" В сакзку к Водяному"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гармоза Ксения Николаевна

Это занятие по исследовательской деятельности в старшей группе. Дети отправляются в сказку на воздушном шаре, где в лаборатории проводят ряд опытов с водой, воздухом и снегом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МДОУ « Октябрьский детский сад»

         

« В сказку к Водяному»

Конспект занятия исследовательской деятельности

в старшей группе.

Воспитатель: Гармоза Ксения

 Николаевна

с. Октябрьское

2010г.

«В сказку к Водяному»

 Программное содержание:

  1. Закреплять представления детей о свойствах воды, снега;
  2. Расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении);
  3. Побуждать детей самостоятельно делать выводы;
  4. Воспитывать интерес к исследовательским действиям;
  5. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение с детьми за состоянием воды при понижении температуры ( замерзании) в холодильнике и при повышении ( испарении);
  2. Чтение художественных произведений о воде, слушание аудиозаписи « журчание ручья, капели;
  3. Просмотр мультфильма « Капитошка»

Оборудование: плоскостное изображение пруда, воздушные шарики, пластмассовые бутылки, ёмкости с горячей и холодной водой, изображение воздушного шара, сахар, соль, стаканчики, бусины, ложки, ёмкость для воды (банки, бутылки). Фильтры),снег, лёд.

Персонажи: Водяной, Палкан.

Ход занятия:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Воспитатель:

-Ребята, кто знает, о чём эта загадка?

Дети:

-О воде.

 Стук в дверь, слышится шум.

Воспитатель:

-Кто это к нам?

Водяной:

- Я водяной.

Воспитатель:

- Откуда ты?

Водяной:

- У меня беда. Злой Палкан засорил мой пруд. Совсем мелко стало в нём. Что мне делать? Как жить? Где найти мне другой пруд? Рыба пропала.

Воспитатель:

- Хорошо. Нужно помочь Водяному. Отправляемся в путешествие.

Водяной:

-А на чём? Он и летучий корабль спрятал.

Воспитатель:

- Ребята, а на чём можно отправиться в путь?

( дети предлагают свои варианты)

Воспитатель:

-Давайте полетим в сказку на воздушном шаре.

Водяной:

-Как же мы полетим на нём? Ведь волшебных слов мы не знаем.

Воспитатель: А нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке.

Через нос походит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем.

 ( Воздух)

Открывается изображение воздушного шара.

Воспитатель:

-Скажите, ребята, зачем над шаром изображена горелка?

Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала, давайте повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. С горячей водой будь осторожен!
  4. Воспитатель: Наденьте пустой воздушный шарик на горлышко пластмассовой бутылки. Подержите немного в горячей воде. Что вы видите?

(шарик надувается)

-Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, бутылка запотевает. Воздух расширяется и заполняет шарик. Он надувается.

Подержите теперь бутылку с шариком в холодной воде. Что вы видите? (шарик сдувается).

Как вы думаете, почему это происходит?

( ответы детей).

Воспитатель:

- И так, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Так зачем нужна горелка воздушному шару?

( ответы детей)

Воспитатель:

-Давайте сделаем вывод: « При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

- Отправляемся в полёт.

( звучит музыка из мультфильма « Летучий корабль»)

Воспитатель: (обращая внимание на глобус) Так выглядит наша планета из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом?

Дети:

-Вода!

Ребёнок:                             Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Воспитатель:

- Да, вода везде вокруг нас. Внимание! Мы приземляемся!

Палкан:

-Чего пожаловали и откуда?

Воспитатель:

- Мы прилетели тебя уму разуму научить, чтобы ты Водяного не обижал!

Палкан:

-Ой-ой-ой! Чего такого я не знаю? Отгадайте сначала загадку. А то не пущу.

Посреди поля

Лежит зеркало

Стекло голубое

           Рама зелёная.   (пруд)

Дети подходят к плоскостному изображению пруда, закиданному пакетами, бумагами и т.д.

Воспитатель:

-Зачем  ты пруд замусорил? Разве ты не знаешь, что Вода-это богатство. Она обладает чудесными свойствами.

-Ребята, давайте попробуем доказать свою правоту.

Пройдёмте в лабораторию. Посмотрите, у пруда лежит снег; мы потом с ним поработаем.

Воспитатель:

- Давайте возьмём стакан с чистой водой и понюхаем её. Имеет ли она запах?

(ответы детей)

- Давайте сделаем вывод: « Вода не имеет запаха!»

Опыт№2   Давайте положим в стакан бусину или ложку. Видно её? А теперь положим бусину в стакан с молоком. Что можно сказать?             (бусину не видно)

- Какой вывод можно сделать? « Вода прозрачная»

Опыт№ 3

Положите, ребята, в стакан ложку сахара, соли. Размешайте. Что произошло? (Сахар растворился)

Какой вывод можно сделать? « Вода является растворителем для некоторых веществ»

Опыт№4

Теперь разлейте воду по разным сосудам. Какую форму приняла вода? (форму посуды)

Сделаем вывод: « Вода приняла форму того сосуда, в который её налили.

Палкан: Да, интересно! А давайте поиграем в смешную игру « Река, камень, трава» (физкультминутка)

Один лежит, другой бежит,

Третий кланяется.

Один говори:

« Побежим, побежим!»

Другой говорит:

« Полежим, полежим!

А третий пошатаемся!»

Воспитатель:

-Ребята,  посмотрите, что произошло со снегом (снег растаял). Почему так произошло?

Дети:

-От тепла.

Водяной:

-Жаль, я хотел полакомиться. Он как белое мороженое.

Воспитатель:

-Ты что, снег нельзя есть! Ребята, объясните Водяному, почему нельзя есть снег.

Дети:

-Он холодный, грязный.

Воспитатель:

- Давайте докажем, что это так.

Опыт№5 Дети наливают талую воду из тарелки в воронку с фильтром, убеждаются, что снег грязный. На салфетки остались частички земли и песка.

Палкан:

-Да, снег грязный и холодный, не стоит его есть. Спасибо вам, мы многое узнали. Я расчищу пруд и буду сохранять чистоту пруда.

Воспитатель:

-Давайте закрепим все свойства воды.

Игра « Предай капельку»

Дети становятся в круг, передают друг другу капельку и повторяют все свойства воды.

1 ребёнок:                              На берегу пруда

Такая благодать!

Сюда скорей беги

Купаться, загорать!

2 ребёнок:                           Но только разный сор

В траве не оставляй,

Не зарывай в песок

И в воду не бросай!

3 ребёнок:                           Не засоряй сейчас

Прекрасный водоём

И мы ещё не раз

Сюда придём!

Воспитатель: Нам пора возвращаться назад. Садитесь в воздушный шар. Закрывайте глаза. (звучит музыка из мультфильма « Летучий корабль») Мы приземляемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История водяной капельки.(Детям о круговороте воды в природе)

В презентации представлена занимательная история путешествия водяной капельки, которая  предназначена для показа детям на занятии по ознакомлению с окружающим миром. В доступной детям дошкольного...

Сценарий Новогоднего утренника "Проказы Водяного"

Сценарий для детей старшей, подготовительной группы детского сада предполагает предварительную подготовку детей. Просмотр видео письма, которое дети находят в группе....

Символ годаЧерно-синяя водяная змея.Аппликация "Змея 2013".Техника торцевания.

Наша фантазия безгранична, техник работ с бумагой большое разнообразие. И торцевание одна из них. Ребята из нашей группы с этой техникой знакомы давно, и уже выполнили очень много работ. Так как...

Коллективная работа "Водяные лилии"

Знакомить детей с окружающим миром.Развивать фантазию, воображение,мелкую моторику польцев рук.Закреплять знание основеых цветов, навыки пользования клеем....

Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.

Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...

Водяные страхи

Водяные страхи НА БЕРЕГУ водоемов обязательно можно увидеть ребенка, которого буквально насильно волокут в воду. Он кричит, упирается, бьется в паническом страхе. А...

НОД по сакзке В.Бианки "Путешествие муравьишки"

Интересное путешествие  по сказке В.Бианки "Путешествие муравьишки" детей ,вместе с героями сказки....