Главные вкладки

    " В сакзку к Водяному"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Гармоза Ксения Николаевна

    Это занятие по исследовательской деятельности в старшей группе. Дети отправляются в сказку на воздушном шаре, где в лаборатории проводят ряд опытов с водой, воздухом и снегом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      МДОУ « Октябрьский детский сад»

             

    « В сказку к Водяному»

    Конспект занятия исследовательской деятельности

    в старшей группе.

    Воспитатель: Гармоза Ксения

     Николаевна

    с. Октябрьское

    2010г.

    «В сказку к Водяному»

     Программное содержание:

    1. Закреплять представления детей о свойствах воды, снега;
    2. Расширять представления о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении);
    3. Побуждать детей самостоятельно делать выводы;
    4. Воспитывать интерес к исследовательским действиям;
    5. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

    Предварительная работа:

    1. Наблюдение с детьми за состоянием воды при понижении температуры ( замерзании) в холодильнике и при повышении ( испарении);
    2. Чтение художественных произведений о воде, слушание аудиозаписи « журчание ручья, капели;
    3. Просмотр мультфильма « Капитошка»

    Оборудование: плоскостное изображение пруда, воздушные шарики, пластмассовые бутылки, ёмкости с горячей и холодной водой, изображение воздушного шара, сахар, соль, стаканчики, бусины, ложки, ёмкость для воды (банки, бутылки). Фильтры),снег, лёд.

    Персонажи: Водяной, Палкан.

    Ход занятия:

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать

    На землю падает опять.

    Воспитатель:

    -Ребята, кто знает, о чём эта загадка?

    Дети:

    -О воде.

     Стук в дверь, слышится шум.

    Воспитатель:

    -Кто это к нам?

    Водяной:

    - Я водяной.

    Воспитатель:

    - Откуда ты?

    Водяной:

    - У меня беда. Злой Палкан засорил мой пруд. Совсем мелко стало в нём. Что мне делать? Как жить? Где найти мне другой пруд? Рыба пропала.

    Воспитатель:

    - Хорошо. Нужно помочь Водяному. Отправляемся в путешествие.

    Водяной:

    -А на чём? Он и летучий корабль спрятал.

    Воспитатель:

    - Ребята, а на чём можно отправиться в путь?

    ( дети предлагают свои варианты)

    Воспитатель:

    -Давайте полетим в сказку на воздушном шаре.

    Водяной:

    -Как же мы полетим на нём? Ведь волшебных слов мы не знаем.

    Воспитатель: А нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке.

    Через нос походит в грудь

    И обратно держит путь.

    Невидимка он, и всё же

    Без него мы жить не можем.

     ( Воздух)

    Открывается изображение воздушного шара.

    Воспитатель:

    -Скажите, ребята, зачем над шаром изображена горелка?

    Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала, давайте повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.

    1. Не толкай соседа во время работы.
    2. Сначала посмотри, потом повтори.
    3. С горячей водой будь осторожен!
    4. Воспитатель: Наденьте пустой воздушный шарик на горлышко пластмассовой бутылки. Подержите немного в горячей воде. Что вы видите?

    (шарик надувается)

    -Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, бутылка запотевает. Воздух расширяется и заполняет шарик. Он надувается.

    Подержите теперь бутылку с шариком в холодной воде. Что вы видите? (шарик сдувается).

    Как вы думаете, почему это происходит?

    ( ответы детей).

    Воспитатель:

    - И так, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Так зачем нужна горелка воздушному шару?

    ( ответы детей)

    Воспитатель:

    -Давайте сделаем вывод: « При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

    - Отправляемся в полёт.

    ( звучит музыка из мультфильма « Летучий корабль»)

    Воспитатель: (обращая внимание на глобус) Так выглядит наша планета из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом?

    Дети:

    -Вода!

    Ребёнок:                             Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, море, океане

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Растворяет сахар в чае.

    Мы её не замечаем.

    Воспитатель:

    - Да, вода везде вокруг нас. Внимание! Мы приземляемся!

    Палкан:

    -Чего пожаловали и откуда?

    Воспитатель:

    - Мы прилетели тебя уму разуму научить, чтобы ты Водяного не обижал!

    Палкан:

    -Ой-ой-ой! Чего такого я не знаю? Отгадайте сначала загадку. А то не пущу.

    Посреди поля

    Лежит зеркало

    Стекло голубое

               Рама зелёная.   (пруд)

    Дети подходят к плоскостному изображению пруда, закиданному пакетами, бумагами и т.д.

    Воспитатель:

    -Зачем  ты пруд замусорил? Разве ты не знаешь, что Вода-это богатство. Она обладает чудесными свойствами.

    -Ребята, давайте попробуем доказать свою правоту.

    Пройдёмте в лабораторию. Посмотрите, у пруда лежит снег; мы потом с ним поработаем.

    Воспитатель:

    - Давайте возьмём стакан с чистой водой и понюхаем её. Имеет ли она запах?

    (ответы детей)

    - Давайте сделаем вывод: « Вода не имеет запаха!»

    Опыт№2   Давайте положим в стакан бусину или ложку. Видно её? А теперь положим бусину в стакан с молоком. Что можно сказать?             (бусину не видно)

    - Какой вывод можно сделать? « Вода прозрачная»

    Опыт№ 3

    Положите, ребята, в стакан ложку сахара, соли. Размешайте. Что произошло? (Сахар растворился)

    Какой вывод можно сделать? « Вода является растворителем для некоторых веществ»

    Опыт№4

    Теперь разлейте воду по разным сосудам. Какую форму приняла вода? (форму посуды)

    Сделаем вывод: « Вода приняла форму того сосуда, в который её налили.

    Палкан: Да, интересно! А давайте поиграем в смешную игру « Река, камень, трава» (физкультминутка)

    Один лежит, другой бежит,

    Третий кланяется.

    Один говори:

    « Побежим, побежим!»

    Другой говорит:

    « Полежим, полежим!

    А третий пошатаемся!»

    Воспитатель:

    -Ребята,  посмотрите, что произошло со снегом (снег растаял). Почему так произошло?

    Дети:

    -От тепла.

    Водяной:

    -Жаль, я хотел полакомиться. Он как белое мороженое.

    Воспитатель:

    -Ты что, снег нельзя есть! Ребята, объясните Водяному, почему нельзя есть снег.

    Дети:

    -Он холодный, грязный.

    Воспитатель:

    - Давайте докажем, что это так.

    Опыт№5 Дети наливают талую воду из тарелки в воронку с фильтром, убеждаются, что снег грязный. На салфетки остались частички земли и песка.

    Палкан:

    -Да, снег грязный и холодный, не стоит его есть. Спасибо вам, мы многое узнали. Я расчищу пруд и буду сохранять чистоту пруда.

    Воспитатель:

    -Давайте закрепим все свойства воды.

    Игра « Предай капельку»

    Дети становятся в круг, передают друг другу капельку и повторяют все свойства воды.

    1 ребёнок:                              На берегу пруда

    Такая благодать!

    Сюда скорей беги

    Купаться, загорать!

    2 ребёнок:                           Но только разный сор

    В траве не оставляй,

    Не зарывай в песок

    И в воду не бросай!

    3 ребёнок:                           Не засоряй сейчас

    Прекрасный водоём

    И мы ещё не раз

    Сюда придём!

    Воспитатель: Нам пора возвращаться назад. Садитесь в воздушный шар. Закрывайте глаза. (звучит музыка из мультфильма « Летучий корабль») Мы приземляемся!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    История водяной капельки.(Детям о круговороте воды в природе)

    В презентации представлена занимательная история путешествия водяной капельки, которая  предназначена для показа детям на занятии по ознакомлению с окружающим миром. В доступной детям дошкольного...

    Сценарий Новогоднего утренника "Проказы Водяного"

    Сценарий для детей старшей, подготовительной группы детского сада предполагает предварительную подготовку детей. Просмотр видео письма, которое дети находят в группе....

    Символ годаЧерно-синяя водяная змея.Аппликация "Змея 2013".Техника торцевания.

    Наша фантазия безгранична, техник работ с бумагой большое разнообразие. И торцевание одна из них. Ребята из нашей группы с этой техникой знакомы давно, и уже выполнили очень много работ. Так как...

    Коллективная работа "Водяные лилии"

    Знакомить детей с окружающим миром.Развивать фантазию, воображение,мелкую моторику польцев рук.Закреплять знание основеых цветов, навыки пользования клеем....

    Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.

    Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...

    Водяные страхи

    Водяные страхи НА БЕРЕГУ водоемов обязательно можно увидеть ребенка, которого буквально насильно волокут в воду. Он кричит, упирается, бьется в паническом страхе. А...

    НОД по сакзке В.Бианки "Путешествие муравьишки"

    Интересное путешествие  по сказке В.Бианки "Путешествие муравьишки" детей ,вместе с героями сказки....