Октябрь
Л.Н.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. «Царица – водица» (з) с.122
2. «Земля, вода, огонь, воздух» (и) с.123
3. «Путешествие по глобусу» (б) с.123
4. Опыты «Свойства воды» с.124
5. Загадки с. 125, 128,190, 47.
6. «Кому нужна вода» (б) с.126
7. «Как рождается речка» (мод.) с.126
8. «Ходят капельки по кругу (и) с. 127
9. «Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком» (б) с.127
10. . “Источники загрязнения воды. Меры охраны» с.128
11. Н.Рыжова «Вы слыхали о воде» (стих) с.126
12. «В гостях у морского царя» (з) с.189
13 «кто это потерял?» (и) с. 47
14. Физкультпауза «Лягушки» с. 47
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2.
1. «Путешествие капельки» (б) с.186
2. «Где живут капли воды в детском саду» с.279
3. Загадки с. 189
4. «Зачем человеку желудок» с.190
Т.А.Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма»
1. «Из недр земли забил родник» (стих) с.179
2. «Маленькие человечки» (б) с.180
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»
1. «По щучьему велению» с.95
Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки»
1. Стихи с.14, 16, 17, 18
2. «Родник» с.20
Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
1. «Вода – растворитель. Очищение воды». с. 46
2. «Почему не тонут корабли» с.68
3. «Путешествие капельки» с.70
4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика» с.31
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
1. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с.314
2. Б.Заходер «Куда спешат головастики» с.361
3. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» с.392
4. Г.Снегирёв «Колюшка» с.105
Октябрь
Л.А.Владимирская «От осени до лета».
1. К.Бальмонт «Снежинка» с.34
2. Стихи о дожде с.132-133
3. И.Токмакова «Туман» с.134
4. С.Погореловский «Капли тоже говорят» с.156
5. С.Викулов «Живая вода».
О.Е.Громова «Стихи и рассказы о животном мире».
1. О.Г.Зыкова «Камбала», «Морской петух», «Рыба-прилипала» и др. с. 155-156
2. О.Г.Зыкова «Окунь», «Карась» с. 153 , «Сом», «Ёрш» с.152
3. М.В.Переверзева «На море», «Рыбалка» с.156 -157
В.А.Степанова «Листок на ладони»
1. «Перед долгим сном» (э) с.39-40
ЛИТЕРАТУРА Ноябрь
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. «Воздушный океан» (з) с.120
2. «Узнай дерево по листу» (д.и.) с.137
3. «Осень спросим» (и) с.134
4. Опыты «Свойства воздуха» с.121
5. «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов» с.122
6. «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране» (б) с.121
7. «Перелётные птицы» (з) с.167
8. Т.Шорыгина «Загорелись как пожар…» (стих) с.152
9. «Какие слова подходят к …» (и) с.140
10. «Волшебные экранчики» (и) с.140
11. «Вершки – корешки» (и) с.139
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2.
1. «Унылая пора! Очей очарованье…» (б) с.174
2. «Как растения готовятся к зиме» (э) с.168
3. «Для чего дереву листья» (б) с.175
4. Кроссворд «Осень» с.177
5. «Как и для чего человек дышит» (з) с.178
6. «Чей силуэт?» (и) с.182
7. «Путешествие семечка» с.172-173
8. «Для чего растению нужны семена?» с.183
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с».
1. «Беседа о птицах» с.86
2. Кроссворд с.87
3. «Проводы осени» (э) с.97
4. «Листопад – хорошо, листопад – плохо» с.84
Т.А.Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма».
1. «Значение воздуха на земле» с.183
2. Н.Гончаров «Дождь» с.80
3.М.Мазин «Облака» с.80
4. Н.Гончаров «Снег» с.113
Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки»
1. «Прозрачный невидимка» (стих) с.5
2. «Южный ветерок» (сказка) с.9
3. «Крылатые помощники» (б) с.56
Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
1. «Почему дует ветер» с.64
2. Изготовление вертушки с.67
Ноябрь
О.Е.Громова «Стихи и рассказы о животном мире»
1.А.Фет «Ласточки пропали» с.103
2.Загадки, считалки, скороговорки с.92-93
Л.А.Владимирская «От осени до лета».
1. Стихи об осени с.26
2.Е.Трутнева «Улетает лето» с.19
3. Г.Ладонщиков «Загрустил воробышек» с.39
4. Е.Благинина «Улетают – улетели» с.35
5. Приметы ноября с.31
А.И.Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек.»
1. «Как устроена дыхательная система» с.102
2. «Гигиена дыхательной системы» с.108
3. «Воздушный футбол» (и) с.107
4. «Кто счастливый?» (и) с.107
5. «Морской бой» (и) с.107
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
1. Г.Скребицкий Из книги «Четыре художника» (Осень) с.294
2. И.Соколов-Микитов «Листопадничек» с.295
3. «Кукушка» ненецкая сказка с.313
4. «Хроменькая уточка» укр.сказка с.312
5. Л.Толстой «Птичка» с.328
6. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» с.346
7. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» с.354
8. С.Алексеев «Снегирь» с.177
Л.Толстой «Детям»
1. «Первый перелёт» с.80
2. «Птичка» с.23
ЛИТЕРАТУРА Декабрь
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. «Зимушка – зима» (з) с.177
2. С.Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…» с.177
3.Загадки, пословицы с.177-178
4.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка - …» с.178
5.Физминутка «Снегом засыпаны лес и поля» с.182
6. В.Берестов «Птицы» с.181
7. «Кто главный в лесу? Живые цепочки» с.153
8. Т.Шорыгина «Ёж» с.152
9. А.Кочергина «Кусты и деревья» с219
10. «Путешествие маленького бельчонка» с.217
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2
1. «Лес как экологическая система» (з) с.216
2. О.Дмитриев «Что такое лес» с.216
3. «Лесорубы» (п.и.) с.220
4. «Как животные приспособились к зиме» с.225
5. «Чей хвост?» (д.и.) с.226
6. «Если хочешь быть здоров» с.229
7. Комплекс упражнений по профилактике ангины с.231
8. «Для чего человек ест» с.198
9. «Клуб знатоков леса» с.193
10. «Как живут наши пернатые друзья зимой» с.200
11. «Пищевые цепочки в лесу» с.221
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»
1. «Глубина снега» (альбом) с.105
2. «Найди ошибку» (д.и.) с.105
3. «Лесная зона» (животные) с.104
Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе»
1. «Зимний лес» (стих) с.64
2. «Зима» (стих) с.66
3. «Когда дубраве легче живется» (сказка) с.66
4. «Прогулка в лес» с.7
5. «Русский лес. Этажи леса» с.5, 11
6. «Лесные этажи» с.11, «В чаще бора» с.15, «Берендеево царство» с.26
7. «Сосновые леса» с.27, «Лиственница» с.31, «Кедровые орешки» с.35
8. Рассказ воспитателя о еловом (с.18), сосновом (с.27), кедровом лесе (с.33), пихтовом (с.36) и смешанном лесе (с.38).
9. «Лесная мышь» с.79
10. «Рябина» с.80
Декабрь
Т.А.Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма»
1. Физминутка «Зайка» с.154
2. «Что будет, если…» (д.и.) с.154
3. «Путешествие в прошлое живой природы» с.213
Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
1. «Почему не тонут айсберги. Твёрдая вода?» с.78
В.А.Степанова «Листок на ладони»
1. «Вот и к нам пришла зима» (экскурсия) с.41
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 1.
1. «Зима» с.84
2. «Для чего зайцам нужны волки?» с.56
3. Загадки о животных с.57
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
1. И.Бунин «Первый снег» с.274
2. А.Пушкин «Зимний вечер» с.343
3. В.Бианки «Купание медвежат» с.356»
4.И.Соколов-Микитов «Год в лесу» (гл. «На лесной дороге», «Белки», «Медвежья семья» с.95, «Глухари» с.359)
5. М.Пришвин «Ёж» с.359
6. И.Крылов «Стрекоза и муравей» с.374
7. П.Бажов «Серебряное копытце» с.327
8. В.Бианки «Лесные домишки» 278
ЛИТЕРАТУРА Январь
Л.Г.Гоькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. Наблюдение за морской свинкой с.170
2. Наблюдение за попугаем с.175
3. «Черенкование комнатных растений» с.201
4. Е.Благинина «Огонёк» с.201, «На моём окошке» с.199
5. Загадки о кактусе и пальме с.201
6. «Из чего можно вырастить растение?» (д.и.) с.203
7. Пальчиковая игра «Алые цветы» с.203
8. «Снежный ком» (д.и.) с.170
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2
1. «Комнатные растения – спутники нашей жизни» с.240
2. «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души». с.75
3. «Чей хвост?» (д.и.) с.226
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»
1. «Наблюдение за красноухой черепахой» с.93
2. «Беседа о комнатных растениях» с.115
А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек.»
1. «Глаза могут не только смотреть» (д.и.) с.120
2. «Есть ли у глаз помощники» с.120
3. «Что я вижу одним глазом?» с.119
4. «Почему у нас два глаза?» с.117
Т.А.Шорыгина «Беседы о домашних и декоративных птицах»
1. «Мурзик, иди сюда!» с.58
2. «Песенка о попугае» с.56
3. «Розовый какаду» с.53
4. «Певунья – канарейка» с.50
5. «Почтовая голубка» с.45
6. «Кривая уточка» с.37
7. «Утка крякает» с.34
8. «Цыплёнок Чик и кот Федот» с.29
9. «Чёрный петух» с.23
Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
1. «Волшебные стёклышки» с.51
О.Е.Громова «Стихи и рассказы о животном мире»
1. Физминутка «Хомка» с.169
Январь
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
1. Л.Толстой «Птичка» с.323
2. М.Пришвин «Ребята и утята» с.275
3. О.Донченко «Петрусь и золотое яичко» с.147
Л.Толстой «Детям»
1. «Слепой и молоко» с.174
2. «Осязание и зрение» с.187
3. «Отчего в темноте видно?» с.186
«250 Золотых страниц» Москва 2002г.
1. И.Крылов «Филин и осёл» с.13
ЛИТЕРАТУРА Февраль
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. «Домашние животные – друзья человека» с.71
2. Загадки с.71
3. «Посмотри на рысака…» с.72
4. «Корабль пустыни» с.174
О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2.
1. «Север – царство льда и снега» с.205
2. Обобщающая беседа о зиме с108
3. Потешки, поговорки, загадки о домашних животных с.140
4. Народные приметы о зиме с.147
5. Народный календарь с.147
6. Физминутка «У оленя дом большой» с.207
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»
1. «Ледяная зона» с.91
2. «Растительный и животный мир тундры» с.98
3. Беседа о зиме с.59
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 1.
1. «Домашние животные» с.51
2. «Обитатели скотного двора» с.51
3.М.Пляцковский «Колючка на ужин» с.64
А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек.»
1. Знакомство с ухом с.113
2. «Определи товарища по голосу» (д.и.) с.116
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
1. Н.Сладков «Разноцветная земля» с.282
2. Г.Снегирёв «След оленя» с.287
3. Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню» с.284
4. С.Маршак «Ледяной остров» с.203
5. Н.Емельянова «Окся-труженица» с.84
6. А.Членов «Как Алёшка жил на Севере» с.83
7. Улуро Адо «Рассказы Юко» с.70
Хрестоматия для дошкольников 4 – 5 лет.
1. Д.Радович «Крокодокодил» с.565
2. «Про мальчика, который рычал на тигров» с.562
3. Б.Гримм «Бременские музыканты» с.384
4. К.Ушинский «Бодливая корова» с.133
Февраль
Л.Н.Толстой «Детям»
1. «Лев и мышь» с.158
2. «Царь и слоны» с.168
3. «Шакалы и слон» с.163
«250 Золотых страниц» Москва 2002г.
1. С.Михалков «Заяц и черепаха» с.22
2.Э.Мошковская «Уши» с.42
3. И.Крылов «Собака и лошадь» с.73
4. А.Барто «В кошачьей неотложке» с.114
5. Е.А.Измайлов «Совет мышей» с.184
Т.В.Смирнова «Ребенок познает мир (игровие занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)»
1. Е.Бахдуренко «Уши и язык» с. 156.
ЛИТЕРАТУРА Март
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. Загадки о весне с. 111
2. И.Суриков «Весна» с.112
3. Заклички 112
4. «Бывает-не бывает» (и.) с. 115
5. «Что перепутал художник?» с.115
О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2
1. «Как поссорились март и февраль» (з) с.234
2. «Колыбельная из двух слов» (з) с.214
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 1.
1. «Ранняя весна» с.39
2. Сравнительный анализ картин И.Левитана «Март» и И.Грабаря «Февральская лазурь» с.39
3. «Травы» с.66
А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с»
1. «Сердце и сосуды» с.981
Г.Шалаева «ШКОЛА для дошколят»
1. «Сердечно – сосудистая система» с.222
2. «Кровь» с.223
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
1. Н.Юсупов «Голубь и пшеничное зерно» с.370
2. Ю.Крутогоров «Дождь из семян» с.59
3. Л.Кон «Книга о растениях» (Пшеница. Рожь) с.210
4. Я.Дягутите «Руки человека» с.211
5. Б.Житков «Баштан» с.212
6. Ф.Тютчев «Весенние воды» с.346
7. Е.Серова «Подснежник» с.347
8. И.Токмакова «Весна» с.346
9. Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце» с. 91
10. И.Исаковский «Пробилась зелень полевая…» с.90
11. А.Плещеев «Сельская песня» с.126
12. В.Берестов «Песенка весенних минут» с.126
13. А.Боске «Зёрнышко» с.133
14. Л.Воронкова «Золотые ключики» с.146
15. А.Блок «На лугу» с.273
16. М.Пришвин «Золотой луг» с.275
17. Н.Павлова «Жёлтый, белый, лиловый» с.294
18.А.Толстой «Колокольчики мои…» с.348
19. Е.Серова «Ландыш. Гвоздика. Незабудка». с.350
ЛИТЕРАТУРА Апрель
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. «Насекомые» с.105
2. «Что мы видим вокруг» (б) с.105
3. Загадки о насекомых с.105
4. «Игра в слова» с.106
5. «Космос. Вселенная. Звёзды.» с.209
6. «Кто знает, тот отвечает» (и) с.101
7. «Расположи планеты правильно» (и) с.101
8. «Солнце и планеты» с.103
9. Опыт «Звёзды светят постоянно» с.210
10. А.Шмыгина «Космонавты» с.211
11. «У каждой планеты свой собственный путь» с.101
12. Рассказ воспитателя о созвездиях с.103
13. Ю Марцикявичус «Солнце отдыхает» с.223
14. Загадки о лекарственных растениях с.222
15. «Узнай и назови» (д.и.) с.55
16. Стих «На лугу растут: ромашка…» с.55
О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
1. «Муравьи – санитары леса» с.116
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 2.
1. «Шестиногие малыши» с.72
2. «Вредные» насекомые. Зачем они нужны?» с.72
3. «Детство» бабочки или «Гусеница – этонасекомое?» с. 72
4. «Подбери слово» (д.и.) с.74
5. «Покорение космоса» с.57
А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек».
1. «Скелет человека» с.55
2. «Что могут делать руки и ноги» с.64
3. «Сколькими способами может передвигаться человек» (и) с.68
4. «Что лучше: руки или ноги?» с.61
5. «Зачем человеку руки?» с.59
Л.Молодова «Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников»
1. «Зелёная аптека».
Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки»
1. «Ты сачком их не лови» с.67
2. «Катя и божья коровка» с.71
3. «Удивительный мир шестиногих» с.67
4. «Волшебник с планеты Омега» с.96
Апрель
В.А.Степанова «Листок на ладони»
1. «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» (э) с.43
Л.А.Владимирская «От осени до лета»
1. С.Худяков «Реснички» с.126
2.Г.Новицкая «Ромашки» с.126
3.М.Клокова «Жук» с.130
4. Е.Фейерабенд «Шмель» с.129
5. Н.Мигунова «Пчелка» с.112
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
1.Л.Квитко «Жучок» с.93
2. Н.Романова «Что узнал дождевой червяк» с.98
3. В.Драгунский «Он живой и светится…» с.262
4. В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» с.267
5. А.Митяев «12 апреля. День космонавтики» с.202
6. Е.Пермяк «Торопливый ножик» с79
7. П.Воронько «Мальчик Помогай» с.269
Хрестоматия для дошкольников 4 – 5 лет.
1. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» с.121
Л.Н.Толстой «Детям»
1. «Шелковичный червь» с.81
ЛИТЕРАТУРА Май
Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
1. “Птицы нашего края» с.211
2. Загадки с.211
3. «Наш дом родной, наш общий дом - …» с.40
4. Сказка «Спор» с.41
5. «Чистый воздух и вода – богатство страны» с.40
О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
1. «Весенние заботы птиц» с.266
2. «Чьё гнездо?» (д.и.) с.269
3. «Чем заняты скворцы» с.270
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»
1. «Почему исчезают животные?» (б) с.133
2. «Если ты сорвешь цветок…» с.133
О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 2.
1. «Да – нет» (д.и.) с.77
2. «Цветущая весна» с.61
Г.Шалаева «ШКОЛА для дошколят»
1. Рассказы о птицах с.185 – 189
2. «Нервная система» с.224
3. «Почему кожа бывает разного цвета?» с.228
А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек»
1. «Как правильно сделать перевязку» (и) с.80
2. «Познакомимся со своей кожей» с.70
3. «Какими способами можно очистить кожу?» с.83
О.Е.Громова «Стихи и рассказы о животном мире»
1. Произведения о птицах с.84
Л.А.владимирская «От осени до лета»
1. А.Плещеев «Мой садик» с.94
2. В.Жуковский «Черёмуха» с.95
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
1.М.Горький «Воробьишко» с.325
2. С.Михалков «Орёл» с.287, «Зяблик» с.94
3. Г.Скребицкий «Появились синички» с.97
4. З.Александрова «Белая черёмуха» с.286
5. С.Есенин «Черёмуха» с.294
6. Г.Снегирёв «Скворец» с.261
Май
Л.Н.Толстой «Детям»
1. «Яблони» с.50
2. «Мудрый старик» с.143
«Песенный человек» долганская сказка (пересказ Н.Гессе и З.Задунайской)
В.Маяковский «Мистер – Твистер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ЗИМНИЙ СЕЗОН
План работы с детьми на зимний сезон....
Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Ознакомление детей с окружающим миром, живой и неживой прироодой....
Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя группа
формирование у детей первичных представлений об окружающем мире , приобщение к экологической культуре....
Перспективный план по «Экологическому воспитанию» в подготовительной группе
Перспективный план по «Экологическому воспитанию» в подготовительной группе темаЦелевые ориентирыЛитературасентябрь«Беседа о лете» Углубить и обобщить представления детей о лете, его ...
перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Перспективный план с января по май . Указана работа сродителями...
Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе на 2020-2021 год
Перспективный план по экологическому воспитанию...
Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе на 2021 -2022 учебный год к технологии "Юный эколог"
Перспективный план с сентября по май по экологическому воспитанию в подготовительной группе на 2021 -2022 учебный год к технологии "Юный эколог"...
Комментарии
Перспективный план по экологическому воспитанию подготовительная
Спасибо!!!